Научная статья на тему 'Социальное партнерство как фактор развития профессиональной компетентности студентов'

Социальное партнерство как фактор развития профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синько О.В.

В статье рассматривается происходящий процесс модернизации системы технического и профессионального образования с учетом потребностей индустриализации страны, внедрения дуальной системы обучения. Рассматривается актуальность вопросов подготовки кадров, формирования профессиональной компетентности в условиях взаимодействия с социальными партнерами, бизнесом. Рассматривается механизм взаимодействия учебного заведения ТиПО с социальными и международными партнерами на примере Коста-найского политехнического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как фактор развития профессиональной компетентности студентов»

■

Вестник «Орлеу^-kst

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С w s

U

W IT1 S

[—I

О ч

о «

о н w

S3 w s

U ©

О

и

о -

s ©

Синько О.В.

заместитель директора по научно-методической работе, КГКП «Костанайский политехнический колледж»

Нег1зг1 сездер: дуальды оцыту, элеуметтгк сергктестщ халыца-ралыц серттестщ.студенттердщ кэсттт цузыретт цалыптастыру.

Ключевые слова: дуальное обучение, социальное партнерство, международное партнерство, формирование профессиональной компетентности студентов.

Keywords: dual training, social partnership, international partnership, formation of students professional competence.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ацдатпа

Осы макалада елдi индустрияландыру кажет-TrniKTepi мен дуальды окыту жYЙесi енпзу бары-сында техникалык жэне кэсштш бшм жYЙесiн жацгырту YДерiсi карастырылды. Бизнеспен жэне элеуметтiк серiктестерiмен эрекеттеспк жагдайда кадрлар дайындау мэселелер мацыздылыгы мен кэсiптiк кузыретш калыптастыруы карастырылды. Сонымен катар ^останай политехникалык колледжшщ мысалы ретiнде техникалык жэне кэсштш бiлiм оку орындарыньщ элеуметпк жэне халыкаралык серiктестерiмен эрекеттестiк меха-низмi карастырылды.

Аннотация

В статье рассматривается происходящий процесс модернизации системы технического и профессионального образования с учетом потребностей индустриализации страны, внедрения дуальной системы обучения. Рассматривается актуальность вопросов подготовки кадров, формирования профессиональной компетентности в условиях взаимодействия с социальными партнерами, бизнесом. Рассматривается механизм взаимодействия учебного заведения ТиПО с социальными и международными партнерами на примере Коста-найского политехнического колледжа.

Annotation

The article's author considers the process of modernization of the technical and professional education, taking into account requirements of the country's industrialization, introduction of dual system of training. There are relevance of questions of training, formation of professional competence of interaction conditions with social partners, business. The article takes up the issues of an educational institution's mechanism of interaction with social and international partners on the example of Kostanay polytechnical college.

Вестник «Oрлеу»-kst

И

Ориентация Казахстана на широкомасштабные инновации во всех сферах жизни предполагает такого же рода процессы и на всех уровнях образования. При этом система технического профессионального образования должна ориентироваться на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах, соответствующих требованиям национальной инновационной экономики Казахстана.

Как известно, важнейшим фактором успешного развития страны является человеческий капитал, а именно уровень профессиональной компетентности и образованности.

По данным Всемирного банка, основанным на изучении экономик 192 стран, только 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20% - природным, а 64% - зависит от человеческих ресурсов [1].

В настоящее время по всему миру система технического и профессионального образования характеризуется широким разнообразием подходов в подготовке кадров. Характерной чертой национальных систем профессионального образования развитых стран является то, что в организацию процесса профессионального обучения, кроме государства, активно привлекаются работодатели и другие социальные партнеры.

Процесс модернизации системы технического и профессионального образования происходит с учетом потребностей индустриализации страны, внедрения дуальной системы обучения.

Дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.

Дуальная система обучения не может быть внедрена без участия заинтересованных в ней работодателей - это является главным критерием взаимодействия колледжа и предприятия.

Для этого, прежде всего, должна быть отлажена на государственном уровне нор-

мативная база подготовки кадров в системе технического и профессионального образования.

В этом направлении началась работа в Костанайской области. Палата предпринимателей Костанайской области и областное Управление образования подписали меморандум о взаимном сотрудничестве [2]. Предметом соглашения стали совместные действия по развитию технического и профессионального образования в регионе, а также содействие внедрению в колледжах дуальной системы обучения. В рамках данного соглашения состоялись круглые столы, обсуждения о внесении изменений и дополнений в закон «Об образовании» по регламенту дуального обучения. Костанайский политехнический колледж принял активное участие в совещаниях и внес свои предложения.

Костанайский политехнический колледж сегодня - это современное многопрофильное образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме.

Колледж на протяжении 44 лет осуществляет подготовку специалистов, направленных на развитие зерноперерабатывающей отрасли страны. Сегодня мы работаем над повышением эффективности подготовки кадров, совершенствованием существующей системы и внедрением инновационной модели, соответствующих требованиям современной экономики.

Стратегия колледжа направлена на реализацию задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2020 года.

Приоритетными направлениями развития являются:

- внедрение современных технологий образования;

- расширение международных связей для интеграции учебного плана с требованиями европейских образовательных программ;

- взаимодействие с работодателями, внедрение дуальной системы обучения и модульных программ;

- систематическое повышение квали-

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

42

Вестник «Oрлеу»-kst

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

фикации преподавателей и сотрудников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализация государственной молодежной политики;

- внедрение результатов экспериментально-исследовательской деятельности в образовательный процесс [3].

