Научная статья на тему 'Современное состояние системы непрерывного педагогического образования'

Современное состояние системы непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
үЗДіКСіЗ ПЕ-ДАГОГИКАЛЫқ БіЛіМ / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ ЖүЙЕСі / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ МОДЕЛі / МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT MODEL / ПЕДАГОГТЫң КәСіБИ-ТүЛГАЛЫқ қАЛЫПТАСУЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набатникова Т.И.

В данной статье рассматриваются основные этапы развития системы непрерывного образования, ее современное состояние. Показывая преемственность уровней образования в профессиональном становлении педагога, автор кратко представляет модели повышения квалификации в России и Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of continuous pedagogical education system

In this article main stages of continuous pedagogical education, its current state are considered. Showing education levels interrelation in professional formation of a teacher, the author briefly presents professional development models in Russia and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Современное состояние системы непрерывного педагогического образования»

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? S

к с

m О

го £

« О

w «

О

Он

С w s

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

Т.И. Набатникова,

начальник отдела МОИР филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК UP по Костанайской области»

He?ii?i свздер: ysdixcis пе-дагогикалъщ бшм, бшктшкгт арттыру Jtcyùeci, бтктшктi арттыру модели, педагогтыц кэаби-тулгалык цал ыптасуы.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, система повышения квалификации, модель повышения квалификации, профессионалъ-но-личностное становление педагога.

Keywords: continuous pedagogical education,

professional development system, professional development model, professional and personal formation of a teacher.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Бершген макалада узд1кс1з бшм беру жуйесш дамытудьщ непзп кезендерц оньщ K;a3ipri жагдайы карастырылады. Педагогтыц кэсюи калыптасуындагы бшм беру денгейлершщ сабактастыгын караетыра отырып, автор Ресей мен Кдзакстандагы бшктшкл арттыру моделш кыскаша турде усынады.

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные этапы развития системы непрерывного образования, ее современное состояние. Показывая преемственность уровней образования в профессиональном становлении педагога, автор кратко представляет модели повышения квалификации в России и Казахстане.

Annotatoin

In this article main stages of continuous pedagogical education, its current State are considered. Showing education levels interrelation in professional formation of a teacher, the author briefly presents professional development models in Russia and Kazakhstan.

В современном обществе происходят значительные социально-экономические, политические и культурные преобразования, которые ориентируют систему образования на новые цели, результаты, содержание. Сегодня в условиях конкурентного общества востребованы компетентные специалисты, способные принимать ответственные решения, быстро адаптироваться к происходящим изменениям, осуществлять творческую деятельность, имеющие навыки самообразования, самореализации и самосовершенствования. Формирование такой личности должно происходить на всех уровнях образования, в течение всей жизни [1].

В современном мире образование приобретает в жизнедеятельности человека непрерывный характер. Но на каждом жизненном этапе происходит переосмысление целей образования, его назначения и принципов. Необходимость взрослых в постоянном образовании отмечают все исследователи, рассматривающие эту проблему.

Прежде чем говорить о том, каково состояние системы непрерывного педагогического образования, необходимо иметь четкое представление о том, что та-

кое непрерывное образование, непрерывное педагогическое образование, каковы его отличительные особенности, как оно соотносится с традиционным образованием.

В 1984 году ЮНЕСКО было выработано следующее толкование непрерывного образования: «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира» [2].

Непрерывное образование с момента возникновения имело двухвекторное развитие. Первый вектор развития рассматривался на концептуальном уровне (педагогическая концепция, парадигма), второй - на прак-тико-ориентированном (практика). Данная оценка, как показала выстроенная ретроспектива, применима и для непрерывного педагогического образования.

В научной литературе существуют различные определения «перманентное образование», «непрерывное образование», «непрерывное педагогическое образование», которые, хотя и имеют некоторые отличия, но, в общем, раскрывают его сущность с аналогичных позиций.

Перманентное образование - англ. education, continuing (permanent); нем. Bildung, kontinuierliche. Целенаправленное получение и усвоение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки [3].

Словари содержат следующие определения непрерывного образования:

-это принцип организации образования, объединяющий все его ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное - повышение квалификации и переподготовка) в целостную

систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости [3].

-процесс развития, самосовершенствования самореализации личности на протяжении всей жизни, обеспечения каждому человеку возможности получения, углубления и пополнения знаний; послевузовское образование в различных формах [4].

