Научная статья на тему 'Система непрерывного повышения квалификации учителей школ в условиях северного региона'

Система непрерывного повышения квалификации учителей школ в условиях северного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / NORTHERN REGION / МЕТОДИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / IN-SCHOOL SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / TEACHING COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Руднева Регина Ириковна

Современной школе необходим учитель, обладающий высоким творческим и научным потенциалом, имеющий критические взгляды к своему личному опыту, постоянно обновляющего знания и овладевающего новыми профессиональными навыками. Для этого необходимо в регионе создать систему непрерывного повышения квалификации учителей, которая будет реализована на уровне города, и на уровне общеобразовательной школы. Такой педагог будет содействовать успешному решению задач повышения эффективности образовательного процесса в школе. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил определить ряд значительных несовершенств курсов повышения квалификации учителей, организованных в регионе. Города Ханты-Мансийского автономного округа Югры имеют свои особенности. Это и молодость городов, и их пространственная замкнутость, и слабая насыщенность инфраструктуры. Сказывается и отдаленность от «большой земли» субъектов повышения квалификации, и незначительное количество высших учебных заведений. Курсы повышения квалификации учителей проводятся эпизодически, где нарушаются принципы непрерывности и оперативности обновления знаний. Выбор программы повышения квалификации определяется из перечня предлагаемых программ, а не из потребностей учителя. В межкурсовой период практически не выполняется слушателями дальнейшая самостоятельная работа. Данные факты диктуют необходимость создания непосредственно в образовательном учреждении внутришкольной системы непрерывного повышения квалификации. Эта система будет тем механизмом, который осуществляет совершенствование мастерства учителей с учетом их педагогических потребностей. Акцент также будет делаться на создание городских методических сообществ, основное содержание деятельности которых будет связано с повседневными проблемами учителей. Их работа будет реализовываться через мастер-классы, проектные команды, творческие группы, дистанционные Интернет-проекты, семинарские занятия и вебинары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна, Руднева Регина Ириковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF SCHOOLTEACHERS IN THE NORTHERN REGION

Modern school needs a teacher with high creative and scientific potential, with critical views on his/her personal experience, continually updating knowledge and acquiring new professional skills. It urgently requires developing the regional system of continuous professional training of teachers that will be supported by city educational authorities and secondary schools. This teacher will contribute to the successful solution of the tasks on efficient improving the educational process at school. The analysis of academic papers on this issue has allowed defining a number of significant shortcomings of teachers' training courses, organized in the region. The cities of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra being at the long distance from the "Big Land” have some specific features; they are young, with relatively undeveloped infrastructure, and with a small number of local higher education institutions. Teachers' training courses are offered sporadically violating the principles of continuity and timeliness of updating knowledge. The programmes for training courses are proposed from the list of approved programmes, and do not always meet the teachers' needs. In the intercourse period the individual work is not mainly done by students of the courses. These facts necessitate developing in-school system of continuous professional training in the educational institution. This system will provide improving pedagogical skills of the teachers taking into account their pedagogical needs. It gives impact on the development of city teaching communities aimed at providing methodological assistance for teachers. Their work will be implemented through master classes, project teams, creative teams, Internet projects, seminars and webinars.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного повышения квалификации учителей школ в условиях северного региона»

УДК 371.2.018.46

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ

В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

© 2017

Насырова Эльмира Фанилевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика профессионального образования» Руднева Регина Ириковна, аспирант Сургутский государственный университет (628412, Россия, Сургут, проспект Ленина, 1, e-mail: rinchy@yandex.ru)

Аннотация. Современной школе необходим учитель, обладающий высоким творческим и научным потенциалом, имеющий критические взгляды к своему личному опыту, постоянно обновляющего знания и овладевающего новыми профессиональными навыками. Для этого необходимо в регионе создать систему непрерывного повышения квалификации учителей, которая будет реализована на уровне города, и на уровне общеобразовательной школы. Такой педагог будет содействовать успешному решению задач повышения эффективности образовательного процесса в школе. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил определить ряд значительных несовершенств курсов повышения квалификации учителей, организованных в регионе. Города Ханты-Мансийского автономного округа - Югры имеют свои особенности. Это и молодость городов, и их пространственная замкнутость, и слабая насыщенность инфраструктуры. Сказывается и отдаленность от «большой земли» субъектов повышения квалификации, и незначительное количество высших учебных заведений. Курсы повышения квалификации учителей проводятся эпизодически, где нарушаются принципы непрерывности и оперативности обновления знаний. Выбор программы повышения квалификации определяется из перечня предлагаемых программ, а не из потребностей учителя. В межкурсовой период практически не выполняется слушателями дальнейшая самостоятельная работа. Данные факты диктуют необходимость создания непосредственно в образовательном учреждении внутришкольной системы непрерывного повышения квалификации. Эта система будет тем механизмом, который осуществляет совершенствование мастерства учителей с учетом их педагогических потребностей. Акцент также будет делаться на создание городских методических сообществ, основное содержание деятельности которых будет связано с повседневными проблемами учителей. Их работа будет реализовываться через мастер-классы, проектные команды, творческие группы, дистанционные Интернет-проекты, семинарские занятия и вебинары.

