Вестник «Орлеу^-kst
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Байтурсунова К.К.,
преподаватель
экономических дисциплин КГКП «Костанайский политехнический колледж»
Неггзгг свздер: Казацстан республикасы, ацпараттандыру, жацалыцтар ецггзу, инновация, жацашылдыц, цаз1рг1 экономика, ацпараттыц технологиялар, интерактивтг цуралдар, гылы,-ми-техникалыц прогресс, жарна-ма, техникалыц жэне кэсттж бшм беру.
Ключевые слова: республика Казахстан, информатизация, нововведение, инновация, новшество, современная экономика, информационные технологии, интерактивное оборудование, научно-технический прогресс, реклама, ТиПО.
Key words: The Republic of Kazakhstan, informatization, innovation, novelty, modern economics, information technologies, interaction facilities, scientific-technical progress, publicity, technical and professional education.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«Учитель - главный человек для преподавания знаний...все наше будущее, будущее народа в руках учителя» [5].
Ы.Алтынсарин
Ацдатпа
Бул макала езект жэне заман талабына сай, се-бебi акпараттык-коммуникативтш технологияньщ усынылган эдiстерi мен тэсшдерш техникалы; жэне кэсштш бшм берудеп экономика саласыныц арнайы пэндер окытушылары ез жумыстарында колдана ала-ды.
Аннотация
Данная статья актуальна и современна, так как предложенные методы и приемы работы ИКТ могут использовать в своей работе преподаватели специальных дисциплин экономического профиля в техническом и профессиональном образовании.
Annotation
This article speaks about modern methods and approaches of working with ICT (information-computer g technologies) and might be useful for teachers of special disciplines in the field of economics in technical and g professional education. д
I
В настоящее время в системе образования Респу- ^
блики Казахстан происходят серьезные изменения, щ
которые ориентированы на достижение целей, постав- щ
ленных государством. Одним из процессов модерниза- о
ции образования стал процесс информатизации обра- д
зовательного процесса, который связан с внедрением и
новых, современных инновационных технологий в д
учебный процесс. Такие нововведения предполагают § постоянное совершенствование нашей деятельности.
Ш
Вестник «Oрлеу»-kst
т
о
Рч РЧ
О
О
о ё
Й -а X X О
т
о
X
Даже, имея огромный багаж педагогического искусства, опыта, мастерства, многолетний стаж работы педагог на сегодняшний день не может считаться профессионалом без владения инновационными технологиями обучения.
Что же скрыто в термине инновация? Инновация, нововведение (англ.Innovation) -это внедренное новшество внутри системы. В данном случае под инновациями понимают нововведения в обучающем процессе, которые подразумевают улучшение системы обучения и результативности внедрения новшеств.
Объектами инновации являются решения следующих проблем: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей.
Сегодня уделяется серьезное внимание развитию технического и профессионального образования. Современная экономика и производство требуют серьезных изменений в подготовке кадров и прежде всего изменений в системе формирования образовательной среды, а также способов передачи знаний и умений, их освоения и использования в профессиональной деятельности. Имея в наличии мощные информационные и инновационные средства, рожденные научно-техническим прогрессом, наша задача сделать обучение современным, доступным и качественным.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
-в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
- в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
- в систему контроля и оценки уровня образования;
- в учебно-методическое обеспечение;
- в систему воспитательной работы;
- в учебный план и учебные программы;
- в деятельность учащегося и препода-
вателя.
К инновационным технологиям можно отнести:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения:
- технология педагогических мастерских;
- технология обучения учебного исследования;
- технология коллективной мыследея-тельности (КМД);
- технология эвристического обучения.
- метод проектов;
- развивающее обучение;
- гуманитарно-личностная технология;
- дизайн-педагогика.
2. Информационные технологии:
- ИКТ;
- технологии дистанционного обучения.
3. Интерактивные технологии:
- технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»;
- технология проведений дискуссий;
- тренинговые технологии [4].
