Научная статья на тему 'Применение инноваций в обучении экономическим дисциплинам в техническом и профессиональном образовании'

Применение инноваций в обучении экономическим дисциплинам в техническом и профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ҚАЗАқСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / НОВШЕСТВО / NOVELTY / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / қАЗіРГі ЭКОНОМИКА / MODERN ECONOMICS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ГЫЛЫ-МИ-ТЕХНИКАЛЫқ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC-TECHNICAL PROGRESS / РЕКЛАМА / ТИПО / INTERACTION FACILITIES / PUBLICITY / ТЕХНИКАЛЫқ ЖәНЕ КәСіПТіК БіЛіМ БЕРУ / TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATION / АқПАРАТТАНДЫРУ / ЖАЦАЛЫЦТАР ЕЦГіЗУ / ЖАНАШЫЛДЫқ / АқПАРАТТЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ИНТЕРАКТИВТі құРАЛДАР / ЖАРНАМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтурсунова К. К.

Данная статья актуальна и современна, так как предложенные методы и приемы работы ИКТ могут использовать в своей работе преподаватели специальных дисциплин экономического профиля в техническом и профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инноваций в обучении экономическим дисциплинам в техническом и профессиональном образовании»

Вестник «Орлеу^-kst

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Байтурсунова К.К.,

преподаватель

экономических дисциплин КГКП «Костанайский политехнический колледж»

Неггзгг свздер: Казацстан республикасы, ацпараттандыру, жацалыцтар ецггзу, инновация, жацашылдыц, цаз1рг1 экономика, ацпараттыц технологиялар, интерактивтг цуралдар, гылы,-ми-техникалыц прогресс, жарна-ма, техникалыц жэне кэсттж бшм беру.

Ключевые слова: республика Казахстан, информатизация, нововведение, инновация, новшество, современная экономика, информационные технологии, интерактивное оборудование, научно-технический прогресс, реклама, ТиПО.

Key words: The Republic of Kazakhstan, informatization, innovation, novelty, modern economics, information technologies, interaction facilities, scientific-technical progress, publicity, technical and professional education.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Учитель - главный человек для преподавания знаний...все наше будущее, будущее народа в руках учителя» [5].

Ы.Алтынсарин

Ацдатпа

Бул макала езект жэне заман талабына сай, се-бебi акпараттык-коммуникативтш технологияньщ усынылган эдiстерi мен тэсшдерш техникалы; жэне кэсштш бшм берудеп экономика саласыныц арнайы пэндер окытушылары ез жумыстарында колдана ала-ды.

Аннотация

Данная статья актуальна и современна, так как предложенные методы и приемы работы ИКТ могут использовать в своей работе преподаватели специальных дисциплин экономического профиля в техническом и профессиональном образовании.

Annotation

This article speaks about modern methods and approaches of working with ICT (information-computer g technologies) and might be useful for teachers of special disciplines in the field of economics in technical and g professional education. д

I

В настоящее время в системе образования Респу- ^

блики Казахстан происходят серьезные изменения, щ

которые ориентированы на достижение целей, постав- щ

ленных государством. Одним из процессов модерниза- о

ции образования стал процесс информатизации обра- д

зовательного процесса, который связан с внедрением и

новых, современных инновационных технологий в д

учебный процесс. Такие нововведения предполагают § постоянное совершенствование нашей деятельности.

Ш

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о ё

Й -а X X О

т

о

X

Даже, имея огромный багаж педагогического искусства, опыта, мастерства, многолетний стаж работы педагог на сегодняшний день не может считаться профессионалом без владения инновационными технологиями обучения.

Что же скрыто в термине инновация? Инновация, нововведение (англ.Innovation) -это внедренное новшество внутри системы. В данном случае под инновациями понимают нововведения в обучающем процессе, которые подразумевают улучшение системы обучения и результативности внедрения новшеств.

Объектами инновации являются решения следующих проблем: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей.

Сегодня уделяется серьезное внимание развитию технического и профессионального образования. Современная экономика и производство требуют серьезных изменений в подготовке кадров и прежде всего изменений в системе формирования образовательной среды, а также способов передачи знаний и умений, их освоения и использования в профессиональной деятельности. Имея в наличии мощные информационные и инновационные средства, рожденные научно-техническим прогрессом, наша задача сделать обучение современным, доступным и качественным.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

-в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

- в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебный план и учебные программы;

- в деятельность учащегося и препода-

вателя.

