Научная статья на тему 'Сетевая среда учреждений повышения квалификации как важный фактор совершенствования профессионализма педагогов в условиях цифровизации системы образования'

Сетевая среда учреждений повышения квалификации как важный фактор совершенствования профессионализма педагогов в условиях цифровизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕТЕВАЯ СРЕДА ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ЖЕЛіЛіК ОРТА / ЦИФРЛЪЩ САУАТ-ТЫЛЫқ / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ ұЙ-ЫМДАРЫНЫЦ ОРТАСЫ / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ ұЙЫМДАРЫНЫЦ ЖЕЛіЛіК ОРТАСЫ / NET COMMUNITY / INTERNET / DIGITAL LITERACY / NET COMMUNITY OF IN-SERVICE TEACHERS INSTITUTIONS / NET COMMUNITY OF INSERVICE TEACHERS INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М. В.

Рассматривается актуальность создания современной сетевой среды учреждений повышения квалификации, способствующей совершенствованию профессионализма педагогов в условиях циф-ровизации системы образования, необходимость педагогизирования интернет среды. Представлен взгляд на трактование понятий «среда учреждений повышения квалификации», базовым для которого является трактование среды Ж.Ж. Руссо»; «сетевой среды института повышения квалификации». Описан опыт работы по созданию сетевая среда филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации по Костанайской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The network environment of the institutions of professional development as an important factor of teachers’ professionalism improvement in the conditions of the education system digitalization

The relevance of the modern net community of in-service teachers training institutions is considered, this community supports teachers’ professionalism under the conditions of the digital educational system; the necessity of making Internet environment more educational is also marked. The view about the definitions «in-service teachers institutions environment» based on Jean Jacques Rousseau’s view, and «in-service teachers institute net environment» is shown.The branch of JSC «National Center for Professional Development «Orleu» Institute for Teacher Professional Development of Kostanay region» experience on the net community organization is described.

Текст научной работы на тему «Сетевая среда учреждений повышения квалификации как важный фактор совершенствования профессионализма педагогов в условиях цифровизации системы образования»

И

ФИЛОСОФСКИЕИМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слесарь,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических кадров по Костанайской области»

He2i32i свздер: желтк орта, интернет, цифрлъщ сауат-тылъщ,бтктткпи арттыру j й-ымдарыныц орт асы, ôi:iii<mi:iii<mi арттыру щымдарыныц жел\лт ортасы.

Ключевые слова: сетевая среда, интернет, цифровая грамотность, среда учреждений повышения квалификации, сетевая среда института повышения квалификации.

Keywords: net community, internet, digital literacy, net community of in-ser\'ice teachers institutions, net community of in-sen'ice teachers institute

СЕТЕВАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Бшкшпкп арттыру уйымдарыныц бипм беру жуйесш цифрландыру жагдайында педагогтардьщ кэслби шеберлтн жетивдруге ьщпал ететш замана-уи желшш ортасын жасау озектш1п, интернет-ор-таны педагогтандыру кажеттшт карастырылады. Ж.Ж.Руссоньщ орта туралы пайымдауы непз бо-лып табылатын «0Ш1кт1Л1кт1 арттыру уйымдары-ньщ ортасы», «ОШ1КТШ1КТ1 арттыру институтыньщ желшш ортасы» угымдарына кезкарас усыныла-ды. «Эрлеу» БА¥0» АК, филиалы Костанай облы-сы бойынша бшкшикп арттыру институтыньщ желшш ортасын жасау бойынша жумыс тэж1рибес1 суреттеледк _

Аннотация ~

Рассматривается актуальность создания совре- ш менной сетевой среды учреждений повышения > квалификации, способствующей совершенствованию профессионализма педагогов в условиях циф- 3 ровизации системы образования, необходимость щ

педагогизирования интернет - среды. Представлен §

С

взгляд на трактование понятий «среда учреждений Ъ повышения квалификации», базовым для которого g является трактование среды Ж.Ж. Руссо»; «сетевой rj среды института повышения квалификации». Опи- Ег сан опыт работы по созданию сетевая среда фили- jr ала АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации по Костанайской области».

