Научная статья на тему 'Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования'

Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2392
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / СНГ / CIS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савичев Юрий Николаевич

Проводится анализ российско-казахстанского сотрудничества в сфере высшего образования. Рассматривается двусторонний и многосторонний (Сетевой университет СНГ, Университет ШОС) форматы сотрудничества, а также внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на этот процесс. Дается характеристика официальным документам России и Казахстана, составляющие нормативно-правовую базу данного сотрудничества. Обосновывается необходимость и востребованность сотрудничества России и Казахстана в области высшего образования в контексте глобальных и региональных процессов, происходящих в образовательной сфере, в условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. Показано, что приоритетным направлением развития образования в современном мире является интеграция образования, науки и производства. Доказано, что российско-казахстанское сотрудничество демонстрирует широкий спектр возможностей и растущий потенциал взаимовыгодной деятельности в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND KAZAKHSTAN: COOPERATION IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the Russian-Kazakh cooperation in higher education. Bilateral and multilateral (CIS Network University, the University of SCO) forms of cooperation are considered, as well as internal and external factors that affect this process. The author studies the official documents of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan that constituted the legal basis for this cooperation. He shows the need and demand for the bilateral cooperation between Russia and Kazakhstan in higher education in the context of global and regional processes in the educational sphere and increasing competition in the market of educational services. It is shown that the priority development of education in the modern world is the integration of education, science and industry. The author proves that the Russian-Kazakh cooperation demonstrates a wide range of opportunities and growing potential of mutually beneficial activities in the field of education.

Текст научной работы на тему «Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования»

5

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327

I

РОССИЯ И КАЗАХСТАН: СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Н. Савичев*

Аннотация. Проводится анализ российско-казахстанского сотрудничества в сфере высшего образования. Рассматривается двусторонний и многосторонний (Сетевой университет СНГ, Университет ШОС) форматы сотрудничества, а также внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на этот процесс. Дается характеристика официальным документам России и Казахстана, составляющие нормативно-правовую базу данного сотрудничества. Обосновывается необходимость и востребованность сотрудничества России и Казахстана в области высшего образования в контексте глобальных и региональных процессов, происходящих в образовательной сфере, в условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. Показано, что приоритетным направлением развития образования в современном мире является интеграция образования, науки и производства. Доказано, что российско-казахстанское сотрудничество демонстрирует широкий спектр возможностей и растущий потенциал взаимовыгодной деятельности в сфере образования.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, СНГ, интеграция, образование, сотрудничество, конкуренция.

RUSSIA AND KAZAKHSTAN: COOPERATION IN HIGHER EDUCATION

Yu.N. Savichev

Abstract. The article analyzes the Russian-Kazakh cooperation in higher education. Bilateral and multilateral (CIS Network University, the University of SCO) forms of cooperation are considered, as well as internal and external factors that affect this process. The author studies the official documents of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan that constituted the legal basis for this cooperation. He shows the need and demand for the bilateral cooperation between Russia and Kazakhstan in higher education in the context of global and regional processes in the educational sphere and increasing competition in the market of educational services. It is shown that the priority development of education in the modern world is the integration of education, science and industry. The author proves that the Russian-Kazakh cooperation demonstrates a wide range of opportunities and growing potential of mutually beneficial activities in the field of education.

Keywords: Russia, Kazakhstan, CIS, integration, education, cooperation, competition.

Научная специальность 12.00.10 — Международное право; Европейское право

Важным фактором углубления интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств является сотрудничество в гуманитарной сфере, нацеленное на формирование и развитие общего культурного, образовательного и информационного пространства. Образование в условиях научно-технического прогресса, стремительного развития новых технологий, несомненно, приобретает стратегическую значимость. Образовательный уровень населения, его соответствие современным международным стандартам детерминирует конкурентоспособность любого государства, причем практически во всех областях. Образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический прогресс, социальную стабильность в обществе, высокие стандарты качества жизни: оно

© Савичев Ю.Н., 2015 * САВИЧЕВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,

аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Контакты: ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198 E-mail: [email protected]

определяет место государства в глобализирующемся рынке труда и на международной арене в целом.

