Научная статья на тему 'Новые подходы к повышению квалификации в условиях "НЦПК "өрлеу"'

Новые подходы к повышению квалификации в условиях "НЦПК "өрлеу" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / INNOVATIVE APPROACHES / ОБНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / UPDATING OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА / INTEGRATIVE SYSTEM / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / VOCATIONAL TRAINING TECHNOLOGY / ИННО-ВАЦИЯЛЫқ әДіСТЕР / КәСіБИ әРЕКЕТТЕРіН ЖАңАРТУ / ИН-ТЕРГАТИВТіК ЖүЙЕ / КәСіБИ МАМАНДАРДЫ ДАЙЫНДАУ ТЕХ-НОЛОГИЯСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Т. М.

В статье раскрываются новые подходы к организации образовательного процесса на курсах повышения квалификации в условиях модернизации системы повышения квалификации: разработка инновационных учебно-тематических планов, использование интерактивных стратегий и дистанционных форм обучения, технологизация процесса профессиональной подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New view on professional development in conditions of "NTC "ORLEU"

In the article new approaches to educational process organization at advanced training courses while modernization of professional development system is being made are revealed: development of innovative educational and thematic plans, interactive strategies and Internet forms of education, technologization of vocational training process.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к повышению квалификации в условиях "НЦПК "өрлеу"»

Калашникова Т.М.

заведующая кафедрой дошкольного, начального обучения и воспитания личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: инно-вациялыц эдгстер, кэаби эрекеттерт жацарту, ин-тергативтж ЖYйе, кэаби мамандарды дайындау тех-нологиясы

Ключевые слова: инновационные подходы, обновление профессиональной деятельности, интегративная система, технология профессиональной подготовки кадров.

Keywords: innovative approaches, updating of professional activities,

integrative system, vocational training technology.

Вестник «Орлеу^-kst

НОВЫЕ ПОДХОДЫК ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ«НЦПК «ОРЛЕУ»

Ацдатпа:

Макалады бшктшк арттыру жYЙесiн жацарту жагдай-ындагы бшктшк арттыру курстарыныц бшм беру YPдiсiн ^йымдастырудьщ жаца эдiстерi ашылады: инновациялык оку-такырыптык жоспарларын кдоастыру, интербелсенд1 стратегиялар мен кашыктан бiлiм беру тYрлерiн пайдалану, кэсiби мамандарды дайындау YPдiсiн технологияландыру.

Аннотация:

В статье раскрываются новые подходы к организации образовательного процесса на курсах повышения квалификации в условиях модернизации системы повышения квалификации: разработка инновационных учебно-тематических планов, использование интерактивных стратегий и дистанционных форм обучения, технологизация процесса профессиональной подготовки кадров.

Annotation:

In the article new approaches to educational process organization at advanced training courses while modernization of professional development system is being made are revealed: development of innovative educational and thematic plans, interactive strategies and Internet forms of education, technologization of vocational training process.

На современном этапе развития казахстанского образования складывается новый стандарт профессиональной деятельности педагога, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество £

инновационной составляющей в казахстанском образова- <| тельном пространстве. Важнейшее значение для развития $ всей системы образования имеет качество педагогической деятельности. Поэтому процесс повышения квалификации 2 предполагает в большей степени актуализацию педагогами о собственных возможностей и переход от практико-воспро-

изводящей деятельности к практико-преобразующей. Се- 2

годня чрезвычайно востребован педагог, личностные и про- ^

фессиональные качества которого оказались бы на уровне £

сложности стоящих перед обществом задач. Такие требо- ^

вания должны быть подкреплены соответствующими усло- В

виями, ибо без качественной подготовки педагога, без его да социальной защиты, без обеспечения его необходимыми §

условиями труда, без мотивации его успешности высокого ^^

Вестник «Oрлеу»-kst

качества образования не достичь.(2)

Для сохранения и развития кадрового потенциала казахстанского образования создается восприимчивая к инновациям национальная система повышения квалификации «0РЛЕУ», способная:

- удовлетворить потребность общества, школы, дошкольной организации в квалифицированных и компетентных педагогических кадрах;

- обеспечить целенаправленную и управляемую подготовку работников образования и мобильность существующей системы повышения квалификации;

- снять противоречия между теоретическим содержанием курсов повышения квалификации и практической реализацией теоретических и методологических знаний.

