m
Мкртчян Л.С.
ведущий специалист филиала АО «НЦПК «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: ацпарат-тыц орта, ацпараттыц кещстт, ацпараттыц-ком-муникациялыц технология-лар, бшктшкт1 арттыру, кэсттж б1л1м беру сапасы
Ключевые слова: информационная среда, информационное пространство, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации, качество профессионального образования
Keywords: information environment, information space, information and communication technologies, professional development, quality of professional education
== Вестник «Орлеу^-kst
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Ацдатпа:
БiрьщFай бшм беру кещсттн жасау бшм беру YPдiсiне каты-сушылардьщ езара эрекеттесу мэселелерш шешуге, кэсштш бшм беру сапасын арттыруFа мYмкiндiк бередь Осыпан байланысты ок;ы-тушылардыц акпараттык-технологиялык кузыреттштн калыпта-стыру кажеттшт артып отыр, ондаFы басты рел ещрлж бiлiктiлiктi арттыру жYЙесiне берiледi.
Аннотация:
Создание единого образовательного пространства позволит решить проблемы взаимодействия всех участников образовательного процесса, повысить качество профессионального образования. В связи с этим возрастает необходимость формирования информационно-технологической компетентности преподавателей, ведущая роль в которой принадлежит региональной системе повышения квалификации.
Annotatoin:
Creation of a unified educational space will solve the problems of interaction of all participants in the educational process, improve the quality of vocational education. This increases the need for an information technology competence of teachers leading role in the regional system.
Динамичные изменения в современном мире, соответствующие этапу перехода к информационному обществу, диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике формирования компетентности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности.
Информатизация образования в современных условиях декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования. ИКТ призваны сыграть уникальную роль в повышении качества образования, так как современный уровень их развития: значительно расширяет возможности доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и обучающихся, улучшает управление образовательным учреждением, повышает эффективность его и образовательной системы в целом; упрощает интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной степени способствует доступу к международным источникам информации в области образования, науки и культуры. В научных работах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждаются термины «информационная среда», «образовательная среда», «информационно-образовательная среда». Несмотря на значительные расхождения, общим в интерпретации этих понятий является то, что под ними подразумеваются системные совокупности, обеспечивающие организацию педагогического процесса посред-ствам внедрения ИКТ.
Под информационной средой понимается совокупность про-
РЭ О
<С Р-рз
О *
S
I-
о §
s
PL
о
и
Вестник «Oрлеу»-kst
5
да о
рь № О
I-
о §
№ Е-
5
РЬ
О № Е-
граммно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно, с разными целями и в разных смыслах. Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривает ее не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников [1].
Одной из особенностей информационной среды является то, что она предоставляет возможность получения необходимых данных, сведений, теорий; умение же получать информацию и преобразовывать приобретается в процессе обучения. Ю.А. Шрейдер выражает это так: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Инфосреда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею».
Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей. Информационная среда учебной деятельности формируется:
• учителем (определяет содержание предмета, методы преподавания, стиль общения и т. д.);
• педагогическим коллективом учебного заведения (устанавливает общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
• государством как общественным институтом (определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).
Образовательная среда - понятие более узкое. Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования. Существуют различные модификации образовательных сред: например, А.А. Калмыков и Л.А. Хачатуров описывают виртуальные образовательные среды. Другие исследователи описывают интегрированные и распределенные образовательные среды [2; 3].
Наибольшей популярностью в последнее время пользуется термин «учебно-информационная среда». Под учебно-информационной средой
мы понимаем реализацию таких дидактических условий, в которых удовлетворение познавательных потребностей каждого учащегося осуществляется одновременно с увеличением темпов прироста за счет поддержания адекватного уровня мотивации обучения. В последние годы серьезные усилия по информатизации сферы образования принимаются на государственном уровне. Идет поставка компьютерных классов в образовательные учреждения, создаются образовательные порталы, электронные библиотеки, ресурсные центры, осуществляется подключение к сети Интернет. Разработаны и реализуются программы, направленные на решение задач развития школьного информационного пространства, повышения квалификации руководителей и педагогов школ в области освоения информационных и коммуникационных технологий, внедрения ИКТ в учебный процесс и управление образовательным учреждением.
