УДК 377.8 ББК 74.484.78
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА*
I Л.Д. Мунчинова
126
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия «самообразование» как формы обучения, процесса развития, направления деятельности, условия развития. Раскрываются особенности самообразования как ресурса модернизации профессионального развития педагога. В советский период самообразование рассматривалось условием культурного, духовного и профессионального развития всех групп трудящихся страны, важность процесса самообразования была прописана в Конституции СССР. Основной формой самообразования рассматривалось чтение. На современном этапе самообразования перестает быть государственной задачей, приобретает значение личного достижения отдельного человека. Самообразование становится многокомпонентным, более динамичным, личностным, эвристическим. Самообразованию отводится важная роль в профессиональном становлении педагога, развитии его умений работать с информацией, организовывать информационно-образовательную среду обучения. Самообразование рассматривается модернизационным ресурсом профессионального развития российского педагога.
Ключевые слова: самообразование, виды самообразования, характеристики самообразования, профессиональное развитие педагога, модернизация образования.
SELF-EDUCATION AS A RESOURCE OF MODERNIZATION OF TEACHERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT
| L.D. Munchinova
Abstract. The article considers the essential characteristics of the concept of"self-education!' as a form of training, development, activities and condi-
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 14-16-08005.
tions of development. It reveals the features of self-education as a resource of modernization of teacher's professional development. During the Soviet period the self-education was considered as a condition of cultural, spiritual and professional development of all groups of workers of the country, the importance of which was written in the Constitution of the USSR. The reading was considered as the main form of self-education. Nowadays self-education stops being a national objective and gets the value of personal achievements of the individual. Self-education becomes a multicomponent, more dynamic, personal, and heuristic. Self-education has an important role to play in the professional development of educators, in the development of the skills of the teacher to work with information, to organize the information-educational learning environment. Self-education is considered as a modernization resource of the professional development of the Russian teacher.
Keywords: self-education, types of self-education, characteristics of self-education, professional development of educators, modernization of the education system.
В процессах модернизации российского образования особое внимание уделяется развитию профессионального уровня педагогических кадров, в частности способности работать с информацией и умению организовывать информационно-образовательную среду обучения [1]. Современный педагог должен иметь в профессиональном багаже не только психолого-педагогические знания, полученные в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации, но и обладать достаточно глубокими знаниями из других областей деятельности с целью их использования в интеллектуальном, культурном, творческом развитии учеников [2]. По мнению автора настоящей статьи, главная роль в пополнении профессионального объема знаний педагога должна отводиться самообразованию.
Рассмотрение различных сторон истории и теории самообразования проводилось советскими исследова-
телями [3]. Самообразование в них рассматривалось «компонентом системы непрерывного образования», как «продолжение общего и профессионального образования», компонентом систематического обучения в учебных заведениях, компонентом «непрерывного повышения культурного уровня и профессиональной квалификации всех категорий трудящихся СССР», духовного развития человека [4, с. 3-4]. Отношение к самообразованию в стране было зафиксировано в Конституции СССР, где прописывалась важность создания необходимых условий для самообразования трудящихся. Законодательные акты о народном образовании регламентировали государственную задачу в повсеместном содействии самообразованию. Для развития процесса самообразования организовывались народные университеты, лектории, курсы, школы коммунистического труда. Образовательные учреждения должны были оказывать помощь в органи-
зации самообразования граждан страны, использовать его в организации учебного процесса. Под самообразованием, прежде всего, подразумевалось самообразовательное чтение.
