о
О.В. Синько,
заместитель директора по научно-методической работе КГКП «Костанайский политехнический высший колледж»
He?i)?i свздер: оцу-эд1стемел1к oip.iecmiK, бтм беру багдарлама-лары, мазмунды жсщарту, мо-дулъдт-цузыретттк тэст, кре-dummiK технология, квпттдтк, цолдсшбалы бакалавриат.
Ключевые слова: учебно-методическое объединение, образовательные программы, обновление содержания, модулъно-компе-тентностный подход, кредитная технология, иолиязычие, прикладной бакалавриат
Keywords: educational and methodological unit, educational programs, content updating, modular-competence approach, credit technology, multilingualism, applied bachelor's degree
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ -ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТИПО
Ацдатпа
Осы макалада техникальщ жэне кэсштш бш1м беру мазм^нын жацартуда оку-эдютемелш б1рлестш-тершщ рел1 карастырылады. Ресей жэне Беларусь Республикасы секшд1 кершшес мемлекеттершщ тэж1рибес1 кел'пршген. K^a3ipri жагдайда ОЭБ мацы-зды мшдеттер1 модульдш-к^зыреттшш тэсшше, кептшдш1кп ескерумен кредитпк технологияга не-пзделген жаца здэпактьщ бЫм беру багдарламаларын, колданбалы бакалавриаттьщ багдарламаларын эз1рлеу, сондай-ак; К^азакстанда WorldSkills козгалы-сыньщ дамуымен WorldSkills стандарттарына непз-делген багдарламаларын эзфлеу болып табылады.
Аннотация
В данной статье рассматривается роль учебно-ме-тоднческнх объединений в обновлении содержания технического и профессионального образования. Приведен опыт соседних государств: России и Республики Беларусь. Отмечено, что важной задачей УМО в современных условиях является разработка образовательных программ нового поколения, основанных на модульно-компетентснотном подходе, кредитной технологии, с учетом полиязычия, программ прикладного бакалавриата, а также с развитием движения WorldSkills в Казахстане - программ, основанных на стандартах ^ЪгШЗкШз.
Annotation
In this article, the role of educational and ^ methodological units in updating the content of S technical and vocational education is considered. The experience of neighboring states is cited: Russia and the Republic of Belarus. It is noted that an important task of the EMA in modern conditions is the development of new generation educational programs based on modular-competence approach, credit technology, 2 multilingualism, applied bachelor programs, and the development of the WorldSkills movement (programs based on the WorldSkills standards) in Kazakhstan.
UJ h-
^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
С наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом, в стране поставлены амбициозные цели по улучшению качества образования.
Президентом Казахстана поставлена задача о вхождении республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования, в том числе ТиПО, играет важную роль в достижении этой цели.
Ведущая роль в определении содержания образования, в развитии инновационных образовательных программ, методик и технологий отводится учебно-методическим объединениям, при чем это характерно для всех экономически развитых стран мира.
Во многих государствах оценкой качества образования занимаются профессиональные сообщества, а уровень подготовки выпускников непосредственно оценивают промышленные фирмы, корпорации и другие потребители выпускников. Так, в США важнейшую роль в формировании объема и содержания инженерных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам играют различные профессиональные общества, объединения и ассоциации.
При определении концептуальных основ I обновления содержания технического и про-22 фессионального образования Республики Ка-^ захстан через призму деятельности УМО, в 5а первую очередь, был изучен опыт соседних ^ государств России и Белоруссии, являющихся ~ экспертами внедрения модульных образова-
- тельных программ в Казахстане.
Белорусская модель учебно-методических ш объединений действует в рамках Республи-
- канского института профессионального обра-| зования (РППО).
Правовая регламентация деятельности
- учебно-методических объединений в сфере профессионального и технического образования обеспечивается Кодексом Республики
аукаи практика ^
Беларусь об образовании, Положением об учебно-методическом объединении в сфере профессионально-технического образования, Положением о Координационном научно-методическом совете учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования и приказом Министра образования Республики Беларусь «Об учебно-методических объединениях в сфере профессионально-технического образования».
УМО выполняют важные функции и задачи: участвуют в разработке и совершенствовании образовательных стандартов ТиПО; образовательных программ; разработке предложений по совершенствованию подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.
Белорусская модель учебно-методических объединений - это качественное экспертное сообщество, обеспечивающее методическую, кадровую, организационно-педагогическую интеграцию учреждений профессионально-технического образования.
Российская модель учебно-методических объединений представляет собой новый механизм государственно-общественного развития, усиливающий вертикаль федерального или регионального управления.
Деятельность УМО регламентируется следующими нормативно-правовыми документами: Законом «Об образовании» РФ, Типовыми Правилами деятельности УМО в системе СПО, Приказом МОН РК об утверждении положений об УМО в системе СПО.
Согласно Закона «Об образовании» РФ учебно-методические объединения рассматриваются как составная часть системы общественно-государственного управления образованием.
