Научная статья на тему 'Инновационые процессы в системе технического и профессионального образования Костанайской области'

Инновационые процессы в системе технического и профессионального образования Костанайской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / НОВОВВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов К. Т.

Статья посвящена инновациям в системе технического и профессионального образования Костанайской области. Описаны нововведения и способы их решения в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационые процессы в системе технического и профессионального образования Костанайской области»

Вестник «Орлеу^-kst

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -Q

X X О

m

о

X

Ибрагимов К.Т.,

заместитель руководителя Управления образования

акимата Костанайской области

Неггзгг свздер: жацарт-па, бшм жацартпалары, жаца енггзшм.

Ключевые слова: инновация, инновации в образовании, нововведения.

Keywords: innovation, innovations in education, reforms.

ИННОВАЦИОНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Ацдатпа

Макала ^останай облысыньщ техникалык жэне кэсштш бшм беру жYЙесшщ инновацияларына арналган. Жаца енпзу-лер жэне кэаби дайындык Yдерiсiнде оларды шешу Tac^epi сиппатталады.

Аннотация

Статья посвящена инновациям в системе технического и профессионального образования Костанайской области. Описаны нововведения и способы их решения в процессе профессиональной подготовки.

Annotation

This article is devoted to innovations in the system of Technical and Vocational Education in Kostanai region. The author describes innovations and ways of their solution in the process of professional training.

Модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда в связи с ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с всепроникающим влиянием информационных технологий и растущей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание высокоэффективной национальной системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости молодежи.

«Профессионально-техническое образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения», - сказал Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу страны «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства [1, с.5].

Наша страна, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и рынок инноваций в профессиональном образовании.

Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися

Вестник «Oрлеу»-kst

потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны - они несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований [4, с. 101].

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента [3, с. 125].

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического общества и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику, что требует изменения подхода к исследованию инновационных процессов, протекающих в системе технического и профессионального образования, который включал бы в себя анализ инновационных проблем с использованием достижений в сфере управления. Это предполагает разделение понятий «научные разработки и нововведения» и «научно - технические инновации» [2, с. 215].

Научные разработки и нововведения в нашем случае являются приложением нового знания с целью их практического применения, а научно - технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий.

Результатом научно - технических инноваций является продукция как конечный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической, рационализаторской и изобретательской, инновационной и др.) деятельности.

Непременными свойствами инноваций в профессиональном образовании являются новизна и востребованность продукции на рынке труда.

Таким образом, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:

- овладеть новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю услуг.

Исходя из выше перечисленных требований, собственного взгляда на решение проблемы повышения качества подготовки кон-

курентоспособных специалистов, инновации в профессиональном и техническом образовании Костанайской области направлены на внедрение нововведений, новых технических решений при производственном обучении, проведение экспериментальной работы, введение новых специальностей, востребованных на рынке труда.

В целях реализации программ экспериментов и обеспечения режима экспериментов, на основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 г. № 58 «Об утверждении Правил разработки, апробации и внедрения образовательных учебных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организации образования», в 2012 году при Управлении образования создан консультативно-совещательный орган -Совет по экспериментальным программам.

Работу по внедрению экспериментальных программ в организациях ТиПО организует и координирует Региональный научно - методический центр технического и профессиоанль-ного образования. Центр формирует банк данных пилотных площадок, принимает участие в изучении экспериментальных программ, формировании состава экспертных групп.

Особого внимания сегодня заслуживает опыт внедрения дуального обучения. Сейчас образование и бизнес уже не дискутируют, каких специалистов надо и не надо готовить, а ведут конструктивный диалог, как это делать вместе.

В организациях технического и профессионального образования Костанайской области дуальное обучение внедряется с 2013 года. В настоящее время данная форма обучения реализуется на базе 13-ти учебных заведений в режиме эксперимента. Доля учебных заведений, внедривших инновационную модель обучения, составляет 31%, число специальностей - 14.

Ведется мониторинг прохождения курсов повышения квалификации и стажировок на предприятиях в рамках дуального обучения, разработан проект договора о дуальном (корпоративном) обучении.

Приоритетным условием внедрения дуальной системы стало сотрудничество организаций ТиПО с крупными промышленными предприятиями, всего вовлечено в подготовку кадров более 30 высокотехнологичных предприятий.

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т

о

X

В рамках соглашения между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Германским обществом по международному сотрудничеству Аулиекольский сельскохозяйственный колледж и Костанай-ский колледж автомобильного транспорта будут осуществлять профессиональную подготовку на основе немецких стандартов дуального обучения по профессиям «Фермер» и «Мехатроник сельскохозяйственной техники и оборудования».

На базе социальных партнеров Житика-ринского политехнического колледжа, Ко-станайского колледжа сферы обслуживания, Костанайского колледжа автомобильного транспорта, Лисаковского технического колледжа и других созданы учебно - производственные комплексы производственного обучения по профессиям, включающие учебные кабинеты и производственные мастерские.

Первым в области колледжем, освоившим программу прикладного бакалавриата в режиме эксперимента, стал Костанайский политехнический колледж. Экспериментальная программа была внедрена в 2013 году по теме: «Внедрение прикладного бакалавриата по специальности «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство». В реализации эксперимента также принимают участие Костанайский государственный университет им А. Байтурсынова и ТОО «Иволга - Холдинг». Структура экспериментального учебного плана разработана с учетом интеграции дисциплин образовательных программ технического и профессионального образования и образовательных программ бакалавриата, что позволит выпускникам колледжа поступить в ВУЗ по ускоренной программе.

С целью продвижения инновационного процесса в системе ТиПО проводятся совещания с руководителями учебных заведений, переговоры с предприятиями - социальными партнерами, круглые столы. Проводимые мероприятия направлены на повышение престижа рабочих профессий. На таких встречах поднимаются злободневные вопросы, направленные на совершенствование профессиональной подготовки специалистов с учетом требований работодателя и сложившейся экономической ситуации в регионе, намечаются дальнейшие шаги, направленные на инте-

грацию взаимодействия и сотрудничества в решении возникающих проблем подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.

Для своевременной поддержки успехов в экспертной работе Управление образования проводит постоянный контроль реализации экспериментальных программ.

Мониторинг инновационных процессов в системе экспериментальной деятельности показывает, что внедрение инноваций в организациях технического и профессионального образования Костанайской области способствует достижению высокого уровня профессиональной подготовки выпускников.

Умение достигать поставленных целей в инновационном процессе - задача менеджмента в рыночных условиях. Чтобы добиться успехов, надо знать, как это сделать, и уметь применять нововведение на практике. В данной деятельности необходимо не просто стараться, а именно достигать.

Каждый руководитель колледжа нашей области в этом глубоко убежден, что является залогом успешного функционирования всей системы профессионального и технического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Ка-захстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

2. Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс как условие повышения качества образования/ А.Ахметов//Современное обра-зование.-2014.№ 4

3. Инновации в образовании. Выступления участников УП-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». -2010.

4. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.-2005.-№ 6.-с.

5. Традиции и инновации в образовании/ А.В.Гаджиева// Инновации в образова-нии.-2011.-№ 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.