н s

The relevance of the modern net community g of in-service teachers training institutions is rj considered, this community supports teachers' 3 professionalism under the conditions of the digital 5 educational system; the necessity of making Internet jg

Annotation

с

n=t

(5}

Сй)

environment more educational is also marked. The view about the definitions «in-service teachers institutions environment» based on Jean Jacques Rousseau's view, and «in-service teachers institute net environment» is shown.The branch of JSC «National Center for Professional Development «Orleu» Institute for Teacher Professional Development of Kostanay region» experience on the net community organization is described.

Формирование информационно - коммуникативной грамотности населения страны в условиях реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан», которая перед системой образования ставит задачи обучения этой грамотности подрастающее поколение, на наш взгляд, утверждает, что в первую очередь ей должны в совершенстве владеть педагогическое сообщество.

Сегодня важное направление работы образовательных учреждений объединение в образовательном процессе новых информационно - коммуникативных технологий и новых образовательных практик, так как только этот процесс приведёт к повышению качества образовательных результатов выпускников, современной социализации обучающихся, совершенствованию профессионализма педагогов в условиях цифровизации системы образования.

По мнению исследователей, глобальным субъектом современной образовательной практики является распределённое сообщество, участники которого (дети, родители, учителя, преподаватели, студенты) играют, учатся, работают в сети.

Личное, интимное, семейное, профессиональное общение происходит в интернете, который стал местожительством современных детей, подростков, молодёжи. Отсюда насущная задача учителей и преподавателей педагогизировать интернет - среду, управлять контентом, формами взаимодействия учащихся в информационной среде, заполняя сетевое пространство электронными учебными курсами, воспитывающими постерами и баннера-ми. Педагог с помощью своего персональ-

5:

О

ного сайта, блога, блогепота, странички в социальной сети может выступить в роли модератора познавательного процесса, организатора гражданской интернет дискуссии или глобальной патриотической акции [1].

Всё это подтверждает необходимость повышения цифровой грамотности педагогов.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» определила цифровую грамотность как важнейший жизненный навык.

В 2007 году были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях информационного общества. Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного общества центральную роль играет именно цифровая грамотность [2].

К важнейшим индикаторам кроме этих семи отнесено профессиональное развитие преподавателей и учителей как ключевой индикатор, который достигается за счёт использования электронного обучения, дистанционных курсов, общения в профессиональной сети, формирующих новые методические навыки, в последствие применяемые в педагогической практике.

Следовательно, цифровая грамотность учителя - важнейший профессиональный навык.

Как же обстоят дела с цифровой образованностью учителей в странах с развитыми интернет - сегментами?

Уровень цифровой образованности школьных учителей, опрошенные европейцы оценивают не очень высоко, по их мнению, только 20-25% школьников об-

учаются у учителем с высоким уровнем цифровой компетентности или у педагогов поддерживающих активное использование цифровых технологий в учебном процессе [1].

Что подтверждает важность повышения уровня цифровой грамотности педагогов, так как она служит катализатором развития подрастающего поколения, содействует самообразованию и росту педагогического мастерства педагогов, способствует предвидению ими превентивных оценок своей деятельности и воспитанности обучающихся.

Сегодня цифровая грамотность педагога - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми (обучающимися, родителями, администрацией школы, со всем педагогическим сообществом образовательного учреждения, региона, страны, всего мира, в том числе структурами повышения квалификации).

Совершенствованию цифровой грамотности учителей как важного фактора развития педагогического мастерства способствуют профессиональные сетевые среды.

Сетевая педагогическая среда - образовательная среда для учителей, но состояние, содержание её влияет на образовательную среду, в которой воспитываются учащиеся.

Ж.Ж. Руссо одним из первых начал трактовать «среду» как поле для развития личности. По мнению учёного, для формирования эффективной воспитательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика. Такая среда позволяет развить внутренний стержень, свободу выбора, независимость, так как подразумевает упор не на количество полученных знаний, а на способность выбирать свой

индивидуальный путь в познании, на самостоятельность в принятии решений [3].

