Научная статья на тему 'Обновление содержания технического и профессионального образования через призму деятельности учебно-методических объединений'

Обновление содержания технического и профессионального образования через призму деятельности учебно-методических объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / STEM-ТЕХНОЛОГИИ / ОқУ-әДіСТЕ-МЕЛіК БіРЛЕСТіК / БіЛіМ БЕРУ БАГДАРЛАМАЛАРЫ / МАЗМұНДЫ ЖА-ңАРТУ / STEM-ТЕХНОЛОГИЯЛАР / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL UNITS EDUCATIONAL PROGRAMS / CONTENT UPDATING / MODULAR-COMPETENCE APPROACH / CREDIT TECHNOLOGY / MULTILINGUALISM / APPLIED BACHELOR''S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дощанова А.И.

В данной статье рассматривается роль учебно-методических объединений в обновлении содержания технического и профессионального образования. Отмечено, что перед учебно-методическими объединениями Казахстана стоят задачи трансформации содержания образовательных программ с учетом полиязычия, внедрения образовательных программ прикладного бакалавриата, поэтапный переход на кредитно-модульную технологию обучения, разработка и внедрение новых образовательных программ на основе стандартов, а также программ, основанных на STEM-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and professional education content updating through a prism of educational and methodical units performance

In this article, the role of educational and methodological units in updating the content of technical and vocational education is considered. It is noted that the educational and methodological units of Kazakhstan are tasked with transforming the content of educational programs, taking into account multilingualism, introduction of educational programs on aplication-oriented bachelor's degree, step-bystep transition to credit-module technology of education, development and implementation of new educational programs based on the standards, as well as the programs based on STEM -technologies.

Текст научной работы на тему «Обновление содержания технического и профессионального образования через призму деятельности учебно-методических объединений»

л

т. I

А.И. Дощанова,

кандидат экономических наук, директор, КГКП «Костанайский политехнический высший колледж»

Heei32i свздер: оцу-ddicme-мел1к oip.iecmiK, бтм беру багдарламалары, мазмунды DiCCl ~ царту, STEM-технологиялар.

Ключевые слова: учебно-методическое объединение, образовательные программы, обновление содержания, STEM-технологии

Keywords: educational and methodological units educational programs, content updating, modular-competence approach, credit technology, multilingualism, applied bachelor's degree

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Ацдатпа

Осы макал ада техникальщ жэне кэа mi к бшм беру мазмунын жанартуда оку-эдютемелж б1рлестжтершщ рел1 карастырылады. Кдзакстаннын оку-эдютемелж 6ip-леспктершщ алдында кептшдшкп ескере отырып, бшм беру багдарламаларыныц мазмунын езгерту, колданбалы бакалавриаттьщ бшм беру багдарламаларын енпзу, кре-дитпк-модульдш окыту технологиясына кезен-кезенмен кэшу, стандарттар непзшде жана бшм беру багдарламаларын, сондай-ак; STEM-технологияларга непздел-ген багдарламаларды эз1рлеу жэне енпзу м1ндеттер1 бар екешн атап етед1.

Аннотация

В данной статье рассматривается роль учебно-мето-днческнх объединений в обновлении содержания технического и профессионального образования. Отмечено, что перед учебно-методическими объединениями Казахстана стоят задачи трансформации содержания образовательных программ с учетом полиязычия, внедрения образовательных программ прикладного бакалавриата, поэтапный переход на кредитно-модульную технологию обучения, разработка и внедрение новых образователь- s ных программ на основе стандартов, а также программ, < основанных на STEM-технологии.

Г)

Annotation

In this article, the role of educational and methodological ^ units in updating the content of technical and vocational w education is considered. It is noted that the educational and jS methodological units of Kazakhstan are tasked with transforming the content of educational programs, taking g into account multilingualism, introduction of educational -programs on aplication-oriented bachelor's degree, step-by- = step transition to credit-module technology of education, £ development and implementation of new educational ^ programs based on the standards, as well as the programs й

О

based on STEM -technologies.

S

В настоящее время в Казахстане идет процесс реформи- щ рования национальной системы образования и ее интегра- 2 ция в мировое образовательное пространство.

Всякая реформа в социальной сфере, особенно в обла- § сти образования, должна быть всесторонне изученной и S научно обоснованной.

сп <

а.

из

с:

о

w

и

и о

Актуальность темы статьи имеет особую важность в условиях реализации государственных программ: «Стратегии 2050», Плана нации «100 конкретных шагов», Государственной программы развития образования и науки 2016-2019 г. г.