Колледж плодотворно сотрудничает с предприятиями области и республики. На базе колледжа, в одном из первых в Коста-найской области, создан Попечительский совет, который объединяет крупнейшие предприятия области, выступающие в качестве заказчиков специалистов. Целью создания Попечительского совета является содействие в решении актуальных задач Костанайского политехнического колледжа и формировании его, как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать производственные задачи на уровне современных технологий, и привлечении внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы колледжа.

Сложилась концепция подготовки высококвалифицированных специалистов Коста-найского политехнического колледжа, которая выглядит следующим образом, студент - колледж - работодатель. И результатом взаимодействия является высококвалифицированный специалист, востребованный на рынке труда.

Благодаря сотрудничеству с социальными партнерами, с бизнесом через Попечительский совет укрепляется материально-техническая база, внедряется дуальная система подготовки кадров, реализуются стипендиальные программы. На совместных методических советах выстраивается траектория учебного процесса, с учетом пожеланий работодателей, согласовываются учебные планы и графики учебного процесса. Выпускникам колледжа вручается вместе с дипломом приглашение на работу. Ежегодно повышается динамика трудоустройства выпускников колледжа.

Колледж активно участвует в республиканских и международных проектах по модернизации и наполнению качественным содержанием профильных специальностей.

Благодаря Проекту Всемирного банка и МОН РК «Модернизация технического и профессионального образования» «Планы институционального развития» перед коллективом и студентами открылись новые возможности:

- обновлена материально-техническая база, приобретено современное оборудование компьютерная техника нового поколения, типография, закуплена учебная литература по спецдисциплинам;

- внедряется дуальная система обучения, разработаны модульные программы;

- прошли стажировку на базе ведущих международных центров и учебных заведений 20 преподавателей (Россия, Белоруссия, Франция, Германия, Северный Кипр).

Создан Консультационный совет из состава социальных партнеров колледжа, основной целью которого является повышение конкурентоспособности выпускников, наполнение качественным содержанием учебный процесс с учетом потребностей реального рынка труда, результатом которого стала реализация экспериментальной площадки по внедрению программы Высшей технической школы.

В настоящее время совместно с работодателями успешно реализуется экспериментальная программа Высшей технической школы.

Деятельность педагогического коллектива в экспериментальном режиме позволила создать новую модель подготовки специалистов, готовых решать инновационные задачи завтрашнего дня. Как показывает практика, благодаря данной программе повышается мотивация студентов, успешно реализуется программа полиязычия.

Сегодня в условиях международной интеграции, необходимо учитывать востребованность специалиста не только на внутреннем рынке, а также быть конкурентоспособным и на мировом рынке труда [4]. В этом направлении мы ведем активную работу.

Костанайский политехнический колледж активно сотрудничает с профессиональным колледжем Франции, университетом Кипра, ведущими образовательными центрами Бе-

Вестник «Орлеу^-kst

ü

ларуссии и России.

Основными направлениями сотрудничества являются:

- совместная разработка интегрированных учебных планов;

- стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения;

- обмен студентами по системе академической мобильности;

- сотрудничество с французским колледжем по направлению «Ресторанный и гостиничный бизнес».

Колледж посетил Посол Франции в Казахстане господин Франсис Этьен, который выразил удовлетворение динамизмом развития партнерства, подчеркнул стремление к интенсификации отношений с французскими учебными заведениями.

В прошлом году летом преподаватели нашего колледжа прошли языковую стажировку на базе Восточно-Средиземного Университета. Благодаря сотрудничеству выпускница нашего колледжа - отличница, получила грант на специальность «Машиностроение», в сентябре она приступит к занятиям в Университете.

Мы рассматриваем международное партнерство как один из источников лучшего опыта и практики: разработки и организации учебного процесса в соответствии с европейскими стандартами образования, повышения квалификации работников организаций ТиПО, повышения эффективности подготовки конкурентоспособных кадров и их соответствие требованиям рынка труда.

При подготовке кадров уделяется внимание развитию исследовательских навыков студентов: умение работать с научной литературой, подготовка проектов, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах. При этом к этому направлению работы активно привлекаются работодатели. Результатом этой кропотливой работы педагогов, наставников являются высокие достижения.

В республиканском конкурсе инновационных проектов «Будущее начинается здесь», приуроченной к выставке ЭКСПО 2017, одними из лучших признаны проекты

студентов Костанайского политехнического колледжа, которые связаны с энергосберегающими технологиями и непосредственно с «зеленой экономикой» Казахстана, поскольку они направлены на улучшение экологической обстановки и использование возобновляемых источников энергии.

В апреле 2015 года в городе Астане студенты Костанайской области приняли участие в Национальном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Kazakhstan - 2015. Костанайская область достойно представила 4 профессии, 3 из которых заняли призовые места (1 золото, 2 серебра), в командном зачете первое место. Студент 4 курса Костанайского политехнического колледжа, стал обладателем серебряной медали в компетенции «Управление IT-системами». В августе победители представят Казахстан на международном чемпионате в городе Сан-Паулу Бразилии.

Выстроенная система социального партнёрства постоянно совершенствуется, жизнь заставляет нас искать новые пути совместной работы. Сегодня еще нельзя говорить о налаженном механизме социального партнерства. Но эта работа продолжается, мы рассматриваем ее как долгосрочную, от которой выигрывают все: и колледж, и предприятия, и в целом экономика страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изотов М. Казахстанская социальная модель и человеческий капитал // Exclusive, 2013 г., http://exclusive.kz/kazahstanskaya-sotsial-naya-model-i-chelovecheskij-kapital. html

2. Палата предпринимателей Костанайской области и управление образования подписали меморандум о сотрудничестве// Ко-станайские новости, 2014 г., http://kstnews.kz

3. Стратегический план развития КГКП «Костанайский политехнический колледж на 2015-2020 годы» от 28.08.2014 г.

4. Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира от 17.01.2014 г. № 732, http://economy. gov.kz

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.