Научная статья на тему 'Повышение квалификации инженерно - педагогических работников колледжа: опыт и перспективы'

Повышение квалификации инженерно - педагогических работников колледжа: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / KEY COMPETENCES / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / И КТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ICT COMPETENCE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / MODERNIZATION OF / ЖАңГЫРТУ БіЛіМ БЕРУ / ТүЙіН ЦүЗЫРЕТі / өЗ БіЛіМіН ЖЕТіЛДіРУ АКТ-ЦүЗЫРЕТТіЛіГі / САНДЫЦ БіЛіМ БЕРУ РЕ-СУ РСТАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геворкян А.Р.

Статья посвящена формированию современного преподавателя в системе технического и профессионального образования. В ней описаны различные механизмы и формы повышения квалификации преподавателей на разных этапах образовательного процесса. В статье отражены основные цели, задачи и принципы повышения квалификации в системе профессионального и технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации инженерно - педагогических работников колледжа: опыт и перспективы»

X lÜ

А.Р. Геворкяну

преподаватель математики, методист, руководитель МЦК общеобразовательных дисциплин КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж»

Hesi32i создер: жацгырту бшм беру, тушн цузыреть 03 бтмгн жеттдгру, А КТ-цузыpemm in isi, рефлексия, сандыц бшлм беру ре-су рстары.

Ключевые слова: модернизация образования, ключевые компетенции, самообразование, ИКТ-компе-тентносшь, рефлексия, цифровые образовательные ресурсы.

Keywords: modernization of education, key competences, self-education, ICT competence, reflection, digital educational resources.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОЛЛЕДЖА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ацдатпа

Макала техникальщ жэне кэсштж бшм беру жуй-есшде заманауи окытушыны цалыптастыруга ар-налады. Онда ок;ыту урдюшщ турл! кезецдершде окытушылардыц бшктшгш арттырудыц турл1 меха-низмдер1 мен формалары суреттеледг Макалада тех-никалык жэне кэсштж бшм беру жуйесшде бшк-тшкп арттырудыц Heri3ri мацсаттары, мшдеттер1 мен цагидаттары Kopimc табады.

Аннотация

Статья посвящена формированию современного преподавателя в системе технического и профессионального образования. В ней описаны различные механизмы и формы повышения квалификации преподавателей на разных этапах образовательного процесса. В статье отражены основные цели, задачи и принципы повышения квалификации в системе профессионального и технического образования.

Annotation

The article is devoted to development of a modern teacher in vocational and technical education. It describes various mechanisms and forms of training of teachers at different stages of the educational process. The article describes the main objectives, tasks and principles of professional improving in vocational and technical education.

<

Современное общество поставило перед собой g задачу, которая заключается в том, чтобы обеспе- ^

„ Он

чить полную занятость населения и устоичивыи эко- g

номический рост в Казахстане в условиях мировой с*

глобализации и социальной интеграции. Развитие и

человеческого капитала и повышение квалификации ч

инженерно-педагогических кадров, по результатам х

исследований Международной организации труда, м

Г4

вносят существенный вклад в решение данной зада- в чи. В связи с этим в государственной политике нашей § страны значительное внимание уделяется реализации о дуального образования в колледжах и качественной н подготовке будущих специалистов.

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; х

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы указывается, что система технического и профессионального образования выходит на ключевые позиции в удовлетворении интересов выпускников школ, потребностей рынка труда , перспектив развития экономики и социальной сферы

[4].

В соответствии с запросами казахстанского общества, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Государственной программой индустриально-инновационного развития Казахстана обозначена модернизация системы ТиПО и её интеграция в мировое образовательное пространство. Для выполнения стратегии экономического и социального развития Республики Казахстан требуется новые высококвалифицированные кадры, которые являются носителями новейших знаний и технологий.

Модернизация системы технического и профессионального образования требует от каждого преподавателя и мастера производственного обучения совершенствования педагогической культуры. Повышение квалификации инженерно-педагогических работников колледжа - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы. При этом профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения дополняется методической, социальной и личной компетентностью [1].

Перед системой повышения квалификации педагогических кадров поставлены следующие задачи:

• научно-методическая поддержка и совершенствование профессионального уровня всех инженерно-педагогических работников в соответствии с требованиями сегодняшнего дня;

• создание необходимых условий для развития индивидуальной траектории и способностей педагога в соответствии с

профессиональным стандартом;

• изменение целевых ориентиров повышения квалификации на развитие профессиональной компетентности;

• предоставление научно-методического сопровождения для самореализации творческих замыслов педагогов;

• удовлетворение запросов педагогов и мастеров производственного обучения в поиске и изучении передового педагогического опыта, инноваций и научных достижений;

• освоение всеми инженерно-педагогическими работниками информационно-коммуникационных технологий до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства

[3].

