Научная статья на тему 'О профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров по дистанционным образовательным технологиям'

О профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров по дистанционным образовательным технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / IT-СПЕЦИАЛИСТ / IT-SPECIALIST / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / THE DEMOCRATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ELECTRONIC EDUCATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / PERSONAL-ORIENTED EDUCATION WITH INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGY / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TRADE MARKET / INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGY / ДИСТАНЦИОНДЫ БіЛіМ БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ / IT-МАМА-НЫ / ЕңБЕК НАРЫГЫ / БіЛіМ БЕРУ үРДіСіН ДЕМОКРАТИЯЛАНДЫРУ / АқПАРАТТЫқ-КОММУНИКАЦИЯЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ЭЛЕКТРОНДЫ ОқЫТУ / ИННОВАЦИЯЛЫқ ПЕДАГОГИКАЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / АқПА-РАТТЫЦ-КОММУНИКАЦИЯЛЫЦ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ қОЛДАНУМЕН ЖЕКЕ-БА-ГЫТТАЛГАН ОқЫТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукимбеков М. К.

Сложившаяся система подготовки педагогических кадров объективно требует пересмотра и уточнения её содержания, структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании. Это непосредственно связано с проектированием новых профессионально развивающих образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров по дистанционным образовательным технологиям»

Мукимбеков М.К.,

кандидат экономических наук, доцент, директор ЧУ «Костанайский Современный Многопрофильный колледж»

Нег1зг1 сездер: дистанционды бшм беру технологиялары, IT-мама-ны, ецбек нарыгы, бшм беру урд1сЫ демократияландыру, ацпараттыц-коммуникациялыц технологиялар, электронды оцыту, инновациялыц педагогикалыц технологиялар, ацпа-раттыц-коммуникациялыц техно-логияларды цолданумен жеке-ба-гытталган оцыту.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; IT-специалист; демократизация образовательного процесса; информационно-коммуникационные технологии; электронное обучение; инновационные педагогические технологии; личностно-ориентирован-ное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий.

Keywords: distant educational technology, IT-specialist, trade market, the democration of educational process , information-communicative technology, electronic education, innovative pedagogical technologies, personal-oriented education with information-communicative technology.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Ацдатпа

Педагогикалык кадрларды дайындаудыц ка-лыптаскан жYЙесi оныц мазм^нын, к^рылымын, ^йымдастыруын, бшм беру практикасымен жэне бшм берудеп инновациялык YPДiстермен езара байланысу принциптерш кайта карастыруды жэне айкындауды талап етедг Б^л кэЫби окытуды жэне болашак педагогтыц жеке т^лгасын калыптасты-руына жогары сапа мен кепгвд нэтижеге кол жет-кiзудi камтамасыз ететiн жаца кэЫби дамып келе жаткан бiлiм беру технологияларды жобалаумен ть келей байланысты.

Аннотация

Сложившаяся система подготовки педагогических кадров объективно требует пересмотра и уточнения её содержания, структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании. Это непосредственно связано с проектированием новых профессионально развивающих образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего педагога.

Annotation

The system of pedagogical training needs objective reconsideration and elaboration of its content, structure, g organization, principles of interrelation with educational practice and innovation process in education. It is connected with the designing of new professionally developing educational technologies. It gives the 2 achievement of great quality and guarantied results of £ professional education and developing the individuality of the future teacher.

x

В современном Казахстане по мере экономического роста и улучшения благосостояния граждан все большую актуальность приобретает проблема совершенствования качества профессионального

Рн

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

образования и подготовки специалистов, отвечающих современным общественным запросам. Представители бизнеса констатируют, что даже на внутреннем рынке имеет место недостаток квалифицированных ^-специалистов. И, прежде всего, дефицит педагогических кадров.

Основная цель подготовки кадров для развития системы образования состоит в удовлетворении интересов общества и личности в получении качественного образования, предоставление каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения, поэтому в задачи развития образовательной системы входит:

• подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, способного адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий;

• усиление мотивации всей системы образования на предоставление качественных образовательных услуг через демократизацию образовательного процесса;

• подготовка отдельных учебных заведений к прохождению международной аккредитации, создание объективных условий для развития элитных учреждений образования;

• формирование новых принципов и практики управления учебными заведениями, внедрение системы стратегического планирования и повышения их автономности;

• укрепление прав студентов на получение качественного образования, разработка и внедрение механизмов, определяющих ответственность руководителей вузов, сузов за предоставление качественных образовательных услуг.

