Научная статья на тему 'Роль социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи'

Роль социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / РЫНОК ТРУДА / КәСіПКЕ БАЗЫТТАУ / КәСіПТіК ПРАКТИКА / әЛЕУМЕТТіК СЕРіКТЕСТіК / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі МАМАН / Ең-БЕК НАРЫГЫ / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / PROFESSIONAL PRACTICE / SOCIAL PARTNERSHIP / COMPETITIVE SPECIALIST / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сегизбаева А.С., Нужин В.А.

Развитие механизмов социального партнерства один из важнейших элементов обеспечения социально-экономического развития страны. В связи с этим взаимодействие социальных партнеров в лице работодателей и организации образования в профессиональной ориентации для качественной подготовки специалистов приобретает особую актуальность.Еліміздің әлеуметтік-экономикалық дамуын қамтамасыз етудегі маңызды элементтерінің бірі әлеуметтік серіктестік механизмін дамыту. Соған байланысты жұмыс берушілер атынан әлеуметтік серіктестермен өзара әрекет ету мен мамандарды сапалы дайындаудағы білім беруді ұйымдастыруы ерекше өзекті мәселеге айналды.The development of social partnership mechanisms is one of the most important elements of ensuring the country's socio-economic development. In this regard, the interaction of social partners employers and educational institutions for specialists high-quality preparation is particularly relevant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи»

Педагогическая наука и практика

A.C. Сегизбаееа,

руководитель системы менеджмента и качества КГКП« Костанайский политехнический высший колледж»

В.Л. Нужин,

преподавателъ специалъных дисциплин, КГКП« Костанайский политехнический высший колледж»

Heei33i свздер: кэстке багыттау, KdcinmiK практика, элеуметтт cepiK-mecmiK, бэсекеге цаб\летт\ маман, ец-бек нарыгы.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная практика, социальное партнерство, конкурентоспособный специалист, рынок труда.

Keywords: vocational guidance work, professional practice, social partnership, competitive specialist, labor market.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Ацдатпа

Ел1М13дщ э л еу м етп к-э ко но ми кал ы к дамуын камтамасыз етудеп мацызды элементтершщ 6ipi элеуметпк сер1ктесик механизмш дамыту. Соган байланысты жумыс беру mi л ер атынан элеуметпк сержтестермен взара эрекет ету мен мамандарды сапалы дайындаудагы бшм берущ уйымдастыруы ерекше езеки мэселеге айналды.

Аннотация

Развитие механизмов социального партнерства один из важнейших элементов обеспечения социально-экономического развития страны. В связи с этим взаимодействие социальных партнеров в лице работодателей и организации образования в профессиональной ориентации для качественной подготовки специалистов приобретает особую актуальность.

Annotation

The development of social partnership mechanisms is one of the most important elements of ensuring the country's socio-economic development. In this regard, the interaction of social partners - employers and educational institutions for specialists high-quality preparation is particularly relevant.

Одними из основных приоритетов развития страны, которые определены Президентом в соответствии со Стратегией "Казахстан - 2050", являются модернизация политики обеспечения занятости, повышение качества человеческого капитала [1]. Модернизация рынка труда предусматривает реализацию повышения квалификации трудовых ресурсов через обеспечение доступности образования в рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Потребители в лице работодателей и студентов выдвигают требования по предоставлению качественных услуг в образовательном пространстве. Сегодня отсутствует спрос рынка труда на специалистов, квалификация которых не соответствует требованиям работодателей. Для предупреждения и решения данной проблемы по поручению Главы государства разработана новая Программа развития продуктивной занятости и развития массового предпринимательства, ориентированная на созда-

Bs

S

<

CQ

О

го —

О

О

О

X ш f-

Q.

С

LU Н

ние эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций; подготовку специалистов с учетом спроса от работодателей. И одной из основных задач Программы является подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда [2].

В Стратегии - 2050 Президент страны определил задачу ориентирования на удовлетворение потребностей национальной экономики в квалифицированных кадрах. И учебное заведение, как услугодатель, должно ориентироваться на предоставление качественной образовательной подготовки специалистов для рынка труда. Предоставляя качественные образовательные услуги, мы планируем подготовить и предоставить на рынок труда не просто теоретически подготовленного специалиста, но конкурентоспособного выпускника. Каждый член педагогического коллектива осознает, что без практически закрепленных навыков, умений нашему выпускнику не выжить в быстроменяющихся рыночных условиях. Для оказания качественной услуги удовлетворяющей требованиям потребителя, мы должны создать условия. Одним из таких условий в образовании и является проведение профо-риентационной работы во взаимодействии с социальными партнерами. Социальная профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий и повышение квалификации с учетом потребностей рынка труда [2].

