Научная статья на тему 'Инновации как вектор развития интеллектуально-образовательного потенциала современного общества'

Инновации как вектор развития интеллектуально-образовательного потенциала современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОГРАММЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КАЗАХСТАН / INNOVATIONS / INTENSIFICATION / UNIVERSITY / QUALIFICATION / KAZAKHSTAN / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саморуков Анатолий Александрович

актуальность выбранной темы обусловлена проблемой современного образования, основанного на индивидуализации и дифференциации образования, альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как вектор развития интеллектуально-образовательного потенциала современного общества»

Инновации как вектор развития интеллектуально-образовательного потенциала современного

общества Саморуков А.А.1, Школьник М.Л.2

1Саморуков Анатолий Александрович /Samorukov Anatolij Aleksandrovich - кандидат

педагогических наук; 2Школьник Маргарита Леонидовна / ShkolnikMargarita Leonidovna - студент, кафедра государственного управления и истории, Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена проблемой современного образования, основанного на индивидуализации и дифференциации образования, альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации.

Abstract: the urgency of the problem isduc to the chosen theme present-day éducation is based on the individual lization and differentiation of éducation, education systems and institutions alternativity, flexibility and agility of education andprogram documentation.

Ключевые слова: инновации, интенсификация, университет, программы, квалификация, Казахстан. Keywords: innovations, intensification, university, programs, qualification, Kazakhstan.

Современное образование основано на индивидуализации и дифференциации образования, альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.

В быстро меняющемся мире происходит скорейшее обновление содержания образования, что сказывается на сроках действия образовательных стандартов.

Образование и наука являются национальными приоритетами государственной политики Казахстана, что обусловлено их особым статусом - как инвестиций в будущее общества и государства. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, система образования - это одна из немногих отраслей экономики, которая затрагивает интересы всех членов общества, во-вторых, возрастает значение системы образования в развитии человеческого капитала как основного критерия уровня общественного развития страны и жизни общества, в-третьих, система образования является важнейшим фактором роста экономического развития и национальной безопасности государства.

Инновационный процесс в образовательной сфере можно определить как процесс движения, концентрации, распределения и перераспределения всех ресурсов, их освоения и получения комплексного эффекта в связи с созданием социально значимых объектов, модернизацией и другими формами повышения степени удовлетворения образовательных потребностей [1].

Целью инновационного процесса в образовании является решение точно сформулированной и конкретизированной в реальном инновационном проекте задачи, которое способствует дальнейшему совершенствованию и модернизации системы образования в целом, а также требует использования инновационных методов, способов и инструментов, максимально адекватных практическим условиям и заданным параметрам его протекания. Главным критерием достижения цели инновационного процесса в образовательной сфере является изменение степени удовлетворения потребности населения в данном виде услуг, которое может быть количественно измерено системой показателей, соответствующих содержанию услуг, а локальным критерием - выполнение требований инвесторов к результатам процесса. За более чем десятилетнюю историю достигнуты такие результаты, как:

1. В «Закон об образовании» включено понятие «международная школа».

2. Аккредитованы международные школы в городах Астана и Алматы Международными образовательными организациями.

3. Авторизованы образовательные программы.

4. Разработаны интегрированные программы, гармонизирующие Государственные общеобязательные стандарты Казахстана и требования Международного Бакалавриата.

5. Сформирован педагог новой формации, конкурентоспособный на международном рынке.

6. Сформирован профиль студента международной школы, разработаны инновационные формы организации воспитательной работы с учетом международного студенческого коллектива.

7. На основе использования методологии проектного управления сформированы новые модели организационного и финансово-хозяйственного управления, новая система мотивации персонала, разработаны политики и регуляции, новый уровень взаимоотношений с международными образовательными организациями.

Таким образом, инновационные образовательные программы и проекты способствуют формированию новых критериев, принципов и подходов для модернизации всей системы образования, адаптации к конкретным условиям внутренней и внешней среды, соответствию международного статуса организации.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей программной лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» определил три базовых аспекта проекта «Интеллектуальная нация - 2020»: 1. Прорыв в развитии системы образования Казахстана; 2. Развитие науки и повышение научного потенциала страны; 3. Развитие системы инноваций. [2]

Все перечисленные пункты задают единый инновационный вектор развития интеллектуально-образовательного потенциала казахстанского общества и, в первую очередь, казахстанского студенчества, как наиболее восприимчивой к инновациям, социальной группе.

Инновационность социально-экономического развития предполагает способность общественных институтов, в том числе высшей школы, к восприятию и генерации нововведений, новаторских проектов, на основе которых формируются предпосылки для возникновения прорывных научно-технологических направлений, стимулируется развитие принципиально новых исследовательских, организационно-управленческих, экономических подходов, способных улучшить качество жизни и усилить общую конкурентоспособность человеческого потенциала Республики Казахстан.

