л
т. I
А.И. Дощанова,
кандидат экономических наук, директор, КГКП «Костанайский политехнический высший колледж»
Heei32i свздер: оцу-ddicme-мел1к oip.iecmiK, бтм беру багдарламалары, мазмунды DiCCl ~ царту, STEM-технологиялар.
Ключевые слова: учебно-методическое объединение, образовательные программы, обновление содержания, STEM-технологии
Keywords: educational and methodological units educational programs, content updating, modular-competence approach, credit technology, multilingualism, applied bachelor's degree
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Ацдатпа
Осы макал ада техникальщ жэне кэа mi к бшм беру мазмунын жанартуда оку-эдютемелж б1рлестжтершщ рел1 карастырылады. Кдзакстаннын оку-эдютемелж 6ip-леспктершщ алдында кептшдшкп ескере отырып, бшм беру багдарламаларыныц мазмунын езгерту, колданбалы бакалавриаттьщ бшм беру багдарламаларын енпзу, кре-дитпк-модульдш окыту технологиясына кезен-кезенмен кэшу, стандарттар непзшде жана бшм беру багдарламаларын, сондай-ак; STEM-технологияларга непздел-ген багдарламаларды эз1рлеу жэне енпзу м1ндеттер1 бар екешн атап етед1.
Аннотация
В данной статье рассматривается роль учебно-мето-днческнх объединений в обновлении содержания технического и профессионального образования. Отмечено, что перед учебно-методическими объединениями Казахстана стоят задачи трансформации содержания образовательных программ с учетом полиязычия, внедрения образовательных программ прикладного бакалавриата, поэтапный переход на кредитно-модульную технологию обучения, разработка и внедрение новых образователь- s ных программ на основе стандартов, а также программ, < основанных на STEM-технологии.
Г)
Annotation
In this article, the role of educational and methodological ^ units in updating the content of technical and vocational w education is considered. It is noted that the educational and jS methodological units of Kazakhstan are tasked with transforming the content of educational programs, taking g into account multilingualism, introduction of educational -programs on aplication-oriented bachelor's degree, step-by- = step transition to credit-module technology of education, £ development and implementation of new educational ^ programs based on the standards, as well as the programs й
О
based on STEM -technologies.
S
В настоящее время в Казахстане идет процесс реформи- щ рования национальной системы образования и ее интегра- 2 ция в мировое образовательное пространство.
Всякая реформа в социальной сфере, особенно в обла- § сти образования, должна быть всесторонне изученной и S научно обоснованной.
сп <
а.
из
с:
о
w
и
и о
Актуальность темы статьи имеет особую важность в условиях реализации государственных программ: «Стратегии 2050», Плана нации «100 конкретных шагов», Государственной программы развития образования и науки 2016-2019 г. г.
Казахстанская система образования, а именно ТиПО, переживает на данном этапе глубокую систему перезагрузки, главной задачей которой является обеспечение конкурентоспособности выпускников не только на региональном, национальном, но и на международном рынке труда [1].
Особая роль в достижении поставленных задач отводится учебно-методическим объединениям (далее УМО), которые должны обеспечить прорыв в качестве подготовки кадров за счет обновления содержания и гармонизации образовательных программ в соответствии с международными стандартами.
Костанайский политехнический высший колледж получил статус учебно-методического объединения в 2016 году по специальностям «Электроснабжение», «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство», Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам).
Высший колледж находится на рынке образовательных услуг почти 50 лет. Это большой опыт в подготовке специалистов. Через призму динамики развития колледжа можно увидеть систему подготовки кадров в условиях советского времени, а также в условиях независимости Республики Казахстан.
Сегодня Костанайский политехнический высший колледж - это современное инновационное образовательное учреждение, идущее в ногу со временем. Базовый колледж по реализации 77 шага Плана Нации, партнерский колледж НАО «Холдинг «Кэсткор», активный участник внедрения инноваций в области образования.
В настоящее время высший колледж осуществляет подготовку кадров на государственном и русском языках обучения по 9 специальностям и 11 квалификациям. Контингент студентов составляет более 1500 человек.
