Научная статья на тему 'Остижения педагога как результат четко планируемой самообразовательной деятельности'

Остижения педагога как результат четко планируемой самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ / өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ ТАқЫРЫБЫ / өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛ-ДіРУ ЖОСПАРЫ / КәСіБИ өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ / өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ-Дің ЖЕКЕ БАГДАРЛАМАСЫ / ПЕДАГОГ-ТЫң КәСіБИ ШЕБЕРЛіГі / әДіСТЕМЕЛіК қЫЗМЕТ / өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУДің ТИіМДіЛіГі / SELF EDUCATION / ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ / THEME OF SELF EDUCATION / ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ / PLAN OF SELF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL SELFEDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ / INDIVIDUAL PROGRAM OF SELF EDUCATION / PROFICIENCY OF TEACHER / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHODOLOGICAL ACTIVITY / EFFICACY OF SELF EDUCATION ACTIVITY / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иохим Т.С.

Профессиональное развитие учителя это рост, становление, интеграция, реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, а самое главное формирование способности к самооценке. План самообразования дает возможность вести работу в учебной, творческой, методической, исследовательской видах деятельности. И только при условии планомерности и систематичности педагог достигает результатов в самообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s achievements as result of accurately planned self-educational activities

Profession development of the teacher is becoming, integration, realization of important qualities and abilities in the pedagogical work. And the most important is self-control formation. The plan of self-education gives the chance to conduct work in educational, creative, methodical, research kinds of activity. And only on condition of regularity and systematic the teacher reaches results in selfeducational activity.

Текст научной работы на тему «Остижения педагога как результат четко планируемой самообразовательной деятельности»

Вестник «Орлеу^-kst

Иохим Т.С.

преподаватель спецдисциплин, Костанайского профессионально-технического колледжа

да

о р-

рз О

¡2

и

и g

ЁЗ

Ё hQ DC DC О

да о

DC

Нег1зг1 свздер: вз б1л\мш жетглдгру, вз бшмт жетглдгру тацырыбы, вз бЫ1м1н жетш-дгру жоспары, кэаби вз бшмгн жетглдгру, вз бшмгн жетглдгру-дщ жеке багдарламасы, педагог-тыц кэаби шеберлггг, эдгстемелгк цызмет, вз бшмт жетглдгрудгц тшмдшгг

Ключевые слова: самообразование, тема самообразования, план самообразования, профессиональное самообразование, индивидуальная программа самообразования, профессиональное мастерство педагога, методическая деятельность, эффективность самообразовательной деятельности.

Keywords: self education, theme of self education, plan of self education, professional self education, individual program of self education, proficiency of teacher, methodological activity, efficacy of self education activity.

ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЧЕТКО ПЛАНИРУЕМОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ацдатпа:

Мриимнщ педагогикалык ецбепнщ ecyi, калыптасуы, жYзеге асуы, кэсштш 6iniMi мен ептшт, ец бастысы e3iH-e3i багалау кабшетшщ калыптасуы - M:p^iMHiH кэшби дамуы болып есептеледi. 0з бьшмш жетiлдiрy - м^гаимнщ e3iH-дш бiлiм алуына жэне eздiгiнен шыгармашылык тYPде кызметтерiн icKe асыруга мYмкiндiк бе-редi. Жоспарлылык пен жYЙелiлiк тYPде кызмет аткарган жагдайда гана педагог e3 бiлiмiн жетш-дiрy нэтижесiнде кол жеткiзедi.

Аннотация:

Профессиональное развитие учителя - это рост, становление, интеграция, реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, а самое главное формирование способности к самооценке. План самообразования дает возможность вести работу в учебной, творческой, методической, исследовательской видах деятельности. И только при условии планомерности и систематичности педагог достигает результатов в самообразовательной деятельности.

Annotatoin:

Profession development of the teacher is becoming, integration, realization of important qualities and abilities in the pedagogical work. And the most important is self-control formation. The plan of self-education gives the chance to conduct work in educational, creative, methodical, research kinds of activity. And only on condition of regularity and systematic the teacher reaches results in self-educational activity.

Вестник «Oрлеу»-kst

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование. Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Цель работы над темами самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Цельюпрофессионального самообразования является:

-совершенствование умений и навыков в научно - экспериментальной деятельности;

-повышение профессионального уровня, методологической компетенции, педагогического мастерства.

Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

-продолжить работу по научно - экспериментальной деятельности в группе третьего курса по специальности «Маркетинг»;

-продолжить работу по методическому обеспечению урока.

Для эффективной самообразовательной работы, необходимо определить порядок работы над темой самообразования, который представляет собой следующую последовательность:

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуальной программы самообразования на 2013-2014 учебный год.