Кравченко А. П., доктор социологических наук, рассматривает непрерывное образование как «поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста». Он выделяет основные этапы:

-обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь,

- детско-юношеское образование; -учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, - образование взрослых.

Как «новый подход, некую философию, предусматривающую появление многообразных возможностей для обучения граждан, предоставляемых различными институтами общества» обозначает Александр Андреев, доктор педагогических наук [5].

В конце XX века назрела острая необходимость в модернизации системы педагогического образования.

В современных условиях непрерывное образование приобретает статус одного из ведущих мировых трендов дальнейшего развития национальных и международных образовательных систем. Согласно основным положениям стратегии развития образования в современных условиях практически во всем мировом образовательном пространстве приоритетным принципом рассматривается «образование через всю жизнь».

В профессиональном педагогическом образовании проблеме непрерывности и преемственности отводится особая роль, поскольку в нем предвосхищается новая методология и обновление процессов в образовании всех уровней: школьном, профессио-

ö? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

1т1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

нальном, дополнительном, постдипломном, то есть в системе «школа - колледж - вуз - послевузовское образование».

Система непрерывного педагогического образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, его отношения к исследовательской деятельности и расширения возможностей самореализации в творческом и научном поиске, исследовании, что дает возможность учителю постоянно пребывать в процессе самообразования, самореализации, профессионального обогащения и сопоставления собственного опыта с современными требованиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное непрерывное образование основывается на следующих принципах:

-новые базовые знания и навыки для

всех;

-увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;

-инновационные методики преподавания и учения;

-новая система оценки полученного образования;

-развитие наставничества и консультирования;

-приближение образования к дому [6].

Рассматривая непрерывное педагогическое образование как развивающуюся, многоуровневую систему, можно выделить несколько ее этапов:

1.допрофессиональный (школа);

2.базовый профессиональный (колледж, вуз);

3.повышение квалификации (институт/ центр повышения квалификации, научно-методическая работа, самообразование);

4. постдипломный (послевузовский) (аспирантура, докторантура).

Все названные этапы ориентированы на формирование у субъектов общекультурной и общенаучной подготовки.

Моделью будущего, как социальный заказ образованию, можно рассматривать ГОСО, в которых обозначены результаты личностные, системно-деятельностные и предметные. В названном документе наблюдается одинаковый подход в требованиях к

подготовке обучающихся, что позволяет говорить о единых взглядах на современную модель образования на компетентностной основе.

Однако процесс развития компетенций не должен носить замкнутый, ограниченный характер. Формирование компетентной личности является процессом системным и постоянным, в котором школа является основополагающим звеном. Но средняя школа сама с этой задачей не справится.

Особая роль принадлежит вузовскому образованию и системе повышения квалификации.

Вузовское педагогическое образование четко, лаконично и целостно вписывается в структуру непрерывного образования. Целостность предполагает преемственность всех уровней образования, что создает свою структуру.

Сегодня активно преобразуется процесс профессиональной подготовки: совершенствование системы подготовки учителя заключается в развитии системы подготовки бакалавров и магистров. Введение магистратуры направлено на формирование комплексного видения педагогической профессии, навыков самовоспитания и самообучения через удовлетворение базовых потребностей, обеспечение фундаментальности образования, максимально приближенного к современным требованиям.

Доктора педагогических наук РГПУ им. А.И. Герцена города Санкт-Петербурга Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпицына в своей статье «Перспективы развития высшего педагогического образования» приводят некоторые результаты исследований, подтверждающие понимание управленцами необходимости и востребованности «педагога нового поколения»: «Так, из тысячи опрошенных работодателей из шести регионов России подавляющее большинство руководителей системы общего образования (95%) заинтересованы в приеме на работу специалиста с широкой фундаментальной подготовкой, способного мобильно реагировать на изменение задач профессиональной деятельности. При этом работодатели утверждают, что процесс модернизации системы образования повлиял

на их требования к специалисту - в первую очередь потому, что процесс модернизации предъявляет более высокие требования и к культуре, и к профессиональной деятельности специалиста образования (этот ответ оказался наиболее популярным у всех категорий работодателей)» [7].

Построение стандартов с учетом запросов и востребованности педагогов в развивающемся обществе обусловлено совместными исследованиями Ассоциации менеджеров России и РАН. Полученные результаты способствовали определению логики и последовательности разработки стандарта профессионального образования:

-образ специалиста с точки зрения развития гражданского общества и экономики знаний;

-проведение консультаций: работодатели плюс академическое сообщество плюс специалисты соответствующей области и профессиональные организации;

-определение академического и профессионального профиля;

-определение результата через общие и специальные компетентности и соответствующее преобразование учебных планов;

-определение технологий, направленных на достижение результата;

-построение новой системы оценивания и обеспечения качества [8].