Ключевые слова: повышение квалификации учителей, совершенствование педагогического мастерства, северный регион, методические сообщества, внутришкольная система повышения квалификации, саморазвитие, самообразование.

THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF SCHOOLTEACHERS

IN THE NORTHERN REGION

© 2017

Nasyrova Elmira Fanilevna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Theory and Methodology of Professional Education» Rudneva Regina Irikovna, post-graduate student Surgut State University (628412, Russia, Surgut, Lenina prospect, 1, e-mail: rinchy@yandex.ru)

Abstract. Modern school needs a teacher with high creative and scientific potential, with critical views on his/her personal experience, continually updating knowledge and acquiring new professional skills. It urgently requires developing the regional system of continuous professional training of teachers that will be supported by city educational authorities and secondary schools. This teacher will contribute to the successful solution of the tasks on efficient improving the educational process at school. The analysis of academic papers on this issue has allowed defining a number of significant shortcomings of teachers' training courses, organized in the region. The cities of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra being at the long distance from the "Big Land" have some specific features; they are young, with relatively undeveloped infrastructure, and with a small number of local higher education institutions. Teachers' training courses are offered sporadically violating the principles of continuity and timeliness of updating knowledge. The programmes for training courses are proposed from the list of approved programmes, and do not always meet the teachers' needs. In the intercourse period the individual work is not mainly done by students of the courses. These facts necessitate developing in-school system of continuous professional training in the educational institution. This system will provide improving pedagogical skills of the teachers taking into account their pedagogical needs. It gives impact on the development of city teaching communities aimed at providing methodological assistance for teachers. Their work will be implemented through master classes, project teams, creative teams, Internet projects, seminars and webinars.

Keywords: professional training of teachers, improvement of pedagogical skills, Northern Region, teaching communities, in-school system of continuous professional training, self-development, self-education.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Успешное решение задач роста эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, инициативное внедрение новых технологий обученияи развития учащихся в немаловажной степени зависит от теоретической, научной и практической подготовленности учителя, его профессиональной и личностной культуры, что предполагает его непрерывное созидательное самосовершенствование. Большую роль в профессиональном самосовершенствовании учителей и роста их педагогического мастерства играет правильно организованная система непрерывного повышения квалификации педагогов региона. Нельзя говорить о дальнейших перспективах развития, об исполнении программы модернизации образования в России, о введении в педагогическую

практику новых технологий обучения, форм и методов организации учебного процесса без системной работы по совершенствованию и обучению педагогических кадров региона.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Общие вопросы современного состояния, совершенствования и развития системы повышения квалификации учителей анализировались в работах Ю.К. Бабанского [1], Л.А. Даринской [2], Н.В. Кузьминой [3], Ю.И. Кулюткина [4], Ф.Г. Паначина [5], И.В. Резанович [6], В.И. Шуляр [7]. Наиболее полно, в историческом аспекте развития, рассматривает проблему повышения квалификации педагогических кадров П.В. Худоминский [5].

Повышение педагогического мастерства в исследованиях педагогов (Василенко Л.И. [8], Романова К.Е. [9], Саранцева М.В. [10], Усольцева И.В. [11], Якушева С.Д. [12] и др.) часто рассматривается как система, нацеленная на расширение объема профессиональных знаний. Эта система ориентирована на репродуктивно-мо-нологический метод. Исследования, проведенные В.А. Прутниковой, подтвердили, что традиционная система повышения квалификации не инициирует рост педагогического мастерства и раскрытие творческого потенциала учителя, так как личностно-отчужденное, ориентированное лишь на предметное содержание образование, позволяет повышать только уровень информированности, что само по себе не является гарантом роста педагогического мастерства [13].