Указанные задачи могут быть реализованы при условии совершенствования подходов к повышению квалификации и профессиональной подготовки преподавателей к деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

Анализ научной литературы показывает, что основное внимание исследователи

уделяют дидактическим вопросам реализации дистанционного образования, а также опыту организации различных форм дистанционной педагогической деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий. Образовательная практика Казахстана показывает, что отечественным педагогам - профессионалам в предметной области недостаточно знаний в области компьютерных телекоммуникаций; практика тьюторства в образовательной среде не развита; подготовка менеджеров образования находится лишь на начальном этапе. И хотя, в настоящее время накоплен определенный опыт профессиональной подготовки тьюторов, он нуждается в теоретическом переосмыслении, прежде всего, с позиции общепризнанного педагогического статуса, в разработке методологических и технологических подходов к совершенствованию образовательного процесса, направленных на обеспечение готовности к осуществлению педагогической деятельности с использованием технологии электронного обучения.

Сложившаяся система подготовки педагогических кадров объективно требует пересмотра и уточнения её содержания, структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании. Это непосредственно связано с проектированием новых профессионально развивающих образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего педагога.

В подготовке кадров сохраняются такие важные аспекты новых видов деятельности в образовании, как:

• информационно-аналитическая, базирующаяся на аналитико-синтетической переработке результатов анализа текущего состояния материально-технического, кадрового, учебно-методического, программно-технологического ресурсов и оценки эффективности их использования в образовательном процессе;

• прогностическая, обеспечивающая разработку научно обоснованного проекта развития информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения;

• организационно - управленческая, заключающаяся в выработке и лоббировании организационно-управленческих решений по информатизации образования;

• научно-методическая, ориентированная на разработку и анализ инновационных педагогических технологий, методических систем личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ;

• социально-педагогическая (диагностическая), связанная с диагностикой уровня развития обучаемого, мониторингом качества образования и внедрением адаптивных образовательных технологий.

Остро стоит проблема психологической подготовленности к профессиональной деятельности в сфере ДО, педагогически направляемой и педагогически организуемой, выражающейся в осознании будущими специалистами своей роли как субъектов

педагогического процесса. Деятельность профессионала, реализующего педагогические принципы, определяемые спецификой ДО, требует мотивированного и осознанного отношения к качественному освоению данной специальности, развитию профессионально-педагогических способностей и качеств.

Приведем некоторые данные проведенных экспериментов, дающие представление о тех сдвигах в профессиональном сознании и операциональной сфере, которые происходят у преподавателей под влиянием выделенных условий.

Для изучения результативности курсов по обучению профессорско-преподавательского состава было рекомендовано преподавателям оценить по 10-бальной шкале уровень своей готовности к проведению занятий по дистанционным образовательным технологиям обучения до и после проведения курсов.

Результаты самооценки приведены в таблице:

Анализ уровня готовности к ДО технологиям до и после повышения квалификации ППС

Преподаватели Самооценка уровня начальной готовности к ДО перед курсами Самооценка уровня готовности к ДО после курсов

1. 2,5 6

2. Затрудняюсь в оценке 9

3. 7 9,5

4. 1 7

5. 5 9,5

6. 0 7

7. 7 8,5

8. 5 9

9. Затрудняюсь в оценке 7,5

10. 0 6,5

11. 7 9

12. 1 9

13. 4 8

14. 5 8

15. 6 9

т

0

1

Рч РЧ

О в; х

и

О §

К

Рч

о

и

Результаты опроса показывают, что все преподаватели отметили готовности к реализации дистанционного обучения. Следовательно, специальная подготовка преподавателей к организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям является необходимым условием эффективного внедрения электронного обучения.