Новые формы проведения педагогических советов, семинаров по актуальным проблемам образования, мастер-классов, обновление учебников, учебно-методических комплексов, подготовка и освоение дидактических материалов, пособий, методических рекомендаций, активные методы проведения уроков и внеклассных занятий, улучшение системы коррекции и контроля знаний играют ведущую роль в выполнении требований государственного образовательного стандарта. В настоящее время появилась возможность и потребность качественного обновления традиционных форм повышения квалификации преподавателей системы технического и профессионального образования:

• курсы для преподавателей, работающих по какой-либо общепедагогической теме или технологии, методике обучения;

• тематические курсы для группы педагогов и мастеров производственного обучения;

• авторские лекции;

• дистанционное обучение;

• самообразование и обучение по индивидуальному маршруту педагога;

• участие в работе сетевых сообществ Интернета;

• Интернет - конференции, форумы ве-бинары, конкурсы, чаты, квесты;

• деловые игры;

• наставничество и стажировка;

• фестиваль открытых уроков;

• методические семинары, семинары-практикумы;

• единые методические дни;

• предметные недели и декады;

• участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства [2].

Жозеф Жубер утверждал: «Обучать -значит вдвойне учиться», поэтому важным звеном повышения квалификации является самообразование, которое предоставляет преподавателю возможность для наибольшей творческой свободы. Темы для самообразования ежегодно регистрируется в плане работы методической цикловой комиссии. На заседаниях МЦК изучаются теоретические вопросы, учебно-методическая литература, интерактивные методики, инновационные технологии, разработки авторских программ, вопросы выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов. В течение учебного года подготовлены разработки открытых уроков, доклады на научно-практические конференции, выступления для заседаний по плану МЦК, печатные материалы по теме самообразования «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения» .

Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения на уровне колледжа проходит через систему педагогических советов, работу предметных методических цикловых комиссий, творческих групп, педагогических лабораторий, организацию методических семинаров и курсовой подготовки. Включенность инженерно-педагогического коллектива в подготовку к педагогическим советам, семинарам, конкурсам и олимпиадам способствует повышению профессионализма преподавателей и расширению их

возможностей.

В колледже с целью оказания методической поддержки и повышения квалификации созданы методические цикловые комиссии общеобразовательных дисциплин, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, руководителей групп колледжа. Каждая МЦК работает над темой, которая содержательно связана с методической темой колледжа «Управление качеством образования с использованием инновационных технологий образовательного процесса». Активизация познавательного интереса к своему предмету - это одна из задач работы МЦК. Повышению эффективности указанного процесса служат предметные недели и декады, проводятся открытые мероприятия, конкурсы, викторины, мастер-классы преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляется выпуск стенгазет, оформляются тематические выставки.

Познавательно и интересно в рамках декады общеобразовательных дисциплин прошел мастер-класс « Создаём учебно-исследовательскую работу», который позволил научиться новому, не только молодым специалистам, но и преподавателям с большим стажем работы. Работа в группах сплотила участников, которые в процессе споров, выдвижения гипотез, поисков новых идей находили решение, подготовили небольшие тезисы по выбранным темам с^ исследовательских работ и успешно их за- щ щитили. д

Профессиональный общекультурный м уровень преподавателей и мастеров про- ^ изводственного обучения зависит от их ^ информированности. Функцию информа- ^ ционного обеспечения на уровне колледжа ^ осуществляют творческие группы, которые § обобщают и распространяют педагогиче- ^ ский опыт. Они совместно с заместителями директора колледжа по учебной, воспита- Щ тельной и учебно-производственной рабо- ^ те, руководителями МЦК разрабатывают и ^ внедряют в практику приемы и методы работы. Каждая группа изучает литературу

по той или иной проблеме, посещает уроки, вырабатывает определенные гипотезы, предложения, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. В ходе самостоятельной работы происходит активное формирование педагогического мастерства. Деятельность творческих групп при глубокой заинтересованности руководства и общественных организаций колледжа способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, что в свою очередь привлекает в творческие группы все новых и новых преподавателей. Распространение эффективного педагогического опыта на районном, областном, республиканском уровнях через сайт колледжа, образовательные порталы в Интернете, публикации в СМИ дают огромную возможность педагогическим работникам для достижения более высоких результатов в своей деятельности [5].

Активное участие в курсах повышения квалификации, конференциях, семинарах, мастер-классах, вебинарах, методических квестах, конкурсах педагогического мастерства способствуют развитию преподавателя как личности и профессионала. При этом ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность преподавателя и мастера производственного обучения, его подготовка и мастерство решают успех дела. Реализуя определенную инновационную технологию, инженерно-педагогические § работники могут подниматься до уровня ^ осмысления её оснований, в определенных § случаях изменять её, создавать новую. Но <? поднимаясь на эти высокие уровни самосто-^ ятельной профессиональной деятельности, Щ преподаватель должен владеть в полном ^ объеме всем богатством достижений, нако-^ пленных в психолого-педагогической тео-® рии и практике.

