Научная статья на тему 'Модернизация высшей школы Казахстана: реализация принципов Болонского процесса'

Модернизация высшей школы Казахстана: реализация принципов Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / система образования Республики Ка-захстан / реализация Болонских принципов в высшем образовании. / Higher education system of Republic of Kazakhstan / Bologna process (Bologna accords) / implementation of the Bologna standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилбаев Жанбол Октябрович, Шаханова Нуриля Жаксыбековна

В статье идет речь об имплементации в систему высшего образования Казах-стана принципов Болонского процесса, к которому Республика Казахстан присоедини-лась в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic of Kazakhstan is signatory and the member of the "European Higher Edu-cation Area" since 2010. The article describes progress of Kazakhstan in implementation of Bologna academic degree and quality assurance standards.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшей школы Казахстана: реализация принципов Болонского процесса»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАЗАХСТАНА:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Ж. О. Жилбаев Н. Ж. Шаханова

В статье идет речь об имплементации в систему высшего образования Казахстана принципов Болонского процесса, к которому Республика Казахстан присоединилась в 2010 г.

Republic of Kazakhstan is signatory and the member of the "European Higher Education Area" since 2010. The article describes progress of Kazakhstan in implementation of Bologna academic degree and quality assurance standards.

Ключевые слова: Болонский процесс, система образования Республики Казахстан, реализация Болонских принципов в высшем образовании.

Key words: Higher education system of Republic of Kazakhstan, Bologna process (Bologna accords), implementation of the Bologna standards.

Болонская декларация - соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999 г. Целью соглашения провозглашено создание единого образовательного пространства, единой системы высшего образования в Европе. Первым серьезным шагом на пути формирования единого Европейского пространства высшего образования стало принятие в 1988 г. университетским сообществом Европы в университете итальянского города Болонья Великой хартии университетов (Magna Charta Universitatum). В Хартии впервые была обозначена новая роль университетов в условиях перехода от элитного к массовому высшему образованию. Основным документом, определяющим стратегию развития Болонского процесса, является Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», которую ЮНЕСКО обнародовала в Лиссабоне в апреле 1997 г.

Казахстан в числе первых государств СНГ подписал и ратифицировал Лиссабонскую конвенцию. 11 марта 2010 г. на II форуме министров образования европейских стран (Будапешт, Венгрия) было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Республика Казахстан стала 47-й страной-участницей Болонского процесса, первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования. Цель участия Казахстана в Болонском процессе была определена как: (а) расширение доступа казахстанской молодежи к европейскому образованию; (б) повышение мобильности студентов и преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования; (в) использование системы кредитов и выдача выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому; (г) дальнейшее повышение качества национальной системы образования. Для координации деятельности по реализации принципов Болонской декларации был создан Центр Болонского процесса и академической мобильности (http://www.naric-kazakhstan.kz).

152

Присоединение к Болонскому сообществу кардинально изменило систему высшего образования Казахстана. Этому событию предшествовали годы большой планомерной работы Министерства образования и науки, высших учебных заведений страны по разработке с учетом Дублинских дескрипторов принципиально новых образовательных программ, обеспечению преемственности всех уровней обучения и усилению исследовательского компонента учебного процесса. В качестве результатов обучения были определены базовые компетенции. С 2005 г. в режиме эксперимента начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов Ph.D первоначально в двух национальных университетах. Законодательно трехуровневая модель высшего образования была закреплена в 2007 г.

Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров, которые подразделяются на обязательные, рекомендательные и факультативные.

Обязательные параметры рассматриваются как первостепенные для создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру. К ним относятся: (а) автономия университетов; (б) трёхуровневая система высшего образования; (в) академические кредиты ECTS; (г) академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; (д) Европейское приложение к диплому; контроль качества высшего образования; (е) создание единого европейского исследовательского пространства. Рассмотрим эти обязательные требования кратко:

(а) автономия университетов является ведущей парадигмой Болонского процесса наряду с развитием внутренней демократии, корпоративности в управлении, ориентации на тесное сотрудничество с предприятиями, компаниями и др. В Послании Президента народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» в январе 2014 г. поставлена задача планомерного внедрения принципов академической и управленческой автономии в ведущих университетах Казахстана. Начата работа по реорганизации вузов в новую организационно-правовую форму. Каждый вуз разрабатывает индивидуальную программу развития, коллегиальную форму управления через попечительские советы;