Формирование целей статьи (постановка задания). Повышение квалификации учителей в период проведения реформ всей российской образовательной системы -важная задача сегодняшнего дня. Для ее решения необходима организованная системная работа по подготовке и обучению педагогических кадров, которая должна реализовываться на уровне региона, города и общеобразовательной школы. Так как города северного региона имеют свои особенности, связанные с суровостью природно-климатических условий и отдаленностью от «большой земли» субъектов повышения квалификации, необходимо организовать внутришкольную систему непрерывного повышения квалификации учителей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности понятия «повышение квалификации», некоторые авторы концентрируют внимание лишь на углубление и расширение педагогических и специальных знаний. Так, например, С.Л. Костонян под повышением квалификации преподавателей и других работников образования, имеет в виду углубление и расширение педагогических и специальных знаний и умений, обогащение их мастерства на основе овладения передовым педагогическим опытом и новейшими достижениями науки [5]. Такого же мнения придерживается О.Е. Лебедев, утверждающий, что сущность процесса курсов повышения квалификации, состоит в подготовке педагогических кадров к решению новых, более сложных задач обучения и воспитания учащихся, вытекающих из требований общества и имеющихся возможностей для их реализации. Главной задачей этого процесса, считает автор, является, прежде всего, обновление и углубление профессиональных знаний на основе достижения науки и передового опыта [5].

Последипломный период учителя имеет еще одну немаловажную функцию: непрерывное совершенствование педагогического мастерства. Это особенно обнаруживается с того времени, как педагог уже освоился со своей профессией, адаптировался и овладел методикой обучения своему предмету, особенно после 3-5 лет работы. Учитель начинает осознавать и постигать опыт коллег, свой опыт, а также изучает различную литературу, обобщает передовой опыт, то есть продолжает профессиональное самообразование и самосовершенствование. На основе этих знаний, он выступает с докладами на педагогических советах школы, методических объединениях учителей, педагогических чтениях, научных и методических конференциях, совещаниях и семинарах разного уровня. Выступает как автор методических разработок и научных статей в педагогических изданиях, в периодической печати, пропагандирует свои изыскания и находки.

Система повышения квалификации, осуществляемая в региональной системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализуется с учетом социально-культурного контекста. Это обусловлено труднодоступностью и отдаленностью субъектов повышения квалификации от регионального вуза,

сложностью взаимодействия и обучения в режиме реальности и других факторов. Это и зависимость политической, социальной, экономической жизни города от эффективности работы градообразующих предприятий; и сервисный характер работы большей части трудоспособного населения; и большое количество временно проживающих рабочих-вахтовиков; и многонациональный состав населения; и суровые природно-климатические условия; и молодость городов, их пространственная замкнутость; и слабая насыщенность инфраструктуры; и недостаточность культурно-развлекательных, массово-зрелищных мероприятий; и незначительное количество высших и средних специальных учебных заведений, что определяет преимущественное получение среднего, высшего, послевузовского образования вне родного города [14]. Все это накладывает определенный отпечаток на организацию системы непрерывного повышения квалификации учителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры.

Анализ литературных источников [15-19] по данной проблеме позволил определить еще ряд значительных недостатков системы повышения квалификации учителей, главный из которых заключается в том, что этот процесс отходит от требований, предъявляемых к нынешней российской системе образования. К недочётам, имеющейся в настоящее время системы повышения квалификации, можно отнести следующие положения. Во-первых, слабая профессиональная направленность обучения. Во-вторых, курсы повышения квалификации действуют эпизодически, то есть фрагментарно вписываются в опыт учителя, и, как следствие, нарушаются принципы непрерывности, оперативного обновления и пополнения знаний большинства учителей. В-третьих, в межкурсовой период практически не осуществляется слушателями дальнейшая самостоятельная работа. В-четвертых, отсутствие связи между преподавателем и слушателем в процессе обучения на курсах повышения квалификации. В-пятых, в процессе обучения используются традиционные формы, которые являются ресурсно-затратными, и как следствие отмечается низкий уровень самостоятельности слушателей. В-шестых, выбор программы повышения квалификации, как правило, осуществляется без учета потребностей учителей, а определяется из перечня предлагаемых программ.

