Научная статья на тему 'Современные подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации'

Современные подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EDUCATION / IN-PLANT TRAINING / SYSTEM / DIFFERENTIATED APPROACH / NEW FORMS / PROGRAMS / ПЕДАГОГИКА-ЛЫқ БіЛіМ / БіЛіКТіЛіКТі ЖЕТіЛ-ДіРУ / ЖүЙЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЛДЫ АМАЛ / ЖАңА ФОРМАЛАР / БАғДАРЛАМАЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимбаева С.А.

В статье раскрывается понятие «повышение квалификации», а также обозначаются подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to forms updating of professional development training in system organization

A concept «In-plant training» opens up in the article, and also going is designated near updating of forms of organization of educating in the system of in-plant training.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации»

Вестник «Орлеу^-kst

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Алимбаева С. А.

главный специалист Филиал акционерного общества

«Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области

Неггзгг свздер: педагогика-лыц бшм, бшктшкт1 жетм-dipy, ЖYйе, дифференциалды амал, жаца формалар, багдар-ламалар

Ключевые слова: педагогическое образование, повышение квалификации, система, дифференцированный подход, новые формы, программы

Keywords: pedagogical education, in-plant training, system, differentiated approach, new forms, programs

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ

ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ацдатпа:

Макалада «бшктшкп жетiлдiру» TYcrniri ашылган, бшктшкп жетiлдiру жYЙеciнде окытуды ^йымдастырудыц жацартылган формаларына жолдар белгшенген.

Аннотация:

В статье раскрывается понятие «повышение квалификации», а также обозначаются подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации.

Annotatoin:

A concept «In-plant training» opens up in the article, and also going is designated near updating of forms of organization of educating in the system of in-plant training.

s <

Одной из основных проблем современного обра- q зования является повышение качества образования как <

CL

фактор конкурентоспособности личности. Особенную g

актуальность приобретает данная проблема в процес- s

се подготовки педагога, его профессионального разви- Ц

тия. Только высококвалифицированный педагог может g

сформировать конкурентоспособную личность, востре- ^

бованную в современном обществе. На решение этой g

проблемы нацелены основные документы в сфере обра- g зования Республики Казахстан и Российской Федерации

: Государственная программа развития образования Ре- 2

спублики Казахстан на 2011 - 2020 г.г., Государственный §

общеобязательный стандарт образования (Казахстан), g

Национальная доктрина образования в Российской Фе- ^

дерации до 2025 года, Федеральный Государственный S

образовательный стандарт (Россия). Реализация данных к

документов задает конкретные направления по преобра- §

зованию системы повышения квалификации педагогов, ©

обновлению содержания и форм курсовой подготовки. 8

Вместе с тем, функционирующая система повы- g

шения квалификации неспособна сегодня решить обо- ©

Вестник «Oрлеу»-kst

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

значенную проблему, вследствие чего назрела необходимость в обновлении форм организации обучения в системе повышения квалификации

Но прежде, чем рассматривать вопрос обновления форм организации обучения педагогов, необходимо обратиться к понятию «повышение квалификации». В различных источниках существует несколько определений, которые объединяют ключевые слова: профессиональное обучение/образование, совершенствование качеств, знаний, умений.

Так, Словарь бизнес-терминов дает следующее толкование: «Вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений». [1].

Педагогический терминологический словарь представляет «повышение квалификации» как «вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью». [2].

Обращает внимание единый целеори-ентированный компонент - профессиональное совершенствование, в результате которого педагог должен проявить образовательную активность, инициативу в образовательной деятельности, критическое мышление, способность к рефлексии образовательной деятельности, умение проектировать траекторию собственного профессионального развития, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Надо отметить, что выше обозначенные результаты относятся ко всем категориям участников повышения квалификации: как к молодым специалистам, так и опытным педагогам.

Понять сущность системы повышения квалификации позволяет нам определение С. Г. Молчанова: «Совокупность социально-образовательных институтов, сопровождающих профессиональную деятельность и осуществляющих обновляющее воздействие на нее». [3, с. 18].