В начале советского периода самообразование обладало общим характером и ориентировалось на все группы трудящихся без выделения педагогов из общего числа. Связано это было, в первую очередь, с мероприятиями, направленными на просвещение основной части населения, которая являлась неграмотной или малограмотной. Учительство этого периода было малочисленным и тоже нуждалось в обновлении содержания профессионального образования. В «Обращении народного комиссара по просвещению» А.В. Луначарского от 29 октября 1917 г. ко всем гражданам России была констатирована разница между обучением и образованием: обучение рассматривалось формой передачи готовых знаний учителем ученику, а образование — творческим процессом [5, с. 8]. Поэтому образование не может быть получено в готовой форме, оно l'8 может быть достигнуто только самим человеком. Важным ресурсом этого процесса рассматривалось самообразование, под которым понималось чтение литературы просветительского, социально-экономического, политического, учебного характера. В этот период на государственном уровне был решен вопрос об издании большими тиражами учебной литературы для школ неграмотных и малограмотных, а также популярной художественной и социально-экономической литературы для массового чтения [6, с. 387-388]. Большая роль в просветительной работе и в развитии процессов самообразования отводилась кружковой рабо-
те, которая организовывалась в избах-читальнях, красных уголках, библиотеках, школах для взрослых. Кружки давали возможность малограмотному населению страны изучать, анализировать, обсуждать наиболее актуальные для них вопросы из разных областей окружающей действительности [7, с. 3]. Важной задачей кружковой работы являлось приучение учащихся к самостоятельному чтению газет, журналов, книг, а также их выписке и покупке.
Для развития самообразовательного чтения Главполитпросветом издавались специальные журналы в форме пособий: «Учись сам», «Помощь самообразованию», «Коммунистическая учеба» и др. Издаваемые журналы формировали в сознании читателей культуру самообразовательной работы, основной принцип которой заключался в том, что она организуется не только на основе полной и абсолютной самодеятельности обучающихся, но и на основе полной добровольности. Например, журнал «Учись сам» был ориентирован на развитие самообразования жителей деревни. Заголовки его рубрик уже содержали подсказку для читателей о тематической направленности публикуемого материала: «Как работать по журналу», «Важнейшие события и что о них нужно знать», «Хозяйство нашего Союза и что делается для его улучшения», «Как самому учиться», «Что читать», «Переписка с читателями» и т.д. Рубрики помогали деревенскому жителю не только понять содержание публикуемых материалов, но и определиться в системе необходимых для его жизни современных знаний. Важным постулатом системы выдвигалась грамотность, поэтому в развитии своего
самообразования житель деревни должен был сначала обучиться правильному чтению, письму и счету, а лишь затем приступать к изучению важных для него вопросов по естествознанию, обществоведению, сельскому хозяйству [7, с. 3-5].
В журнале «Помощь самообразованию» была выделена специальная рубрика «Для учителя», ориентированная на помощь самообразованию деревенским работникам просвещения [8, с. 75]. По мнению редакционной коллегии журнала, потребность учителей в самообразовательной работе вызывалась содержанием летних педагогических курсов, актуализировавших перед учительством наиболее насущные темы образовательной и просвещенческой деятельности, а также отсутствием на местах систематической работы учительских объединений, которые могли бы создавать условия для обмена педагогическим опытом и координации усилий педагогов по актуальным вопросам их профессионального развития. Для решения этой проблемы в рубрике журнала публиковался материал по следующим направлениям: методика и практика самообразовательной работы учителя, вопросы программного содержания по обществоведению, естествознанию и краеведению; вопросы образовательной, общественной и политико-просветительной работы учителя со школьными коллективами и местным населением.
Журнал ориентировал учительство на два вида самообразовательной работы: коллективную (кружковую) и индивидуальную (самостоятельную). Коллективная кружковая работа по самообразованию признавалась более приоритетной для
большинства учителей на местах, не обладавших навыками самостоятельной проработки актуального для них материала. Журнал помогал педагогическим работникам в решении организационных и методических вопросов: в частности, давались советы по количественному составу кружка, по распределению организационных полномочий, по выбору направлений самообразования и выработке программы кружковых занятий [9]. Существенную помощь по определению программы содержания кружковой работы оказывал целый ряд таких организаций, как Отдел помощи самообразованию Главполитпросвета, Союз работников просвещения, ВЦСПС, Центросоюз и местные (губернские, областные) бюро самообразования. Кружкам даже предписывалось обращаться в указанные организации за получением программ по интересующим их вопросам. Также к разработке программ для кружковой самообразовательной работы могли привлекаться педагогические вузы и техникумы. В первую очередь кружками прорабатывались сложные социально-экономические и политические вопросы, волновавшие как самих учителей, так и местное население. Проработка вопросов строилось не только на основе книжных источников, но и опиралась на личные наблюдения членов кружка за происходящими в жизни событиями, на примеры из окружающей действительности. Такой подход развивал у учителей навыки работы с различными источниками, нацеливал их на самостоятельную самообразовательную деятельность.
