Научная статья на тему 'Использование информационных технологий на уроке музыки'

Использование информационных технологий на уроке музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATIVE RESOURCES / АқПАРАТТЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / САРА-ЛАНГАН ТәСіЛ / АқПАРАТТЫқ РЕСУРСТАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азарова И.В.

Представленная педагогическая статья направлена на изучение применения компьютерных технологий на уроках музыки. В статье содержатся основные этапы работы педагога с новыми информационными технологиями, которые способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно своевременно проводить контроль и подводить итоги. В данной статье рассматриваются основные педагогические методы и приемы работы с детьми на уроках музыки. Особое внимание уделяется компьютерным технологиям, как наиболее эффективной форме работы в массовой общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий на уроке музыки»

■ Вестник «Эрлеу^-kst —

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Азарова И.В.,

учитель музыки ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акима-

та г.Костаная», специалист высшего уровня квалификации высшей категории

He3Ï33i свздер: ацпарат-тъщ технологиялар, сара-ланган тэст, ацпараттыц ресурстар.

Ключевые слова: информационные технологии, дифференцированный подход, информационные ресурсы.

Keywords: information technologies, differentiated approach, informative resources.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Ацдатпа

¥сынылып отырган педагогикалык макала музыка сабакта-рында компьютерлш технологияларды колдануга арналган. Макалада педагогтыц бшм алушылардыц зерттеу дагдыла-рын дамытуга ыкпал ететiн жаца акпараттык технологиялар-мен ж^мыс жасаудыц негiзгi кезецдершен тирады. Компью-терлж технологияларды колдану сабакты жемiстi , оку YPдiсiн кызыкты етюзш, окытуга дифференциациялы амалды жYзеге асыруга, бакылауды уакытылы ^йымдастыру мен объективтi корытынды жасауга мYмкiндiк бередi. Берiлген макалада музыка сабактарында балалармен ж^мыс жасаудыц негiзгi педагогикалык эдiс-тэсiлдерi карастырылады. Жалпы бiлiм беретiн мектепте ж^мыс жасаудыц тиiмдi формасы ретiнде компьютерлiк технологияларга ерекше кещл бeлiнедi

Аннотация

Представленная педагогическая статья направлена на изучение применения компьютерных технологий на уроках музыки. В статье содержатся основные этапы работы педагога с новыми информационными технологиями, которые способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно своевременно проводить контроль и подводить итоги. В данной статье рассматриваются основные педагогические методы и приемы работы с детьми на уроках ^ музыки. Особое внимание уделяется компьютерным техно- § логиям, как наиболее эффективной форме работы в массовой ¡^ общеобразовательной школе. по

Рн

Annotation о

нн

The presented pedagogical article is sent to the study of Й application of computer technologies on the lessons of music. щ In the article there are the basic stages of work of teacher with о informative NT that assist development of research skills of С students. Application of computer technologies allows to do a § lesson truly productive, process of studies interesting, carries out the differentiated going near educating, allows objectively in good § time to conduct control and work out the totals. In this article basic ^ pedagogical methods and receptions of work are examined with § children, on the lessons of music. The special attention is spared ^ to computer technologies, as most effective form of work at mass s general school.

80

Вестник «Oрлеу»-kst

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения [1, с.135].

Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Но, следует заметить, что компьютер не должен быть использован только в качестве электронной доски для написания темы и тезисов урока с необходимыми графиками-иллюстрациями, а как инструмент для интерактивного образовательного действа, задача которого - не информирование, а освоение и присвоение знаний учениками, а цель - самостоятельность мышления и творчество ученика. Выполнение этого требования предусматривает, прежде всего, знание преподавателем хотя бы простейших компьютерных программ. Разумеется, это требует постоянного обучения и самообучения учителя [1, с.121].

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Тех-к нология проведения уроков с использованием м современных технических средств и новых т информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сой образительность, концентрирует внимание 2 учащихся, заставляет их по-другому оценить ^ предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности рР представления учебной информации. При-щ менение цвета, графики, звука, современ-^ ных средств видеотехники позволяет моде-§ лировать различные ситуации и среды. Это

t позволяет усилить мотивацию учащихся к ю учебе. Применение компьютерных техноло-§ гий позволяет сделать урок по настоящему § продуктивным, процесс учебы интересным, осуществлять дифференцированный подход к

обучению, позволяет объективно своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Среди разнообразных педагогических технологий стоит выделить:

• проблемное обучение;

• обучение в сотрудничестве;

• игровую деятельность;

• разноуровневое обучение;

• проектное обучение.

Информационные технологии включают

программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации.

Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в-третьих, основную роль может играть учет психологических принципов обучения [2,с. 99].

Средства информационных технологий, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе, следующие:

- обучающие компьютерные программы, которые заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров;

- обучающие общие программы, предназначенные для детей школьного возраста по предмету «Музыка», они дают возможность знакомить с творчеством композиторов в занимательной форме с использованием отрывков из музыкальных произведений и анимацией, а также проследить уровень знаний обучающихся с помощью викторин. Практический курс «Учимся понимать музыку», «Музыкальный класс» - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные программой по музыке. Курс «Теория музыки» поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты - нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие, а

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

"Музыкальный диктант" поможет проверить свой музыкальный слух и память. Приложение "История музыкальных инструментов" поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. "Компьютерное фортепиано" даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). С помощью "Кибер-синтезатора" можно создать свою собственную композицию в стиле "Рок", "Техно", "Рок-н-ролл", "Кантри" и "Латинос"; прекрасно дополняют друг друга разделы "История музыкальных инструментов" и "Электронное пианино". В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них [3, с.164]:

• тематические обучающе-развивающие программы: М.П.Мусоргский "Картинки с выставки", П.И.Чайковский "Щелкунчик", "Времена года", К. Сен-Санс "Карнавал животных" и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят нас с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов;

• образовательно-игровые, которые очень любят дети. Они готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных играх "Крестики-нолики". Игра "Крестики-нолики" самым внимательным ученикам позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. "Музыкальные кубики", где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. "Музыкальные кубики" позволят собрать мелодию, «Угадай мелодию", где можно развить свою память и запомнить музыкальные произведения [3,с. 166].

Энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и т.д. С помощью мультимедийных энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома [4,с.45].

Интернет ресурсы - часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете - у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. Привлекательность ИТ ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, где нет контроля над объективностью информации. Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету "Музы- g ка" - это библиографическая информация, ^ аудио-, видео- фонд. Интернет - это тот мир, о

СО

где живут современные дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию о для обучения и добывания необходимой ин- 3 формации [4,с. 98]. ^

Огромную помощь в проведении музы- g кальных занятий дают музыкальные энци- ^ клопедии. Очень интересна "Энциклопедия Й

популярной музыки Кирилла и Мефодия", В

ж

где представлены сведения практически обо ^

всех современных группах и исполнителях, ^

музыкальных альбомах. В ней можно просле- §

дить историю развития той или иной группы, й

узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в ®

82

Вестник «Oрлеу»-kst

Казахстане и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты. «Шедевры музыки» - уникальный мульти меди продукт для всех, кто интересуется классической музыкой и историей ее развития. «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов». Эти программы можно купить на дисках в интернете, чтобы пополнить знания и найти нужную информацию [5,с. 141].

Мультимедийные презентации - мультимедиа выступление. В ходе такого выступления выступающий демонстрирует на экране:

- наименование разделов выступления и основные тезисы;

- неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию).

Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука тоже могут быть использованы в выступлении. Такого сорта выступления становятся всё более и более распространёнными во всём мире, повышая эффективность личной (докладчик - аудитория) коммуникации.

Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зару-§ бежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций

т

О художников, - всё это является неотъемлемой

го

^ частью каждого урока [5, с.122]. О Караоке - современная информационная ^ технология нашего времени. Караоке на уро-У ках музыки - это одно из средств, позволяю-д щих не только повысить интерес к урокам за Ё счёт разнообразной аранжировки фонограмм Й песен (как правило, используется большое число голосов музыкальных инструментов), 2 но и дающих возможность в разы расширить 5 репертуар и более качественно проводить § оценку исполнения песен учениками [5,с. В 144].

Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера.

Роль творчески работающего учителя не ограничивается внедрением в учебный процесс уже имеющихся компьютерных технологий. Оказавшись «на передовой» научно-технического процесса, учитель сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем арсенала новых средств обучения: от наброска иллюстраций к конкретному уроку до производства программного продукта, от формирования нового приема работы до создания авторской методики. Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения [5,с. 161].

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение [Текст]: рекомедации из опыта работы/сост. О.Н.Черненко. Волгоград:Учитель, 2007.-135с.

2. Кривошеева, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ [Текст] /А.О. Кривошеева // Информационные технологии. - 1996.- № 2.

3. Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии, 2004 и 2005г., ВО-ИПКиПРО.

4. Сайт Всероссийского Интернет-фестиваля педагогических идей «Открытый урок», издательский дом «Первое сентября», г. Москва.

5. Использование информационных технологий. Учительская газета №15, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.