Рубеж ХХ—XXI вв. стал переломным как для России, так и для Казахстана, поскольку совпал с серьезной трансформацией всего общества, реформированием политической, экономической, социальной сфер в обеих республиках, что не могло не сказаться и на перестройке систем образования. Двустороннее сотрудничество в образовательной сфере, с одной стороны, давало возможность сохранять и преумножать те конкурентные преимущества, которые были заложены в системах образования бывших советских республик, а с другой — модернизировать эту сферу, повышать конкурентоспособность стран Содружества на мировой арене. Не случайно проблема развития и совершенствования сотруд-

Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

ничества в образовании постоянно присутствует в повестке дня саммитов СНГ. Как справедливо заметил Президент РК Нурсултан Назарбаев, «ничто более так не объединяет наши страны, как необходимость усиленного развития человеческого капитала» [1].

Стартовое соглашение о сотрудничестве между РФ и РК в области образования и науки было достигнуто в 1994 г. [2], после чего стороны подписали десятки двусторонних межправительственных и межведомственных (по линии министерств образования) договоров. Возрастающая значимость кооперации в образовательной области определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, Россия и Казахстан являются своего рода локомотивом интеграционных процессов в СНГ и стремятся к углублению стратегического партнерства во всех областях, включая сферу образования. Во-вторых, коллективными усилиями эффективнее решаются схожие проблемы, к числу которых можно отнести необходимость повышения качества образования, ликвидацию дисбаланса в подготовке кадров высшей квалификации, неэффективность государственного регулирования в данной сфере, слабость саморегуляции национального рынка образовательных услуг и др.

Модернизация образования началась в обеих странах еще в 1990-е гг., однако этот период реформ был сопряжен с рядом объективных трудностей и проблем, которые не позволили достичь эффективных результатов. Особенно серьезная ситуация сложилась в Казахстане, столкнувшемся с серьезным кризисом научно-образовательного потенциала. В 2000-е гг. социально-экономическая ситуация в обеих странах стабилизировалась, что позволило разработать и принять концептуальные документы, определившие ключевые приоритеты в развитии образования как в России [3], так и в Казахстане [4].

И Москва, и Астана использовали мировой опыт, встраиваясь в глобальное образовательное пространство, что ставило их перед необходимостью реализации новой стратегии развития высшего образования. Так, став участниками Болонского процесса [5], Россия — в 2003 г., Казахстан — в 2010 г. (причем, Казахстан стал первым центрально-азиатским государством, подписавшим Болонскую декларацию), они вынуждены были разрабатывать новые, соответствующие современным стандартам модели национальных систем высшего образования, а также искать пути сближения их стандартов с общеевропейскими.

Для российских и казахстанских вузов присоединение к Болонскому процессу должно обеспечить новые возможности международного сотрудничества и расширения своего потенциала, а также активизировать мо-

бильность студентов и преподавателей посредством введения многоуровневой системы высшего образования, внедрения системы кредитов, выдачи выпускникам российских и казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому, признания российских и казахстанских квалификаций и академических степеней.

Создана нормативно-правовая база перехода к многоуровневой системе подготовки специалистов: в России — бакалавриат, магистратура, аспирантура; в Казахстане внедрена трехуровневая модель высшего и послевузовского образования — бакалавр — магистр — доктор (PhD).

Отдельные ключевые позиции Болонской декларации активно претворяются в жизнь. Так, вузы и России, и Казахстана представлены во многих международных рейтингах, ведущие университеты (особенно, российские) прошли международную аккредитацию, активно участвуют в других проектах по оценке качества образования.

Вместе с тем, справедливости ради отметим, что некоторые эксперты выражают сомнения относительно результативности вступления РФ и РК в Болонский процесс. Они связаны в том числе и с тем, что страны могут понести существенные потери в связи с увеличением отъезда за рубеж подготовленных профессионалов по наиболее востребованным специальностям.

Нельзя забывать и о том, что на глобальном рынке образовательных услуг развернулось соревнование национальных систем образования, в котором участвует и отечественное высшее образование, которому крайне необходима широкая поддержка со стороны общественности и государства.