Модель функционирования российских УМО неоднократно претерпевала изменения. Однако их основными задачами являются развитие региональных систем профобразования, кадрового потенциала и создание на межрегиональном уровне единого информационного пространства.
В связи с внедрением стандартов нового поколения профобразования, включением РФ в движение ХУогЫБкШз потребовалось формирование качественно новых форм коорди-
3(21)72018
нации и учебно-методического обеспечения деятельности профобразования.
Таким образом сложилась новая модель УМО России для повышения управления системой профессионального образования.
Учебно-методические объединения Республики Казахстан - это новый механизм образовательного пространства, призванный аккумулировать согласованную работу государственных, профессионально-общественных структур с объединениями работодателей для создания принципиально новых по содержанию государственных образовательных стандартов, типовых программ и методик в соответствии с мировыми тенденциями и требованиями инновационного развития экономики страны.
В современных условиях важной задачей УМО Республики Казахстан является разработка образовательных программ нового поколения, основанных на модульно-компе-тентснотном подходе, кредитной технологии, с учетом полиязычия, программ прикладного бакалавриата, а также с развитием движения ХУогЫБкШз в Казахстане - программ, основанных на стандартах ХУогЫБкШз.
1 .Разработка образовательных программ нового поколения, основанных на модуль-но-компетентснотном подходе.
С 2016 года модульные программы внедряются на базе партнерских колледжей Холдинга «Кэсшк;ор». С 2017 года колледжи Республики Казахстан внедряют актуализированные программы, основанные на модульно-компе-тентностном подходе, в режиме эксперимента по 130 специальностям.
Программы, основанные на модульно-ком-петентностном подходе, являются средством обеспечения качественной подготовки специалистов.
Современный рабочий в условиях модернизации производства - это работник с высокой интеллектуальной составляющей содержания труда, и его подготовка возможна только в условиях технического и профессионального образования. В целях формирования кадрового потенциала на первый план выходит интеграция колледжей и производства. При разработке модульных программ можно
увидеть эту интеграцию в виде совместного планирования новых образовательных задач по должностям и рабочим профессиям с учётом новых требований и профессиональной деятельности.
Модульные программы, основанные на компетенциях, предполагают наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников.
В результате проведенного анализа использования модульно-компетентностного подхода в отечественной и зарубежной теории и практике образования выявлены и сформулированы основные сущностные характеристики данного подхода:
• основной единицей содержания обучения является модуль, обладающий целостностью, определенной внутренней структурой, направленностью на достижение конкретных образовательных целей;
• организация учебного процесса требует создания условий по освоению методов деятельности и способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации, а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной деятельности;
• при этом подходе фиксируется возможность гибко реагировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения: проектировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, своевременно корректировать процесс обучения;
• использование модульно-компетентностного подхода на практике значительно упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе, становится очевидным использование различных активных методов обучения, перераспределение активности от педагога к обучающемуся.
2.Разработка образовательных программ, основанных на кредитной технологии.
Важным элементом ТиПО в зарубежных странах является кредитная система обучения, которая позволяет реализовывать принцип «обучения в течение всей жизни» (lifelong learning).
Кредитная система обучения предполага-
х <
m О
т £
из
О «
О §
X
X Щ
н
а. О ш н
ет изменение позиций студента и преподавателя в учебном процессе. При вводимой системе студент из пассивно воспринимающей стороны превращается в активного участника учебного процесса. Кредитная система предусматривает организацию студентов на самостоятельное, активное овладение системой знаний, умений, навыков, на накопление творческого опыта, на развитие их учебно-познавательной деятельности, профессионально-познавательных потребностей, интересов [1,2].
Поэтому одним из важных направлений по обновлению содержания ТиПО в Казахстане должно стать внедрение программ, основанных на кредитной технологии.
3.Разработка образовательных программ нового поколения с учетом полиязычия
Одним из существенных направлений модернизации системы подготовки инновационных кадров является подготовка полиязычных кадров для нашего государства, с последующей интеграцией в мировое экономическое и образовательное пространство.
Планомерный переход к единовременному обучению на казахском, русском и английском языках в республике предусмотрен в 79 шаге Плана Нации «100 шагов» и Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы [3].
В колледжах создаются условия для обучения отдельных дисциплин на английском языке. В этих целях закупается учебная литеек ратура на английском языке, разрабатываются I учебные программы, в которых предусмотре-22 ны специальные дисциплины на английсом ^ языке. Согласно стратегическому плану Ми-5а нестерства образования и науки Республики ^ Казахстан до 2021 года планируется увели-~ чить количество дисциплин, преподаваемых
- на английском языке с учетом подготовленно-
0
1 сти кадрового потенциала.
В этой связи перед УМО стоят задачи раз- работки образовательных программ с учетом ^ полиязычия, методологической базы полиса язычного обучения (учебно-методический ш
- комплекс дисциплин на казахско-русско-английском языках, модули, силлабусы, рабочие программы).
