Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в работе учителя-предметника'

Компьютерные технологии в работе учителя-предметника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / EDUCATIONAL PEDAGOGIC TECHNIQUES / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MMPUTER TECHNOLOGIES / ICT TECHNOLOGIES / ОМПЪЮ-ТЕРЛіК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / БіЛіМ БЕРЕТіН ПЕДАГОГИКАЛЫқ әДі-СТЕМЕЛЕР / ТАНЫМДЫқ қЫ-ЗЫГУШЫЛЫқ / АқПАРАТТЫқ КОММУНИКАЦИЯЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мегильбаева Д. А.

Рассматривается внедрение ИКТ в практику работы учителя-предметника, раскрывающее большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию, а также развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством использования компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer technologies in subject teacher’s activities

ICT introduction into teachers’ practice which gives great opportunities for educational pedagogical techniques improvement, exchange of experience and creative approach to teaching is examined. Development of pupils’ informative interest, their mental and creative abilities by means of computer technologies is also considered.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в работе учителя-предметника»

s

X

<

CQ О

го

£ Ю О

u

О §

X

X щ

н

5

£ Он

О

щ

н

ДА Мегилъбаева,

магистр, ст. преподаватель кафедры «Психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» филиала АО «НПЦК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области

Неггзгг свздер: компьютерны технологиялар, бтм беретм педагогикальщ эд\-стемелер, танымдыц кы-зыгушылыц, ацпараттык коммуникациялыц технологиялар.

Ключевые слова: компьютерные технологии, образовательные педагогические методики, познавательный интерес, информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: technologies, pedagogic the cognitive technologies.

computer educational techniques, interest, ICT

Вестник «врлеу»-кз1

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

Андатпа

Макдлада пэн мугал1мшщ жумътс тэяарибесше АКТ енпзу педагогикальщ эд1стемелерд1 >KeT^ipyre улкен мумкшд1ктерд1 ашатьтнын, сондай-ак бшм беруде шыгармашыльщ таныту, тэяпри-бе алмасу жэне окушылардьщ танымдьщ кызыгушьтлыгын ком-пьюгерлк технологияларды пайдалану аркылы артгыру карасты-рылган.

Аннотация

Рассматривается внедрение ИКТ в практику работы учителя-предметника, раскрывающее большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию, а также развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством использования компьютерных технологий.

Annotatoin

ICT introduction into teachers' practice which gives great opportunities for educational pedagogical techniques improvement, exchange of experience and creative approach to teaching is examined. Development of pupils' informative interest, their mental and creative abilities by means of computer technologies is also considered.

Новые информационные технологии, появившиеся относительно недавно и бурно развивающиеся на протяжении последних 20 лет, достаточно плотно вошли в нашу жизнь. Трудно представить современного человека без мобильной связи, навыков использования компьютера и интернета. Мы живем в 21 веке -веке скоростной передачи информации. Сейчас ценится скорость передачи и получения новой информации, умение быстрого анализа и переработки полученного материала.

Современному учителю нелегко сохранять свой высокий профессиональный уровень без овладения современными информационными технологиями. Одним из основных критериев оценки профессионализма педагога при аттестации является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя не только использование компьютера, но и различных средств техники и связи.

Главное преимущество средств обучения, основанных на применении информационных технологий, - возможность качественной индивидуализации обучения детей в условиях класса или группы [1].

Говоря о новых информационных технологиях, нельзя не сказать об использовании интернета в работе учителя. Интернет дает огромные возможности для планирования работы, поиска информации, предоставления педагогического опыта, обмена мнениями, общения с родителями и пр. т.е. действия, которые всячески облегчают работу учителя:

• поиск методических и дидактических материалов для

Вестник «Орлеу»-!^

подготовки к занятиям;

• общение с родителями, используя е -mail, Skype, ICQ и пр. программы;

• проведение дистанционных консультаций и занятий;

• создание блогов, сайтов, освещающих работу учителя;

• создание различных сообществ, форумов для обмена опытом и мнениями, как между педагогами, так и с родителями.

Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения на уроке информационных технологий. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету [2].

В связи с повсеместным использованием средств новых информационных технологий и в повседневной жизни очень важно научить учащихся работать с современной техникой. Умение учащихся работать с информацией на современном уровне, используя при этом традиционные источники, электронные носители информации и Интернет, позволяет учителю школы организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности. Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Следует также отметить, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. В постоянном стремлении улучшить содержание образования учителя используют нагляд-

ные средства, дополнительную литературу, но порой этого не хватает. На помощь учителю приходят инновационные методы обучения. Внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения открывает большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем информационном пространстве школы и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и учениками: электронной почты, форумов, видеоконференций.Сейчас перед учителем открываются широкие возможности применения компьютерных презентаций в программе PowerPoint, применение иных электронных ресурсов, возможностей Интернета, всё это является гарантом эффективности учебного процесса. Презентацию учитель может подготовить сам или поручить ее создание учащимся. Такая презентация может быть использована во время проведения различных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект. Создавая презентацию, ученикам предоставляется хорошая возможность систематизировать приобретенные знания и навыки, применить их на практике, а также реализовать свой интеллектуальный потенциал и способности. S Важно, чтобы учащиеся почувствовали ин- 5 терес к самостоятельной творческой работе, § ощутили значимость результатов своей рабо- <? ты, ощутили собственную успешность, так g как презентация - это готовый методический материал для урока. Следует отметить, что g школьники выполняют мультимедийные пре- g зентации с большим интересом. Применение ^ компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет так же улучшить усвоение S учебного материала учащимися и проводить §

Рч

занятия на качественно новом уровне, ис- о пользуя вместо аудиторной доски проециро- S вание слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный

Вестник «öp.fiey»-kst

в; s

m

о

Ü Рч

w О

u

О §

ш Е-

S

Рч

о

ш Е-

компьютер для каждого учащегося [4]. Такой вид работы делает учебный материал ярким, убедительным и способствует улучшению процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на важных моментах излагаемой информации и создавать наглядные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную. Достоинством компьютерных презентаций является так же увеличение темпа урока, они практически заметают традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

В заключение хотелось бы сказать, что новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий должны дополнять, но не вытеснять традиционные [7].

Все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок и использовать различные методические приёмы. И всё-таки ведущая цель применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубинного запоминания изучаемого материала через образное восприятие, усиление эмоционального воздействия [4]. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными, информационные технологии должны быть эффективным по-

мощником педагога, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Ведь использование в работе учителя мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет, помогает делать обучение более разнообразным, интересным, увлекательным и индивидуальным. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акимова, И. В. Использование информационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов и учителей [Текст] /И.В. Акимова, И. А. Баландин. - Пенза, 2010.

2. Вихман В. В Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: дис. к.п.н: 13.00.01 [Текст] / Вихман Виктория Викторовна - Новосибирск, 2004.

3. Вихорева, O.A. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография [Текст] / O.A. Вихорева. - Челябинск, 2010.

4. Гришкун В.В. Применение информационных технологий в образовании. Области эффективного применения информационных технологий в школе [Текст] / В В. Гришкун -Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — М., 2007.

5. Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений[Текст] / сост.: Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. - М., 2008.

6. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, классных руководителей, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации [Текст] / В .Н. Иванченко. - Ростов-на-Дону, 2011.

7. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст] // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу "Вестник образования". - 2003. - № 3. - С. 67-76.

3(5)72014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.