Таким образом, «в общей системе непрерывного педагогического образования система повышения квалификации рассматривается своеобразной педагогической интернатурой для начинающих учителей и творческой мастерской профессионального саморазвития для более опытных педагогов, которые можно рассматривать как ведущий способ совершенствования профессионализма и мастерства современного учителя, а нередко и как способ компенсации, коррекции недостатков профессиональной готовности к практической деятельности.

Расширение арсенала задач совершенствования системы повышении квалификации обуславливает и изменение его функционала, опирающегося в современных условиях перманентных реформ на функции фасилита-ции, модерирования, супервизии и коучинга; обеспечения адресности повышения квалификации, поддержки педагогических инноваций, формирования общественного педагогического мнения и позиции, согласования творческих и исследовательских усилий всех образовательных организаций - участников реформ». [4].

Новые функции побуждают организаторов повышения квалификации пересмотреть формы обучения взрослых. Прочное место занимают активные формы работы в условиях субъект-субъектных отношений.

Рассматривая теоретические подходы к обновлению форм организации обучения в системе повышения квалификации, мы считаем целесообразным выделить следующие:

- дифференцированный подход;

- личностно - ориентированный подход;

- деятельностный подход.

Дифференцированный подход к обновлению форм обучения педагогов дает возможность для учета индивидуальных особенностей личности, ее потребностей и личностных качеств. При этом очень важно ориентироваться на специфику педагогов -слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и предъявляемые квалификационные требования.

Личностно-ориентированный подход

Вестник «Oрлеу»-kst

предполагает направленность форм обучения на реализацию внутренних ресурсов педагогов в условиях взаимопомощи, сотрудничества, сотворчества субъектов повышения квалификации.

Деятельностный подход позволяет рассматривать обновленные формы обучения активного характера.

Обновление форм обучения взрослых сегодня является актуальным направлениям в системе повышения квалификации в мировом пространстве. К примеру, китайские ученые уделяют значительное внимание классификации форм по различным признакам. Так, например, формы повышения квалификации учителей, используемые в Китае, можно квалифицировать по количеству участников на:

- коллективные - лектории, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинги, предметные недели, выставки, конкурсы мультимедийных презентаций, научно-практические конференции;

- групповые - объединения учителей по профилям, творческие группы, деловые игры, взаимопосещения уроков и рефлексия, просмотр и обсуждение видеозаписей «показательных» уроков, семинары;

- индивидуальные - наставничество, консультации и собеседования, работа над индивидуальной творческой темой, созданием мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ собственных уроков, самообразование. [5].

Безусловно, выбор форм зависит от темы, содержания курсов повышения квалификации.

Новые формы обучения педагогов заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех слушателей, заставляя их из пассивно воспринимающих информацию превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.

В условиях внедрения новых программ повышения квалификации более актуальными становятся такие формы работы, как разработка и презентация проектов, защита курсовой работы, публикации исследова-

тельских материалов, что позволяет слушателям самореализовать имеющийся творческий потенциал. Своеобразной эффективной формой развития самостоятельности мышления является коучинг, который раскрывает «потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности». [6].

Для качественной реализации данных подходов преподаватель системы повышения квалификации должен осознать и осмыслить поставленные цели по обновлению форм обучения педагогов, а также, целостно увидеть свою собственную роль: не столько транслятора фактических знаний, а тьютора и коуча, фасилитатора и ментора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]: Ьйр:/Мю. academic.ru/dic.nsf/business/9942.

2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]: http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/247

3. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации. - В моногр.: Димухаметов, Р. С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов.- Челябинск: АТОКСО, 205. - С. 18.

4. Набатникова Т. И. Основные направления модернизации системы повышения квалификации в условиях перехода к ваучер-но-модульному финансированию: материалы I Межрегиональной конференции «Внедрение компетентностной педагогики в школах Казахстана: состояние и перспективы»/ Т. И. Набатникова. - Костанай, 2011. - С. 128-129.

5. Котельникова Н. Н. Инновационные формы повышения квалификации учителей в Китае [Текст] / Н. Н. Котельникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151-153.

6. Что такое коучинг? [Электронный ресурс]: Коучинг-Центр ЮГ. - Режим доступа: www.coach.akademiki.biz.

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и к ¡т

с—

С ^

О «

о

Е-

к

:> ^

к

и ©

с

и

с ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.