Высший колледж осуществляет подготовку кадров на дуальной основе совместно с крупными предприятиями республики АО «Баян Сулу», АО «Агромашхолдинг», ТОО «Сарыар-
каавтопром» и другими. Реализует программы послесреднего уровня образования через трехуровневую систему подготовки кадров с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».
Костанайский политехнический высший колледж успешно прошел институциональную и специализированную аккредитацию, получил новый статус - высший колледж. По итогам рейтинга 2017 года стал лучшей организацией технического и профессионального образования Костанайской области.
Высший колледж активно участвует в формировании нового поколения специалистов, внедряя программы, направленные на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования, основанные на модульно-компетентностном подходе, и распространяя их на правах Учебно-методического объединения.
Современный этап развития высшего колледжа - это трансляция опыта на национальном уровне.
Стремительные потоки информации, высокотехнологичные инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни. Меняются и запросы общества, интересы личности.
Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, 3 D-проектирова-ние и многое другое - вот что теперь интересует современную молодежь всего мира. Для реализации этих интересов необходимы более сложные навыки и компетенции. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и изобретать. Необходимо одновременно развиваться в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технологии и инженерия, которые можно объединить одним словом - STEM (science, technology, engineering and mathematics).
STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Цель такого подхода - создание устойчивых связей между образованием, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике.
Аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р.Колв-элл в 1990-х годах, но активно начала исполь-
зоваться с 2000-х годов. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика). В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM [2,3]. К примеру, в странах ЕС доля трудоустроенных специалистов в данной области увеличилась с 2000 по 2013 гг. на 12%. Также в европейских странах прогнозируется, что спрос на профессионалов в области STEM вырастет к 2025 году на 8%, тогда как на другие профессии - только на 3%. В 2011 году из 16 рассматриваемых стран ОЭСР в Финляндии наблюдалось наиболее высокое число выпускников STEM-специальностей: 1109 на 100 тыс. населения в возрасте 20-39 лет. Данный показатель вдвое больше, чем в Канаде и Швейцарии.
В Финляндии институциональная рамка развития STEM была создана еще 13 лет назад. В частности, Национальный научный образовательный центр LUMA координирует взаимодействие между школами, университетами, промышленностью и бизнесом. Данный центр разрабатывает мероприятия для школьников, к примеру, научно-технические лагеря, а также организовывает курсы повышения квалификации и семинары для учителей без отрыва от работы. Кроме того, LUMA служит в качестве ресурсного центра, предоставляющего различные учебно-методические материалы в области STEM.
Актуальность STEM-образования в США подчеркивается и принятым в 2013 году Стратегическим планом по развитию STEM-образования. В рамках Плана планируется к 2020 году подготовить 100 000 новых эффективных учителей STEM и оказать поддержку действующему контингенту педагогов. Другой целью является увеличение доли учащихся, вовлеченных в STEM каждый год обучения в средней школе, до 50%. Также планируется увеличить число выпускников колледжей и вузов по STEM-специальностям на 1 миллион человек.
В других странах мира также приняты государственные программы по развитию математического и научно-технического образования.
К примеру, в рамках Плана развития образования Малайзии на 2013-2025 гг. предусмотрена реформа STEM-образования.
1 этап данной реформы (2013-2015 гг.) - повышение качества STEM-образования через совершенствование куррикулума, подготовку учителей, использование комплексных методов обучения;
2 этап (2016-2020 гг.) - повышение общественной осведомленности и заинтересованности в STEM через кампании в СМИ и партнерские связи;
3 этап (2021-2025 гг.) - оценка успешности инициатив первых двух этапов и разработка будущей дорожной карты с новыми инициативами и программами.