В этих условиях к уровню «инновационности» высшего образования предъявляются особые требования. Ускоренное расширение информационного пространства, постоянное увеличение массивов располагаемой информации в сети internet, возможность в режиме реального времени получать доступ к первоисточникам новой информации во всех областях знаний, предъявляют повышенные требования к креативности образовательного процесса в высшей школе. Интенсификация учебного процесса становится необходимым условием улучшения качества высшего образования в целом, и усиления его инновационности в частности.

Инновационная экономика - экономика знаний характеризуется, в первую очередь, способностью к воспроизводству инновационной информации. Казахстанской высшей школе необходимо обеспечить основной ресурс инновационного развития -специалистов-носителей и внедренцев инновационных идей и предложений. Эффективную инновационную экономику невозможно создать без соответствующих кадров - топ-менеджеров, администраторов, реализаторов инновационных предложений, способных управлять сложными организационно-производственными процессами в экономике знаний. Поэтому, в процессе получения высшего образования, будущие выпускники - потенциальные инноваторы, должны четко представлять базовые принципы функционирования экономики знаний [4].

Инновационная экономика тем и отлична от индустриальной, что в ней формируются качественно иные рынки: идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов.

В стремлении повысить качество высшего образования Казахстан обратился к европейским стандартам высшего образования. В 1997 г. он в числе первых стран СНГ, внедрил Лиссабонскую конвенцию высшего образования, призывающую страны-участницы признавать квалификации и дипломы друг друга.

Казахстан уже немало сделал для вхождения в международное образовательное пространство. Следует отметить переход на систему трехступенчатого образования (бакалавр, магистр, доктор) и подписание Болонской декларации 11 мая 2010 года. В 2011 г. в Казахстане была разработана и внедрена новая классификация вузов. С учетом мирового опыта разработаны новые требования по шести категориям вузов: национальные исследовательские университеты, национальные вузы, исследовательские университеты, академии и институты. Новая классификация вузов Республики, а также введение моделей управления, таких как рейтинг вузов, способствуют собственному стимулированию к повышению привлекательности вузов.

В рамках Стратегического плана развития высшего образования, правительство начало реализовать долгосрочную Государственную программу развития образования на 2011-2020 гг. Одна из главных задач программы - дальнейшее развитие трехуровневой системы степеней. Сейчас как государственные, так и частные университеты готовят бакалавров и магистров. Пока только двум государственным университетам выданы лицензии на подготовку докторов (PhD). В рамках данного процесса они подписали соглашения со многими зарубежными университетами. Эти соглашения укрепили качество подготовки PhD: возникла возможность, опираясь на помощь Министерства науки и образования, посылать докторантов за рубеж для работы под руководством западных профессоров. В 2011 г. для чтения лекций в 27 вузах Казахстана приглашены 1100 зарубежных ученых и преподавателей [5].

Министерство науки и образования постоянно работает над дальнейшей модернизацией системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса. Присоединение Казахстана к Болонской Декларации предполагает вхождение в единое европейское образовательное пространство, построенного на ряде обязательных принципов. К настоящему моменту 18 университетов Республики Казахстан подписали Великую Хартию Университетов.

Вот основные инновационные нововведения в системе высшего образования РК.

1. Государственная образовательная накопительная система

В Казахстане разработана Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) и соответствующий законопроект, который планируется к внесению в парламент Республики Казахстан. Проводится работа с банками второго уровня о сотрудничестве в рамках данной системы. По прогнозам МОН Республики Казахстан, в первый год запуска накопительной образовательной системы ею воспользуются порядка 17 тысяч человек. Отличие и преимущество образовательных накопительных вкладов от обычных депозитов заключается в том, что на накопления по этой системе будет ежегодно начисляться премия государства в размере пяти процентов, а для социально уязвимых слоев населения - семь процентов годовых, но не более 100 МРП. По информации МОН РК открытие счета возможно сразу после рождения ребенка. При этом максимальный срок накопления составит 20 лет. Кроме того, в рамках ГОНС вкладчик вправе обратиться за получением банковского займа на оплату образовательных услуг (образовательный кредит) на льготных условиях.

2. Оптимизация сети вузов

В целях реализации поручений Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, указанных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» создан Республиканский общественный совет по оптимизации высших учебных заведений Республики Казахстан (далее - Совет). Совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Министерстве образования и науки Республики Казахстан. Основной задачей Совета является выработка предложений по оптимизации сети вузов с целью обеспечения качественной подготовки кадров для инновационной экономики страны. В состав Совета вошли депутаты Парламента Республики Казахстан, ректоры вузов, представители СМИ, общественных объединений, профсоюзов и т. д.