Важнейшим условием реализации эффек-

< тивной политики занятости населения на ш

О рынке труда является становление и развитие 2; социального партнерства. Решение проблеск мы профессионального самоопределения без 5 социального партнерства в профессиональ-0 ной ориентации молодежи затруднительна. § Необходимость создания и развития системы ^ социального партнерства в подготовке кони курентоспособных специалистов для рын-^ ка труда обусловлена преобразованиями в

х экономике нашей страны. Социальное пар—

О тнерство - система взаимоотношении между - работодателями, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, объединениями работодателей, профессиональными

аукаи практика ^

союзами, государственными органами и организациями технического и профессионального образования, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам подготовки кадров, развития технического и профессионального образования и иных непосредственно связанных с ними отношений[3]. Вся система взаимодействия с социальными партнерами должна быть выстроена на основе взаимного доверия, оказания поддержки и заинтересованности сторон. Профессиональная ориентация представляет систему мероприятий содействия в профессиональном самоопределении с учетом интересов и социально-экономической ситуации на рынке труда. Система профессиональной ориентации призвана выступать определенной формой адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

На современном этапе многие руководители предприятий меняют свою позицию к социальному партнерству по отношению к образованию. Грамотный предприниматель в условиях растущей конкуренции понимает, что без квалифицированного человеческого ресурса его предприятие не сможет полноценно функционировать и приносить доход. Соответственно он также должен приложить усилия для дальнейшего развития своего бизнеса. Чтобы не переучивать дипломированных теоретически хорошо подготовленных специалистов, работодатели идут на диалог с образовательными учреждениями ТиПО. У студента при ознакомлении с производственными процессами на предприятии появляется мотивация к получению специальности и пониманию востребованности профессии. Профессиональные знания и опыт приобретаются, расширяются и углубляются в ходе практики. Поэтому в механизме социального партнёрства необходимо учитывать требования студента, который также является

потребителем образовательных услуг. Критерием эффективности социального партнерства студент считает его востребованность на рынке труда.

Чтобы подготовить для крупных организаций грамотных, конкурентоспособных специалистов, хорошо знающих условия, в которых им придется работать, прежде всего, нужно

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая сегментировать рынок потребителей наших услуг. После проведения мониторинга предприятий необходимо определить потребность предприятий в специалистах на ближайшие 4-5 лет, что позволит спланировать и сформировать государственный заказ.

Предприятия сегодня обновляют технологические линии, модернизируют оборудование, которое должны обслуживать грамотные, квалифицированные специалисты. Работодателю также выгодно участвовать в процессе подготовки квалифицированных кадров, когда с учетом его пожеланий учебное заведение вносит изменения в образовательные программы практического обучения. Образовательное учреждение готовит совместно с работодателем специалиста для него по новым требованиям рынка труда. В рамках социального партнерства преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения имеют возможность стажироваться на предприятиях. Выгода для социальных партнеров обоюдная. Для повышения заинтересованности работодателей в подготовке специалистов социальные партнеры принимают участие в итоговых аттестациях, приеме квалификационных экзаменов. Такая форма участия социальных партнеров имеет свои преимущества, так как дает возможность предприятию провести отбор кадров, при этом не затрачивая материальные ресурсы на размещение объявлений по вакансиям.

В Костанайском политехническом колледже весь механизм социального партнерства регулируется деятельностью Индустриального и Попечительского советов, в состав которых входят руководители предприятий, представители от работодателя, обладающих большим опытом производства. Индустриальный и Попечительский советы на постоянной основе ведут изучение программ обучения на соответствие квалификационным требованиям, степени их освоения студентами и закрепления практических навыков. Через функционирование Индустриального и Попечительского Советов решаются вопросы предоставления базы производственных практик, содействие и трудоустройство выпускников, формирование государственного заказа, содействие в укреплении материально - технической базы колледжа.

_№_

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Одной из форм социального партнерства, реализуемой нашим колледжем является целевая подготовка специалистов для АО «Баян Сулу». При такой подготовке одновременно удовлетворяются потребности и предприятия, и студента, которые являются нашими потребителями. По целевой подготовке студенты в нашем колледже обучаются как по очной, так и по заочной форме.

