Баяхметова И.В.,
преподаватель информатики и математики КГКП «Костанайский
строительно-технический колледж»
I
ш
I
О
с о
I—
2
I
о с
X
3
О
о
m
из О
ш ¡3
X
H
<с
Неггзгг свздер: ц^зыр, бтк-ттк, ацпараттыц - б1л1м беретт портал, Yйрену, ацпараттыц техно-логиялар, жас маман, кэстцойлыц.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно-образовательный портал, обучение, информационные технологии, молодой специалист, профессионализм.
Keywords: competense,
competence, informatively -educational portal, educating, information technologies, young specialist, professionalism.
Вестник «Орлеу^-kst
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ацдатпа
Макала келешек кэаби маманньщ кузырет-тшгш калыптастыру мэселелершщ бiрiне арналган. Акпараттык бiлiм беру порталы жас маманньщ кэаби кузыреттшпн модернизациялау мен реформалаудыц куралы болып келедi, кэабилштщ eсуiне косымша мYмкiндiк бередi.
Аннотация
Статья посвящена одной из ключевых проблем в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов. Информационно-образовательный портал как инструмент для реформирования и модернизации профессиональной компетенции молодого специалиста дает дополнительные возможности для повышения профессионализма.
Annotation
The article is sanctified to one of key problems in forming of professional competence of future specialists. The information and educational portal as the tool for reforming and modernization of professional competence of the young specialist gives additional opportunities for increase of the professionalism.
В современном мире переход от индустриальной к информационной цивилизации системообразующим фактором развития общества является информационно-коммуникационная сфера, которая активно влияет на политическую, экономическую, социальную составляющие деятельности государств, определяет процессы глобализации экономики и общественных отношений [1].
В психолого-педагогической литературе при рассмотрении процесса формирования и развития профессионализма используются два понятия: компетентность и компетенция.
Первое связано с определенным видом профессиональной деятельности и означает, согласно словарю С. И. Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», вторая же имеет следующее значение: круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо
Вестник «Oрлеу»-kst
ДИН
ведении.
Термин «компетентность» обычно употребляется применительно к лицам определенного соционально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Профессиональную компетентность преподавателя мы можем рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, которое включает в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры речи, стиля общения, отношение к себе и своей деятельности и т.д. [2].
Совершенствованию профессиональной компетентности молодых специалистов способствует использование информационно - образовательного портала. Информационно-образовательный портал - система тематических профессиональных сайтов, выполненных по сходному замыслу и работающих в единых стандартах обмена информацией, современное информационно-технологическое средство выхода участников непрерывного образования в единую информационно-образовательную среду в целях информационно-технологической и управленческой поддержки этим средством образовательных технологий [1].
Целью портала является выработка новых стандартов организации и информационного обеспечения образовательного процесса на всех уровнях образования.
Информационно-образовательным порталам свойственно иерархическое управление. Портал любого уровня должен быть совмещаем в технологическом отношении с принятой в системе образования Республики Казахстан технологической базой (платформой) порталов образовательного назначения.
Информационно-образовательный портал должен обладать также всеми признаками и функциями WEB-портала, образуя для поль-
зователя виртуальное интерактивное рабочее место с выходом в среду Интернет и предоставлением сервисов и адресных подсказок (в части образования и обучения) по навигации в ней [3].
Портал должен обеспечивать всем пользователям удобное рабочее место (персонифицированную точку входа), доступ к интегрированным данным, приложениям и коммуникативным возможностям посредством Web-браузера, интегрируя в себе и через себя все существующие программы в системе, необходимые для учебных, научно-производственных и административных процессов.
Информационные ресурсы, сервисы и службы образовательных порталов всех без исключения уровней и назначений должны строиться на основе единых отраслевых стандартов.
В настоящее время создана система информационно-образовательных порталов — удобная для учащихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения.
В структуру образовательного портала, как правило, входят: новостные ленты и рассылки; расширенные многоуровневые средства навигации и поиска; электронные учебники и библиотеки; каталоги образовательных ресурсов; материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам; интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения; виртуальные среды учебно-практической деятельности; компьютерные демонстрации; универсальные обучающие среды; базы данных и архивы; справочный отдел для поиска информации, он-лайновые журналы; обучающие игры; средства дистанционного и открытого обучения.
Залог информационного успеха официального портала образовательного учреж-
I
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
Вестник «Oрлеу»-kst
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
дения, на наш взгляд, лежит в понимании потребностей аудитории и в четком представлении, как этот портал будет использован.