(б) трёхуровневая система высшего образования. В Казахстане образовательные программы бакалавриата реализуются с 1994 г., магистратуры -с 1996 г. После принятия в 2007 г. нового закона Республики Казахстан «Об образовании» регламентирована возможность реализации многоуровневой подготовки специалистов (бакалавриат - магистратура - докторантура) (1);

(в) академические кредиты ECTS. Переход к кредитной системе в Казахстане осуществляется в течение 10 лет. Первоначально казахстанская кредитная технология была сформирована на основе американской модели кредитов обучения. После подписания в 2010 г. Болонской декларации начата разработка системы перезачета по типу ESTC. На сегодня есть правила, разработана система переводных коэффициентов и казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS, которую все вузы Казахстана должны были внедрить к 2015 г.;

153

(г) после принятия Бухарестского коммюнике в Казахстане была разработана и утверждена стратегия академической мобильности, концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений и правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения. Министерством образования и науки РК разработана и реализуется за счет государственного бюджета программа академической мобильности обучающихся и привлечения зарубежных ученых и профессоров. На сегодняшний день 38 вузов разработали и реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами, что позволило обеспечить развитие академической мобильности обучающихся и преподавателей;

(д) европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) является единым официальным документом об образовании, признаваемым всеми странами-участницами Болонского процесса, и дает возможность продолжения учебы за рубежом. Приложение заполняется на английском языке и содержит описание характера, уровня, объема, содержания и статуса полученного образования, данные о степени усвоения материала программы, информацию о системе оценивания результатов обучения. Выпускники вузов Казахстана вместе с дипломом отечественного образца получают данное приложение;

(е) интеграция в единое Европейское исследовательское пространство. С момента подписания Болонской декларации в Казахстане существенно увеличилось количество реализуемых научно-технических программ и проектов вузов. Существенно увеличился объем финансирования вузовской науки: если в 2011 г. оно составляло 1 млрд тенге, то в 2013 г. - 7,3 млрд тенге. Появился принципиально новый тип высшего учебного заведения - исследовательский университет. Возросла публикационная активность ученых в международных рейтинговых журналах с высоким импакт-фактором. По инициативе Президента Республики Казахстан был создан и успешно функционирует Назарбаев университет, который ставит перед собой задачу стать первым исследовательским университетом Казахстана международного уровня [3]. Высшая школа Казахстана подключилась к работе в контексте единого европейского исследовательского пространства (ERA), цель которой -сближение исследователей и ученых и создание эквивалента «общего рынка» товаров и услуг в сфере исследований и инноваций. Вузы Казахстана принимают активное участие в реализации проектов ЕС, ЮНЕСКО, ПРООН, Британского Совета в Казахстане, Германской службы академических обменов (ДААД), Национального центра школьных и университетских программ Франции (CNOUS) и др.

Остановимся на других новых характеристиках высшего образованя Казахстана.

Контроль качества высшего образования. В Казахстане создана национальная система гарантии качества образования (Quality Assurance System), гармонизированная с европейскими стандартами. В Государственной программе развития образования до 2020 г. запланирован переход от государственного контроля к независимой аккредитации вузов и учебных программ. В 2012 г. Казахстан стал правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества [2].

154

Социальная поддержка малообеспеченных студентов. В рамках Болонского процесса существует целый ряд документов, касающихся социального измерения. Цель социального измерения была определена странами-участницами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) в Лондонском коммюнике (2007). Формы поддержки студентов в вузах Казахстана достаточно разнообразны (ректорские гранты, гранты отечественных и зарубежных инвесторов, предоставление скидок на оплату за обучение, выделение денежных средств на участие в международных конференциях, ежемесячная стипендия, выделение именных стипендий и т. п.). Для поддержки отдельных категорий граждан при приеме в высшие учебные заведения установлены квоты для различных категорий: (а) по сельской квоте; (б) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; (в) инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства и дети-инвалиды и др. Ежегодно растет объем государственного заказа на подготовку кадров с высшим образованием и средние расходы на подготовку одного студента по государственному образовательному заказу.

