Научная статья на тему 'Инновационные подходы в организации методической деятельности колледжа'

Инновационные подходы в организации методической деятельности колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в организации методической деятельности колледжа»

ü

Вестник «Орлеу^-kst

сабактарында окушыларды дайындай алатын тYрлi технологияларды пайдалануы кажет. Сондай технологиялардыц 6ipi - оку жэне жазу аркылы окушылардыц сын т^ргысынан ойла-уын дамыту технологиясы. Сын т^ргысынан ойлауды дамыту технологиясыньщ негiзгi уста-нымдары топтык жумыска, еркiн ойлауга, жаз-баша, ауызша ой алмасуга, мэтiн мэнiн ашуга, автор iрiктеген сездер мен сез тiркестерiнде жаткан угымдарды тYсiнуге, эрекеттеспкке негiзделедi. Оку сауаттылыгы тYсiнiп окудан басталып, сездер магынасына, грамматика жэне тшдш, мэтiндiк курылымдарга талдау жасауды камтиды. Сол себептi м¥Fалiмдер бел-сендi окыту жэне оку стратегияларын, аудито-рияда тиiмдi байланыс жасау жолдарын оку са-уаттылыгыныц жалпы ережелерiн мецгерулерi тиiс. Оку сауаттылыгы бойынша бул багдарла-маныц непзп максаттарыныц бiрi - окушылар мектеп аясында жэне мектептен тыс уакытта ненi окитынын, кандай максатпен окитынын кец аукымда камтуды карастыратындыктан, муFалiмдер осы мэселелердi зерттегенi, оны колданыстагы оку баFдарламаларымен бай-ланыстырып, салыстыру жасаулары мацызды болмак.

Дорыта айтканда, К^азакстанныц PISA зерттеуiне катысу нэтижесi республикадаFы жалпы бiлiм беретiн мектеп педагогтершщ мыкты пэндiк-теориялык бiлiм беретiндiгiн, бiрак оны накты емiрдегi жаFдайларда пайда-лануFа Yйретпейтiндiгiн керсетедi. Сол себепт 2014-2015 оку жылында педагог кадрлардыц бiлiктiлiгiн арттыру жэне кайта даярлау кур-

старында PISA халыкаралык зерттеуш жYргiзу аясында окушылардыц функционалдык оку сауаттылыFын дамыту жолдары тYсiндiрiлiп, аFымдаFы оку жылында мэселенi бiрлесiп шешу енгiзiлдi. Олай болса, окушылардыц оку жетютсктерш баFалайтын PISA халыкаралык зерттеулерi баFытында окушылардыц оку сауаттылыFын жэне функционалдык сау-аттылыFын калыптастыру ^азакстан мектебi муFалiмдерiнiц кэсiби кузыреттшшн дамыту-дыц басты устанымы болуы шарт.

ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1

1. Мектеп окушыларыныц функционалдык сауаттылыFын дамыту женшдеп 2012 - 2016 жылдарFа арналFан улттык iс-кимыл жоспары // ^азакстан Республикасы Yкiметiнiц 2012 жыьиы 25 маусымдаFы № 832 каулысы.-[Электронный ресурс]. - Байланыс режима adilet.zan.kz

2. Результаты международного исследования оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ Казахстана. Национальный отчет. - Астана: НЦОСО, 2013. - 237 с.

3. PISA халыкаралык зерттеуш жYргiзу аясында окушылардыц функционалдык сауат-тылы^ын дамыту эдiстерi бойынша ^азакстан Республикасы педагог кызметкерлершщ бшктшгш арттыру баFдарламасы. Оку сауат-тылыFы. Мугашмшц жумыс дэптерi. «Назарбаев Зияткерлш мектебЬ», PEARSON, Автор-лык кукык, 2014.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА

а г*

н и

Н

И =

Рч

и

н =

S

Одним из важнейших средств повышения педагогического мастерства педагогов и мастеров производственного обучения, связывающие в единое целое всю систему работы

Р.М. Бекенова,

методист КГКП «Костанайский профессионального—технический колледж», Костанайская область

колледжа, является системно организованная научно-методическая работа. Роль научно-методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимо-

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « стью оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения.

Учитывая уровень учебно-воспитательного процесса, запросы и потребности преподавателей, состояние учебно-материальной базы колледжа, а также особенности контингента студентов, научно-методическая работа осуществляется в соответствии с Правилами об организации методической работы в учебных заведениях ТиПО. План научно-методической работы, составляемый ежегодно к началу учебного года, основан на « Комплексной программе развития колледжа в 20082020 годы». Коллектив педагогов и мастеров производственного обучения работает над научно-методической темой «Формирование профессионально грамотного специалиста посредством использования креативного подхода в организации учебно-воспитательной деятельности».

