Научная статья на тему 'Дидактическая целесообразность применения электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплине "Моделирование производственных и экономических процессов"'

Дидактическая целесообразность применения электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплине "Моделирование производственных и экономических процессов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОНДЫ ОқЫТУ РЕСУРСТАРЫ / ЦИФРЛЫ ОқЫ-ТУ РЕСУРСТАРЫ / ОқЫТУ үРДіСіН ұЙЫМДАСТЫРУ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулина Г.Б.

В статье рассматриваются возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов для обеспечения интерактивности процесса обучения. Описываются происходящие при этом изменения в компонентах методической системы обучения. Приводятся примеры электронных образовательных ресурсов, способствующих повышению качества обучения. Осуществлён анализ электронных образовательных ресурсов, позволивший сделать вывод о возможности использования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая целесообразность применения электронных образовательных ресурсов в обучении дисциплине "Моделирование производственных и экономических процессов"»

— Вестник «Орлеу^-kst ^^^^^^^^

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

*

S х

<с m о

го

£ W О

О О

W ^

о

о. С

ш

X X

о S

<с m О X

X

s

Г.Б. Абдулина,

преподаватель, Костанайский индустриально-педагогический колледж

Нег1зг1 свздер: электронды оцыту ресурстары, цифрлы оцы-ту ресурстары, оцыту урдшн уйымдастыру.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, организация учебного процесса.

Keywords: electronic educational resources, digital educational resources, organization of the educational process.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Ацдатпа

Макалада окыту YPДiсi интерактивтшпн камта-масыз ету Yшiн электрондык бшм беру корларын колдану мYмкiндiктерi карастырылады. Окыту жYЙесi эдютемелш компоненттерiнде орындала-тын eзгерiстер сипатталган. Окыту сапасын артты-ру Yшiн электрондык бiлiм беру корларын колдану мысалдары берiлген. Оку YPДiсiнде колданалатын электрондык бiлiм беру корларыньщ талдауы iске асырылып, колдану мYмкiндiктерiне корытынды жасалган.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов для обеспечения интерактивности процесса обучения. Описываются происходящие при этом изменения в компонентах методической системы обучения. Приводятся примеры электронных образовательных ресурсов, способствующих повышению качества обучения. Осуществлён анализ электронных образовательных ресурсов, позволивший сделать вывод о возможности использования в учебном процессе.

Annotation

The article examines the possibilities and conditions for the use of electronic educational resources to ensure the interactivity of the learning process. Describes the changes in the components of the methodical training system that take place. Examples of electronic educational resources that contribute to improving the quality of education are given. The analysis of electronic educational resources is carried out, which allowed to draw a conclusion about the possibility of using in the educational process.

Вестник «Oрлеу»-kst

и

Современное мировое сообщество существует в условиях глобальных вызовов, таких как широкое распространение новых технологических достижений, внедрение инноваций, ускоренное развитие 1Т-технологий, мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование должно находиться на переднем крае преобразований, как отмечается в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы [1]. Главное направление модернизации казахстанской системы образования предполагает возможность получить новые профессиональные навыки, в частности, в колледже. При этом на первый план выходит стратегическое направление, ориентирующее на максимально эффективную систему современных форм обучения и обогащение содержания образования; оно базируется на широком использовании возможностей современных электронных образовательных ресурсов. Это предусмотрено, в частности, теми изменениями, которые внесены в 2015 г. в Закон Республики Казахстан «Об образовании» [2].