В целях повышения доступности платных образовательных услуг в Казахстане разработан механизм государственной образовательной накопительной системы (далее - ГОНС). 14 января 2013 г. подписан Закон «О Государственной образовательной накопительной системе». С её помощью предполагается предоставить возможность каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать денежные средства для оплаты обучения ребенка в вузах и колледжах в будущем. ГОНС предполагает начисление государственной премии на накопления граждан. Уникальную возможность получения качественного образования за рубежом предоставляет президентская программа «Болашак». Начиная с 2008 г. для участия в этой программе введены квоты для сельской молодежи, государственных служащих, научных и педагогических работников.

Образование в течение всей жизни. Казахстан подписал меморандум об обучении в течение всей жизни (г. Лиссабон, Португалия, март 2000 г.). Рабочая группа Болонского процесса по социальному измерению и обучению в течение жизни в настоящее время разрабатывает документ по реализации социального измерения и непрерывного образования в ЕПВО до 2020 г. Данный программный документ будет представлен на заседании министров образования стран ЕПВО в г. Ереване в 2015 г. Ожидается, что к 2020 г. будут созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации. В Казахстане предполагается разработка концепции «Обучение в течение всей жизни в Республике Казахстан», соответствующей основным тенденциям Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и способствующей модернизации высшего образования в Казахстане.

Национальные квалификационные рамки. Казахстан разработал совместимую с Европейской рамкой квалификаций Национальную рамку квалификаций (НРК). С принятием данного документа в Казахстане формируется система подтверждения и присвоения квалификации специалистов. На основании Национальной рамки квалификаций разработаны отраслевые рамки квалификаций в сферах образования и науки, труда, сельского хозяйства. Начата разработка профессиональных стандартов. Основной идеей данных

155

рамок является реализация в будущем принципов признания результатов предыдущего обучения независимо от форм образования.

Факультативные параметры Болонского процесса также находятся в поле зрения вузов Казахстана. Они имеют большую значимость в планировании и организации учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества и предполагают нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору; модульную систему; дистанционное обучение; электронные курсы; академические рейтинги студентов и преподавателей.

В Казахстане с 2011 г. академическая свобода вузов при разработке учебных программ бакалавриата расширена до 55 %, в магистратуре - до 70 %, в докторантуре - до 90 %. Это дает возможность вузам самостоятельно разрабатывать образовательные программы с привлечением работодателей и социальных партнеров. При этом образовательные программы разрабатываются вузами в соответствии с Дублинскими дескрипторами. Наряду с обязательными дисциплинами программы профессиональной подготовки включают и курсы по выбору студентов, элективные курсы, предусматривается возможность разработки индивидуальных программ. К 2020 г. в стандартах бакалавриата компонент по выбору будет доведен до 70 %, магистратуры -до 80 %, докторантуры - до 95 %. Вузы самостоятельно определяют перечень дисциплин компонента по выбору в соответствии с требованиями рынка труда.

В последние годы высшие учебные заведения Казахстана активно внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения и различные инновационные методы обучения студентов (проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, приемы деловых и ролевых игр, проблемная лекция, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут, тренинги, портфолио, кейс-метод). Широко используются различные типы электронных учебных изданий: базовая версия, интернет версия, слайд-лекция, мультимедийная презентация, виртуальный лабораторно-практический комплекс, веб-портфолио, видеолекции, вебинары [4].

Таким образом, магистральная линия развития системы высшего образования Казахстана направлена на формирование конкурентоспособного государства в диалоге с мировым экономическим, политическим и образовательным сообществом.

Список литературы

1. Жакыпова Ф.Н. Казахстанский опыт реализации принципов Болонского процесса // Высшая школа Казахстана. - №1. - #2014. - С. 6-7. - URL: http://www.naric-kazakhstan.kz

2. Отчет о реализации принципов Болонского процесса в Казахстане// Министерство образования и науки Республики Казахстан. Центр Болонского процесса и академической мобильности. - Астана, 2012. - С. 12.

3. Даирова К. Н. Назарбаев университет - новый импульс роста системы высшего образования Казахстана // Высшая школа Казахстана. - #2014. - №1 - С. 9. - URL: http://www.naric-kazakhstan.kz

4. Газалиев А.М., Егоров В.В., Головачева В.Н. Реализация принципа обучения в течение всей жизни в Карагандинском государственном техническом университете // Высшая школа Казахстана. - #2014. - № 2. - С. 25. - URL: http://www.naric-kazakhstan.kz

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.