Поражает современность взгляда учёного на важность соответствия среды тем требованиям, которые сейчас предъявляются к образовательной среде школы.

Исходя из определения этого великого педагога, среда учреждений повышения квалификации должна быть полем для развития педагогического мастерства учителей, в которой были бы удовлетворены потребности слушателей в знаниях инновационных технологий и способах использования их в педагогической деятельности.

На наш взгляд, сегодня сетевая среда института повышения квалификации - современный центр использования цифровых технологий, обеспечивающий информационно - технологичными средствами образовательный процесс курсов повышения квалификации, намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на постоянное развитие цифровой компетентности педагогов.

На протяжении пяти лет мы рассматриваем цифровизацию как форсайт-проект, в результате которого повысится конкурентоспособность образования. А итог зависит от действий, предпринимаемых нами сегодня.

Основную стадию формирования компетентности мы прошли - педагоги владеют теорией и внедряют 1Т-технологии в учебный процесс. Наша задача сегодня - получить отдачу, то есть - увидеть эффект. В филиале АО «НЦПК «Орлеу» по Костанайской области» определены два взаимосвязанных направления работы с педагогами - курсовая подготовка и посткурсовое сопровождение.

Курсы повышения квалификации позволяют совершенствовать теоретическую и практическую составляющие компетенции через изучение технологического блока и занятия по выбору. Обязательны к изучению на всех курсах темы «Циф-

сс

<

са С

со <

с, из О 3

ы —

УЗ

С

С-.

и

ьг и ы

У

С еЗ О

м

5:

Щ

Ы

и ©

С

и г,

до

ровизация организаций образования РК», «Портал «Электронное правительство» и др.. Помимо этого, педагоги обращаются к теории и практике IT-технологии при выполнении самостоятельной работы и разработке проектов. Причем, некоторые виды проектов выполняются в группе, где учителя имеют разный уровень 1Т-компе-тентности, что способствует взаимообучению.

На курсах создается атмосфера нетвор-кинга - педагоги регистрируются в социальных сетях, сетевом сообществе сайтов АО «НЦПК «Орлеу» и Костанайского филиала и включаются в сеть, начинают активно общаться, обмениваются опытом. Таким образом, слушатели курсов становятся частью информационного пространства системы повышения квалификации.

Мы используем различные формы дистанционного повышения профессионального мастерства педагогов, в том числе Blended Learning , АО «НЦПК «Орлеу»» разработан контент курсов по актуальным темам для разных категорий педагогов.

Посткурсовое сопровождение учителей - одна из важнейших составляющих повышения их профессионального мастерства. В филиале АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» сложилась

U3

определенная система, направленная на углубление научно-теоретической подготовки учителей, раскрытие творческого потенциала и трансляцию инновационного опыта.

С 2016 года более 90 % межкурсовых мероприятий проводятся в цифровом

s формате на платформе «Дистанционного образовательного центра», размещенного на нашем сайте, что позволяет не только удовлетворить образовательные потребности педагогов области, но и значительно увеличить количество и географию их участников. Такой демократичностью

г л

мы дали возможность в первом полугодии 2018 года 5000 учителям не только региона, но и республики, принять участие в

О

20 мероприятиях различного формата по приоритетным направлениям, обозначенным в программной статье Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания».

Очные форумы, конференции, авторские семинары с приглашением видных ученых Казахстана и зарубежья, на наш взгляд, привносят новые идеи и подходы по проблемам образования. Материалы этих мероприятий размещаются на сайте филиала и доступны педагогической общественности региона.