Данный факт диктует необходимость создания непосредственно в образовательном учреждении внутриш-кольной системы повышения квалификации, которая будет являться тем механизмом, позволяющего осуществлять подготовку учителей с учетом их педагогических потребностей, через обучение новым знаниям, умениям, навыкам в реальных условиях учебно-воспитательного процесса конкретной образовательной организации. Смысл обучения учителей внутри школы повышается многократно в ситуации, когда отмечается недостаток финансовых средств для решения весьма значимого вопроса - повышения квалификации учителей в регионе.

На первом этапе - организационном - этот процесс требует взаимодействия и согласованности всех участников эксперимента (администрации, учителей) и должен включать:

- совместное определение цели совершенствования педагогического мастерства с учетом социального заказа;

- совместный анализ и коррекцию цели с учетом особенностей совершенствования педагогического мастерства в условиях северного региона; выявление основных проблем и определение причин их возникновения, личностных и профессиональных затруднений; путей и средств их разрешения;

- личное восприятие цели совершенствования педагогического мастерства учителем школы в условиях северного региона;

- совместную разработку содержания, методов и организационных форм достижения цели по совершен-

ствованию педагогического мастерства учителей в системе повышения квалификации в условиях северного региона.

Организационный этап предполагает вовлечение учителей школ в деятельность по выявлению общих педагогических проблем, подготовке и реализации предложений по их решению; созданию условий преемственности при переходе с одного этапа на другой в процессе совершенствования педагогического мастерства; выяснению затруднений в профессиональной деятельности посредством экспертной оценки и самооценки уровня профессионального мастерства учителя. Так же планируется проведение открытых уроков и их анализ; бесед с учителями, учащимися и их родителями.

Обучающий этап должен быть направлен на обновление знаний учителей школы; совершенствование умений и навыков, сосредоточенных на преодоление выявленных затруднений. Реализация данного этапа осуществляется в процессе системной и целенаправленной теоретической подготовки учителей для работы современных условиях. Высокая мотивация всех участников эксперимента является фактором его успешности. Началу эксперимента должна предшествовать большая целенаправленная работа со всеми его участниками. Активный поиск новых форм методической работы может обеспечить повышение и совершенствование педагогического мастерства учителей школы. В связи с этим необходимо организовать городские методические сообщества (среда профессионального общения), форма работы которых будет направлена на:

- создание добровольной ассоциации независимых субъектов, объединенных общими интересами в решении той или иной проблемы;

- обеспечение устойчивой системы связей и отношений, основанной на потребности учителей разных образовательных учреждений в творческом общении между собой;

- создание профессионального круга единомышленников, сотрудников.

Мы рассматриваем городские методические сообщества как межшкольные профессиональные объединения учителей, которые предусматривают взаимодействие двух и более образовательных учреждений в решении общих проблем. Основное содержание деятельности сообщества должно быть связано с повседневными проблемами учителей - осмысление учителями основных идей модернизации и развития образования, одним из которых является введение профильного обучения на старшем этапе средней школы; концепции профильного обучения, его стратегии. Методические сообщества будут работать над различными проблемами, основание для их выбора - запросы, затруднения групп учителей, учреждений образования или образовательной системы города в целом; необходимость адаптировать эффективный опыт; педагогические технологии к условиям введения профильного обучения и модернизации образования [20].

На этом этапе также необходимо вовлечение учителей в деятельность, требующую профессионально-педагогической подготовки, через участие в семинарских занятиях, диспутах, профессионально-педагогической диагностике, публикациях в педагогических изданиях. К традиционным формам развития и обновления знаний у педагогов добавили и новую форму - вебинары. Участие в вебинарах позволит реализовать разноуровневую систему методической подготовки учителя, реально обеспечить потребности учителей в методических материалах. Особенно это важно для учителей, работающих на удаленных территориях. Обучающий этап содействует обновлению знаний основных концепций образования; получению глубоких знаний теоретических и методологических основ предметной образовательной области; психолого-педагогических способов решения проблем в образовательной деятельности, что и позволяет осу-128

ществлять педагогическую деятельность на уровне современных требований.

Следующий этап - развивающий - направлен на активизацию практической деятельности через организацию различных форм работы городских сообществ. Данные формы работы должны носить интерактивный характер, позволяющий каждому учителю реализовать свой потенциал; раскрыть личностные качества учителя; повысить самооценку; сформировать команду единомышленников, которая и после окончания работы в методическом сообществе будет испытывать потребность в дальнейшем взаимодействии. К формам работы методических сообществ относятся: мастер-классы (в том числе дистанционные); проектные команды; творческие группы; дистанционные Интернет-проекты; взаимопосещение открытых уроков. В практике эти формы успешно применяются в зависимости от тех задач, которые решает каждое методическое сообщество.

