Научная статья на тему 'Развитие управленческой компетентности учителя в условиях системы повышения квалификации'

Развитие управленческой компетентности учителя в условиях системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческой компетентности учителя в условиях системы повышения квалификации»

Вестник «Oрлеу»-kst

цель - достижение определенного результата в работе, а это способствует организации целенаправленной последовательной, планомерно развивающейся деятельности, которая направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методическая помощь учителю: опыт перестройки, проблемы.1. Киев: Рад.шк., 1989.-18 с.

2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал /Психологические пробле-мы/.-М.:» Дело», 1994. 216 с.

3. Никитин Э.М. Условия диктует жизнь. Система повышения квалификации в условиях реформирования образования. //Школа, 1998. N3. С.2-7.

4. Петровский А.В., Слободчиков В.И., Бим-Бад Б.М., Громыко Ю.В. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. 1998. №3. С.14-19.

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Т.И. Набатникова,

начальник отдела методического обеспечения инновационного развития, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области

В условиях реализации компетентност-ного подхода система образования решает задачи подготовки «конкурентоспособного и квалифицированного специалиста надлежащего уровня и профиля, который свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и способного к высокорезультативной работе по специальности» [1, с.33].

Вслед за Кан-Каликом мы считаем, что «... сегодня много и плодотворно работают над вооружением педагога научными знаниями. Совершенствуется общая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Но, как это ни парадоксально, мало внимания уделяется совершенствованию самой личности педагога, ее . природных качеств, не подвергается активному воспитательному воздействию сама человеческая природа педагога, которую и сам учитель осознает недостаточно, не всегда может ею распорядиться и управлять в раз-

личных областях деятельности» [2].

Школа требует «учителя профессионально компетентного», т.е. имеющего высокую внутреннюю и профессиональную культуру, гибкое нестандартное мышление, умеющего адаптироваться к реалиям современной школы, принимать профессионально грамотное решение в условиях выбора, обеспечивать квалифицированное управление становлением личности учащихся [3].

В педагогической теории наблюдаются различные подходы к обозначению профессиональных компетентностей. Из имеющихся вариантов особо значимых компетентностей, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, мы остановимся на управленческой компетентности.

«Профессиональная управленческая деятельность учителя характеризуется тем, что ее содержание и средства сосредоточены в сфере прав, обязанностей, возможностей влиять на учебно-познавательную деятельность и личность школьников, ответственности за

&

щ

Вестник «Орлеу^-kst

го

а

^

н и

Н

И =

Рч

и

н =

S

результаты этого влияния. Явно выраженная персонификация управленческой деятельности учителя, ее тесная связь с личностными характеристиками педагога и спецификой индивидуального восприятия, понимания и отношения к средствам, условиям, объектам и участникам образовательной деятельности делают ее, по сути, творческой, гибко реагирующей на объективные и субъективные условия ее осуществления» [4].

Прямое воздействие на развитие компетентного учителя оказывает система повышения квалификации.

Диагностика затруднений молодых учителей показывает, что для многих педагогов является проблемой именно управленческий аспект, в том числе, самоменеджмент. Организовать свое профессиональное развитие, определить маршрут самообразования так же сложно, как и создать «интересную» среду для детей, выстроить межличностные отношение «учитель - ученик» и «учитель - классный коллектив», обеспечить результативный образовательный процесс. Однако без этого учитель не сможет состояться профессионально.

Каким же образом происходит развитие управленческой компетентности педагога в условиях системы повышения квалификации?

Прежде всего, включение педагогов-практиков в планирование курсов повышения квалификации и межкурсовой деятельности. Предлагая свои варианты, учитель осознает свои потребности и проблемы в профессиональной деятельности, определяя маршрут своего развития.

Наметившаяся тенденция к разработке «новых» учебных программ и учебно-тематических планов позволяет «увести» преподавателей от отвлеченного «повышения качества курсов повышения квалификации», а «перевести» на конкретную, реально видимую цель: с каким комплексом знаний, умений, навыков педагог должен вернуться на рабочее место?

Рассматривая этот механизм через призму организации учебного процесса в школе, учитель может привлекать учеников к проектированию урока. Такое управление на основе сотрудничества позволяет сделать урок лич-ностно ориентированным.

Следующим механизмом в системе развития управленческих компетентностей

является организация активного познания. Учебный процесс является средством профессионального развития педагога, так как слушатель курсовой подготовки постигает материал через активные формы работы. Вместе с тем, этот процесс может обеспечивать среду развития, а может - ограниченно-сдерживающую среду. Это зависит от нескольких условий, в том числе, готовности преподавателей к инновационным преобразованиям, сформи-рованности у них профессиональных компетенций, качества программно-методического обеспечения, создание интеллектуального фона на занятиях.