Неотъемлемой частью посткурсовой поддержки учителей является сетевое сообщество. Сетевые педагогические сообщества, форумы - новая форма организации непрерывного педагогического образования учителей. Отличительными особенностями сетевого сообщества Костанайского филиала, является его разноплановость, интерактивность, гибкость в управлении. Кроме традиционных форм общения посредством WEB - форумов, реализована функция общения как в режиме реал - тайм, так и офлайн. Сетевое сообщество филиала объединяет 7752 активных пользователей. В день его посещают 1 100- 5 300 педагогов.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на создание условий для участия родителей в воспитании нового поколения. В разделе сайта филиала «Наши проекты» размещены работы творческих групп по различным направлениям деятельности. В частности - проект «Успешные семьи Костанайской области» - книга, которую можно дописать всей семьёй. Сетевой проект «По дорогам земли Костанайской» подразумевает неограниченное количество участников и приглашает семьи описать свою Родину. Проект «Читаем Алтынсарина» интересен для всей семьи видеозаписями, где ППС института, педагоги читают произведения И.Алтынсарина. Цифровой образовательный ресурс «Краеведение - основа «Туган

ЕП

жер» интересен для просмотра в семейном кругу и даст много информации о Коста-найской области.

Важной формой непрерывного образования педагогов является публикационная деятельность. Понимание этого побудило нас к изданию научно-методических журналов и газеты. Электронные версии всех изданий размещены на сайте института, что делает их доступными для каждого учителя. Республиканский информационно-методический журнал «Тренер-еёисайоп», который выпускает филиал, является диалоговой площадкой ученых, тренеров, педагогов по совершенствованию практики сертифицированных учителей и учителей, работающих над обновлением содержания образования. Институт издает научно-методический журнал «Педагогическая наука и практика», который включён в научную электронную библиотеку ELIBRARY.RU, информационно - методический журнал «Бш1м-инфо» и областную газету, «Эрлеу» - Костанай да-уысы». Ежеквартально в каждом журнале публикуется более 30 статей учёных и практиков по актуальным педагогическим проблемам. Содержание опубликованных статей свидетельствует о высоком уровне 1Т-компетентности педагогов.

Более полугода у нас работает новостное телевидение. Сюжеты посвящены мероприятиям института, организаций образования области. Материалы через выпуск теленовостей доступны всему педагогическому сообществу.

В мае 2018 года на сайте института запущен проект «Единая методическая среда». Миссия методической работы через сетевое взаимодействие: обеспечение условий для повышения качества образования на основе обновления содержания и технологий образования, развития инновационного потенциала методической службы на принципах сетевого взаимодействия, способствующего созданию единого образовательного пространства

в системе повышения квалификации педагогов. Направления: маркетинговое, информационное, экспертное, консалтинговое, предметно-методическое, мониторинговое.

Педагоги нашей области с большой ответственностью и пониманием относятся к реализации задач Министерства образования и науки по реализации Программы «Цифровой Казахстан», о чем свидетельствуют отзывы слушателей курсов.

Муртазина Галина Ибрагимовна, учитель начальных классов: «Сделав открытие для себя, мы учим детей совершать открытия. 1Т- технологии представляют для этого безграничное информационное поле».

Логутько Мария Васильевна, учитель истории: «На курсах нас учили, как информацию превратить в знания. Это очень сложный процесс. У меня появилась интересная тема для самообразования. 1Т-ком-петентность мне поможет в этом».

Таким образом, филиал АО «НЦПК «Орлеу» Институт повышения квалификации по Костанайской области» способствует созданию в каждой организации образования сообщества, которое будет открыто к изменениям и обновлению содержания образования. Через совершенствование сетевой среды института создается профессиональная среда, поддерживающая всех, кто стремится повысить свое мастерство в условиях цифрови-зации системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

ГРулиене Л.Н. Цифровая грамотность и гуманитарная культура педагога в инновационной образовательной практике [Электронный ресурс] рф/НЬгагу/28/

2.Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков [Электронный ре-сурс]Ьйр8://11е1р1к8.ог§/5-9107 l.html

3.Образовательная среда [Электронный ресурс]Ьйрз//ги.ш1к1ресНа.ощЛ¥1к1/образо-вательная_среда

о?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С са С

со <

е.

О 3

ы с;

УЗ

С о.

и

т

и

ы •у

С е=Г О

м

5:

Щ

2: Ы

и ©

с и п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.