Мы выделили лишь некоторые задачи портала, это:
обеспечение сопровождения профессиональной социализации будущих специалистов;
централизованное хранение актуальной информации и ссылок на ресурсы, необходимые для эффективной профессиональной социализации будущих специалистов;
навигация должна осуществляется легко и интуитивно;
дружелюбный и понятливый интерфейс; возможность скачивания и просмотра информации.
Предоставляемые информационно-образовательные ресурсы должны быть пригодны для применения современных методов и организационных форм обучения. Они должны быть направлены на коммуникативность в организации деятельности обучающихся, на формирование мировоззрения, отражающего естественнонаучную картину мира.
Пользовательский интерфейс страниц портала должен обеспечивать наглядное представление структуры размещенной на нем информации, быстрый и логичный переход к разделам и другим страницам.
Предоставляемые информационно-образовательные ресурсы должны содержать задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний, упражнения для закрепления знаний и навыков (проверочные и контрольные задания по темам, задания для проведения практических и лабораторных работ, задания творческого характера на применение новых знаний, задания разного уровня трудности, задания и ссылки на ранее изученный материал).
Внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:
программно-аппаратной организации информационной среды;
учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;
организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.
В профессиональном становлении молодого педагога в современной учебном заведении важное место занимает развитие педагогических способностей.
Они состоят из таких компонентов: дидактичные - искусство передавать знания в доступной форме;
конструктивные - когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
экспрессивные - умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
коммуникативные - правильный подход к обучающимся в процессе обучения и воспитания;
способность распределять внимание -широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
актерские - умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.
Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга.
Ведущую роль в технологии играют средства обучения. Не всякие средства обучения могут создавать технологии и выступать в роли техноформирующего фактора.
Главное дидактическое назначение средств обучения - ускорять процесс усвоения учебного материала и способствовать его закреплению, приближать учебный процесс к наиболее оптимальным эргономическим характеристикам, выражающимся в минимизации умственных усилий обучающегося, т.е. затрат нервной энергии на единицу усвоенных
Вестник «Орлеу^-kst
знании.
Требованиям технологичности отвечают современные информационные технологии. Эффективное использование сетевых технологии предоставляет реальные возможности доступа к научному, учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса для полноценного функционирования в любой точке научно-образовательного пространства Казахстана.
Мы живем в информационном пространстве. Информационно-образовательный портал дает неограниченные возможности в получении необходимой информации, позволяет, не отходя от компьютера, побывать в различных странах, посетить музеи и библиотеки, получить не только текстовую информацию, но и графическую, видео, т.е. увидеть много интересного и познавательного. Информационно-образовательный портал предназначен для хранения, предоставления и отображения информации по предметам, создается в помощь педагогу на первых годах профессиональной деятельности. Весь материал можно «скачать» из сети на свой компьютер для получения дополнительных знаний и воспользо-
ваться им в процессе повышения своей профессиональной компетенции [4].
Итак, информационно-образовательный портал как инструмент для реформирования и модернизации профессиональной компетенции молодого специалиста дает дополнительные возможности для повышения своего профессионализма.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Горохова Р.И. Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей «БХВ - Петербург» 2003. с. 74-88.
2.Кузнецов А.А., Хеннер Е.К. и др. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя. //Информатика и образование. 2010. № 4. с. 55.
3.Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - с. 124.
4.Тейкстера С., Комаревцев Е.М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. с. 255.
ш §
О С о
I—
н
1 о с
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» открывает новый проект - дистанционные курсы повышения квалификации.
С радостью сообщаем, что каждый из Вас получает прекрасную возможность приобщиться к науке, высокому качеству повышения квалификации независимо от места проживания, без отрыва от работы. Дистанционные курсы повышения квалификации учителей позволят слушателям оперативно, в индивидуальном режиме проходить процесс обучения, для чего предусмотрен гибкий график освоения предлагаемой программы. Дистанционные курсы для учителей проходят в интерактивной форме и позволяют максимально оптимизировать процесс обучения, а для их эффективности достаточно лишь желания учиться и самодисциплины.
Наши дистанционные учебные курсы созданы на базе одной из самых лучших систем поддержки ДО - Moodle, что позволяет использовать для обучения все преимущества новейших технологий:
- круглосуточный он-лайн доступ ко всем учебным материалам,
- постоянную обратную связь с преподавателем - автором курсов (e-mail, SMS, блоги, форумы, видеоконференцсвязь).
Приглашаем принять участие в дистанционных курсах и благодарны за Вашу поддержку. Готовы разработать и провести курсы по индивидуальным заявкам с учетом тем, которые предложите Вы.
о О m
из О
Й -а X
н <с