м Повышать квалификацию можно и через К участие в областных, республиканских и § международных научно-практических кон-О ференциях. В июле 2015 года я принял н участие в VII Санкт-Петербургском международном педагогическом форуме по теме

« Формирование профессиональной компетентности современного педагога». Мне представилась возможность познакомиться с инновационными технологиями индивидуализированного и модульного обучения, работой с одарёнными детьми, преемственностью на всех ступенях образования, организацией разностороннего развития обучающихся в ходе общения с коллегами и изучения передового педагогического опыта.

Мастер-класс учителя физики из Пермского края Шустовой Л.Ф. «Как написать учебно-исследовательскую работу » научил правильному оформлению учебно-исследовательских работ. Это был впечатляющий, мотивирующий, полезный для всех участников обмен опытом. Убедившись, что он применим на практике, я позаимствовал её идею и провёл мастер-класс в рамках методической цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин нашего колледжа. Пользуясь его результатами, наши преподаватели вместе с обучающимися подготовили исследовательские работы и представили их в рамках региональных научно-практических конференций в городах Лисаковске, Рудном и Костанае.

В рамках II Всероссийского педагогического практикума « Применение современных образовательных технологий в реализации ФГОС» (г. Сочи, июль 2015 г) я представлял проект «Культурологический аспект в преподавании математики через применение инновационных технологий». Из моего выступления коллеги из России узнали о системе образования в Казахстане, познакомились с историей нашей республики и педагогическим наследием И.Алтынса-рина.

Обогатило мой багаж профессиональных знаний участие в курсах повышения квалификации, конкурсах, конференциях, мастер-классах, вебинарах, методических квестах и олимпиадах, организованных Институтом повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области АО «Национальный центр повышения

квалификации « Орлеу», республиканским информационно-методическим центром «Просвещение». С большим интересом повышал квалификацию и принимал участие в дистанционных мероприятиях Томского государственного педагогического университета, портала «Завуч.инфо», Центра дополнительного профессионального образования « Экстерн» ( г. Санкт-Петербург), Курганского и Кировского институтов повышения квалификации работников образования, издательства « Учитель» и Омского государственного педагогического университета.

Участвуя в вышеперечисленных мероприятиях, я сделал вывод, что инновационные формы методического сопровождения приобретают личностный смысл, позволяют самостоятельно формулировать цели собственного профессионального маршрута педагога и мастера производственного обучения, образуют структуру, создающую благоприятные условия для зарождения и развития способностей к педагогическому творчеству. Только собственный педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

Применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов инновационных технологий в системе повышения квалификации помогает достичь положительных результатов. В системе методической поддержки педагогических кадров в области современных технологий реализуются разнообразные формы и методы формирования информационно-коммуникационной компетенции преподавателей и мастеров производственного обучения. Создаются сетевые педагогические сообщества для системного внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий в работе учреждений профессионального и технического образования с использованием современных цифровых учебных ресурсов [2]. Мною создан собственный сайт преподавателя и организована работа сайта колледжа. Принимаю активное участие в профессио-

нальных сетевых сообществах Казахстана и России.

Итак, в ходе модернизации системы технического и профессионального образования, внедрения дуального обучения в колледжах, повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности каждый преподаватель сам определяет индивидуальный образовательный маршрут для совершенствования своего мастерства. Все перечисленные в статье формы повышения педагогической квалификации преследуют благую цель - содействовать преподавателю в повышении компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования в PK до 2020 года // Официальный сайт Премьер-министра Республики Казахстан [Электронный ресурс] URL: https : //primeminister. kz/page/article_item-3 4

2. Федина О.П. Совершенствование профессиональной компетенции учителей английского языка в системе повышения квалификации. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/ library/2012/01/27/sovershenstvovanie-professionalnoy-kompetentsii

3.Рябова. M.H. Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы. [Электронный ресурс] URL: Щ http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie- ^ shkoly/library/2013/04/28/formirovanie- g novogo-uchitelya-cherez-mekhanizmy-i ^

Он

4.Кузнецова C.B. Развитие професси- g онального уровня педагога ТиПО. [Элек- t^ тронный ресурс] URL: https://infourok. g ru/statya-razvitie-professionalnogo-urovnya- g pedagoga-tipo-515764.html œ

rS

5.Макитова M.Ж. Формирова- w ние профессиональной компетентно- S сти учителей. [Электронный ресурс] § URL: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/ о prochee/formirovaniie-profiessional-noi- н kompietientnosti-uchitieliei

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.