Наше учебное заведение на рынке образования как колледж работает всего второй год, но педагоги осознанно и с интересом и различной степенью эффективности повышают педагогическое мастерство. Можно выделить следующие основные направления работы методической службы:

• повышение профессиональной компетенции педагогов на курсах повышения квалификации республиканского, областного и городского уровня;

• участие всех педагогов и мастеров производственного обучения в обучающих семинарах, проведении открытых уроков, классных часов и мероприятиях, научно-практических конференциях колледжа и города, ежегодных педчтениях;

• индивидуальная методическая работа педагогов и мастеров ПО;

• научная работа педагогов; издательская деятельность педагогов;

• участие в конкурсах колледжа, города, области;

• распространение и обобщение педагогического опыта;

• руководство педагогами научной работой обучающихся.

Педагоги колледжа успешно применяют и внедряют образовательные технологии и их элементы. Среди них технология интерактивного обучения, использование которой позво-

ляет выстраивать учебный материал, когда обучение репродуктивного характера сочетается с проблемным, поисковым. При этом повышается мотивация обучения, основанного на разноуровневом подходе и разработке содержания учебного материала, повышается качество знаний обучающихся. Эту технологию успешно апробирует преподаватель спецдисциплин по квалификации «Маркетинг» (по отраслям) Иохим Т. С. Элементы технология развивающего обучения, применяемые преподавателем Малых Е.А. на уроках истории и обществознания, позволяют развивать обучающихся, самим принимать решение, находить выход из трудной ситуации. В колледже эффективно используются информационные технологии преподавателями Щербаковой И.В., Бектыбаевой А.К., Кужановой Г.Е., Геря В.Г., которые отмечают, что ИКТ позволяет наглядно отображать преподаваемый материал, привлекать обучающихся к изучению и применению дополнительных компьютерных программ. В 2013-14 учебном году на уровне колледжа был обобщен передовой опыт преподавателей: Кужановой Г.Е., преподавателя физики, Нурпеисова Р.Т., руководителя по начальной военной подготовке и Малых Е.А., преподавателя истории.

Использование педагогами на своих уроках различных методов как уровневая дифференциация, создание проблемных ситуаций и их решение, связь теоретических и практических знаний позволяют сегодня решать существующую потребность в подготовке и выпуске активных деятельностных специалистов, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям.

Этому способствуют также подготовка и проведение разнообразных видов уроков, которые проводятся в рамках цикловых недель преподавателями в течение учебного года: это нетрадиционные уроки как урок-путешествие по предмету «Химия» (преподаватель Геря Я В.Г.), урок-семинар по русскому языку и ли- ^ тературе (преподаватель Бекенова Р.М.), обоб- ^ щающий урок по физике ( Кужанова Г.Е.), ■ интерактивный урок по предмету «Торговые вычисления» (Иохим Т.С), урок-игра по «То- И вароведению» (Чемезова Н.А.), ряд уроков Н производственного обучения с применением интерактивного оборудования с учетом ин-

Вестник «Oрлеу»-kst

а

^

н и

н

и =

Рч

и

н =

2

дивидуальных особенностей обучающихся (мастера ПО Бабич Н.А., Бабенко Г.А., Золо-товская И.В., Бекенов Б.К., Сулейменов Р.К.), развивающий творческое воображение учащихся урок по спецпредмету «Дендрология» (Прусова В.К.).

В колледже организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов. Создана «Школа молодого специалиста» для молодых и вновь прибывших специалистов, обучение которых продолжается в течение трех лет. Работа этой школы предусматривает обучение через различные виды семинаров: обучающие, научно-методические, в форме «круглого стола», проведение психологических тренингов. Ежегодно в рамках ШМС молодые специалисты успешно дают открытые уроки, классные часы и проводят другие мероприятия.

Более опытные педагоги объединены в «Школу педмастерства», системная работа которой обеспечивает развитие педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных качеств. Здесь также предусмотрены разнообразные формы работы: это и педагогические и психологические тренинги, работа в группах, «мозговой штурм», практические и творческие задания, обмен опытом, приглашение педагогов по обмену опытом из других учебных заведений. В нашем учебном заведении в 2012 году были аттестованы 11 педагогов и мастеров ПО, в 2013 году аттестовались 8 человек, в 2014 - 7 человек, а в 2015 подали заявление на аттестацию 11 человек.