Комплексный характер понятия «электронный образовательный ресурс» определяет многообразие подходов к его определению. Т. Ф. Бородина выделяет два основных направления понимания сущности электронных образовательных ресурсов. С одной стороны, ставится знак равенства между любым видом учебного материала в электронной форме и электронным образовательным ресурсом [3, с. 241 - 243.]. Такого же подхода придерживается Н. В. Осетрова, она предлагает относить к электронному образовательному ресурсу «любой воспроизводимый посредством компьютера информационный продукт» [4, с. 144]. С другой стороны, понятие «электронный образовательный ресурс» рассматривается как комплексный феномен: это комплексный тематически выстроенный учебный ма-

териал, представленный в компьютерной сети. Так, сторонник данного подхода А. А. Телегин считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается «целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т. п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области» [5, с. 23]. Электронные образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать комплексу требований: дидактические требования - системность, проблемность, наглядность, сознательность, прочность усвоения знаний, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций; эргономические требования - интуитивно понятный интерфейс, простота навигации, свободная последовательность работы [6].

Нас интересуют характеристики системы ЭОР, необходимой для повышения эффективности учебной деятельности в рамках обучения дисциплине «Моделирование производственных и экономических процессов».

Основные проблемы в процессе обучения дисциплине «Моделирование произ- К водственных и экономических процессов» <! заключаются в следующем: формулировка О задачи или цели исследования, выявление

РЧ

возможных альтернатив решения приме- О нительно к исследуемой ситуации, определение присущих исследуемой системе щ

требований, условий и ограничений. При- о

л

менение математического моделирования С

сводится к выбору (построению) матема- §

тической модели исследуемого процесса, щ

решению задачи внутри модели и содер- §

жательной интерпретации полученных ^

результатов. Данная процедура обычно §

вызывает затруднения у студентов, так щ как требует сочетания формального и

82

Вестник «Орлеу^-kst

*

К х

<С m о

го

£ W О

О О

W ^

о

о. С

ш

X X

о S

<с m О X

X

s

неформального мышления, поэтому использование математических моделей и обучение моделированию должны присутствовать на протяжении изучения всего курса математики. Это предполагает в первую очередь создание запаса математических моделей, описывающих экономические процессы.

С целью преодоления указанных проблем нами был разработан комплекс Электронно - образовательный ресурс, включающий мультимедийные презентации, интерактивные практические задания и упражнения, тесты с автоматизированной обработкой результатов.

В мультимедийных презентациях пошагово расписан ход решения тех или иных задач, доступно и коротко с графическими иллюстрациями, описан теоретический материал. В каждом из них применяют текстовые фрагменты, элементы гипермедиа. Используются также скрин-касты, в которых автор показывает, каким образом составляется математическая модель задачи и как решить эту задачу средствами MS Excel. Интерактивные упражнения, созданы средствами Learningapps. org, используются для самостоятельной проверки своих знаний. Тесты с автоматизированной обработкой результатов, используются для проверки, закрепления и обобщения учебного материала, является одним из стимулов активизации познавательной деятельности учащихся и способом объективизации итоговой отметки, выявления преподавателем действительного уровня подготовленности обучающегося.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы повышают скорость, глубину и прочность усвоения информа-

ции, а также активизируют интерес студента к изучаемому предмету. Совпадение дидактических требований к системе ЭОР с общими методическими требованиями к содержанию учебного материала свидетельствует о последовательности подходов к процессу обучения в системе общего среднего, среднего технического и профессионального образования Республики Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 гг. от 01.03. 2016 г. № 205. - [Электронный ресурс].

- URL:http://tengrinews.kz/zakon/

2. Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 (с изм. и доп., по сост. на 11.07.2017 г.).- [Электронный ресурс]. -URL: http://online.zakon.kz

3. Бородина, Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности [Текст] / Т. Ф. Бородина // Молодой ученый. - 2014.

- №13. - С. 241 - 243.

4. Осетрова Н. В. Книга и электронные средства в образовании [Текст]/Н.В. Осетрова. - М.: Изд. сервис Логос, 2003.

- 144с.

5. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.А. Телегин. - Курск, 2006. - 23с.

6. Единые требования к электронным образовательным ресурсам. - М., 2011.

- 48 с. [Электронные ресурсы]. - URL: http://kpfu.ru/docs/ F939875832/et.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.