Планируется, как минимум в два раза сократить количество вузов, в первую очередь - частных. Таким образом, ведомство еще раз попытается улучшить качество образования. По приблизительным подсчетам в каждом регионе останется только по одному негосударственному вузу. Исключение могут сделать лишь для самых крупных городов: Астаны, Алматы, Шымкента и Караганды. Там планируют оставить по два-три частных учебных заведения. При этом закрывать вузы не собираются, их будут объединять ради того, чтобы у студентов остались лучшие педагоги и лучшая материальная база. А в тех городах, где численность населения небольшая, а вузы обучают одним и тем же специальностям, объединят не только частные, но и государственные университеты.

3. Создание исследовательских университетов

Принципиально новая система классификации вузов установлена согласно новой Государственной программе развития образования, рассчитанной на 2011-2020 гг. В нее в числе прочих учебных заведений войдут национальные исследовательские университеты (ИУ).

Идея создания исследовательских университетов в Казахстане является логическим продолжением курса Главы государства по формированию инновационной экономики. Ее воплощение в жизнь будет способствовать освобождению страны от экспортно -сырьевой зависимости и обеспечению высокой динамики роста в перерабатывающих, интеллектуально ориентированных и наукоемких отраслях.

Первым примером исследовательского университета в Казахстане является «Назарбаев Университет». Это вуз международного уровня, созданный по инициативе Президента с целью интеграции образования, науки и производства, создания эффективной академической среды и условий для вхождения отечественных научных структур в мировое научное пространство.

В правительстве принято решение о преобразовании нескольких ведущих университетов страны в исследовательские университеты. Наиболее перспективным из них является Казахский национальный университет имени аль-Фараби - флагман казахстанского высшего образования. Главная миссия университета - формирование корпуса конкурентоспособных специалистов с

современным элитным высшим образованием, ориентированных на решение проблем интенсивного развития важнейших направлений экономики, науки и общественной жизни страны.

В результате реализации задач стратегического планирования КазНУ им. аль-Фараби будет представлять собой современный вуз мирового уровня, являющийся лидером и методическим центром развития системы высшего образования Казахстана, обладающий эффективной системой корпоративного менеджмента всех направлений своей деятельности, умело использующий и импортирующий самые передовые методы и технологии, готовящий конкурентоспособных на мировом уровне специалистов с фундаментальным высшим образованием, развивающий на высоком уровне научные исследования и разработки, эффективно реализуя их результаты в экономике и обществе.

4. Программа подготовки докторов PhD

Вот уже второй год в Казахстане реализуется модель современной докторантуры, направленной на подготовку качественно нового формата молодого ученого, свободно ориентирующегося в мировом научном пространстве. Подготовка в докторантуре PhD ведется с 2005 г., но только с 2011 г. академической степени «доктор философии PhD» присвоен статус ученой степени. Всего за эти два года вузами подготовлено около 450 докторантов, на сегодняшний день 105 из них присуждена ученая степень доктора философии PhD [6].

Требования к диссертациям докторантов PhD сейчас весьма высокие, особенно в плане опубликования в зарубежных журналах с высоким импакт-фактором. Как показал опыт последних двух лет, при публикации в зарубежных изданиях главным препятствием является слабая техника перевода на английский язык. Поэтому рассматривается создание центра академического письма, который бы занимался обучением технике написания, оформления научных статей, поиска рейтинговых зарубежных изданий по теме исследования.

Обсуждаются конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию программы докторантуры.

Программа «Болашак» («Будущее»).

В последние годы программа международной стипендии президента РК «Болашак» претерпела некоторые изменения. Они касаются возможности прохождения стажировок педагогическими, медицинскими и инженерно-техническими специалистами продолжительностью от 1 до 12 месяцев. Также у молодых казахстанцев проявился шанс пройти дополнительную языковую подготовку сроком до полугода. Что примечательно, для прохождения стажировки за рубежом теперь не требуется залог в виде недвижимого имущества. Все подробности прописаны в официальном документе, вносящем изменения и дополнения в постановление правительства «Об утверждении правил отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак».

Впервые с этого года в рамках реализации государственных программ развития образования, здравоохранения и форсированного индустриального-инновационного развития предусмотрена такая возможность. Раньше пройти стажировку за рубежом могли только научные работники государственных вузов и научно-исследовательских институтов, но в новых правилах данное ограничение снято. Кроме того, стали более лояльными требования к стипендиатам премии. К примеру, разрешено принимать в залог все имеющееся недвижимое имущество вне зависимости от его стоимости. Еще одно нововведение - это необходимость двухлетнего стажа работы для поступивших в зарубежные вузы самостоятельно.

5. Повышение квалификации

В Казахстане начались коренные преобразования системы повышения квалификации учителей средних школ и колледжей, а также преподавателей вузов. Принято решение - преобразовать существующую систему повышения квалификации в современную многоуровневую и многокомпонентную систему. Для этого предлагается создать три базовых комплекса повышения квалификации - Центры педагогического мастерства, холдинг «Национальный центр повышения квалификации педагогов» и Центры повышения квалификации учителей при педвузах.

