МП
Вестник «Орлеу^-kst
m
о
<с
Рч
w О
О
о &
Й -Q
X X О
m
о х
Туякова Б.С.,
главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 сездер: бшм беру инно-вациялары, жаца бшм беру жуй-eci, бшм сапасын цамтамасыз ету жуйеЫ, педагогтыц иннова-циялыц цызмeтi.
Ключевые слова: образовательные инновации, современная система образования, система обеспечения качества образования, инновационная деятельность педагога.
Key words: the educational innovations, modern system of education, the system of providing the quality of education, the innovation activity of the teacher.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Ацдатпа
Бшм беру инновацияларына аныктама бершп, педагогтыц K;a3ipri кезецдеп инновациялы; кыз-метшщ рeлi керсетшдг
Аннотация
Дано определение образовательных инноваций, показана роль инновационной деятельности педагога в современных условиях.
Annotation
The définition of the educational innovations is given. The role of the innovation activity of the teacher in nowadays conditions is shown.
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности. Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики [2,
с.1].
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: новизна в постановке целей и задач, содержания образования, разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий, средств обучения, системы управления, способность сознательно изменять и развивать себя и т.д.
Инновационный процесс является не единичным актом внедрения какого-либо новшества
Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
через инновацию, а целенаправленной сменой состояний, этапов по созданию, распространению, освоению и использованию новшеств [5].
Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан [4].
Современный словарь по педагогике трактует термин «педагогическая инновация» как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания [9].
В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности, общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Заг-вязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М.С. Бурги-ным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским, как понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.
Общество, в котором образованность становится подлин—ным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к школам в смысле их образо—вательной деятельности и ответственности за нее. Способы усвоения учебного материала и подачи его педагогами тоже быстро претерпевают значи—тельные изменения, что отчасти является результатом ново—го понимания процесса обучения, а отчасти — результа-
том новых технологий [6, с.27].
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В этой ситуации возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Казахстан входит в международный рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Таким образом, главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
к
т
о
X
1
Вестник «Oрлеу»-kst
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т
о
X
практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.
Для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога необходимы такие факторы, как психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельност-но-практического порядка, а также переориентация всех форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности, умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.
Таким образом, особую роль в обе-
спечении качества учебного процесса и в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет инновационная деятельность педагога.
Следовательно, инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала самого педагога.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а также проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Участие педагога в инновационной деятельности должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические
Вестник «Орлеу^-kst
1
технологии, приобрести новый педагогический опыт.
Среди факторов, влияющих на успешность инновационной деятельности педагога, умение овладевать информацией (получение, переработка, применение), использование достижений науки и технического прогресса, знание закономерностей педагогической науки.
Таким образом, результаты инновационной деятельности педагога отражаются на качестве образования, т.к. продуцируется новое знание, разрабатываются новые педагогические технологии и соответствующие технические средства обучения, то есть делают систему обеспечения качества открытой и динамичной.
Следовательно, инновационная педагогическая деятельность - это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта. Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азгальдов, Г.Г. К вопросу о термине «инновация» [Текст] / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин // Оценка эффективности инноваций: сб. статей под ред. В.Н.Лившица. -Вып.4.- М.: ЦЭМИ РАН, 2010. -С. 95-104.
2. Гуров, В. Инновационная деятель-
ность педагога [Текст] / В.Гуров// Дополнительное образование и воспитание. -2008. - № 2. - С. 9-15.
3. Калачикова, О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность [Текст] / О.Н. Калачикова // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316.- С. 174-177
4. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта [Сетевой ресурс] / М.В. Кларин. -Наука, 1997. -224 с., -http://www.psychlib. ru/inc/absid.php?absid=57121.
5. Муканова, С.Д. Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.Д. Муканова. - Караганда, 2008.- 332 с.
avtoreferats.com/article/view/id/16742
6. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст] / А.М. Новиков
- М.: Изд. «Эгвест», 2005.-176 с.
7. Разина, Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Разина // Современные наукоемкие технологии.
- 2008. - № 1. - С. 48-51.
8. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. - 2007.
- № 1. - С. 42-49
9. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Рапацевич. -Минск, Современное слово, - 2001. - 923 с.
m
о
Рч
w О
О
о &
Й -а X X О S
m
о
X