Новизна явления, к которому относится информатизация учебного процесса, дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых, необычных знаний, умений и методических навыков, возрастание временных затрат на подготовку к занятиям невольно формируют у отдельных преподавателей определенные предубеждения, своеобразный психологический барьер в сознании, сдерживающий положительную мотивацию к овладению информационными технологями.

Таким образом, анализ современного состояния проблемы профессиональной подготовки педагогов позволили выявить противоречия между:

• потребностью учебных заведений в повышении уровня технолого-педагогиче-ской подготовки будущего преподавателя и отсутствием научно обоснованных образовательных технологий их развития;

• возросшей потребностью педагогической теории и практики, направленной на повышение профессиональной компетент-

§ ности будущего преподавателя - тьютора и

^ отсутствием научно обоснованной концеп-и

О туальной модели построения содержания и

^ технологий формирования технолого-педа-

О гогических компетентностей; § • уровнем психологической подготов-

О ленности педагогов к профессиональной де-

О ятельности в сфере дистанционного (элек-

^ тронного) обучения;

• необходимостью практической ре-3 ализации процесса развития творческого ^ потенциала личности и недостаточной раз-н работанностью научно-методического обе-

спечения такого развития применительно к сфере дистанционного (электронного) обучения;

• между необходимостью проектирования профессионально развивающих образовательных технологий для условий профессионального образования и слабой разработанностью теоретических основ личностно-развивающей парадигмы, обеспечивающей практико-ориентированный характер профессионального образования.

Исходя из изложенного, проблему кадрового обеспечения услуг дистанционного (электронного) обучения можно разделить на две относительно самостоятельные: проблемы, связанные с переподготовкой преподавателей - специалистов, профессионально подготовленных к осуществлению традиционных форм обучения, и проблемы, связанные с профессиональной подготовкой преподавателей, изначально ориентированных (обученных и готовых) на практическое использование всех возможностей и ресурсов технологий дистанционного обучения.

Мы полагаем, что дистанционное обучение, предназначенное для повышения квалификации педагогических кадров, должно состоять из трех блоков.

Первый блок предназначен для определения различий между уровнем актуальных знаний и умений реального учителя и комплексом знаний, умений идеального учителя. Основу процесса обучения составляют профессиограммы: идеальная и реальная, причем они должны быть формализованы и представляют системы численных критериев, которые будучи наложены на систему разноуровневых заданий по теории, методике предмета, например по общей педагогике и психологии, с акцентом на педагогические противоречия, проблемные ситуации. Соответствующая этому блоку компьютерная программа должна дать возможность учителю оценить свой уровень, а ведущей организации осуществить контроль.

Технологическая схема дистанционного повышения квалификации педагогов

Ш

Виды получения учебных материалов

лекции в режиме видеоконференции, слайд лекции

тексты учебных материалов из электронной библиотеки для самообразования

Самообразование

Интернет, Портал, оЫте-консультации

Итоговый контроль: тест ы, защита выпускных работ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выдача сертификатов

Второй условный блок предназначен осуществлять коррекцию актуальных знаний и умений и, параллельно транслировать учителю информацию об инновационных разработках в области теории предмета, общей и частной методик и т.д. Два эти блока являются, по сути, субблоками технологически единого блока «Межкурсовая подготовка», предназначенного для повышения квалификации педагогов.

Обособленность первых двух блоков весьма условна: нельзя исключать возможность и необходимость оценочно-контролирующих действий в информационном блоке и, в то же время - трансляцию научной и методической информации в первом блоке, что с одной стороны определяется, а с другой стороны - обуславливает эффективную дифференциацию, индивидуализацию процесса самообразования дистанционного обучения при повышении квалификации педагогов.

Третий блок - это итоговый контроль: те-

сты и защита выпускных работ.

Функциональная структура такого учебного процесса представлена в виде вышеуказанной схемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. [Электронный ресурс]. //http://www.unesco.kz/rcie/data/ koncepciya.htm.

2. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: в 3-х ч. Ч. 1. Сборник материалов научно-практической конференции / Коломенский гос. пед. институт. 2008. - 68 с.

3. Березин В.П., Киреева Ю.А. Подготовленность преподавателей к применению информационных технологий обучения [Текст]/В.П. Березин, Ю.А. Киреева //Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция МосГУ 18-20 октября 2006.

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

к

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.