Научная статья на тему 'Обновление содержания общего среднего образования: цель, пути, обеспечение результативности'

Обновление содержания общего среднего образования: цель, пути, обеспечение результативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М. В.

Рассматривается проблема обновления общего среднего образования. Описана модель успешного молодого человека глобального мира, реализация которой цель обновлённого содержания образования. Представлена модель успешного педагога, способного сформировать выпускника школы гражданина глобального мира. Перечислены ценности Национальной идеи «Мәңгілік Ел», усвоение которых школьниками основа обновления содержания общего среднего образования; технологии, способствующие результативности этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обновление содержания общего среднего образования: цель, пути, обеспечение результативности»

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Орлеу^-kst '

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слесарь,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: жацарту, бшм берумазмуны, ¥лттъщ идея, жаhан-дыц элемнщ табысты жас адам, табысты мугалгм, технологиялар.

Ключевые слова: обновление, содержание образования, Национальная идея, успешный молодой человек глобального мира, успешный учитель, технологии.

Keywords: updating, content of education, National idea, successful young man of the global world, successful teacher, technologies.

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЬ, ПУТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Ацдатпа

Жалпы орта бшм Gep^i жацарту мэселелерi карастырылуда. Жаhандык элемнщ табысты жас адамыныц Yлгiсi сипатталган, оны icKe асыру бшм беру мазмунын жацартудыц максаты болып табыла-ды. Мектеп тYлeгi - жаhандык элемнщ азаматын ;а-лыптастыруга кабшетп табысты педагогтыц модeлi усынылды. «Мэцгшк ел» ¥лттьщ идеясыныц кун-дыльщтары бершген, мектеп окушыларыныц, олар-дыц мeцгepуi - жалпы орта бiлiм беру мазмунын жацарту, осы Ypдiстiц нэтижелшне ьщпал eтeтiн технологиялар нeгiзi.

Аннотация

Рассматривается проблема обновления общего среднего образования. Описана модель успешного молодого человека глобального мира, реализация которой цель обновлённого содержания образова- ^ ния. Представлена модель успешного педагога, спо- ^ собного сформировать выпускника школы - граж- ® данина глобального мира. Перечислены ценности ^ Национальной идеи «Мэцгшк - Ел», усвоение которых школьниками - основа обновления содержания общего среднего образования; технологии, способствующие результативности этого процесса. О

с

w

Annotation s

^

The problem of secondary school education w

updating is considered. The model of a successful g

young man in the global world is described, this §

model realization will contribute to the updating. §

The model of a successful teacher who educates a н

w

school graduate as a citizen of the global world S

is presented. Values of National idea «Мэцгшк ^

- Ел», which assimilation by school students is a §

basis of secondary school education updating; ^

technologies promoting productivity of the updating g

are listed. о

2(12)/2016

Вестник «Орлеу^-kst

s

к <

m О

го «

о

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

В обществе идёт активное обсуждение Государственной программы развития образования и науки на 2016 - 2019 годы Республики Казахстан.

Главная её цель масштабная: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

На наш взгляд, ключевую роль в выполнении этой программы признана сыграть система общего среднего образования. Её цель: обеспечение равного доступа к качественному общему среднему образованию, формированию интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина. Нас интересует самая остро обсуждаемая часть программы: перспективы реализации программы общего среднего образования.

Главная цель её - воспитание успешного молодого человека.

Нами разработана с учётом международного опыта модель выпускника средней школы - успешного молодого человека глобального мира.

Он должен обладать базовыми навыками, которые помогут решать повседневные задачи, это навыки свободного владения чтением и письмом; математической и финансовой грамотностью; иметь естественно - научные знания; обладать ИКТ - грамотностью, культурной и гражданской грамотностью.

Где навык - действие, сформирован ное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознатель ной регуляции и контроля [2, с.156].

Исходя из приведённого определе-| ния, выше перечисленными навыками школьник должен обладать в совер шенстве.

Успешный молодой человек глобального мира, на наш взгляд, обладает ком петенциями, которые помогут ему решать сложные задачи. Это компетенции критического, творческого мышления, умения общаться, в том числе на разных языках, и работать в коллективе.

По определению, данному A.B. Хуторским, компетенция - социальное требование к образовательной подготовке ученика, необ-

ходимои для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере [3]. Мы придерживаемся этого понятия.