Первый комплекс - Центры педагогического мастерства (ЦПМ) на базе «Назарбаев Интеллектуальных школ». Для трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ» в ноябре 2011 г. создан «Center Of Excellence» («Центр педагогического мастерства»). Проект предусматривает организацию повышения квалификации учителей общеобразовательных школ по специальной обучающей программе, соответствующей лучшим международным практикам. В этом направлении партнерами являются эксперты Кембриджского университета. По результатам трехмесячной подготовки учителям, в дополнение к имеющимся категориям, будут присваиваться новые квалификационные уровни, которые станут основой дальнейшего повышения оплаты их труда. В настоящее время мини-центры педагогического мастерства открыты при действующих Интеллектуальных школах в пяти регионах. В дальнейшем они будут работать на базе вновь вводимых «Назарбаев Интеллектуальных школ». Так, до конца 2015 г. планируется построить дополнительно 15 Интеллектуальных школ [7].

Второй комплекс - это холдинг «Национальный центр повышения квалификации педагогов». Он объединит нынешние РИПКСО и 16 ИПК в областях и городах Астана и Алматы. Данный комплекс будет, в отличие от сегодняшней ситуации, действовать на новой единой базе корпоративного управления, методологии, трансляции мирового опыта и опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.

Третий комплекс - 5 Центров повышения квалификации педагогов при ведущих педвузах Казахстана и закрепленных за этими педвузами экспериментальных опорных школах.

Создав эти три комплекса, предполагается получить систему повышения квалификации учителей, по своей структуре, содержанию и методологии соответствующую мировой практике. Сейчас имеется три категории учителей - к ним добавится еще три уровня квалификации. Таким образом, Казахстан перейдет к шести квалификационным градациям, что принято во многих развитых странах. В указанном «форсированном» режиме данная система будет работать 5 лет. За это время планируется переподготовить по новым программам и сертифицировать свыше 120 тысяч педагогов, т.е. 43% кадрового учительского потенциала. А профессорско-преподавательский состав педвузов пройдет переподготовку на базе Назарбаев Университета. Тем самым будет создана «критическая масса» учителей с современной подготовкой. Она станет главной точкой опоры, которая позволит перевести всю систему среднего образования Казахстана на новый качественный уровень. Через 5 лет подоспеют и первые выпускники педвузов, обученные по новым стандартам. После этого предлагается трансформировать систему повышения квалификации в «стационарный» режим работы - проведение обязательных ежегодных двухнедельных курсов для всех учителей Казахстана по опыту Великобритании, Японии и других развитых стран [8].

Эксперты отмечают как плюсы, так и минусы проводимых реформ. Плюсы реформы системы образования в Казахстане:

- Предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров - интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров - на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий;

- Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов.

- Двухступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает непрерывное образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников.

Минусы реформы системы образования:

- Не вызывает доверия новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно.

- Резкое изменение системы высшей школы в Казахстане привело к ухудшению уровня образования;

- Были адаптированы только внешние составляющие - кредиты, многоуровневая система обучения. Внутренние составляющие Болонского процесса - академическая мобильность студентов и преподавателей - не работает [9].

Отсутствие учебно-методической литературы на казахском языке усложняет задачу развития применимости национального языка в образовании. Другая проблема - недостаточный уровень владения английским среди студентов и преподавателей. Правительство старается улучшить эти показатели, так как увеличивается международная активность (международные конференции, публикации в ведущих мировых журналах и проч.).

Результатом предпринимаемых мер должна стать глубокая интеграция научно-исследовательской работы вузов, отраслевых институтов, институтов развития по достижению реальных результатов в области инновационного проектирования и созданию условий для развития инновационной экономики.

Немаловажное значение для развития основ инновационной экономики в Казахстане имеет вопрос финансирования прикладных научно-исследовательских разработок ведущими казахстанскими компаниями.

Литература

1. Национальный доклад по состоянию и развитию образования в Республике Казахстан (краткая версия). - Астана, 2011. - 75 с.

2. Программа развития образования Республики Казахстан до 2015г.

3. Программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы. - Астана, 2008.

4. Государственная программа развития профессионального и технического образования в Республике Казахстан на 2008-2012.

5. Концепция 12-летнего среднего общего образования. - Астана, 2008.

6. Концепция совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в РК до 2010 года. -Астана, 2008.

7. Концепция создания и развития учебного телевидения в Республике Казахстан. - Астана, 2009.

8. Сайтимова Т.Н. Система общего образования в Казахстане: современное состояние и тенденции развития. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2011. [- 22 с.].

9. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.