Информатизация школы не может быть результативной без успешной социальной адаптации учителей. Под социальной адаптацией учителей к процессу информатизации С.Н. Щеглова понимает процесс их активного включения в многообразные формы социального взаимодействия, в результате которого осваиваются ИКТ и согласуются требования информационной среды и ожидания субъектов адаптации[4]. Автор отмечает, что сложность позиции учителя, применяющего ИКТ, в том, что он сам и исполняет роль адаптирующего, принимающего нововведения информатизации, и учит играть ее учеников. Адаптация взрослых людей, по мнению С.Н. Щегловой, к информатизации требует ресоциализации. Конечно, взрослый человек уже владеет приемами самообразования, самоконтроля, саморегуляции, и это способствует его вхождению в информационную культуру. Но, с другой стороны, возникают трудности, прежде всего, ценностного характера, когда нормы, правила, стереотипы иного рода жизнедеятельности затрудняют освоение нового. Огромную роль играет взаимовлияние информационного образовательного пространства школы и ИКТ-компе-тентности педагогов. С одной стороны, развитие информационного пространства образовательного учреждения, обеспечение системной интеграции ИКТ в педагогическую систему школы невозможно без готовности педагогов организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием информацион-
Вестник «Oрлеу»-kst
ных и коммуникационных технологий, с другой стороны, сформированное в образовательном учреждении информационное образовательное пространство ставит учителя перед необходимостью адаптации к нему.
В ряде диссертационных исследований представлены различные модели формирования ИКТ-компетентности через систему повышения квалификации. Так, в исследовании М.А. Горюновой обосновывается модель повышения квалификации педагогов в сфере ИКТ на основе распределения функций и полномочий между образовательными учреждениями при интеграции технических, кадровых и других ресурсов образовательных информационных сред различного уровня: федерального, регионального и муниципального^]. Реализация модели позволит реально приблизить обучение базового уровня непосредственно к учителю, оставив за региональными и федеральными образовательными учреждениями научно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных опорных площадок, включая подготовку преподавателей, а также вопросы развития образования. Она считает, что условиями эффективного функционирования модели в контексте образовательной информационной системы региона являются:
-создание инфраструктуры опорных образовательных учреждений региона;
-многоаспектная интеграция деятельности опорных образовательных учреждений при обеспечении ее координации;
-формирование и развитие «тьюторского корпуса»;
-создание многофункционального ресурсного ядра поддержки процесса повышения квалификации педагогов.
Е.Ю. Кулик обосновывает систему формирования готовности учителя к конструированию информационной образовательной среды предметного содержания, включающую в себя целевой, содержательно-технологический и результативный компоненты[6]. Такая готовность учителя и есть его профессиональная информационно-коммуникационная компетентность.
С.И. Чеченина предлагает структуру системы информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации, обеспечивающую непрерывную информационную подготовку учителей и выбор учителем индивидуальной образовательной траектории
повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий. Ведущая координирующая роль в этой системе отводится институту повышения квалификации (ИПК)[7]. Кроме ИПК, система повышения квалификации включает районные информационно-диагностические центры, учреждения дополнительного образования, педвузы, педагогические училища, негосударственные образовательные центры.
Развитие системы образования предъявляет новые требования к качеству обучения. От современной школы требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих, наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований государственных образовательных стандартов, развитие коммуникативных, творческих умений, потребности в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса. Ожидается, что именно информатизация, формирование образовательной среды школы на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет способствовать решению этих задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда / Ю.А. Шрейдер И НТИ. Серия 1. Информационные процессы и системы. - 1976 - С. 19-27.
2. Калмыков, А. А. Психология виртуальных образовательных пространств / А.А. Калмыков // Консультант Директора. - 1998. - № 5 (65). - С. 17-22.
3. Хачатуров, Л.А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании / Л.А. Хачатуров. - М., 1997.
4. С. Н. Щеглова Особенности адаптации школьных учителей к ценностям Информатизации / 2006 г.
5. Горюнова М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий / С-П, 2006.
6. Кулик Е. Ю.Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения /Саратов., 2004.
7. Чеченина С.И. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы / Нижний Новгород, 2004
РЭ О
Р-
№
О *
I-
О §
£ 5
р-О