Научная статья на тему 'Самообразование - жизненная необходимость'

Самообразование - жизненная необходимость Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ / АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ / ПЕДАГОГТАРДЫң БіЛіК-ТіЛіГі / СәУЛЕТ / құРЫЛЫС / НОРМА-ТИВТіК ЦүЖАТТАР / SELF-EDUCATION / QUALIFICATION OF TEACHERS / ARCHITECTURE / CONSTRUCTION / NORMATIVE DOCUMENTS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолева Н. В.

В данной статье рассматривается тема самообразования, обосновывается важность самосовершенствования преподавателей, говорится о том, что работа над собой является неотъемлемой частью жизни и деятельности творческого человека и способствует росту квалификации педагогов. А в качестве примера описывается, как сам процесс педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин Костанайского строительного колледжа способствует самообразованию педагогов.Бұл мақалада өздігінен білім алу тақырыбы қа-растырылады, оқытушылардың өзін өзі жетіл-діру маңыздылығына негізделеді, шығармашылық адам өмірі мен қызметі және педагогтардың білік-тілігінің өсуіне ықпал етеді, процестің ажырамас бөлігі болып табылады. Мысал ретінде сипаттала-ды, Қостанай құрылыс колледжінің арнайы пәндер оқытушылары педагогикалық қызмет барысында өз білімдерін жетілдіреді.АннотацияIn the article the topic of self-education is considered, the importance of teachers' self-improvement is justified, it is said that self-development is an integral part of life and work of a creative person, and it promotes professional upgrading. And as an example, it is described how the special disciplines teachers’ pedagogical performance at Kostanay Construction College provides their self-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование - жизненная необходимость»



о; х

I

<

m О

го

£ из О

О

В

ГЕ

X ш H

CL

О ш H

H. В. Смолева,

преподаватель спег^иалъных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

He2i32i свздер: оз бтмт .)icemi:i()ipy, педагогтардъщ бтк-mi.mi, сэулет, цурылыс, норма-muemiK цужаттар, мотивация

Ключевые слова: самообразование, квалификация педагогов, архит ектура, строит елъст во, нормативные документы, мотивация.

Keywords: self-education, qualification of teachers, architecture, construction, normative documents, motivation.

САМООБРАЗОВАНИЕ - ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Ацдатпа

Б^л макалада ездтнен бЫм алу такырыбы к;а-растырылады, окытушылардын езш - e3i жетш-flipy маныздылыгына непзделед1, шыгармашыльщ адам eMipi мен к;ызмет1 жэне педагогтардьщ бш1к-тштнщ ecyiHe ьщпал етед1, процестщ ажырамас болт болып табылады. Мысал ретшде сипаттала-ды, К^останай кздэылыс колледжшщ арнайы пэндер окытушылары педагогикальщ кызмет барысында ез бЫмдерш жетшд1редг

Аннотация

В данной статье рассматривается тема самообразования, обосновывается важность самосовершенствования преподавателей, говорится о том, что работа над собой является неотъемлемой частью жизни и деятельности творческого человека и способствует росту квалификации педагогов. А в качестве примера описывается, как сам процесс педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин Костанайского строительного колледжа способствует самообразованию педагогов.

Annotation

In the article the topic of self-education is considered, the importance of teachers' self-improvement is justified, it is said that self-development is an integral part of life and work of a creative person, and it promotes professional upgrading. And as an example, it is described how the special disciplines teachers' pedagogical performance at Kostanay Construction College provides their self-education.

«Всякое настоягцее образование добывается только путём самообразования»

Николай Рубакин

Основное высшее образование с квалификацией инженера - строителя, получено мною много лет назад. Имея опыт работы в проектной организации ранее, и сейчас, работая в Костанайском строительном колледже преподавателем, на собственном опыте могу сказать: чтобы быть востребованным специалистом базовых знаний никогда не бывает достаточно. Передавая свои знания молодёжи, работая педагогом, нуж-

но не только знать гораздо больше заложенного в программу учебного процесса, чтобы ответить на все вопросы студентов, но необходимо и донести эти знания так, чтобы тебя поняли. То есть необходимо говорить с молодыми на их языке. Технический прогресс идёт ускоренными темпами. Способность восприятия знаний новым поколением, процесс обучения современных студентов идёт на другом уровне, поэтому самообучаться и самообразовываться для преподавателей является жизненной необходимостью.

В своем послании народу Президент нашей Республики H.A. Назарбаев отметил, что потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов [1]. Будучи преподавателем нужно всю жизнь учиться, заниматься самообразованием. Вся жизнь уходит на развитие мастерства, и нельзя достичь состояния «дальше некуда». Нельзя сказать: «У нас обучающаяся организация», так же как нельзя сказать о себе: «Я - просвещённый человек». Чем больше человек учится, тем острее в нём сознание собственной невежественности [2, с.29].