Казахстанская система образования, а именно ТиПО, переживает на данном этапе глубокую систему перезагрузки, главной задачей которой является обеспечение конкурентоспособности выпускников не только на региональном, национальном, но и на международном рынке труда [1].

Особая роль в достижении поставленных задач отводится учебно-методическим объединениям (далее УМО), которые должны обеспечить прорыв в качестве подготовки кадров за счет обновления содержания и гармонизации образовательных программ в соответствии с международными стандартами.

Костанайский политехнический высший колледж получил статус учебно-методического объединения в 2016 году по специальностям «Электроснабжение», «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство», Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по видам).

Высший колледж находится на рынке образовательных услуг почти 50 лет. Это большой опыт в подготовке специалистов. Через призму динамики развития колледжа можно увидеть систему подготовки кадров в условиях советского времени, а также в условиях независимости Республики Казахстан.

Сегодня Костанайский политехнический высший колледж - это современное инновационное образовательное учреждение, идущее в ногу со временем. Базовый колледж по реализации 77 шага Плана Нации, партнерский колледж НАО «Холдинг «Кэсткор», активный участник внедрения инноваций в области образования.

В настоящее время высший колледж осуществляет подготовку кадров на государственном и русском языках обучения по 9 специальностям и 11 квалификациям. Контингент студентов составляет более 1500 человек.

Высший колледж осуществляет подготовку кадров на дуальной основе совместно с крупными предприятиями республики АО «Баян Сулу», АО «Агромашхолдинг», ТОО «Сарыар-

каавтопром» и другими. Реализует программы послесреднего уровня образования через трехуровневую систему подготовки кадров с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».

Костанайский политехнический высший колледж успешно прошел институциональную и специализированную аккредитацию, получил новый статус - высший колледж. По итогам рейтинга 2017 года стал лучшей организацией технического и профессионального образования Костанайской области.

Высший колледж активно участвует в формировании нового поколения специалистов, внедряя программы, направленные на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования, основанные на модульно-компетентностном подходе, и распространяя их на правах Учебно-методического объединения.

Современный этап развития высшего колледжа - это трансляция опыта на национальном уровне.

Стремительные потоки информации, высокотехнологичные инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни. Меняются и запросы общества, интересы личности.

Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, 3 D-проектирова-ние и многое другое - вот что теперь интересует современную молодежь всего мира. Для реализации этих интересов необходимы более сложные навыки и компетенции. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и изобретать. Необходимо одновременно развиваться в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технологии и инженерия, которые можно объединить одним словом - STEM (science, technology, engineering and mathematics).

STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Цель такого подхода - создание устойчивых связей между образованием, обществом, работой и целым миром, способствующих развитию STEM-грамотности и конкурентоспособности в мировой экономике.

Аббревиатура «STEM» была впервые предложена американским бактериологом Р.Колв-элл в 1990-х годах, но активно начала исполь-

зоваться с 2000-х годов. На основе STEM появились новые варианты данного понятия, наиболее распространенными из которых являются STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика) и STREM (наука, технологии, робототехника, инженерия и математика). В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM [2,3]. К примеру, в странах ЕС доля трудоустроенных специалистов в данной области увеличилась с 2000 по 2013 гг. на 12%. Также в европейских странах прогнозируется, что спрос на профессионалов в области STEM вырастет к 2025 году на 8%, тогда как на другие профессии - только на 3%. В 2011 году из 16 рассматриваемых стран ОЭСР в Финляндии наблюдалось наиболее высокое число выпускников STEM-специальностей: 1109 на 100 тыс. населения в возрасте 20-39 лет. Данный показатель вдвое больше, чем в Канаде и Швейцарии.

В Финляндии институциональная рамка развития STEM была создана еще 13 лет назад. В частности, Национальный научный образовательный центр LUMA координирует взаимодействие между школами, университетами, промышленностью и бизнесом. Данный центр разрабатывает мероприятия для школьников, к примеру, научно-технические лагеря, а также организовывает курсы повышения квалификации и семинары для учителей без отрыва от работы. Кроме того, LUMA служит в качестве ресурсного центра, предоставляющего различные учебно-методические материалы в области STEM.

Актуальность STEM-образования в США подчеркивается и принятым в 2013 году Стратегическим планом по развитию STEM-образования. В рамках Плана планируется к 2020 году подготовить 100 000 новых эффективных учителей STEM и оказать поддержку действующему контингенту педагогов. Другой целью является увеличение доли учащихся, вовлеченных в STEM каждый год обучения в средней школе, до 50%. Также планируется увеличить число выпускников колледжей и вузов по STEM-специальностям на 1 миллион человек.

