Научная статья на тему 'Партнерство: новые возможности повышения профессионального уровня педагога колледжа'

Партнерство: новые возможности повышения профессионального уровня педагога колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муканова С. Д.

В статье идет речь о модернизации отечественной системы технического и профессионального образования. Одним из основных ресурсов реализации направлений модернизации ТиПО является педагог. От профессионализма преподавательского состава зависит качество подготовки будущих специалистов. В статье представлен положительный опыт партнерских отношений филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области и КГКП «Шахтинский технологический колледж» по повышению профессионального уровня педагогов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнерство: новые возможности повышения профессионального уровня педагога колледжа»

щи

Муканова С.Д.,

доктор педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

Нег1зг1 сездер: техникальщ жэне кэсттт бшм беру жуйесг, арттыру

Ключевые слова: система технического и профессионального образования, повышение

Keywords: system of technical and professional education, increase

ПАРТНЕРСТВО: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА

Ацдатпа

Макалада техникальщ жэне кэсштш бшм берудщ отандык жYЙесiн жацгырту туралы сез болады. Тж-КББ жацгырту багыттарын жYзеге асырудыц непз-ri ресурстарыныц бiрi педагог болып табылады. Бо-лашак мамандарды дайындау сапасы окытушылык к^рамыныц кэсiбилiгiне катысты болады. Макалада колледж педагогтарыныц кэсiби децгешн арттыру бойынша «Эрлеу» бiлiктiлiктi арттыру улттык орта-лыгы» А^ филиалы Караганды облысы бойынша пе-дагогикалык кызметкерлердщ бшктшгш арттыру институты мен «Шахтинск технологиялык колледжшщ» КМ^К серiктестiк карым-катынасыныц оц тэжiрибесi керсетiлген.

Аннотация

В статье идет речь о модернизации отечественной системы технического и профессионального образования. Одним из основных ресурсов реализации направлений модернизации ТиПО является педагог. От профессионализма преподавательского состава зависит качество подготовки будущих специалистов. В статье представлен положительный опыт партнерских отношений филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области и КГКП «Шахтинский технологический колледж» по повышению профессионального уровня педагогов колледжа.

Annotation

The article deals with the modernization of the national system of technical and vocational education. One of the main directions of the implementation of the modernization of resources TVE is a teacher. From the professionalism of the teaching staff depends on the quality of training of future specialists. The paper presents the positive experience of partnership, a branch of JSC «National Centre of Excellence "Orleu" and «Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers in Karaganda region and MSPE» Shahtinskii College of Technology «to raise the professional level of teachers of college.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определяет ведущую роль системы технического и профессионального образования в удовлетворении потребностей рынка труда в контексте индустриально-инновационного развития экономики страны, интеграции в мировое образовательное пространство.

Основными направлениями модернизации отечественной системы ТиПО определены:

1. Обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики. Цель — обеспечение практико-ориентиро-ванности учебных программ, диверсификации навыков студентов.

2. Расширение состава профессий и специальностей с учетом запросов организаций образования ТиПО и работодателей.

3. Повышение престижа обучения в ТиПО, улучшение материально-технической базы организаций образования

Министерством образования и науки Ре-§ спублики Казахстан на основе соглашения

Рч

< о займе между государством и Всемирным

О банком с 2011 года реализуется проект по

ем модернизации технического и профессио-

о нального образования. В рамках реализа-

3

^ ции планов институционального развития

м

^ в 2012-2013 годах выделены гранты 68 ^ колледжам Казахстана на улучшение маи териально-технической базы, оснащение § кабинетов и лабораторий по специально-« стям, интерактивные доски, компьютеры, § мультимедийные стенды; организовано § повышение квалификации преподавателей ^ ТиПО в странах ближнего и дальнего за-и рубежья.

^ Гранты Всемирного банка в 2013 году

^ получили 6 колледжей Карагандинской

и области: Карагандинский политехниче-

о ~ ~

О ский, Карагандинский машиностроитель-

О ный, Темиртауский политехнический,

Саранский гуманитарно-технический им. Абая Кунанбаева, Шахтинский технологический и Мичуринский аграрно-техниче-ский.

В среднем каждому колледжу-гранто-получателю выделено 380 тысяч долларов. Данные средства в целом направлены на:

• консультационные услуги по совершенствованию образовательного процесса;

• модернизацию материально-технической базы;

• повышение квалификации педагогических работников.

В 2014 году Шахтинский технологический колледж Карагандинской области принял участие в конкурсе МОН РК «Модернизация технического и профессионального образования» с проектом «Институциональное развитие колледжа, функционирующего как отраслевой (региональный) центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации».