Целями повышения квалификации сегодня являются, прежде всего, развитие профессионального мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний педагогических работников системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач. (2)

Изменились задачи повышения квалификации:

- изучение и анализ новых норматив-к но-правовых документов;

3 - содействие в определении содержа-

ния самообразования учителя, педагога, со воспитателя, руководителя; ^ - оказание помощи и поддержки педа-

2 гогическим кадрам в подготовке к аттеста-^ ции и внедрении инноваций в учебный про-| цесс;

^ - обновление профессиональной дея-

щ тельности с учетом новых требований, стан-щ дартов, образовательных программ в систе-О ме образования;

Р - адаптация к новым экономическим и

и социальным условиям.

д Модернизация системы «НЦПК «

§ ОРЛЕУ» позволила четко обозначить и решить главные проблемы в системе повыше-

ния квалификации педагогических кадров, сформулировать принципы организации современного образовательного процесса и научно обосновать новое содержание учебных профессиональных программ, образовательных технологий, а также управление образовательным процессом. Основой образовательного процесса на курсах повышения квалификации являются современные технологии профессиональной подготовки кадров, включающие в себя:

- лекционно-семинарскую систему;

- практикумы, деловые игры, мастер-классы, круглые столы, конференции, тренинги;

- самостоятельную работу слушателей, ориентированную на организацию и проведение проектной и исследовательской деятельности - конструирование проектов, написание рефератов, домашних заданий, защита и презентация работ.

В них четко прослеживается взаимосвязь информационно- сообщающей, проблемной и игровой образовательных технологий. Поэтому содержание и тематика курсов направлена на реализацию ключевых направлений, таких как: внедрение в процесс обучения современных методик и технологий, корректирование системы образования от рецептивно- трансляционной к конструктивной, что означает, что образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации.

Образовательная деятельность в системе повышения квалификации кадров «0РЛЕУ» построена в виде интегративной системы. Учебный план имеет двухмодуль-ную структуру:

Базовый инвариативный компонент, основу которого составляют общенаучные, теоретические, концептуальные, содержательные, психологопедагогические, технологические, предметные основы дошкольного, начального и инклюзивного образования;

Вариативный компонент, как личност-но-развивающий - курсы и виды деятельности по выбору.

Вестник «Oрлеу»-kst

Индивидуальный образовательный маршрут слушателей системы повышения квалификации строится в рамках дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогической диагностики, системы мониторинга, включающей в себя:

- уровень ценностно-смысловой мотивации обучения;

- уровень актуального знания и зону ближайшего профессионального развития;

- уровень подготовки слушателей.

Объем большинства курсов повышения квалификации - от 36 до 72 часов. Все содержание курсов представлено в виде пяти учебных модулей. Такое структурирование учебного плана курсовой подготовки позволяет преподавательскому составу обеспечить интеграцию содержания курса повышения квалификации.

Для сбалансированного распределения учебного времени в учебных программах предусмотрены различные формы обучения:

- лекции;

- семинарские и практические занятия;

- лабораторные работы;

- семинары по обмену опытом;

- круглые столы;

- конференции;

- выездные практические занятия;

- стажировки;

- консультации;

- курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы, включая дистантное (телекоммуникационное) обучение.

В ходе учебного процесса на основе использования вариативного модуля образовательных программ у педагогов появляется возможность выбора индивидуальной образовательной программы повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации вариативного модуля курсов,

что приводит к растущей содержательной вариативности и уровневой дифференциации реализуемых учебных программ.

Особое место в новой системе повышения квалификации занимает тренинговая система обучения, стажерские площадки, дистанционное повышение квалификации - своего рода ответы на вызовы «сетевого столетия» (А.Г.Асмолов), которые призваны подготовить учителя к переходу на систем-но-деятельностные рельсы в обучении детей. (1)

Дистанционное (электронное) обучение наиболее адекватно готовит педагога к формату открытого непрерывного образования, профессионального роста и саморазвития. Дистанционные технологии делают процесс повышения квалификации и постдипломное образование более доступным и эффективным, открывают новые возможности для профессионального роста педагога, формируют у него опыт непрерывного образования в открытой среде.(1)

А это возможно, на наш взгляд, при условии создания эффективной и продуманной системы поддержки дистанционного образования в системе «НЦПК «0РЛЕУ» ИПКПР, интегрирующей ресурсы институционального и неформального образования.

Таким образом, инновационность системы повышения квалификации «0РЛЕУ» является одним из ключевых векторов развития казахстанского образовательного пространства и его компонентов, в частности, повышения квалификации филиалов АО

«нцпк «вРЛЕУ» ипк пр.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020г. Казахстанская правда, 14 декабря 2010г;

2 Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в Республике Казахстан. Менеджмент в образовании № 4 (63), 2011г, с.6-12.

да о

р-№ о

На

О О

е

ьО

X X О

к

да о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.