В других странах мира также приняты государственные программы по развитию математического и научно-технического образования.

К примеру, в рамках Плана развития образования Малайзии на 2013-2025 гг. предусмотрена реформа STEM-образования.

1 этап данной реформы (2013-2015 гг.) - повышение качества STEM-образования через совершенствование куррикулума, подготовку учителей, использование комплексных методов обучения;

2 этап (2016-2020 гг.) - повышение общественной осведомленности и заинтересованности в STEM через кампании в СМИ и партнерские связи;

3 этап (2021-2025 гг.) - оценка успешности инициатив первых двух этапов и разработка будущей дорожной карты с новыми инициативами и программами.

В Австралии в 2015 году была принята Национальная стратегия развития STEM-образования в школах на 2016-2026 годы (National STEM School Education Strategy). В Стратегии определены пять ключевых задач:

1) повысить способности, вовлечение и заинтересованность школьников к STEM;

2) увеличить потенциал учителей и качество преподавания предметов STEM;

3) поддержать возможности для получения STEM-образования в школах;

4) содействовать эффективным партнерским отношениям с вузами, бизнесом и промышленностью;

5) создать прочную базу данных.

В более 10 странах Европы имеются подобные национальные стратегии и инициативы (Австрия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Италия, Ирландия, Испания и другие). Что касается международного сотрудничества в сфере развития STEM-образования, одним из наиболее крупных международных проектов является «In Genious», который продлился с 2011 по 2014 годы. В нем участвовали Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Германия и др. Данный проект направлен на создание репозитория инновационных практик в индустриально-образовательной области, распространение и стимулирование передовых и новаторских практик. К участию привлечены более 1500 учителей, установлено сотрудничество между 158 школами и представителями промышленности, организованы различные семинары, летние школы, онлайн-конферен-ции и т.д.

05

<

сз С

Г) <

с, из О 3

2

w

из G

С-,

M

S

bei U

w •у

С е=Г О

w S

S

щ

s ы

'J

е с

и п

ш

В 2013 году был запущен трехлетний проект «MASCIL», в котором приняли участие 11 стран: Австрия, Болгария, Кипр, Чехия, Греция, Литва, Нидерланды, Норвегия, Испания, Турция и Великобритания. Проект подразумевает разработку и организацию учебных курсов для учителей с поддержкой со стороны промышленной отрасли. Содержание курсов включает различные учебные материалы и ресурсы для работы и профессионального развития учителей.

В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании и становится приоритетным именно в странах, где развивают высокотехнологичное производство.

В Казахстане уже начато активное развитие STEM-образования.

Подтверждением тому является обозначенный переход на обновленное содержание школьного образования в контексте STEM в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг. Для реализации новой образовательной политики планируется включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования.

Особое внимание в стране уделяется раз-5 витию образовательной робототехники. Так, = с 2014 года проводится ежегодная Республи-== канская олимпиада по робототехнике среди ^ учащихся общеобразовательных и Назарбаев £а Интеллектуальных школ. Победители респу-

— бликанских соревнований имеют возможность Р; участвовать во Всемирной олимпиаде по робо-2 тотехнике (WRO). Кроме того, с 2015 года в г. ? Караганде проходит ежегодный Международ-~ ный фестиваль робототехники «RoboLand», в г2 котором также принимают участие представи-~ тели других стран (Сербия, Россия и др.).

Имеется положительный опыт международ-О ного сотрудничества в сфере STEM-образова-С ния. К примеру, с 2014 г. реализуется пятилет-С няя Партнерская программа Великобритании и = Казахстана «Ньютон - аль-Фараби» с общим

- бюджетом в 20 млн фунтов стерлингов. Цель z: Программы - взаимодействие двух стран в rj укреплении научного и инновационного по-ё тенциала, обмена кадрами и создании совмест-х ных исследовательских центров.

Таким образом, наша страна движется в

О

одинаковом направлении с развитыми странами. 8ТЕМ-образование является мостом, соединяющим учебу и карьеру. Его концепция готовит детей к технологически развитому миру. Специалистам будущего требуются всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии, технологии и математики.

Необходимость получения БТЕМ-образова-ния связана с тем, что в ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане, будет резко не хватать 1Т-специалистов, программистов, специалистов высокотехнологичных производств. В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже трудно представить, и все они будут связаны только с высокотехнологичным производством.

Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии и технологии. Именно поэтому 8ТЕМ-образование или НТТМ (научно-техническое творчество молодежи) становится приоритетным, где развивают высокотехнологичное производство. Острую необходимость в научно-инженерных кадрах осознают как государство, ориентированное на технологический прогресс и рост инновационной экономики, так и 1Т-компании. Согласно программе БТЕМ-об-разования, помимо физики и математики, студенты изучают робототехнику, конструируя и программируя собственных роботов. На занятиях используется специальное лабораторное и учебное оборудование: ЗБ-принтеры, средства визуализации и прочая техника.

Концепция БТЕМ-образования готовит студентов к работе в технологически развитом мире.

При определении концептуальных основ обновления содержания технического и профессионального образования Республики Казахстан через призму деятельности УМО, в первую очередь, нужно обратить внимание на разработку программ по техническим специальностям, основанных на БТЕМ-технологии.

Принимая во внимание мировые тенденции развития и модернизации профессионального образования, а также активный процесс реформирования казахстанского ТиПО, одной из актуальных задач является создание принципиально новой казахстанской модели УМО, с

Л

учетом мирового опыта, отвечающей требованиям современного рынка труда.

Учебно-методические объединения Республики Казахстан - это новый механизм образовательного пространства, призванный аккумулировать согласованную работу государственных, профессионально-общественных структур с объединениями работодателей для создания принципиально новых по содержанию государственных образовательных стандартов, типовых программ и методик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Казахстане действует 54 учебно-методических объединений по 22 профилям, перед которыми стоят задачи:

• трансформации содержания образовательных программ с учетом полиязычия, в том числе введение дисциплин на английском языке;

• внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата;

• поэтапный переход на кредитно-модуль-ную технологию обучения;

• разработка и внедрение новых образовательных программ на основе стандартов ХУогЫзкШв и создание центров компетенций по отраслям;

• разработка программ по техническим специальностям, основанных на БТЕМ-техно-логии.

Это основные задачи УМО в рамках Модернизации 3.0.

В этой связи сегодня назрела необходимость в создании новой модели УМО, совершенствовании нормативно - правовой базы, а именно создании организационной структуры управления, типовых правил деятельности УМО.

В рамках новой модели УМО необходимо переориентироваться на тесное сотрудничество с работодателями в качестве основных заказчиков по подготовке кадров.

В современных условиях необходимо переходить на новый уровень системного взаимодействия с зарубежными образовательными центрами. Привлечение международных экспертов позволит увидеть достоинства и недостатки отечественного опыта, а также внедрять лучший мировой опыт в обновление содержания образовательных программ.

С целью повышения эффективности деятельности УМО предлагаем:

• актуализировать типовые правила дея-

тельности УМО ТиПО;

• разработать механизм взаимодействия УМО, организационную структуру;

• обеспечить взаимодействие с работодателями в разработке образовательных программ, профессиональных стандартов и т.д.;

• гармонизировать образовательные программы в соответствии с мировыми тенденциями и требованиями стандартов WorldSkills, с учетом полиязычия, STEM-технологии;

• обеспечить методическое сопровождение внедрения программ прикладного бакалавриата, основанных на кредитно-модульной технологии.

В этой связи необходимо приложить совместные усилия для решения поставленных задач по обновлению содержания технического и профессионального образования через призму деятельности УМО, которые в ближайшем будущем дадут плодотворные и долгосрочные результаты.

И только совместными усилиями исполнительной власти, профессионально-общественных организаций (УМО), работодателей, международных экспертов можно решить вопросы которые стоят сегодня на повестке дня.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Государственная программа развития об- g

разования и науки Республики Казахстан на ^

2016-2019 годы [Электронный ресурс] http:// JS adilet.zan.kz/rus/docs/Ul 600000205

2.Брыксина О.Ф. STEM-образование: дань §3 моде или необходимость? / О.Ф. Брыксина, ~ E.H. Тараканова. Сборник материалов VIII S Международной научно-практической конфе- g ренции (21-24 июня 2016 года) «Инфо-стра- ? тегия 2016: общество, государство, образова- ~ ние».-2016.-С. 306-309.

3.Годунова Е.А. Многомерный взгляд на ^ мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы g в образовательной практике // Годунова Е.А., с Рождественская JI.B. [Электронный ресурс] с http : //edugalaxy. intel. ru/index. php

4.Борибеков K.K. Модульно-компетент- « ностный подход к разработке образовательных -программ ТиПО. [Электронный ресурс] https:// g elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A% п 2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid% I 3D27276512 и

Cj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.