В Австралии в 2015 году была принята Национальная стратегия развития STEM-образования в школах на 2016-2026 годы (National STEM School Education Strategy). В Стратегии определены пять ключевых задач:
1) повысить способности, вовлечение и заинтересованность школьников к STEM;
2) увеличить потенциал учителей и качество преподавания предметов STEM;
3) поддержать возможности для получения STEM-образования в школах;
4) содействовать эффективным партнерским отношениям с вузами, бизнесом и промышленностью;
5) создать прочную базу данных.
В более 10 странах Европы имеются подобные национальные стратегии и инициативы (Австрия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Италия, Ирландия, Испания и другие). Что касается международного сотрудничества в сфере развития STEM-образования, одним из наиболее крупных международных проектов является «In Genious», который продлился с 2011 по 2014 годы. В нем участвовали Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Германия и др. Данный проект направлен на создание репозитория инновационных практик в индустриально-образовательной области, распространение и стимулирование передовых и новаторских практик. К участию привлечены более 1500 учителей, установлено сотрудничество между 158 школами и представителями промышленности, организованы различные семинары, летние школы, онлайн-конферен-ции и т.д.
05
<
сз С
Г) <
с, из О 3
2
w
из G
С-,
M
S
bei U
w •у
С е=Г О
w S
S
щ
s ы
'J
е с
и п
ш
В 2013 году был запущен трехлетний проект «MASCIL», в котором приняли участие 11 стран: Австрия, Болгария, Кипр, Чехия, Греция, Литва, Нидерланды, Норвегия, Испания, Турция и Великобритания. Проект подразумевает разработку и организацию учебных курсов для учителей с поддержкой со стороны промышленной отрасли. Содержание курсов включает различные учебные материалы и ресурсы для работы и профессионального развития учителей.
В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании и становится приоритетным именно в странах, где развивают высокотехнологичное производство.
В Казахстане уже начато активное развитие STEM-образования.
Подтверждением тому является обозначенный переход на обновленное содержание школьного образования в контексте STEM в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг. Для реализации новой образовательной политики планируется включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования.
Особое внимание в стране уделяется раз-5 витию образовательной робототехники. Так, = с 2014 года проводится ежегодная Республи-== канская олимпиада по робототехнике среди ^ учащихся общеобразовательных и Назарбаев £а Интеллектуальных школ. Победители респу-
— бликанских соревнований имеют возможность Р; участвовать во Всемирной олимпиаде по робо-2 тотехнике (WRO). Кроме того, с 2015 года в г. ? Караганде проходит ежегодный Международ-~ ный фестиваль робототехники «RoboLand», в г2 котором также принимают участие представи-~ тели других стран (Сербия, Россия и др.).
Имеется положительный опыт международ-О ного сотрудничества в сфере STEM-образова-С ния. К примеру, с 2014 г. реализуется пятилет-С няя Партнерская программа Великобритании и = Казахстана «Ньютон - аль-Фараби» с общим
- бюджетом в 20 млн фунтов стерлингов. Цель z: Программы - взаимодействие двух стран в rj укреплении научного и инновационного по-ё тенциала, обмена кадрами и создании совмест-х ных исследовательских центров.
Таким образом, наша страна движется в
О
одинаковом направлении с развитыми странами. 8ТЕМ-образование является мостом, соединяющим учебу и карьеру. Его концепция готовит детей к технологически развитому миру. Специалистам будущего требуются всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии, технологии и математики.
Необходимость получения БТЕМ-образова-ния связана с тем, что в ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане, будет резко не хватать 1Т-специалистов, программистов, специалистов высокотехнологичных производств. В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже трудно представить, и все они будут связаны только с высокотехнологичным производством.
Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии. Именно поэтому 8ТЕМ-образование или НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) становится приоритетным, где развивают высокотехнологичное производство. Острую необходимость в научно-инженерных кадрах осознают как государство, ориентированное на технологический прогресс и рост инновационной экономики, так и 1Т-компании. Согласно программе БТЕМ-об-разования, помимо физики и математики, студенты изучают робототехнику, конструируя и программируя собственных роботов. На занятиях используется специальное лабораторное и учебное оборудование: ЗБ-принтеры, средства визуализации и прочая техника.
