Научная статья на тему 'Система совершенствования педагогической деятельности в условиях современного образовательного процесса'

Система совершенствования педагогической деятельности в условиях современного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
қәЗіРГі БіЛіМ БЕРУ үРДіСіНің ПРАКТИКА-ЛЫқ ДАғДАЛАРЫН ЖЕТіЛДіРУ МЕН қАЛЫПТАСТЫРУ МОДЕЛі / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / THE MODEL OF FORMING AND IMPROVING THE PRACTICAL EXPERIENCE / өЗіН-өЗі ДАМЫТУ МЕН өЗіН-өЗі БіЛіМ БЕРУ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / ОЦЫТУДЫң БЕЛСЕНДі әДіСТЕРі / ОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MODERN EDUCATIONAL PROCESS / САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ / SELF-EDUCATION AND SELF-DEVELOP / COMPETENCE OF IKT / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злоба Ю.С.

В данной статье обоснована система совершенствования педагогической деятельности в условиях современного образовательного процесса. Дано теоретическое обоснование модели формирования и совершенствования практических навыков молодого учителя в условиях инновационного образовательного учреждения. Также в работе дается описание преимуществ использования в педагогической практике ИКТ и активных методов обучения, способствующих повышению у учащихся мотивации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of pedagogical activities improvement in the conditions of modern educational process

In this article is given proof of the system of improvement of pedagogical activity in the condition of modern educational process. It is given the theoretical basic of the model of forming and improving the practical experience of young teacher in condition of innovation educational institution. The advantage of using IKT and the active methods of education, which promote to motivation of pupils, are given in this work. The system of improvement of pedagogical activity in the condition of modern educational process

Текст научной работы на тему «Система совершенствования педагогической деятельности в условиях современного образовательного процесса»

Вестник «Орлеу^-kst

Злоба Ю.С.

магистрант Челябинского

государственного педагогического института, преподаватель естественно-математических дисциплин Костанайского строительного колледжа

Нег1зг1 свздер: цэз1рг1 бшм беру YPdiciHщ практика-лиц дагдаларын жетiлдiру мен цалыптастыру моделi, esw-esi дамыту мен e3rn-e3i бШм беру, ИКТ-компетенция, оцытудыц белсендi эдiстерi.

Ключевые слова: современный образовательный процесс, модель формирования и совершенствования практических навыков, самообразование и саморазвитие, ИКТ-компетенция, активные методы обучения.

Keywords: modern

educational process, the model of forming and improving the practical experience, self-education and self-develop, competence of IKT, the active methods of teaching.

СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Андапта:

Б^л макалада к^рп бЫм беру YPдiсiндегi пе-дагогикалык кызметтщ жетiлдiру жYЙесi керсетш-ген. Инновациялык бшм беру мекемесшде жас м¥Fалiмнщ практикалык дагдыларын жетiлдiру мен калыптастыру моделшщ теориялык дэлелделерi бершген. Сонымен катар, б^л жYмыста педагогика-лык практикада ИКТ жэне окытудыц белсендi эд^ стерiн пайдалану аркылы окытудыц мотивациясы. К^рп бiлiм беру Yрдiсiндегi педагогикалык кызметтщ жетiлдiру жYЙесiбойынша окушылардыц бшм-дерiн арттыру мэселелерiне сипаттама берiлген.

Аннотация:

В данной статье обоснована система совершенствования педагогической деятельности в условиях современного образовательного процесса. Дано теоретическое обоснование модели формирования и совершенствования практических навыков молодого учителя в условиях инновационного образовательно- ^ го учреждения. Также в работе дается описание пре- < имуществ использования в педагогической практике С ИКТ и активных методов обучения, способствующих а повышению у учащихся мотивации обучения. С

Annotatoin:

In this article is given proof of the system of g

improvement of pedagogical activity in the condition of ^

modern educational process. It is given the theoretical g basic of the model of forming and improving the practical

experience of young teacher in condition of innovation £

educational institution. The advantage of using IKT ^

and the active methods of education, which promote to g

motivation of pupils, are given in this work. The system §

of improvement of pedagogical activity in the condition « of modern educational process

ш

Вестник «Oрлеу»-kst

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой национальной модели не оставляют без внимания вопросы качества подготовки педагогических кадров, тех, кто будет решать задачи воспитания молодого поколения. Для реализации этих задач требуется такой молодой педагог, который обладает высоким уровнем сформированности практических навыков, творческим подходом к практической деятельности в целом.