Как говорил А.С.Макаренко «Человек становится все больше и больше владетелем больших, организованных механических сил, от него теперь все больше и больше требуются не физические, а умственные силы: расчет, изобретательность, находчивость, ухватка»
[3].
Моя профессиональная деятельность направлена на преподавание экономических дисциплин: статистика, основы рыночной экономики, основы экономической теории.
Неотъемлемой частью моего преподавания является использование инновационных технологий в обучении. Использование компьютеров, интерактивной доски на занятиях преображает формат преподавания и обучения, делает учебный процесс эффективным, привлекательным и плодотворным, а также является значимым инструментом, помогающим мне в преподавании, позволяя облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Наиболее удачной в ходе учебного процесса является работа с интерактивной доской: учащиеся заполняют предложенные им таблицы, сопоставляют нужные термины к определениям, заполняют кластеры. Непосредственно интерактивную
Вестник «Орлеу^-kst
7
доску использую для демонстрации наглядного материала при объяснении новой темы, материал может сопровождаться анимационными и мультипликационными картинками, что вызывает у обучающихся огромный интерес, который приводит к положительным результатам: повышение качества знаний, формирование навыков и умений, развитие запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации, что несет собой повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету. Следовательно, очень важно использование ИКТ в преподавании.
На этапе контроля знаний и умений учащихся очень уместно и удобно использовать электронное тестирование. При помощи электронного тестирования быстро и легко можно проверить знания учащихся, указать на ошибки. Тестовые задания сдаются на ПК в электронном виде, результаты и оценки учащиеся просматривают на интерактивной доске. Примером использования тестирующих программ являются Mini Test, MyTest, Netcontrol. Варианты тестов можно выбрать с одиночным, множественным выбором, с открытой формой или закрытой. Данные тестирующие программы применяю как промежуточный контроль, т.е проверка полученных знаний после изучения темы, раздела и итоговый контроль по дисциплине.
Для организации обучения на своих занятиях я использую информационно-коммуникативные технологии, одной из форм которых является деловая игра. Этот метод в современной педагогике считается активной формой обучения. «В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место» [6]. Приведу один из примеров, использования данного метода. На один из разделов дисциплины «Основы рыночной экономики», я решила потратить большее количество времени на процесс создания учащимися собственных рекламных роликов для реализации продукции на рынке. Для подражания был дан образец, поэтому рекламные ролики должны были быть более краткими и содержательными. Затем, просматривая работы с группой, учащиеся проголосовали за лучший ролик.
Мой небольшой педагогический опыт привел меня к мысли - снимать ролики лучше
всего в группах. Это действительно сработало, поскольку учащиеся были более уверены перед презентацией своих работ. В таком процессе они комментируют, предоставляя повод для размышления, задают наводящие вопросы, а также озвучивают решения проблем, анализируя свои идеи и идеи других групп.
Благодаря использованию инновационных технологий и методик в своей профессиональной деятельности, можно добиться повышения качества:
- образовательного процесса в целом,
- потенциала преподавателя,
- потенциала обучающихся,
- средств образовательного процесса,
- образовательных технологий,
- управления образовательными процессами.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий, в основе которых лежит идея создания комфортных условий для каждого учащегося и использование личностно-ориентированного подхода в обучении. «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его». В.М.Гюго [6].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года.
2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011 -2020 годы.
3.А.С. Макаренко «Творческое использование педагогического наследия А.С.Макаренко», Москва «Высшая школа» 1991г.
4.Касенова А.С. «Инновационные технологии в профессиональном образовании». Творческая педагогика. №4. 2013г. Стр.66-71.
5. Дербисалин А. О литературном наследии Ы.Алтынсарина «Сборник статей о казахской литературе». Алма Ата, 1977г.
6.А.С.Макаренко Пед.соч.: В 7 т.Т.5.стр.297.
7. Виктор-Мари Гюго. Сводная энциклопедия афоризмов.
m
о
Рч
w О
О
о
Й -а X X О S
m
о
X