Модернизация технического и профессионального образования диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Нужно дать импульс развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств в рамках обозначенной экономики. В этих целях необходимо обновление профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на произволстве[4]. Поэтому уже на начальных этапах обучения необходимо правильно сориентировать студента и заинтересовать его в правильности выбранной им специальности. И в этом нам должны помочь социальные партнеры в лице работодателей. В регионе необходимо формирование службы, которая будет оказывать методическую поддержку в обсуждении применения методов введения в специальность и элементов участия социальных партнеров в профориентационной работе среди студентов первых курсов на примере опыта колледжей.

Для того чтобы выполнить госзаказ по приему и формированию контингента, рекламой специальностей занимаются только коллед- ^ жи без привлечения своих социальных пар- = тнеров. В Костанайском политехническом < колледже для заинтересованности и помощи О выбора какой - либо специальности препо- £ давателями ЦМК проводятся Мастер классы о для школьников, во время которых мы можем 2 дать некоторые элементы, а не полное пред- ^ ставление о профессии. В школах в полной 5 мере невозможна подготовка учеников вы- г: пускных классов к профессиональному вы- ^ бору. Работодатель должен проникнуться ~ сознанием своей необходимости участия в ^

П ,

помощи выбора профессии школьниками, о Для этого учебные заведения ТиПО должны ь запланировать проведение профориентацион-ных мероприятий в школах с привлечением

Педагогическая наука и практика

о; х

I

<

аа О

го

£ из О а;

О §

ГЕ

X ш

о.

О ш Н

социальных партнеров, используя различные формы. Вариантами таких форм могут быть экскурсии школьников на производства социальных партнеров колледжей, где школьники, ознакомившись с технологическим производством, смогут определиться с выбором специальности и учебного заведения ТиПО. Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции[5]. В условиях рыночной экономики меняется значимость профориентации, усложняются ее функции и задачи; одновременно возрастает роль социальных партнеров в решении этих задач. Основными задачами социальных партнеров в области профессиональной ориентации являются: всестороннее информирование населения о состоянии рынка труда, востребованных профессиях, возможностях получения профессий и трудоустройства; содействие профессиональному самоопределению. Также организация круглых столов, встреч с руководителями предприятий, которые могут поделиться профессионализмом своей успешности, информировать о потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах, объяснить востребованность, перспективность, конкурентоспособность профессии на рынке труда с точки зрения работодателя, тем самым мотивируя школьников к выбору той или иной специальности. Непосредственное участие социальных партнеров в профо-риентационной работе со школьниками, в разработке образовательных программ, предоставлении производства для прохождения практик, а так же стажировка мастеров производственного обучения позволяет повысить уровень подготовки кадров и максимально удовлетворить все требования работодателей. Включение профориентационного содержания в направления совместной работы социальных партнеров позволит решить проблему подготовку кадров для производств.

Необходимо создание центра, целью деятельности которого являлись бы совместные заседания, курсы, встречи, во время которых возможно было бы обсудить роль социальных

партнеров в организации профессиональной практики и профориентационной работы в организациях ТиПО. Решение задач таких мероприятий состоят в развитии и расширении профессиональных компетенций слушателей в области основных направлений взаимодействия социального партнерства по вопросам организации профессиональной практики и профессионализации будущих специалистов. Во время таких заседаний возможно выявление проблем, пути решения которых можно предложить при совместном обсуждении. Результатом проведения практических семинаров, разработки проектов будет развитие умений анализировать современные подходы к составлению траектории подготовки выпускника, который был бы востребован в современных рыночных условиях, знакомство с формами и методами взаимодействия социального партнерства в вопросах организации профессиональной практики и профориентационной работы в учебных заведениях ТиПО.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Астана, Акорда, 2012. - 53с.

2.Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы Утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12. 2016 г. № 919.[Электронный ресур^асШеГгап. кг/гиз/ёосз/Р 1600000919

3.Приказ МОН РКазахстан от 29.08. 2013 года № 361 Типовое положение и порядок деятельности комиссий по социальному партнерству в области профессионального и технического образования. [Электронный ресурс] са1ес.к2/87-погшаЦупу e-dokumenty.html

4.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31.01.2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». [Электронный pecypcJwww.akorda.kz

5.Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6 - С. 80-83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.