Освещением вопросов педагогического самообразования занима-
129
лись такие журналы, как «Народный учитель», «На путях к новой школе», «Педагогические курсы на дому», «Учительская газета» и др.
По данным документальных материалов за первые 10 лет Советской власти около 40 миллионов трудящихся было обучено грамоте [6, с. 387]. Важную роль в достижении этого результата, несомненно, сыграли кружковая работа и государственные мероприятия по развитию самообразовательной деятельности трудящихся страны. Можно сделать вывод, что основными характеристиками самообразовательной работы советского периода являлись:
• рассмотрение самообразования как процесса самовоспитания, в ходе которого проходило повышение культурного уровня, развитие духовного облика и профессиональное становление трудящихся страны;
• связь с социальными потребностями трудящихся, которые определяли направленность самообразования;
.„_ • использование формы образо-I"0 вательной работы — чтения различных источников информации;
• самообразование на государственном уровне рассматривалось условием культурного развития, духовного становления и профессионального развития трудящихся.
На современном этапе позиции самообразования меняются. Оно уже не выделяется в составе государственной задачи по просвещению и образовательному развитию населения. Самообразование рассматривается в рамках педагогической науки и определяется в одних источниках как образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы без прохож-
дения курса обучения в образовательном учреждении, в других — как специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение образовательных целей как личного, так и общественного характера [10].
В отличие от советского периода, самообразование уже не рассматривается компонентом системы непрерывного образования и продолжением общего и профессионального образования, оно приобретает самостоятельный характер. Каждый человек индивидуально решает вопросы самообразования, но в принятии решения он должен сочетать собственные предпочтения с требованиями и возможностями обучающей среды и окружения, долгосрочные интересы — с ситуативными, внутренние факторы — с внешними [11]. Несмотря на отличие от характера самообразования советского периода, на современном этапе самообразовательная деятельность остается актуальной для различных групп российского общества и продолжает сохранять связь с социальными потребностями человека — жизненными планами и притязаниями. В связи с этим реализация самообразования может проходить в двух направлениях: первое — самообразование, двигательным источником которого выступает институциональная (формальная) среда, второе — это самостоятельное развитие вне формальных видов деятельности.
Можно выделить следующие характерные особенности самообразования, сложившиеся в современных условиях развития общества:
• самообразование как самостоятельная учебная деятельность, сочетающаяся с коллективными ин-
ституциональными формами работы (курсами ИПК, работой методических объединений, лекториями и т.д.) и направленная на развитие профессиональных компетентностей педагога (например, изучение новых программно-методических материалов, передового педагогического опыта, разработка методических материалов к урокам, освоение технических средств обучения и т.д.) [12, с. 511];
• самообразование как эвристическая форма обучения, направленная на развитие профессиональных компетентностей и оргдеятельност-ных способностей педагога [13];
• самообразование как процесс самовоспитания, самообучения, связанный с личными устремлениями педагога: такими, как инициатива к самостоятельному развитию, стремление к постоянному совершенству своей личности и деятельности, готовность к обновлению профессиональных знаний, умений и навыков, освоению новых сфер деятельности [14, с. 42];
• самообразование, обусловленное Я-концепцией личности педагога, направленное на формирование и развитие системы представлений о самом себе, своих способностях, отношениях с окружающими людьми, на развитие творческих способностей и педагогического мастерства, на профессиональный рост и повышение результативности педагогической деятельности;
• самообразование как многокомпонентная деятельность, охватывающая общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое развитие педагога;
• самообразование как процесс саморазвития, в котором педагог может проявить свободу в действиях, мышлении, проявлении чувств.
Таким образом, самообразование на современном этапе приобрело новое содержание: оно стало многокомпонентным, более динамичным, получило эвристическую направленность, приобрело личностно значимую обусловленность. Такое содержание самообразования способствует развитию профессиональных компетенций современного педагога и может рассматриваться ресурсом модернизации его профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. - 2010. - С. 4-12.
3. Громцева, А.К. Самообразование как социальная категория [Текст] / А.К. Громцева. - Л., 1976.
4. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Я, Айзенберг.
