1
ны аткарады. ^аз1рп заман адамныц осы кузыреттшкп мецгере отырып тек «кэаби икемдiлiгiн оцтайландыруды камтамасыз ету гана емес, юке асырылу мYмкiндiгiн «Yнемi окып - Yйрену жэне eзiн-eзi жасау талабын калыптастыра алады [6].
Елбасымыз Н.Э.Назарбаевтыц ^азакстан халкына арналган Жолдауында айтылган бiлiм беруге катысты мэселелер бэрiмiздi де бей-жай калдыра алмайды. ^азакстан-дагы эрбiр урпактыц ертецп дYниенiц
терт тYкпiрiнде езшщ калаган унаткан жэне когамга пайдалы ойлар максатта еркiн ецбек
ете алатын болуын елбасымыз кадап айтты. Эркениетке бурган елiмiздiц жастары - ертецп мемлекет тiрегi. ^огамга да ец басты керегi - елдщ ертецiне деген сенiм мен Yмiт. Сол тiрек нык та, берш, сенiмдi болуы Yшiн бэсекеге кабшетп мамандар дайындау YPДiсi арнайы жэне орта мектептерден бастау ал-мак. Сондыктан да оныц iрге тасын, ондагы мрашмдердщ бiлiм децгейiнiц жогары болуын кадагалау жэне арттыру - педагогика-лык кызметкерлердiц бшктшшн арттыру институттыц негiзгi мiндеттерiнiц бiрi болып кала бермек.
ПАИДАЛАНЫЛГАН ЭДЕБИЕТТЕР:
1. ^азакстан Республикасыныц «Бшм туралы» Зацы. - Алматы, 2010. - 6 бетг
2. Бакирбекова А.М., Жолбасарова А.Б. ^азакстандагы бiлiм беру жYЙесiн жетiлдiру -Астана, 2015. = Режим доступа: http://martebe.kz/bilim-beru-zhuiesin-zhetildiru.
3. ^Р «Бшм берудi дамытудыц 2011-2020 жылдарга арналган Мемлекетпк багдарлама-сы». 07.12.2010ж. №1118 Жарлыгы.
4. Назарбаев Н.Э. «^азакстан-2050» стратегиясы дамыган мемлекеттщ жаца саяси багы-ты» - ^азакстан халкына Жолдауы - Егемен ^азакстан, 17.01.2012 ж.
5. Барлыбаева Р.Д., Барлыбаева Л.Е. Инновациялы; окыту - сапалы бiлiм берудщ кепiлi. -Актебе, 2013. - 23 бетi.
6. ^аз1рп бiлiм беру жYЙесiнiц максаты. - Режим доступа: http://el.kz/m/articles/view.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ТЭЛЕГЕН М.Э.,
Костанайский государственный педагогический
институт, г. Костанай
Во всех развитых странах в последние десятилетия идет процесс модернизации систем повышения квалификации, так как именно это звено образовательной системы является одним из важнейших механизмов развития любого общества, основной формой подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для всех сфер экономической и духовной жизни страны.
Непрерывное инновационное образование диктует необходимость подтверждения профессиональной квалификации и постоянной самообразовательной деятельности в конкурентной образовательной системе образования. Поиск эффективных путей содействия
профессиональному развитию и росту педагогов обеспечивает система повышения квалификации.
В условиях нарастающей глобализации социально-экономическх и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется научная парадигма казахстанского образования. Все более актуальным становится компетентностное образование, направленное на формирование практически применимых знаний, умений и навыков.
Современные программы повышения квалификации специалистов в сфере образования характеризуются следующими основными признаками:
- построение содержания на основе единства обогащения уже имеющихся знаний и уровня квалификации и освоение принципиально новых знаний;
- выраженная адресность повышения квалификации;
- расширение среды повышения квалификации;
- разнообразие технологий обучения специалистов, способствующих развитию профессиональной компетенции.
Сказанное особенно актуально для профессии учителя, что обусловлено непрекращающимся развитием общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых учебников и пособий, появлением новых педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности учителя, возрастающими темпами роста научной информации.
Личность учителя, его профессионально-методическая и технологическая компетентность, социальная зрелость являются наиболее значимыми условиями обеспечения качества и эффективности процесса преподавания и учения, залогом устойчивого непрерывного профессионального развития.