В основу обновления содержания, форм и методов педагогической деятельности с учетом модернизации образования, положено использование образовательных возможностей сети Интернет, которые позволяют учителям расширять свое информационно-образовательное пространство, принимать участие в виртуальных педагогических чтениях и в обсуждении актуальных вопросов; делиться опытом. Каждый желающий учитель может получить знания в той или иной научной области, воспользовавшись Интернетом, дистанционно выбрать понравившийся курс или мастер-класс. Тематика мастер-классов включает в себя: различные аспекты использования информационных технологий (формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернет), актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, модульно-рей-тинговое обучение и др.), авторские методики обучения отдельным учебным предметам (информатика, математика, русский язык, литература, английский язык и др.). Дистанционные мастер-классы проводятся в деятель-ностном формате. Зарегистрированный участник получает материалы по электронной почте, принимает активное участие в их обсуждении, прорабатывает вместе с коллегами актуальные проблемы и вопросы. Участники, которые имеют полный доступ в Интернет, могут использовать его возможности при общении с коллегами. Во время проведения мастер-класса участники изучают научно-практические и методические разработки; обсуждают полученные материалы с помощью внутренней рассылки; задают друг другу вопросы, получают консультации ведущих преподавателей; участвуют в дискуссиях и предлагают для обсуждения собственные вопросы, проблемы и методические разработки. Преимущества занятий в дистанционных мастер-классах в том, что выбирается удобное время для выполнения заданий и освоения предлагаемого материала, а при очном обучении, как правило, возникают сложности для определения времени проведения занятий, оптимального для всех. Недостатком можно считать недостаточную информационно-коммуникационную грамотность учителей, которая создает проблемы при подобной форме обучения.

Другая группа методических сообществ - проектные команды. Функция проектных команд связана с разработкой на основе какой-либо педагогической идеи технологий, план-конспектов уроков, программ, дидактических материалов. В процессе этой деятельности решаются задачи, которые в дидактике частных методиках недостаточно разработаны. Учителя проектных команд определяют общие подходы, разрабатывают необходимые документы: программы, технологии, проекты. Проектирование становится ведущим видом деятельности, но не ограничивается только им - все разработки проходят обязательную апробацию в практике и при необходимости корректируются. Результат работы этих сообществ находит отражение в материалах, которые АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

используют учителя других школ. Так, учителя, участвующие в эксперименте ознакомились с опытом учителей по проектированию и разработке технологических карт с использованием технологии модульного обучения.

В рамках введения модульного обучения предполагается формирование нового содержания образования, обеспечение его вариативности [21; 22]. Данные изменения достигаются за счет разработки факультативных и элективных курсов. Работа учителей по созданию городского банка учебно-методического сопровождения модульного обучения является одной из приоритетных по данному направлению и включает программы элективных и факультативных курсов и методические рекомендации по их реализации. По нашему мнению, основное внимание должно уделяться разработке элективных курсов для профильного обучения, а также более активно вовлекать в работу учителя Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения. Эта роль существенно сложнее, чем при традиционном обучении, и требует от учителя более значительного уровня педагогического мастерства. Учителю необходимо освоить новую парадигму образования; дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика; с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. А значит, учитель профессионально совершенствуется и сам. Участие учителей в Интернет-проектах способствует переосмыслению их многолетнего опыта, становится важной составляющей их педагогической деятельности.

Творческий этап предполагает осмысление учителем проделанной работы; осуществление самоанализа; формирование положительной мотивации на самосовершенствование (самообразование и самовоспитание). Сегодня жизненный успех каждого учителя зависит от него самого, от его самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание и саморазвитие, то есть сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку [23]. Высокий уровень проявления педагогического мастерства учителя отмечается осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.

Для профессионального роста учителя необходим постоянный обмен педагогическим опытом, участие в конкурсах педагогического мастерства. Учителю необходимо идти в ногу со временем, отвечать всем требованиям и пожеланиям общества. На первый план выходит саморазвитие.

Саморазвитие - это постоянный процесс, направленный на изменение каких-либо количественных и качественных показателей. Этому способствуют семинары, курсы переподготовки работников образования, программы, конкурсы педагогического мастерства, творческие конкурсы, помогающие учителю раскрыть свои способности и творчески развиваться. Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримым является тот факт, что этот уровень должен постоянно расти, так как без процесса самообразования учителя эффективность различных курсов повышения квалификации, конференций и семинаров невелика. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя [24; 25].