- М.: Высшая школа, 1986. - 128 с.
5. Обращение народного комиссара по просвещению // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - С. 7-9.
6. О работе по обучению неграмотных и малограмотных // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - С. 387-388.
7. Учись сам. Ежемесячный журнал Главпо-литпросвета и Политпросвета комсомола. Пособие для самообразования в деревне.
- 1926. - № 1 (март).
8. Помощь самообразованию: Журнал для рабочих и крестьян. - 1925. - № 7 (июль).
ВЕК
9. Вейкшман, В. Учительские кружки самообразования [Текст] / В. Вейкшман // Помощь самообразованию: журнал для рабочих и крестьян. - 1925. - № 7 (июль). -С. 75-77.
10. Самообразование // Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 511 с.
11. Ключарев, Г.А. Самообразование взрослых [Текст] / Г.А. Ключарев, Е.И. Пахомо-ва, Е.Н. Кофанова // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. - С. 37-46.
12. Самообразование учителей // Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 511 с.
13. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М., 2003. - 416 с.
14. Трофимова, Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста [Текст] / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 42-47.
REFERENCES
1. Gromtseva A.K., Samoobrazovanie kak sotsialnaya kategoriya, Leningrad, 1976. (in Russian)
132 2. Aizenberg A.Ya., Samoobrazovanie: istori-
ya, teoriya i sovremennye problemy: Ucheb-noe posobie dlya vuzov, Moscow, Vysshaya shkola, 1986, 128 p. (in Russian)
3. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M., Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve, Moscow, Prosveshchenie, 2011, 190 p. (in Russian)
4. Khutorskoi A.V., Didakticheskaya evristika: teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheni-ya, Moscow, 2003, 416 p. (in Russian)
5. Klyucharev G.A., Pakhomova E.I., Kofano-va E.N., Samoobrazovanie vzroslykh, Ob-shchestvennye nauki i sovremennost, 2003, No. 4, pp. 37-46. (in Russian)
6. Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa "Nasha novaya shkola", Vestnik obrazovani-ya, 2010, pp. 4-12. (in Russian)
7. "O rabote po obucheniyu negramotnykh i malogramotnykh", in: Narodnoe obra-zovanie v SSSR. Obshcheobrazovatelnaya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg., eds. A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, F.I. Puzyrev, L.F. Litvinov, Moscow, Peda-gogika, 1974, pp. 387-388. (in Russian)
8. "Obrashchenie narodnogo komissara po prosveshcheniyu", In: Narodnoe obra-zovanie v SSSR. Obshcheobrazovatelnaya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg., eds. A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, F.I. Puzyrev, L.F. Litvinov, Moscow, Pedagogika, 1974, pp. 7-9. (in Russian)
9. Pomoshch samoobrazovaniyu: zhurnal dlya rabochikh i krestyan, 1925, No. 7. (in Russian)
10. "Samoobrazovanie", in: Pedagogika: bolshaya sovremennaya entsiklopediya, ed. E.S. Ra-patsevich, Minsk, Sovremennoe slovo, 2005, 511 p. (in Russian)
11. "Samoobrazovanie uchitelei", in: Pedagogika: bolshaya sovremennaya entsiklopediya, ed. E.S. Rapatsevich, Minsk, Sovremennoe slovo, 2005, 511 p. (in Russian)
12. Trofimova N.M., Eremina E.I., Samoobra-zovanie i tvorcheskoe razvitie lichnosti bu-dushchego spetsialista, Pedagogika, 2003, No. 2, pp. 42-47. (in Russian)
13. Uchis sam. Ezhemesyachnyi zhurnal Glavpolitprosveta i Politprosveta komsomola. Posobie dlya samoobrazovaniya v derevne, 1926, No. 1 (Mart). (in Russian)
14. Veikshman V., Uchitelskie kruzhki samoobrazovaniya, Pomoshch samoobrazovaniyu: zhurnal dlya rabochikh i krestyan, 1925, No. 7, pp. 75-77. (in Russian)
Мунчинова Лилия Демьяновна, кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, Элиста, [email protected]
Munchinova L.D., PhD in Education, Associate Professor, Rector, Kalmyk Republican Institute of Educators' Skills Improvement, Elista, [email protected]