Профессиональная компетентность педагога становится центральной в процессе преподавания, обучения и воспитания. Ценностно-смысловым в подготовке будущих учителей является личность ученика, их самосовершенствование и саморегулирование, готовность к активному и успешному функционированию в ХХ1-м веке.
В Костанайском государственном педагогическом институте с 2012 по 2014 гг. курсы повышения квалификации на базе ФАО НЦПК «Эрлеу» - Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования Республики Казахстан (РИПК-СО) прошли 106 преподавателей педагогических специальностей, из них 25 человек - на базе крупнейших зарубежных университетов: Ньюкаслского университета и Нор-вического института языкового образования (Великобритания), университета Цукуба (Япония), Валенсийского политехнического университета (Испания), Лиссабонского выс-
шего технического университета (Португалия), Международной академии менеджмента и технологий в г. Дюссельдорф (Германия).
В настоящее время на курсы повышения квалификации на базе ФАО НЦПК «Эрлеу» - РИПКСО направлена еще одна группа педагогов нашего вуза. В 2015 году курсы повышения пройдут еще 37 преподавателей, из них 16 - в зарубежных университетах.
За период обучения были освоены материалы четырех модулей: «Современные подходы в системе непрерывного образования», «Технологии саморазвития, самосовершенствования, самореализации», «Системы оценивания результатов образования», «Современные цифровые технологии в преподавании и обучении».
Преподаватели вуза принимают участие в вебинарах, онлайн -конференциях и семинарах, проводимых РИПКСО, а также в интерактивных формах, которые организуют кафедры и преподаватели института.
Обновление форм организации обучения педагогов в системе повышения квалификации проходит через качественное кадровое сопровождение в вузе.
В настоящее время преподаватели активно используют на занятиях технологию проектного обучения, технологию критического мышления, цифровые технологии: программы CamStudio (программа, используемая для записи скринкаст); Free Quizmaker (программа для разработки компьютерных тестов) и другие.
Как показывают результаты опроса, у студентов повышается интерес к изучаемым дисциплинам, развиваются такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Результативность курсов повышения квалификации дает возможность пополнения научно-теоретических и научно-методических знаний, апробирования на практике в аутентичных условиях школы, размышления, обобщения и взаимодействия в интерактивном режиме с коллегами способствовали значительным профессионально-психологическим изменениям учителей, а именно:
Ключевые идеи уровневых программ способствовали переходу на качественно иной,
DH
научный уровень осмысления преподавателями собственной практики и активизировали поиск соответствующей научно-методической литературы, ее анализ и практическую адаптацию в практику преподавания.
Формируемые в процессе обучения по уровневым программам навыки планирования преобразования практики преподавания в вузе в достаточной степени универсальны и могут быть успешно применимы в процессе планирования деятельности как организации образования в целом, так и отдельных ее структурных подразделений.
Избранный формат обучения (теоретико-концептуальные основы - практика - рефлексия) оптимален и весьма эффективен, поскольку позволяет узнать, апробировать, проанализировать и систематизировать новый теоретико-методический опыт.
Преемственность в содержании уровневых программ способствует переосмыслению ранее полученных знаний и навыков на более высоком уровне обобщения, расширению диапазона их практического применения в школьной практике.
Программа повышения квалификации содействует значительному расширению информационного поля преподавателей в области технологий и инновационной методики преподавания, позволяет усовершенствовать понимание категорий менеджмент и самоменеджмент, лидерство в обучении, взаимообучение, взаимооценивание и др.
Актуальность и практическая значимость новых подходов в преподавании (Action research, Lesson study, лидерство учителя, сетевое профессиональное сообщество) значительно расширили диапазон методического арсенала казахстанских педагогов.
Широкая направленность программы повышения квалификации работников вуза требует выделение следующих признаков повышения квалификации:
- наличие уже полученного основного базового образования;
- личностная ориентированность и пер-сонифицированность курсовой подготовки;
- актуализация имеющихся образовательных потребностей;
- все возрастающая комплементарность (то есть, означающее полное восполнение
того, чего нет в образовании человека, но является жизненно необходимым для его полноценного развития);
- непрерывность.
