Научная статья на тему 'Повышение уровня самообразования педагога через экспериментальную деятельность'

Повышение уровня самообразования педагога через экспериментальную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERIMENTAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TECHNICAL EDUCATION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH / БіЛіКТіЛіК КОШЕРУ / ЭКСПЕРИМЕНТТі іС әРЕКЕТ / КәСіПТіК ТЕХНИКАЛЪЩ / БіЛіМ / ГЫЛЫМИ ЗЕРТТЕУ іС әРЕКЕТі / SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Риженко Е.Т.

В статье рассматриваются вопросы повышения квалификации педагогов через исследовательскую и экспериментальную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the level of teachers’ self-education through experimental activity

This article raises the questions on teachers' advanced training through research and experiment performance.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня самообразования педагога через экспериментальную деятельность»

в; s

х

<

Е. Т.Риженко,

преподаватель специальных дисциплин высшего уровня

квалификации, высшей категории, Костанайский политехнический высший колледж

Heei3ei свздер: бшктшк кошеру, экспериментпп ic - эрекет, KddnmiK - техникалыц, о/л/л/, гылыми - зерттеу ic - эрекет!.

Ключевые слова: повышение квалификации, экспериментальная деятельность, профессионально-техническое образование, научно-исследовательская деятельность.

Keywords: training, experimental activity, vocational technical edu-

g cation, research, scientific activity.

p->

&

w О в; s

1-4

о

4

0

1 X ш Е-

5 в;

S Рч

о

ш Е-

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ацдатпа

Макал ад а зерттеу жэне эксперименталды ic-эрекет аркылы педагогтардьщ бшктшгш кетеру сурактарын карает ырады.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения квалификации педагогов через исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Annotation

This article raises the questions on teachers' advanced training through research and experiment performance.

Одним из приоритетов Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы является повышение качественного состава педагогических работников [1].

Реализация этой задачи в первую очередь зависит от эффективной деятельности системы повышения квалификации педагогов, которая призвана стимулировать повышение уровня самообразования.

Модернизация системы повышения квалификации должна способствовать качественному обновлению педагогического корпуса, формированию механизмов опережающего обновления содержания образования, созданию высокотехнологичной образовательной среды [2].

Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОН РК) совместно со Всемирным банком реализует проект «Модернизация системы технического и профессионального образования» «Планы институционального развития» (ПИР), целью которого является модернизация системы технического и профессионального образования (ТиПО) для обеспечения экономики страны и работодателей квалифицированными специалистами.

В рамках реализации Проекта МОН РК 21 ноября 2013 года Костанайский политехнический колледж получил грант на развитие специальности «Элеваторное, мукомольное, крупяное и

комбикормовое производство» квалификации техник-технолог. Грант получен не случайно. В колледже организован и действует Попечительский совет. Хорошо развито Социальное партнерство. Крупные предприятия Костаная и Коста-найской области являются социальными партнерами, предоставляют возможность нашим студентам пройти полноценную производственную практику на своих производствах, а в дальнейшем возможность устроиться на рабочие места по профилю специальности.

Благодаря Проекту перед коллективом и студентами открылись новые возможности:

• обновлена материально-техническая база, приобретено современное оборудование, компьютерная техника нового поколения, типография, закуплена учебная литература по спецдисциплинам;

• внедряется дуальная система обучения, разработаны модульные программы;

• прошли стажировку на базе ведущих международных центров и учебных заведений 20 преподавателей (Россия, Белоруссия, Франция, Германия, Северный Кипр).

В рамках проекта ПИР «План институционального развития» группа преподавателей специальных дисциплин нашего колледжа, и я в их числе, прошли двухнедельные курсы повышения квалификации по теме «Подготовка и внедрение модульных программ, основанных на компетенциях» на базе Республиканского института профессионального образования Республики Беларусь в г. Минске.

Курсовая подготовка проходила под руководством ректора учреждения образования, доктора педагогических наук, профессора Шкляра А.Х. по теме «Подготовка и внедрение модульных программ, основанных на компетенциях».

Целая серия семинаров, прослушанных педагогами специальных дисциплин «Тенденции и проблемы развития про-

фессионального образования в странах СНГ и Европейского союза», «Компе-тентностные подходы к модернизации технического и профессионального образования», «Теоретические основы модульного обучения», «Проектирование модульных учебных программ» помогла приобрести практические навыки по составлению модульных программ, основанных на профессиональных компетенциях.

Результативность курсовой подготовки была обеспечена профессорско-преподавательским составом.

Учебной программой были предусмотрены такие формы организации занятий, как лекции, практические занятия, круглые столы, тематические дискуссии. Были организованы поездки в ресурсный центр современных технологий. Успешно усвоив материал курсовой подготовки, преподавателям специальных дисциплин после сдачи зачета были выданы сертификаты международного уровня.