В целях обеспечения непрерывности педагогического образования особую значимость приобретает создание новых институциональных форм, инновационных моделей профессионального педагогического образования на стыке «вуз - система повышения квалификации», где происходит приращение творческого потенциала педагога: вузовских центров повышения квалификации, центров магистерской подготовки, центров педагогического мастерства при ведущих вузах страны, позволяющих оперативно реагировать на запросы социальной практики, обеспечить непрерывность без преодоления «тупиков» сложившейся системы, согласовать педагогический опыт и опыт его обобщения с научными подходами к его интерпретации, реализовать вариативность индивидуальных «образовательных маршрутов» учителей в

подготовке к профессиональной и исследовательской деятельности, увеличить проблем-ность, насыщенность курсов повышения квалификации и их уровневость в аспектах профессиональной и исследовательской культуры педагогов и др.

В общей системе непрерывного педагогического образования именно система повышения квалификации рассматривается своеобразной педагогической интернатурой для начинающих учителей и творческой мастерской профессионального саморазвития для более опытных педагогов, которые можно рассматривать как ведущий способ совершенствования профессионализма и мастерства современного учителя, а нередко и как способ компенсации, коррекции недостатков профессиональной готовности к практической деятельности.

Расширение арсенала задач совершенствования системы повышении квалификации обуславливает и изменение его функционала, опирающегося в современных условиях перманентных реформ на функции фасилитации, модерирования, супервизии и коучинга; обеспечения адресности повышения квалификации, поддержки педагогических инноваций, формирования общественного педагогического мнения и позиции, согласования творческих и исследовательских усилий всех образовательных организаций - участников реформ.

Вышеназванный функционал деятельности системы повышения квалификации выделяет такие направления ее модернизации, как повышение мобильности системы повышения квалификации и обеспечение вариативности образовательной деятельности в соответствии с запросами реальных субъектов образовательной системы; совершенствование технологии организации образовательной деятельности на основе внедрения ваучерно-модульной системы, информационно - компьютерных технологий, проектно - исследовательской деятельности; обеспечение интеграции деятельности и социального партнерства с потенциальным потребителем образовательных услуг; повышение научно - исследовательского потенциала системы повышения квалификации и подготовки педагогов к проектно - исследо-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Сз? S

К <

m О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

вательской деятельности [9].

Рассмотрим несколько моделей повышения квалификации учителей. Инновационным проектом в образовательном пространстве Российской Федерации стал проект «Формирование новой модели повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета», разработанный РГПУ имени А.И. Герцена. Его отличительной особенностью является «проектный и открытый характер», программы курсовой подготовки предусматривают как семинары с участием отечественных и зарубежных ученых, специалистов, так и стажировки в зарубежных вузах Финляндии, Швеции, Великобритании, Германии и др. В качестве основной технологии на курсах повышения квалификации используется проектный менеджмент [10].

С целью реализации личностно-ориен-тированной модели обучения, обеспечения возможности проектирования индивидуальной образовательной траектории педагога, ориентированного на удовлетворение профессиональных потребностей и на развитие профессиональных компетенций, в Москве реализуется совместный проект НП (некоммерческое партнерство) «Телешкола»/ОАО «Издательство «Просвещение» «Повышение квалификации работников образования». «Дистанционная персонифицированная форма повышения квалификации с широким набором интерактивных возможностей позволяет максимально гибко и адекватно реагировать на индивидуальные образовательные запросы слушателей независимо от места проживания (без отрыва от работы), предоставляя им доступ к качественному образовательному ресурсу. По результатам обучения слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца/сертификат установленного образца» [11].

В настоящее время система повышения квалификации Республики Казахстан модернизируется «в современную многоуровневую и многокомпонентную систему». Одним из направлений модернизации является создание акционерного общества «На-

циональный центр повышения квалификации «Орлеу» (слово означает восхождение, постоянное движение вперед к вершинам качества). В рамках акционерного общества предусмотрена единая основа корпоративного управления, методологии, трансляции лучшего мирового и казахстанского опыта [12].

