Научная статья на тему 'Применение web-приложений для создания нового контента образовательного процесса'

Применение web-приложений для создания нового контента образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ / ИННОВАЦИЯ / АқПАРАТТЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / WEB-қОСЫМШАЛАР / INFORMATION TECHNOLOGIES / WEB APPLICATIONS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтурсунова К.К.

Данная статья актуальна и современна, так как предложенные методы и приемы работы ИКТ могут использовать в своей работе преподаватели специальных дисциплин в техническом и профессиональном образовании.Бұл мақала өзекті және заман талабына сай, се-бебі ақпараттық-коммуникативтік технологияның ұсынылған әдістері мен тәсілдерін техникалық және кәсіптік білім берудегі арнайы пәндер оқытушылары өз жұмыстарында қолдана алады.This article is about modern methods and approaches to using ICT (information-computer technologies) in teaching and learning, these recommendations might be useful for all teachers of special disciplines in technical and professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение web-приложений для создания нового контента образовательного процесса»

К.К. Байтурсунова,

преподаватель математики и специальных дисциплин, КГКП «Костанайский политехнический высший колледж»

He2i32i свздер: ацпараттъщ технологиялар, Web-цосымшалар, инновация.

Ключевые слова: информационные технологии, Web-приложения, инновация.

Keywords: information technologies, Web applications, innovation.

ПРИМЕНЕНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВОГО КОНТЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ацдатпа

Б^л макала езекп жэне заман талабына сай, се-6e6i акпараттык-коммуникативтж технологияньщ усынылган эд1стер1 мен тэсшдерш техникальщ жэне КЭСШТ1К бшм берудеп арнайы пэндер окытушылары ез жумыстарында кол дана алады.

Аннотация

Данная статья актуальна и современна, так как предложенные методы и приемы работы ИКТ могут использовать в своей работе преподаватели специальных дисциплин в техническом и профессиональном образовании.

Annotation

This article is about modern methods and approaches to using ICT (information-computer technologies) in teaching and learning, these recommendations might be useful for all teachers of special disciplines in technical and professional education.

В настоящее время в системе образования Республики Казахстан происходят серьезные изменения, которые ориентированы на достижение целей, поставленных государством. Одним из процессов модернизации образования стал процесс информатизации образовательного процесса, который связан с внедрением новых, современных инновационных технологий в учебный процесс. Такие нововведения предполагают постоянное совершенствование нашей деятельности. Даже, имея огромный багаж педагогического искус- 2 ства, опыта, мастерства, многолетний стаж работы ~ педагог на сегодняшний день не может считаться та- §

ковым, без владения инновационными технологиями <

а.

обучения [1]. g

Что же скрыто в термине инновация? Инновация, в;

нововведение (англ.Innovation) - это внедренное нов- и

шество внутри системы. В данном случае под иннова- g

циями понимают нововведения в обучающем процессе, ре

которые подразумевают улучшение системы обучения ш и результативности внедрения новшеств [2].

Объектами инновации являются следующие пробле- 5

мы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной q

деятельности; как увеличить объем материала, изучае- [±! мого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуман-

о; х

i

<

m О

го

£ из О с*

О

3

ГЕ

X ш

CL

О ш Н

ных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей.

Сегодня уделяется серьезное внимание развитию технического и профессионального образования. Современная экономика и производство требуют серьезных изменений в подготовке кадров и прежде всего изменений в системе формирования образовательной среды, а также способов передачи знаний и умений, их освоения и использования в профессиональной деятельности. Имея в наличии мощные информационные и инновационные средства, рожденные научно-техническим прогрессом, наша задача сделать обучение современным, доступным и качественным.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учащегося и преподавателя.

К инновационным технологиям можно отнести:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения:

• педагогических мастерских;

• обучения как учебного исследования;

• коллективной мыследеятельности (КМД);

• эвристического обучения;

• метод проектов;

• развивающее обучение.

• гуманитарно-личностная технология;

• дизайн-педагогика.

2.Информационные технологии:

• ИКТ;

• дистанционного обучения.

3.Интерактивные технологии:

• развития критического мышления через

чтение и письмо;

• проведение дискуссий;

• тренинговые технологии [3].

Как говорил А.С.Макаренко «Человек становится все больше и больше владетелем больших, организованных механических сил, от него теперь все больше и больше требуются не физические, а умственные силы: расчет, изобретательность, находчивость, ухватка» [4, с.297].

В настоящее время одна из самых основных задач образования - это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у обучающихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления "диалога" с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют преподавателю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с обучающимися [5].

В настоящее время преподавателю нужно постоянно совершенствоваться, учиться. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности.

Для создания нового контента образовательного процесса используются Web - приложения.