аукаи практика ^
4.Разработка образовательных программ прикладного бакалавриата
В Законе РК «Об образовании» с 2015 года, были введены новые понятия «прикладной бакалавриат» и «прикладной бакалавр», которые предусматривают квалификацию, присуждаемую лицам, освоившим образовательные программы послесреднего образования, объединяющие в себе преимущества программ высшего образования и ТиПО.
Идея прикладного бакалавриата в полной мере соответствует трендам государственной политики в сфере образования - усилить прикладной компонент как в организациях технического и профессионального образования, так и в высших учебных заведениях.
Суть программы прикладного бакалавриата в том, чтобы объединить теоретическое и практико-ориентированное обучение, что требует формирования особого перечня учебных программ прикладного бакалавриата. На первом этапе студенты получают фундаментальные представления, а затем обучаются по программам практико-ориентированных модулей, которые отрабатываются во взаимодействии с работодателями.
Однако на сегодняшний момент в Казахстане отсутствуют программы прикладного бакалавриата, учебно-программная документация.
Необходимо вести работу по внедрению в учебные заведения ТиПО программ прикладного бакалавриата, что обеспечит интеграцию профессиональных программ высшего учебного заведения и колледжа, обеспечивающую серьёзную теоретическую подготовку и овладение практическими навыками работы на производстве, а также предоставит возможности для получения одной или нескольких рабочих профессий.
Учитывая, что в системе образования Казахстана начато развитие непрерывного и многоуровневого образования: от старших классов средней школы до высшего образования идея прикладного бакалавриата является логическим завершением указанного цикла.
В связи с этим УМО необходимо выработать методику разработки образовательных программ прикладного бакалавриата на мо-
дульной основе с применением кредитной технологии обучения.
5.Разработка образовательных программ нового поколения, основанных на стандартах WorldSkills.
Для популяризации рабочих специальностей среди молодежи в Казахстане с 2015 года развивается движение Worldskills. Ежегодно проводятся региональные и национальный чемпионаты, расширяется перечень компетенций конкурса.
Содержание деятельности конкурсантов на данном чемпионате выходит за рамки Государственного общеобязательного стандарта образования по специальностям. В связи с этим появилась необходимость подготовки конкурсантов к участию в чемпионате WorldSkills. Данная проблема может быть решена посредством внедрения в систему ТиПО образовательных программ на основе требований стандартов WorldSkills, осуществление проведения итоговой аттестации выпускников на основе стандартов WorkldSkills, либо дополнительного образования обучающихся: через разработку и внедрение специальных дополнительных общеобразовательных об-щеразвивающих программ по подготовке конкурсантов на базах специализированных центров компетенций (WorldSkills), организаций дополнительного образования [5,6].
В этой связи перед УМО стоят задачи выработки методических рекомендаций по разработке программ такого содержания, которые позволят выровнять дисбаланс подготовки кадров с учетом мировых требований, используя различные инструменты.
УМО должны активно развивать международное сотрудничество. Участие муждународ-ных экспертов в разработке образовательных программ нового поколения позволит увидеть достоинства и недостатки отечественного опыта, а также ускорить интеграцию в мировое образовательное пространство.
УМО предстоит значительное обновление форм своей деятельности с закреплением уже достигнутого. Именно это будет гарантией соответствия государственно-общественных объединений долгосрочным интересам поступательного развития отечественного техни-
ческого и профессионального, послесреднего образования.
Эффективная организация работы УМО должна стать действенным механизмом решения задач модернизации технического и профессионального образования, механизмом создания условий для взаимовыгодной интеграции с работодателями по обновлению содержания и технологий подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также центром обновления содержания образования на основе лучшего мирового опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1.Асанов H.A., Организация образовательного процесса на основе кредитной технологии./H.A. Асанов, Д.А. Калдияров, Г.С. Минажева. - Алматы: Казак университет!, 2004,- 234с.
2.Ахметова Г.К. Современное образование Казахстана в поисках идеала. В кн.: Кредитная система обучения: опыт внедрения и перспективы./Г.К. Ахметова - Алматы: Казак университета, 2004. - 90 с.
3.Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы // Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205. — [Электронный ресурс], http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Ul 600000205
4.Максимов Н. Учебно-методические объединения вузов в системе управления высшей школой/ Н. Максимов // Высшее образование в России. - 2007. - № 10.
5.Методология по разработке типовых учебных планов и программ по специальностям и дисциплинам ТиПО на основе профессиональных стандартов. Курманалина Ш.Х. Искалиева А.Б. Досанова Т.С. Квитко Е.М.[Э-лектронный pecypc]kkn.kz
6.Борибеков К.К.Модульно-компетент-ностный подход к разработке образовательных программ ТиПО. [Электронный ресурс] kkn.kz
7.Тимофеев А.Ю. Проблемы реализации сквозных образовательных программ/ А.Ю.Тимофеев // Профессиональное образование. Столица,- 2010,- № 4. - С. 36-37.
х <
m О
(Г>
á из О ÖS
О
§
X
X Щ
н
а. О ш н