Научная статья на тему 'К проблеме нового содержания образования: шаги к конкурентоспособной нации'

К проблеме нового содержания образования: шаги к конкурентоспособной нации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / NEW CONTENT OF EDUCATION / ПЕДАГОГ / TEACHER / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ұЛТТЫқ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / БіЛіМ БЕРУДің ЖАңА МАЗМұНЫ / ИНТЕЛЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М. В.

Рассматривается актуальность внедрения нового содержания образования педагогами. Показана важность влияния интеллекта педагога на его внедрение. Представлены различные точки зрения на определение интеллекта и его сущность. Описана необходимость объективного осмысления и интерпретации Национальной идеи «Мәңгілік Ел» Президента страны, что зависит от интеллекта каждого педагога. Показано, что основа реализации идеи заложена интеллектуалом и Великим педагогом Ибра-ем Алтынсариным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме нового содержания образования: шаги к конкурентоспособной нации»

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Орлеу^-kst '

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слесарь,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: бшм берудщ жаца мазмуны, педагог, интелллект, улт-тъщ идея, патриотизм.

Ключевые слова: новое содержание образования, педагог, интеллект, национальная идея, патриотизм.

Keywords: new content of education, teacher, intelligence, national idea, patriotism.

К ПРОБЛЕМЕ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ШАГИ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НАЦИИ

Ацдатпа

Макалада педагогтардьщ бшм берудщ жаца мазмунын енпзу езектшп карастырылады. Педагог интеллекпсшщ жаца бшм беру мазмунын енпзуге ыкпалыныц мацыздылыгы керсетшедь Интеллект аныктамасына бiрнеше кезкарас пен оныц мэнi усы-нылады. Эр педагогтыц интеллектiсiне байланысты болгандыктан, Мемлекет Президентiнiц мМэцгiлiк ел" ¥лттык идеясын объективтi угыну кажеттшп суреттеледi. Идеяны жузеге асыру непзш ¥лы устаз Ыбырай Алтынсарин калаганы жайлы айталады.

The urgent implementation of the new content of

Аннотация

Рассматривается актуальность внедрения нового содержания образования педагогами. Показана важность влияния интеллекта педагога на его внедрение. Представлены различные точки зрения на S3 определение интеллекта и его сущность. Описана с необходимость объективного осмысления и интер- О

претации Национальной идеи «Мэцгшк Ел» Пре- ^

«

зидента страны, что зависит от интеллекта каждого о педагога. Показано, что основа реализации идеи заложена интеллектуалом и Великим педагогом Ибра- ^ ем Алтынсариным. §

О,

Annotation §

teachers education. The importance of the influence of the teacher intelligence on its implementation. Different points of view on the definition of о intelligence and his essence. It described the need о for an objective understanding and interpretation of «Eternal country» National idea of the President s that intelligence depends on each teacher. It is s shown that the basis of the implementation of the и idea of an intellectual and laid great educator Ybyrai о Altynsarin.

Вестник «Орлеу^-kst

s

к <

m О

го «

о

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

В новое содержание образования заложена система ценностей национальной идеи «Мэц-гшк Ел», представленная Президентом страны в Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Система содержит следующие ценности: «Независимость Казахстана и Астана», «национальное единство, мир и согласие в нашем обществе», «светское общество и высокая духовность», «экономический рост на основе индустриализации и инноваций», «Общество Всеобщего Труда», «Общность истории, культуры, языка», «национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем» [1].

Изучение и утверждение этих ценностей будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию, развитию полиэтнокультурной компетентности - основы мира и согласия, экономического, исторического, планетарного мышления подрастающего поколения.

Успех в этом сложном процессе определяет педагог. И многое здесь зависит от его интеллекта.

Интеллект (от лат. ШеПейш - познание, понимание, рассудок) - ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Подразумевается определённый уровень развития мыслительной деятельности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. В структуре интеллекта особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию её направленности, способностей и характера [2, с.169].

В определении сущности интеллекта полезно исходить из интерпретации М.А. Холо-довой. Согласно её позиции, интеллект - это специфическая форма организации индивидуально - умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по составу и строению индивидуальный ментальный (умственный) опыт и, соответственно, тем более субъективно богатый

и в то же время объективированной является умозрительная «картина мира»[3.,с.202].

Современная картина мира в представлении педагога разнообразна, важно, чтобы она была с одной стороны «богата», с другой объективна, и учитель должен помочь школьникам сравнить процессы, прошедшие за 25 лет независимости Казахстана с противоречивыми событиями в мире, непрекращающимися религиозными, этническими войнами.

Критериями интеллектуальной зрелости служат особенности познавательного отношения человека к происходящему: широта умственного кругозора; гибкость и многовариантность оценок событий, готовность к принятию необычной информации; умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого и в терминах будущего; способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего; возможность мыслить в категориях вероятного [3,с. 202].

Мы уверенны, что педагоги имеют высокий уровень критериев интеллекта по индикаторам, обозначенным выше, однако предела развития интеллекта нет.