Web приложения - это вспомогательные

программные средства, которые предназначены для автоматизированного выполнения каких-либо действий в учебном процессе.

LearningApps.org - это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).

Родной язык LearningApps.org - немецкий.

Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать «все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.

Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для обучающихся.

Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:

• Выбор - упражнения на выбор правильных ответов;

• Распределение - задания на установление соответствия;

• Последовательность - на определение правильной последовательности;

• Заполнение - упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;

• Онлайн-игры - упражнения-соревнования, при выполнении которых обучающийся соревнуется с компьютером или другими участниками.

Создав задание, можно тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Можно использовать задания, составленные коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «привязать» и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие педагоги-блогеры.

Кроме того, можно создать аккаунты для своих студентов и использовать свои ресурсы

для проверки их знании прямо на этом сайте.

Блоки (так называемые приложения или упражнения) имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.

Quizlet - одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (cloud computing) понимают технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности представляются как интернет - сервис.

Примером сервиса на основе технологии облачных вычислений, применяемых в образовательном процессе, является Quizlet. Он представляет собой web - приложение на основе облачных технологий, предоставляющее студентам и преподавателям инструменты, использование которых повысит эффективность общения и совместной работы.

Quizlet предлагает игровой вариант обучения с помощью создания специальных списков, которые называются сэты (set). Это может быть как список слов с переводом, так и перечень различных понятий, картинок или фотографий с описанием.

С помощью сетов создаются флэшкарточки и обучающиеся игры. Эффективные интерактивные учебные средства Quizlet позволяют:

• тестировать память с функцией Заучивание;

• ставить рекорды в игре Подбор;

• делиться учебными модулями;

• слушать произношение слов на 18 языках;

• улучшать обучение с помощью изображений и аудио.

Таким образом, Quizlet предлагает альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.

Данное Web - приложение повышает качество и эффективность образовательного процесса, готовит студентов к будущей профессиональной деятельности в современном информационном обществе.

Kahoot! — это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Отчасти эта программа напоминает опи-

х <

оа О т

á из

О Щ

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

X

X Щ

р

s

си О ш н

санный в Дидакторе Socrative и может эффективно использоваться в дидактических целях.

Обучающиеся могут отвечать на созданные преподавателем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.

При желании преподаватель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе преподавательского компьютера.

Для участия в тестировании студенты просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который представляет учитель со своего компьютера.

Обучающемуся удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами.

Использование данного сервиса может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от обучающихся.

Одной из особенностей Kahoot является возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет учителю сэкономить много времени.

Научиться пользоваться сервисом довольно легко. Хотя имеются и обучающие ролики.

Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и _ упростить сбор статистики.

Приложение использует планшет или те-< лефон учителя для того, чтобы считывать

0 QR-коды с карточек учеников. Карточка у

1 каждого ученика своя, её можно поворачи-О вать, что даёт четыре разных варианта ответа. 5 В приложении создается список класса, и с q его помощью можно узнать, как именно каж-g дый ученик отвечал на вопросы [6].

Взаимообмен профессиональной деятельностью - необходимая возможность быть в

- ногу со временем.

Благодаря использованию инновационных О технологий и методик в своей профессио-

- нальной деятельности, можно добиться повышения качества:

аука и практика ^

• образовательного процесса в целом,

• потенциала преподавателя,

• потенциала обучающихся,

• средств образовательного процесса,

• образовательных технологий,

• управления образовательными процессами.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий, в основе которых лежит идея создания комфортных условий для каждого учащегося и использование личностно-ориентированного подхода в обучении.

«Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его» [7].

Использование Web - приложений повышает эффективность образовательного процесса, способствует созданию комфортных условий, следовательно, студенты будут более грамотными, нравственными, подготовленными к жизни в цивилизованном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014 года. [Электронный ресурс] www. akorda.kz

2.Википедия[Электронный pecypcjhttps// ru.wikipedia.org/wiki/

3.Касенова A.C. Инновационные технологии в профессиональном образовании/А.С. Касенова // Творческая педагогика. - 2013. -№4. - С.66-71..

4.Макаренко A.C. Педагогические сочинения в 7 - ми томах, Т.5. Москва. Педагогика, 1985. - 336с.

5.Петрище С. А. Информационные технологии в преподавании математики в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 15. - С. 991995. -URL: http://e-koncept.ru/2016/96113.htm.

6.Педагогическая практика[Электронный ресурс] Didaktor.ru

7.Сводная энциклопедия афоризмов. Виктор - Мари Гюго. [Электронный ресурс] https:ru.wikipedia.org/wiki/BHKHneflra:CBo6ofl-наяэнциклопедия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.