В связи с этим проблема совершенствования практических навыков молодого учителя становится актуальной, так как от знаний, уровня сформированности практических навыков зависят эффективность его практической деятельности и уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения.

Согласно «Стратегии «Казах-стан-2050» - нового политического курса состоявшегося государства»: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров». [1]

Приходя в современное образовательное учреждение, молодой педагог находит понимание и профессиональную поддержку у опытных учителей, знающих специфику учебного заведения. Но под их руководством молодые специалисты понимают, что теоретических и практических знаний, полученных в высшем учебном заведении недостаточно, необходимо заниматься самообразованием по предмету, иметь глубокие знания нормативно-правовых документов системы образования Республики Казахстан, уметь анализировать педагогическую деятельность, владеть методами экспертизы педагогической деятельности.

Молодой педагог должен находиться в постоянном поиске новых форм и методов работы. К сожалению, большинство молодых специалистов, поработав немного в современном образовательном учреждении, хотят поменять свою профессию из-за высокого уровня требований, предъявляемых к начинающему педагогу. И это вполне объ-

ективно.

Но, несмотря на все те трудности, с которыми молодой педагог сталкивается изо дня в день в своем нелегком и в то же время многогранном и очень увлекательном деле, он все же может добиться больших успехов на педагогическом поприще. Да, трудно сегодня в школе. И именно поэтому, если молодой учитель пришёл в школу и остался в ней навсегда, он - Учитель!

Учитывая вышеизложенное, начинающий специалист, каждодневно шаг за шагом должен разрабатывать свою модель формирования и совершенствования практических навыков молодого педагога в условиях современного образовательного учреждения. Теоретическое обоснование такой модели может выглядеть следующим образом.

Наверное, каждого педагога интересовал и интересует вопрос, какими качествами (или «компетенциями») должен обладать учитель новой формации. Какие его качества должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю в связи с требованием «нового» времени.

Да, в наш век современных технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована реалиями дня. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

21 век - век информационных технологий. Нынешнее поколение учителей работает с учащимися, которые уже родились в новую эпоху, в эпоху компьютерных игр, социальных сетей, Интернета.

И неудивительно, что применение ИКТ в условиях любого современного учебного заведения является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения.

Учитывая это, одна из новых неотъемлемых компетенций, которые необхо-

Вестник «Орлеу^-kst

Ш

димо осваивать молодому педагогу, - это ИКТ-компетенция.

На сегодняшний день у молодого педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизиро-ванный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники и др.).

Все чаще и чаще в учебных заведениях практикуются онлайн-консультации, которые весьма актуальны, т.к. позволяют учащимся дистанционно готовиться к экзаменам, зачетам и другим формам контроля.

Бесспорно, большое внимание молодому педагогу необходимо уделять владению мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением. При использовании мультимедиа технологий структура урока не меняется. В нём сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и познавательная активность. Их можно использовать для объявления темы урока, сопровождать объяснение и т.д.

Мультимедийная презентация является эффективной формой представления материала по любому предмету. Каждый слайд соответствует различным этапам урока. Их может создать любой учитель, имеющий доступ к компьютеру. Учителю предоставляется возможность проявить индивидуальность, творчество.

На этапе объяснения, иллюстрации с дикторским сопровождением, придают эмоциональность, наглядность. Видеофрагменты, модели, 3D рисунки, создание пространственного рисунка, приближение, удаление объекта - все это позволяет учителю практически искоренить проблемы в представлении объемных фигур при изучении раздела стереометрии учащимися с недостаточно развитым пространственным воображением. Использование же рисунков, схем, фотографий, диаграмм, графических иллюстраций дают возможность улучшить пони-

мание, усвоить абстрактные обобщения как раз таки детям, развитие абстрактного мышления которых происходит посредством образов.