Соотношение качества образовательной среды и степени овладения слушателями курсов учебного материала находится в прямой зависимости. Поэтому к разработке учебного материала целесообразно подходить не столько «фактажно», сколько инновационно творчески. Не случайно в содержательном модуле учебной программы рассматриваются такие темы, как «Использование стратегий активного обучения для поддержки групповой работы и коллаборативного решения проблем», «Анализ проблемы по разделу учебной программы по предмету в соответствии с программой PISA», «Методический органайзер воспитателя» и др.

Своеобразным «мотором» изучения учебного материала являются активные формы и методы обучения. Сегодня палитра активных методов обучения взрослых очень многолика и разнообразна: «карусель», «корзина идей», «бортовой журнал», «мозговой штурм», «шесть шляп», «верно - неверно» и др.

На школьном уроке активные формы и методы помогают учителю организовать познавательный процесс на основе самостоятельного добывания знаний и самореализации своих потенциальных возможностей.

Нельзя не обозначить такой механизм управления, как рефлексивный компонент учебного процесса. Обязательной составляющей курсовой подготовки является мониторинг качества. На уроке учитель так же рефлексирует степень усвоения учебного материала и эффективность использованных ресурсов.

Таким образом, развитие управленче-

Вестник «Oрлеу»-kst

ЩЦ

ской компетентности педагога - это процесс непрерывный, способствующий качественному преобразованию личности самого учителя и учащегося, постоянному осмыслению собственного опыта работы и сопоставлению его с опытом коллег, в целом, повышению качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долбня, Н.И. Базовая составляющая профессиональной компетентности - информационная компетентность/ Н.И. Долбня // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013.- № 2.- С. 33-38.

2. Кан-Калик, В.А. Педагогическая де-

ятельность как творческий процесс/В.А. Кан-Калик. - Москва: НИИВШ, 1977.- С. 208.

3. Набатникова, Т.И. Основные направления модернизации системы повышения квалификации в условиях перехода к ваучер-но-модульному финансированию: материалы I Межрегиональной конференции «Внедрение компетентностной педагогики в школах Казахстана: состояние и перспективы»/ Т.И. Набатникова. - Костанай, 2011. - С. 128-129.

4. Михайличенко, А.Ю. Проблемы формирования управленческой компетентности учителя сельской школы/ А. Ю. Михайли-ченко, Н. Р. Нуриахметова//Вестник ТГПУ-2011.- № 13.- С. 114-117.

НЭТИЖЕГЕ БАГЫТТАЛГАН Б1Л1М БЕРУ МОДЕЛ1НДЕ М¥ГАЛ1МНЩ КеШБАСШЫЛЬЩ Ц¥ЗЫРЕТТ1Л1ГШ ДАМЫТУ ТЕТ1КТЕР1

К.Б. Сагадиева,

«Орлеу» бшктшгт арттыру улттыц орталыгы» акционерлж цогамыныц филиалы Костанай облысы бойынша педагогикалыц цызметкерлердщ бшктшгт арттыру институты, Децгейлж багдарламалар орталыгыныц

тренерг

^азакстандагы бшм берудi дамытудьщ 2011-2020 жылдарга арналган мемлекеттiк багдарламасы жобасында ^азакстанда оки-тындарды сапалы бшммен камтамасыз ету, халыкаралык рейтингiлердегi бшм керсет-мшшщ жаксаруы мен педагог кадрлардыц мэртебесiн арттыру, олардыц бYкiл кызметi барысында мансаптык есуi, окытылуы жэне кэсiби бiлiктiлiгiн дамытуды камтамасыз ету, сондай-ак педагогтердщ ецбегш мемле-кеттiк колдау мен ынталандыруды арттыру мэселелерше Yлкен мэн берiлген.

Ел Президент Н.Назарбаев ез жолда-уында: «Елiмiздщ ертещ мен бYгiнi - жас урпактыц колында, ал жас урпактыц тагды-ры-устаздардыц колында» - деушщ езiнде педагогтар кауымына арткан жауаптылык

м:ришмдердщ окушылар алдында гана бiлiм беруi емес, сонымен катар баскарушылык кабшетшщде жогары болуы мшдетл.

Педагог-когамдагы ец белсендi жэне

укыптылык пен жауаптылыкты кажет ететiн

мамандык екендiгi белгiлi. Сондыктан да

педагог атаулыныц бэрiне де бiлiктiлiк, ше-

берлiк, бiлiм сапасын арттыру, тынымсыз го

iзденiс пен кажырлы ецбек ету талаптары ^

койылады. Соныц iшiнде казiргi заман та- ^

лабына сай эр уакытта педагог маман ез ^

бiлiмiн жетiлдiрiп, тэжiрибе жинактауга, ^

жацалыкка куштар, гылыми жэне кэсiби н

Н

тургыдан iзденiмпаздылык танытуга тиiс. ц Педагогтарымыздыц бiлiктi де бiлiмдi болуы ^ жацашыл, жан-жакты, сауатты шэюрттер Н тэрбиелеуге, улт санасын дамытуга, когамга д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.