Проектирование процесса научно-методической деятельности в системе повышения квалификации в настоящее время является актуальной задачей, требует глубокого профессионального осмысления и творческого подхода[3], курсы повышения квалификации способствовали нашей успешной экспериментальной деятельности, направленной на обновление учебно - методического материала. §

Первым опытом создания учебных ^

пособий была совместная творческая §

работа с коллегами нашей цикловой ме- <5

тодическои комиссии по составлению ^

учебного пособия «Технология произ- ^

водства продуктов переработки зерна», ^

которое было рекомендовано Министер- ^

ством образования и науки Республики Д

Казахстан для организаций технического м

и профессионального образования и на- К

печатано Издательством «Фолиант» ти- ^ ражом 1000 шт. о

За время моей работы в колледже, осо- н бенно за последние годы, был накоплен

большой объем учебно-методического материала, который необходимо было систематизировать и представить в формате электронных учебных пособий.

В рамках проекта ПИР подготовлен Познавательный модуль «Технология переработки зерна», который содержит: глоссарий, весь теоретический материал, методические рекомендации по проведению практических занятий, видеоматериал, фотогалерею, контрольно-измерительный материал в электронной оболочке на весь курс модуля.

Преподаватели спецдисциплин, как никто другие, сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие стандартных типографских методических рекомендаций по проведению лабораторно-практиче-ских работ, по выполнению курсовых проектов по специальным дисциплинам. Поэтому разработка электронных пособий позволяет решить данную проблему.

Лицензирование таких работ, как «Модульная программа по аппаратчикам переработки зерна», учебное пособие по дисциплине «Технология мукомоль-но-крупяного производства», учебное пособие по дисциплине «Технология комбикормового производства», позволило применять их другим педагогам колледжа в образовательном процессе. Все пособия прошли процедуру лицензирования и присвоения библиотечного § номера ISBN.

^ Сотрудничество нашего колледжа с

§ некоммерческим акционерным обще-<? ством «Холдинг «Кэсшкор»» позволило g успешно пройти курсы повышения ква-g лификации нашим педагогам в два этапа: 1 этап - в Белоруссии по программе g «Организация и методика производствен-¡5 ного обучения», с последующей стажи-

rs

ровкой прослушиванием ряда лекций: S - тенденции и проблемы развития про-§ фессионального образования в странах О СНГ и Европейского союза; н - современные подходы к организации производственного обучения;

- организация и методика производственного обучения;

- проектирование содержания производственной практики;

- материально - техническое обеспечение производственного обучения;

- организация производственного обучения в ресурсном центре.

2 этап - в городе Астана с участием зарубежных специалистов из Германии, Австралии по следующим модулям:

- новая парадигма и стратегия развития ТиПО;

- профессиональная ИКТ-компетент-ность;

- основы профессиональной педагогики и психологии.

Повышение квалификации педагогов по международным программам стимулирует совершенствование самообразования, которое направлено на участие в опытно - экспериментальной работе нашего колледжа.

Педагоги учебного заведения принимают активное участие в опытно-экспериментальной работе. Так по заданию Холдинга «Кэсшкор» нашим немецким партнерам было поручено разработать модульную программу по специальности ЭМККП совместно с нами, преподавателями специальных дисциплин, базируясь на международном опыте немецких специалистов с учетом «Современной Парадигмы и стратегии развития ТиПО» в Республике Казахстан.

При разработке этой программы были использованы национальные и отраслевые рамки квалификации Республики Казахстан.

Творческой группой преподавателей специальных дисциплин была проведена экспертиза первой версии модульной программы по специальности 1216000, и отправлена на доработку в Германию. После согласования этой программы был разработан учебный план, календар-но-тематические и поурочные планы по модульному обучению для данной специ-

альности.

Рабочая группа провела экспертизу Тестовых теоретических и практических заданий полученных от наших коллег из Германии для промежуточной и итоговой аттестации по специальности «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство».

С 2016-2017 учебного года в нашем учебном заведении по названной специальности в пилотном экспериментальном режиме ведется подготовка студентов по модульным программам на базе 11 классов.

Традиционные образовательные программы формируют знания, умения, навыки студентов по отдельным дисциплинам. А содержание модульных программ наших коллег из Белоруссии базируются на Профессиональных стандартах, в них должны быть выделены основные Трудовые функции и пошаговое их выполнение.

Модульное обучение направлено на:

- формирование конкретных профессиональных компетенций,

- повышение мотивации студентов к обучению;

- меняются роли студента и педагога в образовательном процессе.