Что такое самообразование? Давайте посмотрим на само слово. Что оно означает? Это просто: самим образовывать себя. Мы все имеем свой собственный образ. Все из всего множества людей живущих на планете сугубо индивидуальны. Только родившись каждый из нас уже ни на кого не похож, а является индивидуумом, личностью. Затем личность растет, воспитывается родителями, окружающими, учителями, педагогами, средствами массовой информации и т. д. При этом мы или принимаем или не принимаем то, что нам предлагается к усвоению, становимся такими, какие мы есть. Вырастая, мы осознанно ищем интересующие нас знания и образовываем себя, так как считаем для себя нужным.

Согласно формулировки с интернет сайта самообразование - это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на

развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека [3].

Проще сказать: самообразование - это добровольное получение знаний, без нажима «сверху». И педагог, преданный своей работе, развивается постоянно в течение всей педагогической деятельности, временами и не замечая этого.

Когда мы развиваемся?

Самое главное для преподавателя - это качественно провести занятие. Урок должен быть запоминающимся, интересным и «смотр ибельным» . А для этого преподавателю необходимо готовиться: прочитать учебную литературу, разработать контрольные вопросы, домашнее задание и составить план занятия, подумать, в какой форме преподать подготовленный материал слушателям. А это уже самообразование.

Большую роль в самообразовании играют и внеклассные занятия. Для студентов колледжа проводятся мероприятия: научно - практические конференции, конкурсы, семинары, на которых они представляют свои работы, но сам студент без поддержки, без помощи и подсказки преподавателя не справится. При разработке научных работ со студентами преподаватель изучает много специальной литературы, знакомится с новинками строительного производства и общается с инженерами - строителями производственниками, чтобы владеть информацией по разрабатываемой теме в полном объёме, чтобы суметь подсказать и направить, найти научное обоснование или даже сделать открытие. Например, в феврале 2018 года в нашем колледже проводился конкурс «Стадион будущего». Все участники -студенты и педагоги, наиболее глубоко изучили возможности систем автоматизированного проектирования «ArchiCAD» и «3ds Мах», так как конкурсные работы разрабатывались в этих программах. А так же при подготовке к конкурсу познакомились с нормативной документацией по проектированию спортивных стадионов и градостроительства городских населённых пунктов, изучили требования FIFA (Международная федерация футбола) к

х <

m

О

го £

из О ÖS

О §

X

X Щ

н

а. О ш н

3(21 )/2018

футбольным стадионам.

Для повышения рейтинга преподавателя имеют большое значение публикации статей и заметок в журналах и газетах. Несмотря на то, что получено техническое образование, приходится развиваться и обучаться в литературном направлении, учиться грамотно и логически последовательно излагать свои мысли на бумаге. Освещать события, мероприятия, делиться опытом посредством печати так, чтобы читателю был интересен предлагаемый материал.

Кроме написания статей преподавателями разрабатываются методические указания по оформлению и выполнению курсовых и дипломных работ. Преподаватели пишут работы по преподаваемым ими предметам, учитывая всё новое, что предлагается техническим прогрессом. Это всё требует работы по самообразованию, как следствие, значительно облегчает педагогическую деятельность, помогает студентам при изучении материала и, приходя на современное производство, молодой специалист не требует переобучения.

Работая преподавателем специальных дисциплин и на строительном , и архитектурном отделениях, нужно быть в курсе событий в сфере архитектуры и строительства, для этого приходится изучать много нормативных документов в этой области, изучать журнал «Экспресс - информ», в котором ежемесячно публикуются решения Правительства Республики Казахстан, предоставляются актуаль-к; ные сведения о технических регламентах, го-I сударственных нормативах, национальных и 22 межгосударственных стандартах и сметных ^ нормативных документах (СН РК, РДС РК, Й СНиП РК, мен, мсп, вен, ГОСТ, СТ РК и ^ т. д.) в области архитектуры, градостроитель-~ ства и строительства. Также весьма полезно

- советоваться со специалистами, которые ра-

I ботают на производстве и как практики могут х „

ш дать полезный технический совет для реше-

- ния трудного вопроса при курсовом или ди-^ пломном проектировании [4].

В заключении хочется отметить, что са-

- мообразование жизненно необходимо для современного преподавателя. Самообразованием стоит заниматься всегда и любым до-

аукаи практика ^

ступным способом. Пока мы учимся новому, идём в ногу со временем, мы интересны и востребованы.

На тему самообразования высказывались многие выдающиеся личности, ознакомившись с ними, убеждаешься, что идёшь верным путём:

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».Лизинский В.М.;

«Если будешь любознательным, то будешь многознающим» .Сократ;

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».Дени Дидро;

«Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало» .Мишель Монтен;

«Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда».

Эзоп;

«Нужно всю жизнь учиться. Вся жизнь уходит на развитие мастерства, и

нельзя достичь состояния «дальше некуда» .Питер Сендж;

«Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам».Эрнст Тельман;

«Учёба в школах и университетах - это не образование, а только способ получить образование». Ральф Уолдо Эмерсон.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. [Электронный ресурс] http://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g

2.Питер Сендж. Пятая дисциплина / П.Сендж Пятая дисциплина,2009,- 448с.

3.Самообразование [Электронный ресурс] https://4brain.ru/samoobrazovanie/

4.Информационный бюллетень - журнал «Экспресс - информ».

5.Бордовская Н.В.Педагогика:Учебное пособие / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.