Преподавателя высшей школы, прежде всего, интересует практический результат обучения, связанный с возможностью применять новые знания с целью закрепления или повышения своего профессионального статуса, поэтому особую роль приобретает содержание образования. Приобретенные знания и формирующиеся на их основе умения содействуют развитию личности педагога, если:
- соответствуют его запросам;
- могут быть применены в предметно-практической деятельности;
- имеют интегративный характер;
- обеспечивают оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний;
- носят проблемный, открытый характер.
Основными принципами обучения являются: приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, принцип опоры на опыт обучающегося, индивидуализация обучения, системность обучения, конкретность обучения, принцип актуализации результатов обучения, принцип элективности обучения, принцип развития образовательных потребностей, принцип осознанности обучения.
Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично коррелируют с ними, как, например, принципы развития образовательных потребностей, индивидуализации или опоры на опыт.
Мониторинг качества использования инновационных методов и технологий обучения преподавателей кафедр показал, что все, кто прошли через обновленную систему повышения квалификации проявляют инновационные качества в преподавательской деятельности.
Так, на креативном уровне используются критическое мышление (технологии Блума - интерпретации, творческие задания, критическая рефлексия), мультимедиа, метод проектов, информационные веб - технологии), smart - технологии (постановка smart - целей, применение системы оценивания по разрабо-
1
танным критериям).
Например, преподавателями кафедр факультета иностранных языков наряду с использованием активных методик обучения (проблемные лекции, case-study, проектные задания и т.п активно используются интернет-технологии. Это следующие интернет-платформы: Edmodo, G-global, Prezi и Cloud-технологии. По результатам исследования самой рентабельной интернет-платформой является G-global - 42% преподавателей. Далее, Edmodo - 27% преподавателей, Prezi - 19% и Cloud-технологии используются 12% преподавателей кафедры иностранных языков.
В мае 2015 года в конференц-зале института прошла выставка инновационных проектов по теме «От инновации к практике», в которой приняли активное участие преподаватели, прошедшие курсы повышения квалификации на базе крупнейших зарубежных университетов.
Цель проектов: внедрение инновационных технологий в учебный процесс.
Было представлено 13 проектов. Все проекты заслуживают внимания, и по результатам защиты проектов было рекомендовано обобщить их и принять по ряду проектов в конкурсе научных проектов на грантовое финансирование МОН РК.
Таким образом, развитие профессионализма педагогов в системе повышения квалификации будет эффективным, если будет строиться на разработанной методологии, будет учитывать современные тенденции развития термина «профессионализм педагога» как интегративного понятия, а также, если учитываются предпосылки и оптимизируются, активизируются детерминанты его развития, создаются благоприятные организационно-педагогические и социально-педагогические условия развития профессионализма педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 20112020 годы. - Астана, 2011.
2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. - Астана, АО НИШ, 2013. -214 с.
3. Брагинова Н. П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ. - М.: МВШСЭН. - 2008. - 68 с.
4. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/06/20/0000280352/11_Konoplitskij.pdf.
5. Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование. - Режим доступа: http://www. evarussia.ru/eva2001 /russian/sod_116.html
6. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. - М.: АПП ЦИТП, 1992. - 64 с.
ПЕДАГОГТАРДЫЦ КЭС1БИ ЦУЗЫРЕТТШШН АРТТЫРУ ЖОЛДАРЫ
ТУСУПОВА М.М., Е.А. Букетов атындагы КарМУ, Караганды цаласы
Осы замангы бшм беру жYЙесiнсiз эрi алыс-ты барлап, кец аукымды ойлай бшетш осы замангы мрашмдераз иновациялы; экономика к^ра алмайтындыгымыз жайлы елiмiздiц Президент! Н.Э. Назарбаевтыц Yстiмiздегi жылгы ^азакстан халыктарына арнаган «Бэсекеге кабшетп ^азакстан Yшiн, бэсекеге кабшет-т халык Yшiн, бэсекеге кабшетп улт Yшiн»
атты Жолдауында ерекше аталып етiлiп, ^а-закстанныц бэсекеге кабшеттшпн камтамасыз етуге мYмкiндiк беретш, экономикалык жэне когамдык жацару кажеттшктерше сай бiлiм керектiгiне назар аударылган болатын. БYгiнгi ^ннщ негiзгi мшдет - бiлiм беру жYЙесiн дамыту парадигмасыныц «баршага бiлiм беруден - тацдау бойынша бiлiм беру-