Научная статья на тему 'Инновационные принципы повышения квалификации преподавателей вузов РК'

Инновационные принципы повышения квалификации преподавателей вузов РК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ИННОВАЦИ-ЯЛЫқ ПРИНЦИПТЕР / INNOVATIVE PRINCIPLES / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / МОДУЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / MODULAR EDUCATIONAL PROGRAMS / ОқЫТУШЫЛАР-ДЫң БіЛіКТіЛіГіН АРТТЫРУ / ПЕДА-ГОГИКАЛЫқ ИННОВАТИКА / МОДУЛЬДіК ОқУ БАГДАРЛАМАЛАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толеген М.А.

Повышение квалификации преподавателей вузов процесс дополнительного обучения работников образования для эффективного выполнения ими своих должностных функций, совершенствования педагогического мастерства и стимулирования профессионального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные принципы повышения квалификации преподавателей вузов РК»

Вестник «Орлеу^-kst —

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Твлеген М.Э.,

проректор по учебной и

методической работе Костанайского государственного педагогического института, кандидат юридических наук, ассоциированный профессор

Нег1зг1 свздер: инноваци-ялыц принциптер, оцытушылар-дыц бшктытн арттыру, педа-гогикалыц инноватика, модульдж оцу багдарламалары.

Ключевые слова: инновационные принципы, повышение квалификации преподавателей, педагогическая инноватика, модульные образовательные программы.

Key words: innovative principles, professional development of teachers, pedagogical innovations, modular educational programs.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РК

Ацдатпа

Жогары оку орындары окытушыларыныц бшктшшн арттыру, бшм саласы кызметкерлершщ ездершщ лауазымды; мшдеттерш тиiмдi жузеге асыру, педагогикалы; шеберлштерш шывдау мен кэсiби шыгармашылыгын кетермелеу Yшiн косым-ша окыту процесi.

Аннотация

Повышение квалификации преподавателей вузов - процесс дополнительного обучения работников образования для эффективного выполнения ими своих должностных функций, совершенствования педагогического мастерства и стимулирования профессионального творчества.

Annotation

Professional development of teachers of higher education institutions is a process of educators' additional training for effective implementation of their official functions, improvement of pedagogical skill and stimulation of professional creativity.

Система повышения квалификации препода- о^

вателей вуза - важнейшее звено воспроизводства Й

квалифицированных специалистов, активно совер- ^

¡V

шенствуется сегодня на основе реализации инно- С вационных принципов образовательного процесса. ^ Это обусловлено актуальной проблематикой разви- ^ тия высшего образования, требующей новых приемов обеспечения роста профессионализма препода- Е вателей вузов: К

- повышение конкурентности на рынке труда, §

Р

где конкурентным становится уровень компетентности преподавателя и его индивидуальность;

Вестник «Oрлеу»-kst

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

- внедрение цифровых образовательных ресурсов и дистанционных форм организации обучения, требующих информационно-технологической компетентности личности;

- готовность преподавателя к проектированию содержания профессионального образования и обеспечению качества взаимодействия между субъектами деятельности;

- переориентирование педагогов с репродуктивной культуросохраняющей стратегии обучения на компетентностную, культу-роформирующую.

Такие перемены должны быть не только осмыслены всем образовательным сообществом, но и каждым отдельным педагогом, тем более преподавателем высшей школы. От его нравственной культуры, уровня профессионализма, восприимчивости к инновациям зависит качество кадрового потенциала страны.

Ранее система повышения квалификации в сфере образования, не обогащенная в должной мере инновационными принципами, была слабо ориентирована на изменение квалификационного и инновационного потенциала преподавателей вузов. Вследствие этого, скорость изменений, происходивших в системе подготовки педагогических кадров, была существенно ниже темпов реформирования образования, что подчеркивал в своем выступлении Президент страны: «Педагогическое образование очень сильно мы должны подтянуть. Сегодня задача стоит в том, чтобы воспитать нового человека, может быть, нужны новые воспитатели» [1].

«Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться» - подчеркнуто в статье Президента РК «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» [2]. Основой инновационных процессов, по мнению Главы государства Н.А. Назарбаева, должны стать принципы эволюционности, общей ответственности, партнерского участия, стимулирования, профессионализма. [2].

В настоящее время РИПКСО выбраны следующие инновационные принципы и на-

правления, которые обуславливают эффективность совершенствования профессионализма преподавателей вузов:

- принцип модельной полноты (сочетания моделей повышения квалификаций вузовских преподавателей);

- принцип сетевого взаимодействия РИПКСО и вузов регионов в обеспечении роста профессионализма преподавателей;

- принцип центрации для формирования единства профессионализма личности и профессионализма его деятельности;

- принцип интегративно-модульного подхода в проектировании содержания повышения квалификации преподавателей вузов;

- принцип адресности образовательных программ, вариативности форм и режимов обучения, динамичности, гибкости, мобильности, адаптивности, нелинейности учебного процесса;

- принцип систематичности и прогно-стичности, опережающей подготовки преподавателей вуза;

- единства теоретической и практической подготовки, её практико-ориентирован-ный характер.

Принцип центрации повышения квалификации на основе инновационной культуры преподавателя представляет собой ценностную ориентацию, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях, навыках и нормах поведения, обеспечивающих восприимчивость новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации качественно новых, оригинальных средств, форм и методов обучения и воспитания студентов.

Инновационная направленность пронизывает деятельность АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» и Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК, что позволяет расширить кадровый потенциал высшего образования. Современные технологии составляют содержательную основу подготовки слушателей курсов РИПКСО - кейс-технология, информационные технологии, технология рейтинговой оценки и пр. А организационно-методи-

Вестник «Орлеу^-kst

И

ческой основой курсов повышения квалификации преподавателей вузов являются формы электронного обучения - вебинары, защита проектов и пр.

АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» и Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК обеспечивают:

вариативность форм и режимов обучения, сочетая очную форму с заочно-дистанционной, обеспечивая гибкий график online и offline - учебных занятий;

динамичность процесса подготовки, адаптивность его к проблематике вузов, систематичность и прогностичность повышения квалификации преподавателей вуза.

Благодаря усилиям руководства РИПКСО обеспечивается академическая мобильность преподавателей вузов, которые прошли подготовку в международных центрах и университетах городов: Ньюкасл, Норвическом институте языкового образования (Великобритания), Цукуба (Япония), Дюссельдорфа (Германия), Валенсийском политехническом университете (Испания), Лиссабонском высшем техническим университете (Португалия). Причем международные программы существенно различались по содержанипю, но были весьма актуальны для изменения профессионального сознания преподавателей казахстанских вузов в методическом, организационном, исследовательском контексте инноваций и реформ.

Примечательно, что РИПКСО предлагает большую вариативность программ повышения квалификации преподавателей вузов:

- по ориентации - профессионально ориентированные, проблемно ориентированные, поведенчески ориентированные, что требует ориентации на новые функции в педагогической деятельности, на актуальную проблематику высшего образования и систему современных требований к поведению и деятельности педагога, как возможного ядра курсовой подготовки преподавателей;

- по типу программ - основанные на стандарте и типовых программах, основан-

ные на специальных программах, что требует разработки Стандарта повышения квалификации преподавателей вузов и педагогов школ и проектирования разноуровневых программ стандартизированной подготовки слушателей, обеспечивающих преемственность с вузовской и послевузовской подготовкой педагога.

В этом направлении интересна инициатива конкурсного отбора дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляемых на основе их экспертизы педагогической общественностью и специалистами «Эрлеу» как для системы повышения квалификации, так и для вузовского корпоративного обучения.

Принцип модельной полноты (сочетания моделей повышения квалификаций) требует выстраивания повышения квалификации как интегративно-модельной системы, объединяющей модели:

- обучения без отрыва от производства и обучение с отрывом от производства (по критерию «место организации учебного процесса»);

- комплементарной и вытесняющей моделей по критерию «технология формирования профессиональных установок»;

- активизирующей и проблемно-ориентированной моделей по критерию «психологический механизм процесса обучения».

- личностно-ориентированной и инновационной моделей по критерию «цель обучения».

Элементы каждой из них можно увидеть в деятельности «Эрлеу» и РИПКСО, но вместе с тем значима расстановка приоритетов в практической реализации моделей. И на сегодняшний день такой приоритет склоняет нас в пользу вытесняющей модели повышения квалификации, а не комплементарной. Это важно потому, что традиционная система репродуктивного обучения готовым знаниям, должна быть замещена личност-но-ориентированной, конструктивной, информационно-технологической системой. Это важно и в связи с переходом к новой стадии реализации кредитной системы обучения в вузах, ориентированной на вариативность, мобильность подготовки студентов и

m

о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

ш

Вестник «Oрлеу»-kst

усиление ее исследовательской и профессиональной составляющих.

Повышение квалификации преподавателей вузов - процесс дополнительного обучения работников образования для эффективного выполнения ими своих должностных функций, совершенствования педагогического мастерства и стимулирования профессионального творчества.

Важнейшие цели повышения квалификации преподавателей вуза заключаются в:

1. стимулировании профессионального развития и совершенствовании педагогической компетентности преподавателей вузов в условиях комплексной модернизации системы образования РК и ее вхождения в международное образовательное пространство;

2. реквалификации педагогических кадров путем развития рефлексии и вовлечения их в проектирование собственной профессиональной успешности;

3. стимулировании присущей педагогическому труду энергии творчества и направление её в инновационно - исследовательское русло;

4. внедрение инновационных коммуникативно-дидактических техник, технологий обучения и воспитания;

5. преодоление педагогического консер-

ватизма и традиционализма, формирование современной модели педагогической деятельности, опирающейся на деятельностную, полисубъектную концепцию учебно-воспитательного процесса.

Система повышения квалификации включает инновационную принципиальную платформу, функционирование которой обеспечивает становление позитивного педагогического опыта и помогает решению задачи по формированию учителя - нового типа, конкурентоспособного в условиях динамично развивающейся системы образования. Именно такая деятельность должна обеспечить вхождение Отечества в международное образовательное пространство.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на встрече с магистрантами - обладателями стипендии Президента Республики Казахстан. 30.09.2011г. // http://www.akorda.kz/ ru/page/vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-na-vstreche-s-magistrantami-1340715928

2.Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. // Казахстанская правда. - 10.07.2012 г.

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ш Е-

¡ЮПШШЩН

РЕСПУБЛИКАЛЫЦ АЦПАРАТТЫЦ ■ ЭД1СТЕМЕП* ЖУРНАЛ йЕСП-. ЬП^КА^СКг',' ГрйдчЕДйлу: леиРнАЛ

О

I I Пда^в

В-

-ч л"

^Ш^П! ЯМ

Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» издает республиканский информационно-методический журнал «ТРЕНЕР^иСАТЮ№>.

Целевая читательская аудитория журнала - сертифицированные учителя, тренеры, а так же все, кто неравнодушен к проблемам повышения качества обучения и всем инновационным изменениям, которые происходят сегодняв школе.

Мы приглашаем к сотрудничеству педагогов, ученых образовательных учреждений области, республики, зарубежья.

Требования к изданию статей можете узнать по электронному адресу: orley-kost.kz или телефону: 54-85-95

Вы можете оформить подписку на журнал по каталогам «Казпочта» или в редакции журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.