Концепция БТЕМ-образования готовит студентов к работе в технологически развитом мире.
При определении концептуальных основ обновления содержания технического и профессионального образования Республики Казахстан через призму деятельности УМО, в первую очередь, нужно обратить внимание на разработку программ по техническим специальностям, основанных на БТЕМ-технологии.
Принимая во внимание мировые тенденции развития и модернизации профессионального образования, а также активный процесс реформирования казахстанского ТиПО, одной из актуальных задач является создание принципиально новой казахстанской модели УМО, с
Л
учетом мирового опыта, отвечающей требованиям современного рынка труда.
Учебно-методические объединения Республики Казахстан - это новый механизм образовательного пространства, призванный аккумулировать согласованную работу государственных, профессионально-общественных структур с объединениями работодателей для создания принципиально новых по содержанию государственных образовательных стандартов, типовых программ и методик.
В Казахстане действует 54 учебно-методических объединений по 22 профилям, перед которыми стоят задачи:
• трансформации содержания образовательных программ с учетом полиязычия, в том числе введение дисциплин на английском языке;
• внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата;
• поэтапный переход на кредитно-модуль-ную технологию обучения;
• разработка и внедрение новых образовательных программ на основе стандартов ХУогЫзкШв и создание центров компетенций по отраслям;
• разработка программ по техническим специальностям, основанных на БТЕМ-техно-логии.
Это основные задачи УМО в рамках Модернизации 3.0.
В этой связи сегодня назрела необходимость в создании новой модели УМО, совершенствовании нормативно - правовой базы, а именно создании организационной структуры управления, типовых правил деятельности УМО.
В рамках новой модели УМО необходимо переориентироваться на тесное сотрудничество с работодателями в качестве основных заказчиков по подготовке кадров.
В современных условиях необходимо переходить на новый уровень системного взаимодействия с зарубежными образовательными центрами. Привлечение международных экспертов позволит увидеть достоинства и недостатки отечественного опыта, а также внедрять лучший мировой опыт в обновление содержания образовательных программ.
С целью повышения эффективности деятельности УМО предлагаем:
• актуализировать типовые правила дея-
тельности УМО ТиПО;
• разработать механизм взаимодействия УМО, организационную структуру;
• обеспечить взаимодействие с работодателями в разработке образовательных программ, профессиональных стандартов и т.д.;
• гармонизировать образовательные программы в соответствии с мировыми тенденциями и требованиями стандартов WorldSkills, с учетом полиязычия, STEM-технологии;
• обеспечить методическое сопровождение внедрения программ прикладного бакалавриата, основанных на кредитно-модульной технологии.
В этой связи необходимо приложить совместные усилия для решения поставленных задач по обновлению содержания технического и профессионального образования через призму деятельности УМО, которые в ближайшем будущем дадут плодотворные и долгосрочные результаты.
И только совместными усилиями исполнительной власти, профессионально-общественных организаций (УМО), работодателей, международных экспертов можно решить вопросы которые стоят сегодня на повестке дня.
ЛИТЕРАТУРА
¡.Государственная программа развития об- g
разования и науки Республики Казахстан на ^
2016-2019 годы [Электронный ресурс] http:// JS adilet.zan.kz/rus/docs/Ul 600000205
2.Брыксина О.Ф. STEM-образование: дань §3 моде или необходимость? / О.Ф. Брыксина, ~ E.H. Тараканова. Сборник материалов VIII S Международной научно-практической конфе- g ренции (21-24 июня 2016 года) «Инфо-стра- ? тегия 2016: общество, государство, образова- ~ ние».-2016.-С. 306-309.
3.Годунова Е.А. Многомерный взгляд на ^ мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы g в образовательной практике // Годунова Е.А., с Рождественская JI.B. [Электронный ресурс] с http : //edugalaxy. intel. ru/index. php
4.Борибеков K.K. Модульно-компетент- « ностный подход к разработке образовательных -программ ТиПО. [Электронный ресурс] https:// g elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A% п 2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid% I 3D27276512 и
Cj