Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций на занятиях специальных дисциплин по подготовке квалифицированных специалистов'

Формирование профессиональных компетенций на занятиях специальных дисциплин по подготовке квалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / QUALIFIED SPECIALIST / ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICAL TRAINING / СОВРЕМЕННОЕ ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / MODERN LABORATORY EQUIPMENT / НАУЧНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST / INNOVATION AND CREATIVITY / БіЛіКТі МАМАН / ЖАңАЛЫқ / ШЫГАРАМАШЫЛЫЦ / өНДі-РіСТіК ОқЫТУ / ЗАМАНАУИ ЗЕРТХАНА-ЛЫқ ЖАБДЫқ / ГЫЛЫМИ-ЗЕРТТЕУ Жұ-МЫСЫ / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі МАМАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагандыкова Ж.Б.

Концепция модернизации казахстанского образования предусматривает введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций на занятиях специальных дисциплин по подготовке квалифицированных специалистов»

Сагандыкова Ж.Б.,

преподаватель специальных дисциплин, Костанайский политехнический колледж

s

m о

л w О

I—

О §

ш Е-

S

PL,

о

ш Е-

Нег1зг1 свздер: бшктг маман, жацалыц, шыгарамашылыц, внд1-ргстгк оцыту, заманауи зертхана-лъщ жабдъщ, гылыми-зерттеу жу-мысы, бэсекеге цабыеттг маман.

Ключевые слова: квалифицированный специалист, инновация, творчество, производственное обучение, современное лабораторное оборудование, научно-исследовательская работа, конкурентоспособный специалист.

Keywords: qualified specialist, innovation and creativity, practical training, modern laboratory equipment, scientific and research work, competitive specialist.

Вестник «Орлеу^-kst

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ацдатпа

^азакстандьщ бiлiмдi жацгырту тужырымда-масы тYлектщ непзп кузыреттшгш енпзуш кара-стырады. Бшм жYЙесi тэжiрибесiндегi «бшкп маман» санаты «кузыретп маман» санатына ез-гертшуще.

Аннотация

Концепция модернизации казахстанского образования предусматривает введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист».

Annotation

The concept of modernization of the Kazakhstan education provides introduction of such category as graduate's key competences. In educational practice the category "qualified specialist" is gradually replaced with the category "competent expert".

При компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых компетенций данной профессии определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны общества и потребностью личности. Овладение различного рода компетенциями, в том числе и профессиональными, становится основной целью и результатом процесса обучения.

При определении состава компетенций в результате опроса работодателей было выявлено, что современный специалист - выпускник колледжа, должен обладать не только объемом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта, но и относиться к своей профессии как к личной и социальной ценности, обладать способностью профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоян-

но стремиться к повышению своей квалификации.

Специальные дисциплины должны, в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать ее красоту и важность в экономике государства, раскрыть возможности профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии - это фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию профессиональных компетенций.

Опыт работы в профессиональном образовании позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования компетентности будущего специалиста. Необходимо шире использовать различные формы активных методов обучения. Это выполнение проектных заданий, деловые игры, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии на базовые предприятия города.

Центральное место в подготовке специалиста принадлежит производственному обучению. На занятиях производственного обучения формируются профессиональные компетенции, приобретается необходимая квалификация, воспитывается дисциплинированность, ответственность и любовь к труду.

Ключевая фигура системы профессиональной подготовки - преподаватель специальных дисциплин и мастер производственного обучения. От их квалификации, профессиональных навыков, педагогической позиции зависит не только качество профессионального образования в целом, но и успех каждого конкретного выпускника.

Формирование профессиональных компетенций будущих техников-технологов, техников - механиков занимаются преподаватели ЦМК технических дисциплин, от уровня их компетентности зависит компетентность будущих специалистов.

В процессе реализации компетентност-

ного подхода преподаватель перестает быть носителем информации и превращается в руководителя самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Его главной задачей становится умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности.

Необходимо организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы каждый из них мог реализовать свои способности и интересы. Фактически преподаватель создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым студентом определенных компетенций на уровне развития его способностей.

ЦМК технических дисциплин педагоги готовят специалистов по специальности 1216000 Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство, по квалификации техник-технолог, техник-механик, а также 1216012 Аппаратчик мукомольного производства.