Также мультимедиа технологии можно с легкостью применять для контроля знаний. Программные системы контроля знаний - тесты - быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Компьютерное тестирование дает возможность за короткий срок анализировать результат работы. [2]

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что овладение новой ИКТ - компетенцией, несомненно, является залогом успешной педагогической деятельности современного учителя. С внедрением новых ИКТ, современный учитель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.

На вторую ступень лестницы успеха молодого педагога было бы правильным определить активные методы обучения. Они являются не менее важной составляющей модели формирования и совершенствования практических навыков молодого учителя.

Молодые педагоги, будучи сами недавно студентами, наверное, отчетливо помнят, насколько огорчает необходимость читать серые скучные учебники, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказать. Глядя на нынешних учащихся, можно увидеть, что со временем ничего не изменилось, и дети точно так же не любят заниматься навязанными непонятными и неинтересными делами.

И возникает вопрос - почему бы педагогам не прекратить использовать те методы обучения, которые вызывали когда-то раздражение и скуку у них самих, почему бы не изменить данную ситуацию.

Активные методы обучения (АМО), игровые методы - очень гибкие методы, которые можно использовать с разными группами и в разных условиях.

S

X <

PC

С

сс

е£ te С

к t^ te С а 1= к S

и к IT S í— С t^

о «

о

Е-

к

S к S

и ©

с и с t^

S ©

ш

Вестник «Oрлеу»-kst

На занятиях следует избегать субъект - объектные отношения, в которых учащемуся отведена подчиненная роль запоминающего устройства. Педагог должен исполнять роль не «контролирующего органа», а роль консультанта, старшего партнера, более опытного товарища, играющего в одной команде с учащимися. Несомненно, это требует некоторой психологической перестройки, но все эти вложения стоят того и с лихвой окупаются такими эффектами, как рост доверия учащихся к учителю, рост авторитета учителя и уважения у учеников.

Очень важно проявлять уважение к неординарному мышлению, необычному подходу к любой работе, в том числе и при решении задач по математике. Один из нестандартных активных методов обучения, который можно применять на уроках математики, работая с учащимися, - это весьма интересный и перспективный метод, называемый «бенчмаркингом». С точки зрения менеджмента и маркетинга смысл этого термина заключается в нахождении и принятии чужого положительного опыта. Но с какой бы точки этот термин не пришлось рассматривать, сущность его остается неизменной: § он в равной степени включает в себя два

< процесса - сопоставление и оценивание. [3]

«

О Так после изучения темы «Общие меем тоды решения систем линейных уравнений» О при обобщении всех способов решения ^ систем линейных уравнений, можно предан ложить учащимся в группах решить неко-«

О торую систему уравнений определенным

С способом. Например, первой группе может

^ быть предложен способ сложения, второй -

и метод подстановки, третьей - графический

^ метод и последней - метод Крамера. После

о завершения решений, необходимо осуще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ствить их сопоставление и оценить, какое из

О решений было более рациональным.

н

^ При использовании такого метода, коз нечно же, цель, содержание и даже техника

м

3 решения выполняемого задания остаются

и прежними, но как изменяется мотивация,

О

О эффективность и качество работы! Значит,

О уже из этого можно сделать вывод, что даже

3 в ограниченных условиях нужно внедрять в

привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что потребность в этом уже давно существует.

Возможно, некоторым покажется странным, почему ведущими составляющими индивидуального проектирования самообразования и саморазвития молодого учителя являются именно освоение ИКТ -компетенции и использование нестандартных активных методов обучения. Но все же немногие педагоги смогут поспорить со следующим ...

.. .Однажды каждая несовременная школа становится современной. В школу привозят много нового оборудования, делают качественный ремонт, вводят инновационную программу. И, ни смотря на все инновации, которые появляются в современной школе, важной фигурой остается учитель! Учитель, который должен построить образовательную деятельность на базе инновационных форм взаимодействия, современных технологий и методик, новых образовательных стратегий! Учитель, задача которого, - держать руку на пульсе времени!

ЛИТЕРАТУРА

1) Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казах-стан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства. - Астана, Аккорда, 2012.

2) Мячина Е.В. Информационные технологии в системе мониторинга внедрения инноваций в воспитательную работу общеобразовательной школы // Информатика и образование. 2007. № 12. С. 100-101.

3) Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. М: Благовест-В, 2002. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.