Россия стала инициатором и активным участником ряда проектов регионального сотрудничества в сфере образования, нацеленных на создание единого образовательного пространства в рамах СНГ как залога повышения конкурентоспособности стран Содружества [6, с. 598]. Старт таким проектам дала Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ, подписанная в 1997 г. правительствами государств-участников этой организации [7].

На сегодняшний день Сетевой университет СНГ и Университет ШОС являются самыми перспективными проектами на постсоветском пространстве. Отметим, что в данном случае речь идет об интеграции обширного евразийского пространства, которое характеризуется значительным культурно-цивилизационным разнообразием, а также имеющимся, порою существенным, разрывом в уровнях социально-экономического развития стран данного региона. Это привносит дополнительные трудности в сотрудничество в образовательной сфере,

но, вместе с тем, ставит перед его участниками задачу снижения риска международной изоляции и маргинализации национальных систем высшего образования.

Инициатором создания Сетевого университета СНГ [8] в 2008 г. выступил Российский университет дружбы народов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Россия и Казахстан являются основными партнерами в осуществлении работы СУ СНГ. Об этом можно судить уже по количеству российских и казахстанских университетов, участвующих в данном проекте, в их числе: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Московская государственная юридическая академия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Новосибирский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Изначально финансирование проекта происходило за счет квот РФ и грантов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества, но затем национальные Министерства образования (и науки) в поддержку данной инициативы стали выделять квоты для обучения в СУ СНГ за счет средств национальных бюджетов.

Важно отметить, что Сетевой университет стал уникальным механизмом академической мобильности на пространстве Содружества. У студентов России и Казахстана появилась возможность одновременного обучения в самых престижных вузах государств СНГ, а у профессорско-преподавательского состава — обмена опытом со своими коллегами из других вузов.

Очередной импульс развитию многостороннего сотрудничества в сфере образования на евразийском пространстве дало «Межправительственное соглашение стран-членов ШОС о сотрудничестве в области образования» [9], подписанное в 2006 г. в Шанхае (вступило в силу 30 января 2008 г.). В 2007 г. на Бишкекском саммите организации Президент РФ В.В. Путин поддержал инициативу создания Университета ШОС [10], который в настоящее время представлен в виде сети ведущих университетов государств-членов этой организации, осуществляющих тесное взаимодействие в подготовке кадров высшей квалификации. В университетскую сеть вхо-

дят 82 университета из России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая.

Проекты СУ СНГ и Университета ШОС оказывают также реальное содействие межкультурному диалогу в студенческой и преподавательской среде, взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций различных народов.

Важной вехой в двустороннем сотрудничестве Москвы и Астаны стало открытие филиалов [11] ведущих российских вузов в Казахстане. Был, в частности, открыт филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в Астане по обоюдным инициативам Президента РК Н. Назарбаева и ректора МГУ В.А. Садовничего. Он функционирует на базе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и осуществляет набор на такие специальности, как математика, прикладная математика и информатика, экономика, филология [12]. Образовательную деятельность в Казахстане также ведут филиалы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (г. Алматы), Московского института экономики, статистики и информатики (г. Усть-Каменогорск), Московского авиационного института (Государственного технического университета) (г. Байконур), Московской академии труда и социальных отношений (г. Алматы), Тюменского государственного нефтегазового университета (г. Павлодар), Челябинского государственного университета (г. Костанай). В конце 1990-х гг. в Казахстане был создан Казахстанско-Российский университет с филиалами более чем в 15 крупных городах республики.

Активно работает с казахстанской стороной Уральский государственный экономический университет, реализующий совместные проекты с Карагандинским и Павлодарским техническим университетами, ЮжноКазахстанским университетом, Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби.

В Казахстане программа академической мобильности финансируется государством, на нее выделяются солидные средства. Ежегодно в вузах Российской Федерации проходят обучение и различные формы научных стажировок порядка 15 тыс. студентов и молодых ученых из Казахстана [13, с. 16—20].