К инновационным технологиям можно отнести:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- технология педагогических мастерских;

- технология обучения учебного исследования;

- технология коллективной мыследея-тельности (КМД);

- технология эвристического обучения.

- метод проектов;

- развивающее обучение;

- гуманитарно-личностная технология;

- дизайн-педагогика.

2. Информационные технологии:

- ИКТ;

- технологии дистанционного обучения.

3. Интерактивные технологии:

- технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»;

- технология проведений дискуссий;

- тренинговые технологии [4].

Как говорил А.С.Макаренко «Человек становится все больше и больше владетелем больших, организованных механических сил, от него теперь все больше и больше требуются не физические, а умственные силы: расчет, изобретательность, находчивость, ухватка»

[3].

Моя профессиональная деятельность направлена на преподавание экономических дисциплин: статистика, основы рыночной экономики, основы экономической теории.

Неотъемлемой частью моего преподавания является использование инновационных технологий в обучении. Использование компьютеров, интерактивной доски на занятиях преображает формат преподавания и обучения, делает учебный процесс эффективным, привлекательным и плодотворным, а также является значимым инструментом, помогающим мне в преподавании, позволяя облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Наиболее удачной в ходе учебного процесса является работа с интерактивной доской: учащиеся заполняют предложенные им таблицы, сопоставляют нужные термины к определениям, заполняют кластеры. Непосредственно интерактивную

Вестник «Орлеу^-kst

7

доску использую для демонстрации наглядного материала при объяснении новой темы, материал может сопровождаться анимационными и мультипликационными картинками, что вызывает у обучающихся огромный интерес, который приводит к положительным результатам: повышение качества знаний, формирование навыков и умений, развитие запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации, что несет собой повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету. Следовательно, очень важно использование ИКТ в преподавании.

На этапе контроля знаний и умений учащихся очень уместно и удобно использовать электронное тестирование. При помощи электронного тестирования быстро и легко можно проверить знания учащихся, указать на ошибки. Тестовые задания сдаются на ПК в электронном виде, результаты и оценки учащиеся просматривают на интерактивной доске. Примером использования тестирующих программ являются Mini Test, MyTest, Netcontrol. Варианты тестов можно выбрать с одиночным, множественным выбором, с открытой формой или закрытой. Данные тестирующие программы применяю как промежуточный контроль, т.е проверка полученных знаний после изучения темы, раздела и итоговый контроль по дисциплине.

Для организации обучения на своих занятиях я использую информационно-коммуникативные технологии, одной из форм которых является деловая игра. Этот метод в современной педагогике считается активной формой обучения. «В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место» [6]. Приведу один из примеров, использования данного метода. На один из разделов дисциплины «Основы рыночной экономики», я решила потратить большее количество времени на процесс создания учащимися собственных рекламных роликов для реализации продукции на рынке. Для подражания был дан образец, поэтому рекламные ролики должны были быть более краткими и содержательными. Затем, просматривая работы с группой, учащиеся проголосовали за лучший ролик.

Мой небольшой педагогический опыт привел меня к мысли - снимать ролики лучше

всего в группах. Это действительно сработало, поскольку учащиеся были более уверены перед презентацией своих работ. В таком процессе они комментируют, предоставляя повод для размышления, задают наводящие вопросы, а также озвучивают решения проблем, анализируя свои идеи и идеи других групп.

Благодаря использованию инновационных технологий и методик в своей профессиональной деятельности, можно добиться повышения качества:

- образовательного процесса в целом,

- потенциала преподавателя,

- потенциала обучающихся,

- средств образовательного процесса,

- образовательных технологий,

- управления образовательными процессами.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий, в основе которых лежит идея создания комфортных условий для каждого учащегося и использование личностно-ориентированного подхода в обучении. «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его». В.М.Гюго [6].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года.

2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011 -2020 годы.

3.А.С. Макаренко «Творческое использование педагогического наследия А.С.Макаренко», Москва «Высшая школа» 1991г.

4.Касенова А.С. «Инновационные технологии в профессиональном образовании». Творческая педагогика. №4. 2013г. Стр.66-71.

5. Дербисалин А. О литературном наследии Ы.Алтынсарина «Сборник статей о казахской литературе». Алма Ата, 1977г.

6.А.С.Макаренко Пед.соч.: В 7 т.Т.5.стр.297.

7. Виктор-Мари Гюго. Сводная энциклопедия афоризмов.

m

о

Рч

w О

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Й -а X X О S

m

о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.