Проект предусматривает создание регионального центра по подготовке специалистов в области электронных приборов и устройств. Были определены стратегические направления в развитии колледжа, в том числе:

• раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей будущих специалистов в сочетании со специальной подготовкой к качественной высокоэффективной профессиональной деятельности;

• повышение качества образовательных услуг и обеспечение доступности качественного образования;

• развитие взаимодействия с социальными партнерами;

• укрепление материально-технической базы;

• создание современных условий для развития профессиональной компетентности сотрудников и совершенствование си-

стемы управления в соответствии с международными стандартами качества.

В выступлении Министра образования и науки Республики Казахстан А.Сарин-жипова на научно-практической конференции в Сенате Парламента РК (сентябрь, 2014 г.) одной из проблем развития казахстанского ТиПО назван недостаточный уровень потенциала преподавателей организаций, отсутствие производственного опыта.

Укажем также, что согласно выводам Международной организации труда, развитие людских ресурсов, образование и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров вносят существенный вклад в достижение конкурентоспособности государства.

Решая проблему повышения профессионального уровня педагогов организации, руководство Шахтинского технологического колледжа основным ресурсом видит в научно-методическом партнерстве с филиалом Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институтом повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области (далее - Институт).

Стратегическим планом развития «Сильный регион - сильный Центр» на 2014-2016 годы основной целью своей деятельности Институт определил «обеспечение непрерывного профессионального роста учителя как творческой индивидуальности, обладающего оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создателя вариативных программ, опирающегося на передовой мировой опыт и новые технологии обучения». Реализация этой задачи осуществляется в рамках курсовой работы и посткурсовой методической поддержки, как педагогов общего, так и системы технического и профессионального образования.

Договор о сотрудничестве между Институтом и КГУ «Шахтинский технологический колледж» (2015 г.) предусматривает поддержку методистов и педагогов организации образования, повышение их профессионального уровня. Совместное обсуждение разработчиками программы сотрудничества возможных точек взаимодействия Института и колледжа позволило прийти к выводу, что конкурентоспособность организации способен обеспечить педагог новой формации, сочетающий максимальную профессиональную эффективность с большим личным потенциалом, способный лидировать в любых изменяющихся условиях, планировать, прогнозировать будущее, надежно реализовывать поставленные цели.

Институт имеет опыт работы по развитию профессионального уровня педагога организации. В течение 2013-2015 гг. проведено научно-теоретическое обоснование указанной проблемы. Критическое осмысление стоящих перед Институтом задач позволяет говорить, что основным ресурсом их реализации является человеческий потенциал организации. Управление развитием человеческого потенциала возможно на основе системного профессионального развития профессорско-преподавательского состава кафедр, сотрудников отделов организации.

С целью создания эффективного механизма системно-целевого управления развитием кадрового потенциала системы повышения квалификации разработана Концепция профессионального развития педагога «Эрлеу», становления SMART-педагога «Эрлеу»:

Self-directed: педагог, обеспечивающий ориентацию образования на личность Motivated: педагог мотивированный Adaptive: педагог адаптивный Resource free: педагог, имеющий свободный доступ к ресурсам

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U ©

О

и

о -

©

ш

S

К <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W

¡Г1

S

[—I

О ч

о «

о н w

S3 w s

U ©

О

и

о -

©

Technology embedded: педагог, активно использующий технологии.

Реализация указанного концептуального документа позволила добиться в Институте высоких результатов управления карьерным ростом преподавателей и сотрудников:

• совершенствуется исследовательская и методическая культура педагогов и сотрудников ИПК;

• формируется корпоративная культура Института;

• реализуется система стимулирования и мониторинга каждого педагога и сотрудника.

Нам видится возможным адаптация выстроенной системы профессионального роста педагогов и сотрудников Института в работу организаций образования региона, с учетом их кадровых, организационных и методических особенностей.

Так, в план взаимодействия Института и Шахтинского технологического колледжа включен областной постоянно действующий методический семинар «Развитие инновационного потенциала педагога системы ТиПО» с целью создания условий для совершенствования профессиональной компетентности преподавателей колледжей региона. Отрадно, что в работе семинара принимают участие педагоги других колледжей Карагандинской области.

В заседании семинара на тему «Современные инновационные технологии в ТиПО» приняли участие педагоги 12-ти организаций ТиПО городов Караганды, Балхаша, Темиртау, которые стали участниками. проблемной лекции на тему «Управление инновационными процессами в условиях развития системы образования», круглого стола «Роль информационно-коммуникативных технологий в системе технического и профессионального образования».