Всё дело в том, чтобы верно осмыслить важность значимых аспектов происходящего и объективно их интерпретировать, необходимо постоянно заботиться о развитии интеллекта, заниматься самообразованием, использовать современные технологии, искусно владеть диалогом.

Сегодня особую актуальность приобретает целенаправленное и всестороннее осмысление Плана нации, представленного Президентом страны и Лидером нации Н.А. Назарбаевым и нашедшего всенародную поддержку, что необходимо для воспитания казахстанского патриотизма.

В этой деятельности каждому педагогу важно проявить широту умственного кругозора, способность выявить существенные и объективно значимые аспекты происходящего, т.е. интеллект.

Разъясняя смысл четвёртой реформы, направленной на укрепление гражданской идентичности и единства казахстанцев, Н.А. Назарбаев провозглашает, что «Многоэтничнось - наше общее великое сокровище».

На наш взгляд, Президент обращает внимание в первую очередь педагогов на важность реализации национальной идеи «Мэцгшк Ел». В Плане нации говорится: «В слове «Ел»

Вестник «Oрлеу»-kst

заложена большая объединяющая сила, потому что во все времена родная земля была и будет оставаться самой близкой и притягательной ценностью для казахстанцев.

В идее «Мэцгшк Ел» как в зеркале отражена общенародная вера в будущее.

Эту основу созидательного казахстанского патриотизма мы сформировали своими великими делами.

Её надо не только укреплять и преумножать, но и передавать из поколения в поколение, из эпохи в эпоху.

В этом должна проявиться историческая и духовная сила Патриотического акта «Мэцгшк - Ел».

Мы нацелены на укрепление общей идентичности и единства страны через развитие гражданского общества на принципе единого гражданства, общенациональных ценностей «Мэцгшк - Ел», на основе консолидации наших достижений за годы Независимости, а также внедрения культуры трёхъязычия» [4].

Успех реализации Национальной идеи, а также в продвижении идеи Общества Всеобщего Труда, о чём также сказано в четвёртой реформе Плана нации, в будущем зависит от патриотизма нового поколения казахстанцев, которое воспитывает современное педагогическое сообщество.

Сегодня каждому педагогу необходимо осмыслить настоящее в терминах прошлого, выявить существенные, объективно значимые для страны события и личности, посвятившие свою деятельность на благо народа, создавших основу того общества, в котором живёт настоящее поколение. Жизнь таких выдающихся деятелей - пример патриотизма для тех, кто учится в настоящее время в образовательных учреждениях.

Яркий пример такой личности - выдающийся педагог девятнадцатого века, учёный, организатор светской системы образования на севере Казахстана, поэт и писатель Ибрай Ал-тынсарин , 175 лет со дня рождения которого отмечает общественность нашей страны в этом году. Сегодня трудно себе даже представить, как можно было в условиях сурового климата Великой степи, когда машин, поездов не было, перевозить материалы для строительства школ на 400-500км! Снабжать построенные школы кадрами, давать для них показательные уроки, создавать учебники, писать методику успешного обучения. Об этом времени Алтынсарин

пишет в письме востоковеду, профессору Н.И. Ильминскому: «На нашу долю выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо ещё создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать её, насколько хватит у нас сил и уменья. От хорошей постановки дела в начале будут зависеть и последствия. Всего тяжелее, оказывается, создавать школы, не имея никаких готовых материальных сил. Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и различных общественных, уездных и областных властей» [5,с.63].

Высочайший интеллект, патриотизм позволили Алтынсарину свершить великое дело образования подрастающего поколения. Уже в те годы он думал о национальной идее «Мэц-гшк Ел», благодатное время реализации которой пришло только сейчас, но он создавал её основу, писал: «Живущие всюду народы для радости сотворены»; «Когда в народе дружбы нет - благополучию не быть»;

«В каждом племени и народе

Находить умейте всегда

Лучших качеств его богатство,

Не дающееся без труда» [ 6,с.57,65,62].

Ибрай Алтынсарин - гений народа Казахстана, интеллектуал, его биография и творчество - страницы нового содержания образования, успех изучения которого определит историческое мышление педагога и его интеллект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, Н.А. Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее [Текст]/Н.А. Назарбаев//Костанай-ские новости. - 2014. -21 января.

2. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст]/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россо-ха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. Ростов - на - Дону.: Феникс, 2005. - 808с.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е.С. Рапацевич -Мн.: «Соврем. Слово» , 2005. - 720с.

4.Назарбаев, Н.А. План нации - путь к казахстанской мечте [Текст]/ Н.А. Назарбаев// Казахстанская правда. - 2016. - 6нваря.

5.Алтынсарин, И. Собрание сочинений в трёх томах, том3 [Текст]/Ибрай Алтынсарин.

- Алма - Ата. 1978. - 352с.

6.Алтынсарин, И.Собрание сочинений в трёх томах, том 1 [Текст]/Ибрай Алтынсарин.

- Алма - Ата. 1978. - 359с.

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.