Научная статья на тему 'Развитие функциональной грамотности на уроках профессионального казахского языка'

Развитие функциональной грамотности на уроках профессионального казахского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
әЛЕУМЕТТіК-ЭКОНОМИКАЛЫқ ЖАЦГЫРТУ / ұЛТТЫқ ЖОСПАРДЫ / ФУНКЦИЯЛЫқ САУАТ-ТЫЛЫқ / НЫСАНАЛАЛЫқ / ТұТАСТЫқ / КәСіПТіК қАЗАқ ТіЛі / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК / PROFESSIONAL KAZAKH / АқПАРАТТЫқ КОММУНИКАТИВТіК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / МәТіН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECONOMICAL-SOCIAL MODERNIZATION / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / NATIONAL PLAN / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / INTACT / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / PURPOSEFULNESS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / ТЕКСТ / TEXT / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капанова Г. И.

Статья посвящена одной из ключевых проблем в развитие функциональной грамотности на уроках профессионального казахского языка. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы. Повысить уровень языковой подготовки специалиста это значит вооружить его знаниями, практическими умениями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of functional literacy in the classroom professional Kazakh language

The article is devoted to one of the key problem in the functional literacy development on the professional Kazakh lessons. The general points of the functional literacy development is cleared in the State Programme of the development knowledge of Republic Kazakhstan on 2011-2020 years. To raise the language training level of the specialist to arm him with knowledge, practical habits and skills.

Текст научной работы на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках профессионального казахского языка»

Вестник «Орлеу^-kst

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -Q

X X О

m

о х

Капанова Г.И.,

заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель казахского языка

и литературы, КГКП «Костанайский строительно-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

Неггзгг свздер: элеуметтгк-экономикалыц жацгырту, улттъщ жоспарды, функциялыц сауат-тылыц, нысаналалыц, тутастыц, кэсттгк цазац тш, ацпараттыц коммуникативтгк технологиялар, мэтш.

Ключевые слова: социально-экономическая модернизация, Национальный план, функциональная грамотность, целенаправленность, целостность, профессионально-техническое образование, профессиональный казахский язык, информационно-коммуникативные технологии, текст.

Keywords: economical-social modernization, national plan, functional literacy, intact, purposefulness, professional Kazakh, information communicative technologies, text.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА

Ацдатпа

Макала казак тш сабактарындагы функцио-налдык сау сауаттылыкты дамытудьщ мацызды мэселе арналган. Функционалдык сау сауаттылыкты дамытудыц жалпы багыты ^азакстан Республикасыныц 2011-2020ж. Мемлекеттш бшм багдарламасында белгшенген.Маманныц тiл сауаттылыгы арттыру - оган бшм,тш шебер-лiriн,даFдыларын толык беру.

Аннотация

Статья посвящена одной из ключевых проблем в развитие функциональной грамотности на уроках профессионального казахского языка. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы. Повысить уровень языковой подготовки специалиста - это значит вооружить его знаниями, практическими умениями и навыками.

Annotation

The article is devoted to one of the key problem in the functional literacy development on the professional Kazakh lessons. The general points of the functional literacy development is cleared in the State Programme of the development knowledge of Republic Kazakhstan on 2011-2020 years. To raise the language training level of the specialist - to arm him with knowledge, practical habits and skills.

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников [2].

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Настоящий Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан [1].

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка - это одна из основных задач учителя - словесника.

Что характеризует студента, у которого сформированы навыки функционального чтения?

Студент, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения

(изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Современное профессионально-техническое образование выдвигает все новые требования к профессиональной подготовке специалистов. Повысить уровень языковой подготовки специалиста - это значит вооружить его знаниями, практическими умениями и навыками.

Профессиональный казахский язык в нашем колледже является одной из значимых профилирующих дисциплин, способствующих формированию у будущих специалистов профессионально ориентированные умения и навыки владения казахским литературным языком в профессиональной сфере. Изучая курс, студенты разных специальностей приобретают теоретические знания, усваивают терминологию будущей специальности, сведения о назначении и структуре деловых документов, необходимых специалисту определенного профиля, формируют устойчивые коммуникативные умения и навыки, развивают логику и мышление.

Цель курса - сформировать у будущих специалистов профессионально ориентированные умения и навыки владения казахским литературным языком в профессиональной сфере. Обогатить словарный запас будущих специалистов. Уроки строятся на принципах доступности, научности, индивидуальности, преемственности.

На уроках профессионального казахского языка используется официально-деловой стиль речи, научный стиль, обладающие такими характеристиками, как точность, логичность, краткость.

Используются активные методики обучения: ролевые игры, дебаты, дискуссии, интересные лекции, проблемные семинары и др.[3].

В колледже работа по овладению функ-

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

ИИ

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т

о

X

циональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей.

Работа над текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты педагогического воздействия.

Тексты должны быть доступными, не содержать большого количества неизвестной лексики.

Использование информационно-коммуникативных технологий обучения помогает усвоению материала. На интерактивной доске даётся текст с лексико-грамматиче-скими заданиями и предлагается пошаговое выполнение речевых и мыслительных индивидуальных действий [4]. При проверке техники чтения преподаватель предлагает студентам чтение-просмотр, здесь студент читает заголовок текста, визуально просматривает объем и содержание материала. Под руководством преподавателя уделяется время для ознакомительного чтения, при этом преподаватель контролирует правильность и способствует своевременному устранению недостатков чтения студентов. При последующем углубленном чтении текста студенты не только изучают содержание текста, но и работают детально над структурой, лексикой и грамматикой текста. При работе с текстом используются различные упражнения и задания, которые способствуют обучению различным видам чтения текста и обогащению словарного запаса студента. Комплексное использование текста на уроках казахского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым. Формирует у учащихся умение воспринимать информацию, содержащуюся в текстах, выделять основную мысль текста [3].

Фиксация прочитанной научно-учебной информации, способствует совершенствованию навыков письменной речи. Письменная работа по прочитанному тексту формирует навыки анализа и свертывания информации, повышает работоспособность и продуктивность личностной деятельности будущего специалиста.

Изучение профессионального казахского языка приобретает исключительную значимость и является обязательным и неотъемлемым компонентом комплексной общей профессиональной подготовки и нацеливает на подготовку конкурентоспособных специалистов.

Развитие речи - конечная цель обучения казахскому языку студентов. Это понятие включает, во-первых, обогащение словарного запаса студентов, во-вторых, овладение нормами казахского литературного языка, и наконец, формирование умений и навыков связно и грамотно излагать мысль в устной и письменной форме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [электронный ресурс]

2 Назарбаев, Н.А. Послание Президента, Лидера нации народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»[-Текст]/Н.А. Назарбаев // Казахстанская правда. - 2012 № 32.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие /Г.К. Селевко. -М.: Народное обра-зование,1998.- 256с.

4. Сарсенбаева, Е.К. Особенности использования интерактивных технических средств в процессе обучения [Текст]/Е.К. Сарсенбаева. //Ключ знаний, №28,- 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.