Одной из форм проявления сознательного саморазвития является самообразование педагогов. В нашем учебном заведении разработана единая схема плана самообразования. Каждый педагог и мастер ПО определяет и формулирует индивидуальные цели, формы, методы и содержание работы, основываясь на общей методической теме колледжа. Самообразование основано на принципах всеобщности, непрерывности, целенаправленности, взаимосвязи. Оно является связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора.

Коллектив педагогов и мастеров производственного обучения колледжа продолжает целенаправленную работу по созданию учеб-

но-методических комплексов (УМК). Коллегиально было принято решение поэтапно и ежегодно разрабатывать учебно-методические комплекты к программному материалу по своим предметам. Так, мастерами производственного обучения разработаны десятки сборников инструкционных карт по всем квалификациям, преподаватели спецдисциплин создают глоссарий по своим предметам на трех языках (русском, казахском, английском), а преподаватели общеобразовательного цикла разрабатывают сборники дифференцированных, развивающих, творческих заданий и электронные пособия. В 2013 году лицензировано электронное пособие по казахскому языку и литературе (Утетлеуова Г.Ш.), в 2015 году готовится работа на лицензирование по обществознанию преподавателем Малых Е.А..

Целью методической службы является выявление творческой личности педагога, обладающего инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью создания новых ценностей и принятию творческих решений и определение новых подходов к организации работы в данном направлении. Поэтому ежегодно в колледже проводятся методические конкурсы и месячники. Так, за три года проведены: методический месячник на тему «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством компьютерных технологий», конкурс среди председателей методических комиссий «Лучший портфолио МЦК», затем «Лучший портфолио педагога». Методической службой колледжа проведен конкурс-фестиваль открытых уроков «Современный урок - урок развития личности», в 2014 году -конкурс «Лучший учебно-методический комплект», в новом году запланирован конкурс электронного портфолио педагога.

Также педагогами колледжа создана ме-диатека электронных презентаций, электронных пособий, видеофильмов, видеороликов по темам и проведенным мероприятиям, которая ежегодно пополняется.

Хорошо организованная система методической работы открывает путь к мастерству каждому преподавателю и мастеру производственного обучения. Мы стремимся к тому, чтобы методическая работа способствовала

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник « повышению уровня профессиональной компетенции педагогического коллектива колледжа, от которого в конечном итоге зависит подготовка высококвалифицированного специалиста. Без хорошо поставленной и разумно-организованной системы методической работы, основанной на уважительном отношении к творческому наследию и современным идеям педагогики, на уважении к преподавателю, выстроить педагогический процесс практически невозможно. Чтобы правильно организовать методическую работу, надо знать о преподавателе как можно больше и научиться любить своих преподавателей, гордиться каждым их достижением, защищать их от разного рода негативных воздействий внешней среды.

Есть много вещей, очень ценных для человека, которых добиться может только сообщество людей. Выполнение плана методической работы позволит реализовать личную потребность преподавателей в профессиональном совершенствовании, как личности и как профессионала, обеспечив тем самым высокое качество функционирования нашего колледжа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебн.-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

2. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.

3. Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессиональной культуры. Школа 2006 №2.

4. Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя. Сибирский учитель. 2003.

5. Голубева Л.В. Методическая работа в школе. - Волгоград, 2007.

6. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. - М., 2007.

7. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М., 2001.

8. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. - Волгоград, 2007.

9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. - М., 1998.

ГЫЛЫМИ - ПЕДАГОГИКАЛЬЩ МАМАНДАРДЫ ДАЙЫНДАУДЬЩ АКМЕОЛОГИЯЛЬЩ АСТАРЛАРЫ

^азакстан Республикасы нарык жагдайындагы адам капиталын кажет ететш когамныц жаца сапасына ендь ^огамдык ка-тынастар жYЙесiндегi езгерютер бшм беру саласына эсерш типзбей коймайды. Бул ма-мандар дайындаудыц жаца эдю-тэсшдерш iздестiру мен жYзеге асыруды талап етедi, оныц мазмуны Yнемi езгерiске ушырайтын элеуметпк-экономикалык жагдайда тиiмдi

Байболов Ж.Ж.,

Шыгыс Казахстан облысы, Семей цаласы, Семей квп салалы колледжг, цогамдыц пэндер оцытушысы

эрекет етуге дайын болатын, шыгармашыл, кэаби ушкыр, езiн-езi дамытуга жэне жетш-дiруге кабiлеттi тулганы калыптастыруга багытталуы тиiс. Осындай талаптарды кэсь би тургыда мамандарга акмеология кояды.

Акмеологиялык эдiс-тэсiлдер мэселе-лерш зерттеуге кептеген галымдар ез жумы-старын арнады:

кэсiбилiкке кол жеткiзу (А.А.Бода-

а г*

н и

H

И =

Рч

и

H =

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.