Помогут выпускнику быть успешным в жизни, справиться с изменениями социальной среды такие черты характера как любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, а также лидерские качества, социальная и культурная осведомлённость, толерантность, казахстанский патриотизм.

В Педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение: характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения [3, с.310]. Педагогам следует всегда помнить, что они влияют на формирование черт характера ученика и его знание -важное условие эффективности индивидуального подхода в образовательном процессе.

Выше перечисленные навыки, компетенции и черты характера составляют, по нашему мнению, модель успешного молодого человека глобального мира. Рис.1

исследовательские навыки;

- правовая грамотность;

■ финансовая грамотность; - Неграмотность;

- культурная и гражданская

грамотность

Рис.1 Модель успешного молодого человека глобального мира

Вестник «Oрлеу»-kst

На реализацию представленной выше модели должно быть направлено обновлённое содержание образования, которое предполагает пересмотр структуры, содержания программ, технологий.

В Государственной программе определена 12 - летняя структура среднего образования, реализация которой апробирована в Назарбаев интеллектуальных, пилотных школах, показала свою эффективность.

Содержание программ должно быть направлено на усвоение школьниками «Национальной идеи Мэцгшк Ел», которой Е. К. Сагадиев дал следующую характеристику: «Мэцгшк Ел» - это единый народ, создание вечного казахстанского общества, которое может свободно узнавать, осваивать и использовать новости мировой цивилизации, науки и техники, как этого требует современность [4].

Учащиеся в процессе изучения программ всех предметов и внеклассных мероприятий должны усвоить ценности Национальной идеи, обозначенные в Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Это Независимость Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; это светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество ^^ Всеобщего Труда; общность ^^^ истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем [5].

Обновлённое содержание образования предполагает изучение мудрых мыслей, философии, учения тех, кто внёс неоценимый вклад в сохранение целостности Казахстана, просвещение народа, чья жизнь является достойным примером патриотизма, преданности, своей деятельности на благо Родины.

Подготовить успешного молодого человека глобального мира может только успешный

учитель, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями, владеющий современными технологиями обучения и действующий на основе ценностей «Мэцгшк - Ел». Г.К. Ахметова дала ему определение: «Только образованный, открытый новым идеям, способный креативно мыслить, ответственно относящийся к своему труду учитель сможет не только обучить, но и воспитать у молодёжи казахстанский патриотизм в контексте осмысления национальной истории, толерантное сознание и духовность, лидерские качества, социально активную позицию» [6, с.6].

Многочисленные исследования показывают, что сегодня успешный учитель должен быть готов к инновациям, владеть инструментарием информационно коммуникативных и педагогических технологий, иметь междисциплинарные знания и умения. Учитель - это фасилитатор, исследователь, тьютер, эксперт, собеседник.

Изучив международный и отечественный опыт, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области» разработал модель успешного учителя. Рис.2

ОРГАНИЗАТОР

- наставник - фасилитатор - тренер идейный вдохновитель

ПЕДАГОГ

- критически мыслящий

- мотивирующий 1

- использующий педагогические технологии обучения

- владеющий междисциплинарными умениями и навыками

обучающийся в сотрудничестве - готовый к самосовершенствованию

умеющий оценивать обучение и для обучения

УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ

ЛИЧНОСТЬ

- справедливый

- эмоциональный

- творческий

- толерантный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коммуникативный - духовно-нравственный

- мобильный • доброжелательный

- ответственный

ПРОФЕССИОНАЛ

- исследовательская деятельность

- готовность к интеграции своего

опыта с опытом коллег

- умение транслировать свой опыт

- готовность к эффективному обучению - видение перспективы - оперативное и стратегическое планировани

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

3

Рис.2 Модель успешного учителя

n

Вестник «Орлеу^-kst

Успешность изучения обновлённого содержания образования требует от учителя знания и использования в педагогической деятельности новых (подходов, стратегий) технологий образования, причём в современной педагогической практике нередко происходит смешение этих понятий по причине различных их трактований в педагогической науке мирового педагогического сообщества.