Особенностью современного подхода к организации курсовой подготовки являются курсы по Уровневым программам повышения квалификации педагогов, ориентированные на развитие профессионального методологического мышления. Данная программа составлена автономной организацией «Назарбаев интеллектуальная школа» и факультетом образования Кембриджского университета. Модель повышения квалификации включает три этапа: «лицом к лицу», «on - line», «лицом к лицу». По окончании курсов повышения квалификации слушатели сдают квалификационный экзамен, результаты которого определяют присвоение уровня педагогу, который дает право на определенную надбавку к заработной плате.

Это доказательно свидетельствует о том, что одной из особенностей развития современного непрерывного педагогического образования в условиях его модернизации также является взаимодействие принципа непрерывности образования с принципом индивидуально - личностной ориентации.

Опыт реализации имеющихся моделей показывает, что для результативности внедряемых инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования есть необходимость обновления содержания партнерских отношений со школами, включение опытных учителей в подготовку будущих педагогов, использование имеющегося инновационного опыта школ, осуществление совместных исследований.

В целом, рассматривая непрерывное образование как процесс постоянного развития, обогащения, преобразования своей деятельности, самой личности в течение всей жизни, можно определить миссию современной системы непрерывного педагогического образования: системное, гармоничное развитие профессионально-личностного станов-

ления педагога, расширение потенциальных возможностей профессиональной и социальной адаптации, самореализации в интенсивно развивающемся обществе, формирование осознанной потребности и готовности к самосовершенствованию и самообразованию на всех уровнях и этапах профессионального маршрута.

Также следует отметить, что без учета опыта развития системы непрерывного педагогического образования, реализации идеи и методологии ни одна из имеющихся форм непрерывного педагогического образования не достигнет должного качества. Система непрерывного педагогического образования должна содействовать фундаментализации образования и быть достаточно открытой.

Таким образом, изучая процесс развития системы непрерывного педагогического образования и ее современное состояние, мы можем говорить о преобразовании в новый формат, востребованный в современном обществе, ориентированный на конкурентоспособность, мобильность, гибкость в изменяющихся ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. От 7 декабря 2010 года № 1118. - Астана: МОИ PK, 2011. - 148 с.

2. Арнаутов, В.В. Историко-педаго-гический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования / В.В. Арнаутов, Н.К. Сергеев [Электронный ресурс].- Сетевой режим доступа: http://www.uni-altai.ru.

3. Социологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.slovarus.ru.

4. Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. slovarus.ru.

5. Андреев, A.A. Непрерывное образование и дистанционное обучение [Электронный ресурс]: RELGA - научно-культурологический журнал,- 2005,- №20 [122].- Режим

доступа: http://www.relga.ru.

6. Итоговые материалы по коллективному проекту «Система повышения квалификации работников образования в свете ГПРО PK на 2011 - 2020 годы» / Под ред. Т.С. Ермагамбетова, С.С. Контаева, А.К. Карабатыровой, Б.Ч. Жалмагамбетовой, Г.А. Рудика. - Костанай, 2011. - С. 23 - 25.

7. Радионова, Н.Ф. Перспективы развития высшего педагогического образования / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына // Человек и образование. - 2008. - № 1. - С. 24-28.

8. Радионова, Н.Ф. Становление современных учителей как важнейший ориентир в развитии педагогического образования [Электронный ресурс]: Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». - Режим доступа: http://kafedraforum.narod2.ru/publikatsii/ nauchnie_pedagogicheskie_issledovaniya/ radionova_nf/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Набатникова, Т.И. Основные направления модернизации системы повышения квалификации в условиях перехода к вау-черно-модульному финансированию: материалы I Межрегиональной конференции «Внедрение компетентностной педагогики в школах Казахстана: состояние и перспективы»/ Т. И. Набатникова. - Костанай, 2011. -С. 128-129.

10. Смирнов, С. Б. Инновационный проект: формирование новой модели повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета [Электронный ресурс]: Вестник Герценовского университета., 2007 -№11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnyy-proekt-formirovanie-novoy-modeli-povysheniya-kvalifikatsii-prepodavateley-i-sotrudnikov-universiteta.

11. Открытый виртуальный университет повышения квалификации работников образования «Просвещение» [Электронный ресурс] / Телешкола. - Режим доступа: http:// internet-school.ru/for_teachers/for_teachers50/.

12. Ахметова, Т.К., Ключевая фигура модернизации / Т.К. Ахметова // Казахстанская правда. - 2012,- с. 26.

S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.