Педагог выполняет роль консультанта, а основные знания для формирования профессиональных компетенций студенты находят самостоятельно. Мы педагоги должны дать им основную идею, а они собрать информацию, обработать ее, применить, реализовать в презентации своего проекта, далее педагог должен оценить результаты проекта. В основном должна планироваться работа со студентами в командах (группах).

Большую роль в повышении квалификации имеет участие в международных и республиканских научных семинарах и конференциях. Поэтому принимаю участие в международных конференциях, например в такой как «Модель учебно-методических объединений органи-

заций ТиПО, как центр обеспечения развития качества содержания технического и профессионального образования».

Немаловажную роль в повышении квалификации педагога играет научно-исследовательская деятельность.

Студенты под моим руководством принимают активное участие в предметных олимпиадах разного уровня, занимаются научно-исследовательской деятельностью и участвуют в конференциях НОУ. В областном конкурсе исследовательских работ одна из работ была отмечена грамотой Департамента образования.

В образовательном процессе необходимо использовать новые технологии. Интегрированные уроки позволяют репродуктивный метод преподавания изменить на конструктивный, а отношения между преподавателем и обучающимся на партнерские, обучающийся выступает в роли не слушателя, а становится соавтором урока.

Все перечисленные средства позволяют создавать условия для творческой учебно-познавательной деятельности обучающихся, внедрения инновационных стратегий на учебных занятиях.

На уроках по «Технологии мукомоль-но-крупяного и комбикормового производства» стараюсь применять современные педагогические технологии. Особенно часто использую: групповой метод, метод проектов, проблемное обучение и другие, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов.

На различных этапах урока применяю флипчарты по дисциплине и видеоматериалы, развиваю коммуникативные способности студентов, умение планировать свою деятельность, работать в команде, формировать профессиональные и специальные компетенции будущих специалистов.

Анализируя качественные показатели учебной деятельности за последние три года, можно отметить, что применение

в; К х

т

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

я

ш О в; х

и

О §

X X ш Е-

к

в; X Рч

о

ш Е-

в; s х

m

о

СП £

W

о в; s

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 в;

S Рч

о

ш Е-

интерактивных методов обучения позволили мне повысить качество подготовки обучающихся по дисциплине «Технология мукомольно-крупяного производства» .

В настоящем учебном году была проведена большая работа по разработке теоретических и практических тестовых заданий для проведения сертификации и присвоения квалификации выпускникам ТиПО по образовательным программам НАО Холдинг «Кэсшкор» по специальности «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство».

По определению ученых, одним из важных принципов, заложенных в основу процесса повышения квалификации, является принцип научности, который предполагает нацеленность на достижение соответствия всей системы повышения квалификации современным научным достижениям в самых различных областях [4]. Следуя этому принципу и получив статус высшего колледжа, наши специалисты начали разработку программ прикладного бакалавриата по отдельным специальностям.

Преподаватели нашего колледжа ежегодно принимают участие в конкурсах профмастерства на различных уровнях,

Республиканские конкурсы профмастерства оценивают: результативность педагогической деятельности; профессиональную деятельность педагогов, профессиональное мастерство, личный вклад педагогов в развитие образования региона, республики. И не случайно победителями Республиканского конкурса в 2012, 2015 и 2017 годах стали педагоги нашего учебного заведения.

Труд педагога по всем этим направлениям педагогической деятельности: разработка типовых, интегрированных, модульных программ, тестов, участие в конференциях и семинарах разного уровня, как самих преподавателей, так и подготовка студентов, участие в конкурсах педагогического мастерства, экспертиза

и апробация учебных материалов, создание учебных электронных пособий - все это способствует приобретению педагогического опыта, формированию профессиональных компетенций и несомненно повышению квалификации.

Современный этап модернизации образования требует от всех ее субъектов не только быстрой реакции на происходящие изменения, но и умения правильно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем [5], на наш взгляд, наш путь к успеху верный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.

2. Муканова С.Д. Организация учебно-методической работы в системе повышения квалификации: Методические рекомендации/ С.Д.Муканова, A.A. Му-хатаев. - Караганда: ФАО «НЦПК «Ор-леу» ИПК ПР по Карагандинской области, 2015. - 34 с.

3. Возгова З.В. Андрагогические особенности профессиональной подготовки в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников /З.В. Возгова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6. -С.730-734.

4. Тавгень О.И. Система повышения квалификации педагогических кадров в условиях реформирования национального образования Республики Беларусь /О.И. Тавгень // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. - 2006. - №7. - С.28-31.

5. Юрьевич С.Н. Научное обеспечение процесса повышения квалификации педагогов /С.Н. Юрьевич // Научное обеспечение процесса повышения квалификации кадров (Научно-методический журнал). - 2009. - Выпуск 2. - С.29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.