Современный образовательный процесс основан на феноменальной парадигме образования, которая предполагает использование личностно - ориентированных технологий в условиях субъект

- субъектного процесса образования. По нашему мнению, их условно можно разделить на четыре группы:

• исследовательские: кейс-технология, перевёрнутое обучение, модульная технология, проблемное обучение, ступенчато

- комплексное обучение, технология Мон-тессори, разноуровнего обучения, проектная технология;

• коллективные: кооперативное обучение, CLIL, гуманно-личностная технология

ö? Ш. Амонашвили, когнитивная технология;

S

д • коммуникативные: диалоговая, пе-

« дагогических мастерских, критического

^ мышления, позиционная, технология деба-

« тов;

^ • информационные: веб-квест, смарт-

S технологии.

W

lüg Опишем кратко некоторые из них. 2 Кейс-технология - современная обрам зовательная технология, в основе которой

S

ы лежит метод конкретных ситуаций, осно-

м ванных на реальном фактическом материале или приближённых к реальной ситу-

§ ации. Обучающиеся должны исследовать

« ситуацию, разобраться в сути проблем,

О

н предложить возможные решения и вы-

S брать лучшие из них. Технология эффек-

s

w тивна для развития аналитических спо-

§ собностей участников. О Этапы работы с кейсом: подготови-

8 тельный, реализация кейса, диагностика

О

ситуации, выработка альтернатив, обсуждение выводов.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает следующие этапы:

• индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

• работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и её решений;

• презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Преимущества метода кейсов: реализм, минимальное давление на участников, активное их взаимодействие [7, с.10-11].

В условиях важности формирования функциональной грамотности подрастающего поколения особенно актуально использование технологии развития критического мышления. Её разработали и предложили американские педагоги в середине девяностых годов, она является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Технология критического мышления способствует:

• повышению эффективности восприятия информации и интереса к процессу обучения;

• развитию умения критически мыслить и работать в сотрудничестве с другими;

• актуализации желания и умения стать личностью, которая учится в течение всей жизни.

Стратегии критического мышления, наболее часто используемые в учебном процессе на различных этапах урока, следующие:

• вызов, реализуемый через мозговой штурм, кластер, проблемные вопросы;

• осмысление через инсерт, фишбоун,

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

дерево предсказаний;

• рефлексия, которая реализуется посредством упражнения «6 шляп мышления», эссе и таблицы « Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».

В результате использования технологии развития критического мышления обучающиеся будут обладать следующими умениями: работать с большим потоком информации; выражать свои мысли; вырабатывать собственное мнение; решать проблемы; сотрудничать и работать в группе; выстраивать конструктивные отношения с людьми [7, с.32-33].

В практике работы общеобразовательных учебных заведений в условиях обновления содержания образования актуальна технология проектного обучения. Это особая организация учебного процесса, направленная на решение учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обоснования поэтапной успешной учебной деятельности, представления результата.

Она возникла в начале прошлого столетия в США. Автором этого метода является американский педагог и философ Джон Дьюи.

Различают проекты исследовательские, творческие, информационные, социально значимые.

Цель проектного обучения: создание условий, при которых обучающиеся, работая в разных группах, развивают свои исследовательские познания, приобретают системное мышление, могут воспользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогут в решении практических и познавательных задач, самостоятельно и с энтузиазмом развивают дополнительные знания из различных источников.

Этапы работы над проектом:

• проблемно - целевой;

• разработки сценария и технического задания;

• практической работы;

• предварительной защиты;

• презентации - публичной защит [7, с.46].

Владение в совершенстве и использование в образовательном процессе описанных и перечисленных выше технологий педагогами будет способствовать результативному усвоению обновлённого содержания образования и, как следствие, формированию успешного молодого человека глобального мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 1марта 2016года №205. Подлежит опубликованию в Собрании актов Президента и Правительства Республики Казахстан.

2. Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» [Текст]. Москва. - 2003. - 528с.

3. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность», сетевой ресурс ww. то1иск Ru/archive/35/4011

4. Сагадиев, Е.К. Выступление 9 марта 2016 [Текст]/Е.К. Сагадиев, г. Астана.

5. Назарбаев, Н.А. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее [Текст]/Н.А. Назарбаев. Костанайские новости, 21 января, 2014.

6. Ахметова, Г.К. Через повышение профессионального уровня педагогов - к новому качеству образования [Текст]/Г.К. Ахметова// Открытая школа. - 2015. -№7. - С.3-6.

7. Использование педагогических технологий в образовательном процессе [Текст]: Из опыта работы филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанай-ской области». Костанай. - 2016. - 63с.

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.