В рамках программы Плана Институционального Развития наша лаборатория «Хранение и товароведение зерна» оснащена новейшим современным лабораторным оборудованием, которая позволяет проводить оценку качества зерна и продуктов его переработки. Очень приятно работать на современном лабораторном оборудовании. А самое главное наши выпускники формируют профессиональные компетенции, имея опыт работы на новейшем современном оборудовании, что позволит грамотно и квалифицированно ориентироваться в производственных лабораториях элеватора и зерноперерабаты-вающих предприятиях области и Республики.

В рамках партнерства колледжа с Холдингом Кэсшкор преподаватели специальных дисциплин прошли курсы повышения квалификации в Белоруссии, а также в Астане по разработке модульных программ.

Теоретический анализ литературы и анализ собственного опыта позволили

т

о

Рч РЧ

О *

1-4

о §

к

Рч

о

и

выделить условия эффективного формирования профессионально-личностных компетенций для будущих специалистов:

• включение студентов в активную самостоятельную работу;

• организация решений учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, подготовка сообщений и докладов, выполнение расчётных проектов и заданий и др.);

• предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчета при проведении проверки знаний, умений и навыков, отвечающим индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;

• активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;

• создание на учебном занятии ситуации успеха.

Мы используем такую форму проведения урока, как проблемно - деловая игра с поиском оптимального решения поставленных задач с использованием технологии сотрудничества.

Нетрадиционные формы ведения уро-^ ков специальных дисциплин также спо-5 собствуют активизации мыслительной де-§ ятельности обучающихся:

• уроки-экскурсии на предприятие;

О • проведение конференций по предме-

ту, когда студенты сами не только изучают О большую часть материала, но и находят О дополнительный материал, готовят пре-^ зентации;

^ • уроки-соревнования по предмету,

бй КВНы, викторины.

^ Современные студенты предпочита-

^ ют восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визу-

ального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. В широком смысле слова термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя. Грамотное использование этих средств развивает ресурсы современного урока и оптимизирует учебный процесс. Возможность использования виртуальных лабораторий, видеофильмов, презентаций и т.д. делает уроки не только интересными, но и самое главное значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у них рефлексии, обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий.

Повышению эффективности профессионального образования способствует учебно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них любознательность, способность продолжительное время заниматься решением одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи учебного исследования с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творче-

69

ски относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. В этой связи научная работа как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста должна занимать ведущее место в условиях нашего колледжа. Основная задача состоит в том, чтобы организовать систематическую работу по развитию творческих способностей студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению их умственной культуры.

Основными направлениями научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов. На ежегодных научно-практических конференциях студенты решают практические задания профессиональной направленности, участвуют в подготовке и проведении семинаров, конференций, привлекают свои знания при практических задачах.

Курсовые проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами умения применять теоретические знания, проводить анализ специальной и технической литературы, выделять научную новизну и практическую значимость, выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Тематика и содержание проектов не устанавливаются и не ограничиваются учебными программами. Преподаватели могут проявлять широкую инициативу, выбирая задания для курсовых проектов. Как правило, темы курсовых проектов согласовываются с базовыми предприятиями города, где студенты проходят технологическую практику.

Особая роль отводится и конкурсам профессионального мастерства, так как участие в конкурсах позволяет переосмыслить имеющийся опыт, посмотреть на его эффективность со стороны. Сравнить свои профессиональные компетенции. Поэтому на базе нашего колледжа ежегодно проводятся конкурсы «профессиональ-

ного мастерства».

Хороший стимул и ежегодные конкурсы среди студентов «Лучший по профессии», после подобных конкурсов у студентов возрастает мотивация к повышению своей квалификации.

Отмечая важность развития у студентов интереса к избранной профессии следует иметь в виду, что роль преподавателя не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:

• систематически привлекать внимание студентов к возможностям изучаемой профессии;

• поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;

• закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности студента;

• направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н.Введенский // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 51-55.

2. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя [Текст] / М.И.Лукьянова // Педагогика. -2001. - №10. - С. 56-61.

3. Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей: Монография [Текст] / Т.М. Сорокина; § Нижегородский государственный педагогический университет. - Н. Новгород: О НГПУ, 2002. - 168 с. §

РЧ

4. Сорокина, Т.М. Развитие профес- О сиональной компетенции будущего учите- К

ля средствами интегрированного учебно- 2

ЕЕ

го содержания [Текст] //- 2004. - №2. - С. 2

110-114. |

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен- 3 тированной парадигмы [Текст] / А.В.Ху- о торский // Народное образование. - 2003.

- № 2. - С. 58-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.