Данный этап позволяет учителю осуществлять познание и анализ (самоанализ) явлений собственного

сознания и педагогической деятельности. Организация деятельности по самообразованию способствует направленной совместной деятельности администрации и учителей школ на осмысление значения психолого-педагогических знаний учителей путем выявления и развития способностей к самоанализу, самооценке взглядов, мнений, позиций и убеждений, формирования ценностного отношения и ценностных ориентаций, самоактуализации и самореализации в процессе образовательной деятельности. С появлением в работе учителя компьютера и сети Интернет значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, учителя активно участвуют в работе различных педагогических Интернет-сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих мастер-классах, а самое главное - это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Уровень готовности учителя к самосовершенствованию (саморазвитию и самовоспитанию) определяется на основе выполнения учителем теоретической, практической работы или методических разработок уроков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует отметить, что каждое образовательное учреждение должно активно работать по созданию продуманной системы повышения квалификации и по стимулированию роста педагогического мастерства учителей. Исходя из этого положения, мы пришли к следующим выводам:

организация внутришкольной системы повышения квалификации учителей на основе взаимодействия администрации и учителей общеобразовательной школы является одним из наиболее перспективных направлений в процессе совершенствования педагогического мастерства в условиях северного региона;

обеспечение взаимодействия администрации и учителей школы позволяет более полно раскрыть творческий и педагогический потенциал учителей, повысить мотивацию и активность участия других субъектов образовательного процесса;

повышение личностного и профессионального вклада учителей в решение образовательных задач повлияет на процесс совершенствования их педагогического мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 561 с.

2. Даринская Л.А. Взаимосвязь педагогических и образовательных технологий в системе постдипломного педагогического образования // Киев: Народна освгга, 2010. Выпуск 8.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

4. Кулюткин Ю.Н. Развитие творческого потенциала учителя в процессе его последипломного образования // Проблемы непрерывного образования. Псков: Курсив, 1995. № 4. С. 3.

5. Ямбаев Р.Р. Теоретико-методологические аспекты повышения квалификации преподавателей социальных и технических дисциплин среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2003. 201 с.

6. Резанович И.В., Шкерина Г.А. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизацион-ного повышения квалификации // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2010. 160 с.

7. Шуляр В.И. Механизмы реализации государственных стандартов общего среднего образования в системе повышения квалификации педагогических работников // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №

3(12). С. 74-77.

8. Василенко Л.И. Имидж молодого учителя-предметника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psylist.net/pedagogika/pedaks.htm.

9. Романова К.Е. Особенности реализации концепции формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей // Наука и Школа. 2010. № 2. С. 63-66

10. Саранцева М.В., Куровский В.Н. Управление процессом совершенствования профессионального мастерства педагогов системы общего образования на муниципальном уровне // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2010. № 1. 160с.

11. Усольцева И.В., Насырова Э.Ф. Использование деятельностного подхода в обучении как одно из условий совершенствования методической компетенции педагога в условиях реализации стандартов второго поколения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 6. С. 144-148.

12. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: М.: «Академия», 2010. 256 с.

13. Маштакова Г.Ю. Развитие саморегуляции деятельности учителя как определяющее условие повышения его педагогического мастерства: дис. ... канд. пед. наук : 19.00.01. Казань, 1998. 180 с.

14. Косенок С.М. Развитие системы непрерывного регионального образования (методология, теория, практика): автореферат дис. д-ра пед. наук. Сургут, 2007. 47 с.

15. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.

16. Скоробогатова А.И. Повышение квалификации работников образования в контексте реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 63-65.

17. Куликова Ю.Н., Волков С.Н. Возможность использования «идеи свободного выбора» в системе повышения квалификации научно- педагогических кадров высшей школы в России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 79-84.

18. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 113-117.

19. Купцова Ю.В. Повышение квалификации педагогов дополнительной образовательной организации в современной системе образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 12-15.

20. Серебрякова В.И. Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. Санкт-Петербург, 2005. 229 с.

21. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под общ.ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 272 с.

22. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности / под общ.ред. С.Д. Резника. М.: Инфра-М, 2010. 389 с.

23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. 358 с.

24. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.

25. Википедия интернет-энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.