Участники семинара участвовали в практикуме педагогов Шахтинского тех-

нологического колледжа на тему «Эффективность внедрения современных инновационных технологий в учебный процесс Шахтинского технологического колледжа» об особенностях инновационной практики в рамках учебных занятий и во внеурочное время.

Участниками заседания на тему «Развитие профессиональной компетентности педагога системы ТиПО в условиях инновационно-индустриального развития экономики» стали 39 методистов и педагогов из 16-ти колледжей Карагандинской области. Семинар-тренинг был направлен на создание образа идеального педагога, работающего в системе ТиПО, и мотивирование участников к постоянному профессиональному развитию в соответствии с тенденциями образования, требованиями региона и внутренней среды системы ТиПО. Методисты и преподаватели активно работали в группах: определяли аспекты идеального образа педагога и их элементы; оценивали соответствие себя идеалу; формировали необходимые качества. Коллеги из Шахтинского технологического колледжа провели мастер-класс, раскрывающий систему работы организаций ТиПО по профессиональному росту молодого педагога.

Далее. АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» с целью выявления и распространения инновационного и профессионально-значимого опыта педагогов и методистов всех уровней, повышения их профессионализма, формирования позитивного социального и профессионального имиджа в системе образования проводит конкурсы профессионального мастерства. Победителем конкурса «Лучший методист года 2013» стала Жакупова Куляш, методист Карагандинского гуманитарного колледжа. В 2014 году — методист Шахтинского технологического колледжа Фефелова Марина.

План взаимодействия Института и Шах-

тинского технологического колледжа по совершенствованию профессиональной компетентности предполагает обобщение и распространение передового опыта педагогов системы ТиПО. С этой целью педагоги колледжа — победители областных конкурсов «Эрлеу» приглашаются к проведению занятий вариативного модуля в рамках курсов повышения квалификации Карагандинского института «Эрлеу». Так, большой интерес преподавателей естественнонаучных дисциплин ТиПО вызвали занятия методиста Шахтинского технологического колледжа Фефеловой М. на тему «Построение учебного процесса на занятиях естественнонаучных дисциплин на основе сотрудничества в обучении», преподавателей специальных дисциплин — занятия методиста Карагандинского гуманитарного колледжа Жакуповой К.З. на тему «Проектная деятельность обучающихся в организациях ТиПО».

Коллеги организаций ТиПО Карагандинской области принимают активное участие в работе сетевых сообществ, научно-практических конференциях, организуемых Карагандинским институтом повышения квалификации педагогических работников «Эрлеу».

Данные мониторинга совместной деятельности демонстрируют удовлетворенность педагогов ТиПО уровнем методической поддержки (98 % респондентов), содержанием работы (95%), ее практической направленностью и возможностью воспроизведения (100%). По мнению молодых педагогов ТиПО, актуальны вопросы совершенствования исследовательской культуры педагога, организации уровне-вого изучения языков, внедрения новых технологий преподавания в колледже и др. С учетом актуальности вопросов в контексте реализации государственной стратегии развития системы технического и профессионального образования Институтом

предусмотрены сетевое взаимодействие в текущем году, методические семинары в 2016 году.

Уверены, систематическое повышение квалификации педагогов ТиПО, совершенствование их профессионального уровня позволят сформировать новые ценности и мотивы их деятельности, методические навыки адаптации содержания образования, навыки свободного владения ресурсами, в том числе — информационными. Новый педагог колледжа будет способен подготовить конкурентоспособных специалистов, что, в свою очередь, обеспечит повышение имиджа и качества технического и профессионального образования Республики Казахстан. Инструментом достижения этой цели является партнерство организаций ТиПО с Институтами повышения квалификации АО «НЦПК«Эрлеу».

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Министра образования и науки Республики Казахстан А. Саринжипова на научно-практической конференции в Сенате Парламента РК // s Бiлiмдi ел - Образованная страна. - №9. - с 2014. - С.4-5 О

2. Муканова С.Д., Мухатаев А.А., Бек- о,

тыбаева Г.Ш. и др. Повышение качества °

3

профессионального развития педагога: S Коллективная монография /Под ред. д.п.н. С.Д. Мукановой. - Караганда: Типография ®

«Tengri», 2015. - 232 с. «

s

3. Стратегический план развития Карагандинского областного института повышения квалификации педагогических работников «Сильный регион - сильный Центр» на 2014-2016 годы. - Караганда, § 2013. - 20 с. Й

4. Аналитический отчет об эффективности посткурсовой работы филиала АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области. - Караганда, 2015 г. - 10с. о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.