З.Отслеживание педагогом работы по теме.

4.Результаты работы и формы его представления.

Тема самообразования формируется, исходя из методической темы колледжа, затруднений педагогов, специфики индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и составляет до пяти лет.

Составление индивидуальной программы самообразования осуществляется исходя из следующих разделов: индивидуальная тема или проблемный вопрос; сроки; форма, способ исследования, реализации; характер, способ и место представления.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Составляющие процесса самообразования:

-изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения;

-составлять комплекты Программного материала и УМК;

-посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

-периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

-совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики, а также в области специальных дисциплин;

-систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

-повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

да о

р-№ о

На

О О

е

ьО

X X О

к

да о

X

Вестник «Oрлеу»-kst

да о

р-№ о

¡2

О

о ё

е

X X О

да о

X

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования:

-систематический просмотр определённых телепередач;

-чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

-обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;

-решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету;

-посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

-дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

-изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

-систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

-проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

-организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

-изучение информационно-компьютерных технологий;

-посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

-ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования преподавателя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

- повышение качества преподавания предметов:

-Группа 3ПК4: преподавание велось по пяти специальным дисциплинам - это

«Товароведение продовольственных товаров», «Учет и отчетность», «Торговые вычисления», «Оборудование торговых предприятий», «Санитария и гигиена». Средний показатель успеваемости за 1 полугодие составил 100%, качество 89%.

-Группа 3ПК3: преподавание велось по четырем предметам - это «Товароведение продовольственных товаров», «Учет и отчетность», «Торговые вычисления», «Санитария и гигиена». Средний показатель успеваемости за 1 полугодие составил 100%, качество 52%.

- разработанные программы, сценарии, исследования:

-за истекший период разработан и активно используется на уроках по предмету «Торговые вычисления» - Сборник задач по торговым вычислениям; Полный комплект Программного материала по предметам специальности «Маркетинг» (по отраслям); Глоссарий стандартизированных торговых терминов по предметам «Товароведение продовольственных товаров» и «Технологии розничной торговли»; Электронный сборник наглядных пособий по предмету «Товароведение продовольственных товаров».

Обучающимися написаны научно -исследовательские работы по следующим темам: «Влияние сортовых особенностей чая на покупательскую активность», «Музыка - как мощный инструмент, стимулирующий покупательскую активность», «Влияние психологических особенностей мужчин и женщин на процесс совершения покупок».

Студенты группы 3ПК4 завершают работу в НОУ по теме «Влияние краж на эффективность работы магазина»:

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения:

-В методике преподавания можно отметить активное использование на этапе контроля знаний такой формы опроса как взаимоопрос и взаимоконтроль с включением обучающихся в преподавательскую деятельность, что, несомненно, активизи-

Вестник «Орлеу^-kst

QU

рует их в плане оценивания и анализа ответов своих одногруппников.

- доклады, выступления:

-За период с 2010 года подготовлено четырнадцать докладов и имеют место выступления на ежегодных педагогических чтениях, на МЦК сферы обслуживания и классных руководителей, методическом и педагогическом Советах, итоговой методической конференции.

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-По предмету «Производственное обучение» составлен комплект Инструкционных карт на 1 и 2 курс. Разработан и систематизирован тестовый материал по специальным дисциплинам и производственному обучению по трем курсам.

- разработка открытых и проведение уроков:

-С 2010 по 2014 год проведено пять открытых уроков по предметам «Товароведение продовольственных товаров», «Торговые вычисления», «Производственное обучение» с темами «Потребительские товары», «Нахождение процентной суммы», «Копченая рыба», «Чай и чайные напитки», «Изучение ассортимента и орга-нолептическая оценка качества колбасных изделий».

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме):

-В 2010 годуобобщен передовой опыт по теме: «Расширение обучающих возможностей содержания учебного материала посредством использования в научно - исследовательской деятельности».

Основными критериями самообразования являются:

- эффективность профессиональной педагогической деятельности;

- творческий рост педагогов;

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку са-

моопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голобова, Н.А. Организация сетевого взаимодействия педагогов как условие непрерывного повышения квалификации учителей /Н.А. Голобова //Стандарты и мониторинг.-2009.-№6.-С.54-59

2. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-С.9-14

3. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134

4. Норенко, Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение системы повышения квалификации /Е. Но-ренко //Школьное планирование.- 2010.-№5.-С.60-78

5. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62

6. Ценарева, И. Учитель в системе повышения квалификации: поиск новых форм/И. Ценарева //Народное образование.- 2009.-№8.-С.91-94

да

о р-

рз О

и и

е

hQ

X X

о S

да о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.