Благодаря реализации в РК многолетней государственной программы подготовки кадрового резерва «Бо-лашак» [14], ежегодно 3 тыс. молодых стипендиатов выезжают за рубеж, чтобы получить дипломы признанных международных университетов. Тысячи студентов Казахстана смогли получить качественное образование за рубежом, например, в университеты Великобритании направляется 37% стипендиатов, США — 26%, России — 10% стипендиатов [15, с. 202]. Однако здесь следует обратить внимание на то, что в рамках этой программы

талантливая молодежь республики получает образование преимущественно в западных и азиатских вузах. В Казахстане в 2010 г. запущен проект «Назарбаев-Университет», созданный с привлечением ведущих вузов США и ЕС, в их числе — Университетский колледж Лондона, Медицинская школа Гарвардского университета, Университет Пенсильвании, школа бизнеса Дюкского Университета, Университет Карнеги Меллон, Университет Висконсин-Мэдисон. Российская же сторона в этом проекте практически не задействована [16, с. 48, 49].

Важным приоритетным направлением развития образования в современном мире является интеграция образования, науки и производства. И Россия, и Казахстан встали на инновационный путь развития, осознав необходимость использования научных достижений в реальном секторе экономики. Стороны взаимодействуют и на этом направлении, развивая различные формы совместной деятельности вузов, заключая договоры о сотрудничестве в области фундаментальных и прикладных исследований, разрабатывая и реализуя совместные научно-исследовательские проекты и программы, привлекая ведущих ученых различных научно-исследовательских институтов для чтения лекций, руководства производственной практикой студентов, руководства дипломными работами.

Таким образом, можно констатировать, что российско-казахстанское сотрудничество в сфере высшего образования активно развивается в двустороннем и многостороннем форматах. Оно демонстрирует широкий спектр возможностей и растущий потенциал взаимовыгодной деятельности в сфере образования. Поддержание современного уровня системы образования требует солидных капиталовложений, которые под силу государственным бюджетам или крупным источникам финансирования при большом участии государства, что осознается высшим руководством России и Казахстана. По словам ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего, «наши системы образования вышли из одной колыбели и имеют единый исторический корень. За годы реформирования системы образования в разных странах стали приобретать свое собственное лицо. Надо совместными усилиями вывести на новый уровень качества сферу образования, на деле создать единое евразийское образовательное пространство» [17].

Использование мирового опыта в развитии образования должно базироваться на глубоком понимании ментальной, культурной специфики как России, так и Казахстана, учитывать сильные и слабые стороны развития их национальных образовательных систем, исходить из их национальных интересов и потребностей.

Литература

1. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XI Съезде Евразийской Ассоциации университетов. Астана, 10 марта 2009 г. URL://http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/nursultan-nazar-baev-evraziiskomu-soyuzu-byt

2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 28 марта 1994 г. URL://http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8647

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. URL://http://www.edu.ru/-db/mo/Data/d_02/393.html; Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 гг». URL://http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005—2010 гг. URL://http://www.kazembassy.by/econom/prog_education.html

5. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19 of June 1999. URL://http://www.wg.aegee.org/ewg/bolognadeclaration.htm

6. Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее / Под ред. А. Маныкина. М., 2010.

7. Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ. URL://http://www.lawrus-sia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm

8. Сетевой университет СНГ (СУ СНГ). URL://http://www.ido.rudn.ru/su_sng/

9. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в области образования. 15 июня 2006 г. URL://http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn= 14005

10. Университет ШОС — «Образование без границ». URL://http://www.russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-09/10/content_29985158 .htm

11. Соглашение правительств государств-участников СНГ от 28 сентября 2001 г. «О порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. URL://http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_22190.html

12. Казахстанский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова. URL://http://www.msu.kz/

13. Нурланова Н.К. Проблемы и перспективы научно-технического сотрудничества Казахстана и России // Analytic. 2012. № 5.

14. Официальный сайт программы «Болашак». URL://http://www.bolashak.gov.kz/index.php/ru/

15. Айткен Джонатан. Казахстан. Сюрпризы и стереотипы / Пер. с англ. М., 2011.

16. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители / Российский Совет по международным делам. 2013. № 10.

17. Выступление В.А. Садовничего на XI съезде Евразийской ассоциации университетов. Астана, 10 марта 2009 г. URL://http://www.msu.kz/information/forum/vystuplenie-sadovnichego.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.