Научная статья на тему 'Обновление структуры технического и профессионального образования как основаинновационного развития экономики страны'

Обновление структуры технического и профессионального образования как основаинновационного развития экономики страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗВЕНО / LINK / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРОЕКТ / PROJECT / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / БіЛіМ / БУЫН / МАМАН / қЫЗМЕТ / ЖОБА / МОДЕРНИЗАЦИЯЛАУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожахметова М. М.

В статье описываются общие понятия о структурном звене системы непрерывного образования, которое обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих и специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда по различным направлениям профессиональной деятельности. Рассматривается проект Главы Государства о бесплатном профессионально-техническом образовании и преимущества данной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обновление структуры технического и профессионального образования как основаинновационного развития экономики страны»

Вестник «0[xiey»-kst

М.М. Кожахметова,

КГКП «Костанайский

сельскохозяйственный колледж» преподаватель спег{иальных дисциплин

He?ij?i свздер: бтм, буын, маман, цызмет, жоба, модернизсщиялау.

Ключевые слова: образование, звено, специалист, деятельность, проект, модернизация.

Keywords: Education, link, specialist, activity, project, modernization.

ОБНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Ацдатпа

Бул макалада уздшс1з бш1м беру жуйе-ciH камтамасыз ететш Gmiicri жумысшылар мен мамандарды даярлаудьщ техникальщ, кызмет корсету ini жэне баскарушыльщ ецбек багыттары бойынша курылымдьщ буындагы кэсштш кызмет туралы жалпы угымдар сипатталады. Сондай-ак;, макала-да Мемлекет Басшысыньщ TeriH кэсштш - техникальщ 6miM беру жобасыньщ экономика дамуыньщ модернизациялауына сэйкес артьщшыльщтары карастырылады.

Аннотация

В статье описываются общие понятия о структурном звене системы непрерывного образования, которое обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих и специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда по различным направлениям профессиональной деятельности. Рассматривается проект Главы Государства о бесплатном профессионально- техническом образовании и преимущества данной модернизации.

<

ш

0

Annotation <

This article describes the General concept of a structural link of system of continuous education, providing training of qualified workers and specialists in engineering, maintenance and managerial personnel in various areas of professional activity. Also, the article discusses the start-up project of the President on the free vocational and technical education and the benefits of this modernization in the economy.

1 i s

1(15)/2017

Вестник «Op.iey»-kst

X

<

m О

со

из О

3 о

О

щ

Я" О о. С ш 3 X X

о s

X

<

ш о

X X

Комплекс требований, определяющих задачи подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов, а также содержание технического и профессионального образования, определены в четвертом приоритете послания Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Прежде всего Глава государства делает акцент на том, что образование должно стать центральным звеном новой модели экономического роста страны [1].

Основными принципами, касающиеся технического и профессионального образования выступают равенство прав всех граждан Республики Казахстан на получение технического и профессионального образования, а также доступность этого образования для населения с учетом психофизиологических индивидуальных особенностей, уровня подготовки и запросов каждого гражданина.

И с этого года по инициативе Главы Государства дан старт реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Он направлен на увеличение подготовки квалифицированных рабочих кадров на 40% и охват всех желающих воспользоваться возможностью получения бесплатного образования. В первую очередь этот проект должен охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования. Очень важно чтобы данная система развивалась согласно обновленной структуре, которая отражена в послании Президента [2].

Это направление модернизации образования имеет свои преимущества, которые находят свое отражение в увеличении занятости выпускников, улучшении социального климата в среде молодежи, возможности реализовать намеченные цели

на профессиональном поприще. Все это способствует снижению показателей преступности; полный охват всех желающих получить бесплатную рабочую квалификацию и специальность среднего звена, сокращению показателей безработицы. Эти факторы положительно повлияют на экономику страны в целом; получение профессии дает возможность зарабатывать больше - рынок труда заинтересован в квалифицированных кадрах; сократится приток и использование иностранных рабочих и специалистов среднего звена; предприятия получают возможность решения вопроса кадрового дефицита [3].

Останавливая внимание на подготовке специалистов технического и профессионального образования, необходимо отметить работу Костанайского сельскохозяйственного колледжа, который на протяжении многих лет готовит кадры сельскохозяйственного направления. С каждым годом в колледже создаются условия для повышения качества учебно-воспитательного и производственного процессов обучения. Развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы являются важными направлениями повышения эффективности и конкурентоспособности профессионального обучения в колледже. Ежегодно пополняется библиотечный фонд, закупается необходимое оборудование по имеющимся специальностям, активен процесс информатизации колледжа.

В настоящее время студенты получают профессионально- техническое образование по трем направлениям: arpo - лесное, ветеринарное и рабочие специальности. Студенты осваивают умения и навыки рабочих специальностей, в дальнейшем им присваивают квалификационные разряды по той или иной специальности. В учебных мастерских проводятся занятия для получения первичных профессиональных навыков.

1(15)72017

Вестник «0рлеу»-к$1

Для того чтобы достичь подлинного профессионального мастерства предусмотрено разнообразие методов ведения уроков производственного обучения, их оптимальное сочетание с теоретическими занятиями. Мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин проводят интересные занятия, на которых применяют интерактивные, игровые технологии, технологию критического мышления, что особо отмечено в Послании Главы Государства, ведь одной из задач является приобретение навыков самостоятельного поиска информации, развитие способностей критического мышления.

В течение учебного года для обучающихся предусмотрены учебная, технологическая и производственная профессиональные практики. В ходе их прохождения студенты отрабатывают приобретенные на уроках производственного обучения навыки и приемы работы. Например, технологическая практика проводится по профилю специальности с целью получения конкретных навыков производственной деятельности. Производственная практика - это завершающий этап учебного процесса, где происходит дальнейшее формирование, совершенствование и отработка качеств, характеризующих развитие профессионального мастерства будущих специалистов.

Сегодня вопросы системы оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации очень актуальны. Ведь именно её совершенствование может стать одним из действенных рычагов заинтересованности работодателей в

подготовке квалифицированных кадров и, в конечном счете, в улучшении качества обучения, поскольку предприятия в условиях конкуренции товаров и услуг будут выбирать лучших выпускников [4, с. 75].

Это в дальнейшем создаст крепкую неразрывную модель учебное заведение - предприятие - работодатель. Так как показатель трудоустройства выпускников является одним из значимых в системе образования. В этих целях необходимо обновление профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда, как основы инновационного развития экономики страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». [Электронный ресурс] /http://www.akorda.kz/

2. Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК [ Электронный ресурс] / http://adilet.zan.kz/

3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др. / Под ред. В. А. Сластенина, И. 5 А. Колесниковой, науч. ред. Н. Б. Крыло- ^ ва. - М.: Издательский центр «Академия», §

2006. - 288 с. <

си

4. С.Я. Батышев. Энциклопедия профессионального образования [ Текст]:

В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М., о АПО, 1999,- 449с.

а.

С

И

X

I

О

X

э

<

со

0

ЗС

1

з:

1(15)/2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.