Научная статья на тему 'Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты'

Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5337
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / ПРИГРАНИЧНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER / ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / FORMS / ФОРУМ / FORUM / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / INDUSTRIAL / СОТРУДНИЧЕСТВО В ГУМАНИТАРНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРАХ / COOPERATION / ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА / BORDER GUARD SERVICE / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / INTER-REGIONAL / HUMANITARIAN / CULTURAL SPHERES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов В.Н., Жундубаев М.К.

Статья посвящена развитию межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации и областей Республики Казахстан как составной части межгосударственных отношений. Важность изучения этой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время интеграционные процессы между Россией и Казахстаном вышли на качественно новый уровень. С их участием создан и активно действует Таможенный cоюз, подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу с января 2015 г. Значительную роль в рамках этих организаций призваны играть регионы двух стран. В исследовании раскрывается содержание приоритетных направлений российско-казахстанского приграничного сотрудничества на современном этапе. С учетом сформулированной цели в статье рассматриваются следующие аспекты проблемы: характер деятельности акторов российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества, их приоритеты при выборе форм и направлений сотрудничества, оценка результатов взаимодействия. С помощью системного подхода и сравнительного, исторического, статистического методов проанализировано состояние российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях. Раскрыто содержание главных направлений его развития на современном этапе, к которым в статье отнесены экономика, решение социально-гуманитарных проблем, вопросы борьбы с нелегальной миграцией, международной преступностью, сотрудничество в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Сделан вывод, что ключевым из них является экономическое сотрудничество, в рамках которого особое значение страны отводят промышленной кооперации предприятий приграничных территорий и внутренних регионов России и Казахстана. Она рассматривается в качестве важной задачи процесса экономической интеграции двух стран, а также существенного фактора повышения конкурентоспособности национального бизнеса на глобальных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванов В.Н., Жундубаев М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-regional and cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan: main priorities

Importance The paper deals with the development of inter-regional and cross-border cooperation of the constituent entities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan’s regions as an integrated part of inter-State relations. The importance of the study of this problem arises from the fact that the current integration processes between Russia and Kazakhstan have reached a qualitatively new level. With the countries’ participation, the Customs Union has been created and is actively functioning. The agreement on establishing the Eurasian Economic Union (EAEC), which entered into force in January 2015, has been signed. The regions of the two countries are aimed to play a significant role within these organizations. Importance The paper reveals the content of the priorities of the Russia-Kazakhstan border cooperation at the present stage. Given the stated purpose, the article considers the following aspects of the problem: the nature of activities of actors of the Russia-Kazakhstan inter-regional and cross-border cooperation, their priorities while choosing the forms and areas of cooperation, and the evaluation of results of the interaction. Methods In our paper, we analyzed the Russia-Kazakhstan inter-regional and cross-border cooperation at the national, regional and local levels by using the systematic approach and comparative, historical, and statistical methods. The article describes the content of the main areas of its development at the present stage, including economy, solving social and humanitarian problems, challenges of combating illegal migration, international crime, cooperation in preventing emergency situations and mitigation of their consequences. Results We conclude that the economic cooperation is a key element. In this area, the countries give special importance to industrial cooperation between enterprises of the border areas and inland regions of Russia and Kazakhstan. Conclusions and Relevance The economic cooperation is considered as an important task of the economic integration process between the two countries, and as a significant factor of improving the national business competitiveness in the global markets.

Текст научной работы на тему «Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 338+339.9

межрегиональное

и приграничное сотрудничество

россии и казахстана:

основные приоритеты*

В.Н. ИВАНОВ,

доктор политических наук,

заведующий кафедрой профсоюзного движения E-mail: rfkbyf@yandex.ru

Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений

М.К. ЖУНдУБАЕВ,

соискатель кафедры политических наук E-mail: zhundubacv2011@mail.ru Челябинский государственный университет

Статья посвящена развитию межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации и областей Республики Казахстан как составной части межгосударственных отношений. Важность изучения этой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время интеграционные процессы между Россией и Казахстаном вышли на качественно новый уровень. С их участием создан и активно действует Таможенный ^юз, подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу с января 2015 г. Значительную роль в рамках этих организаций призваны играть регионы двух стран.

В исследовании раскрывается содержание приоритетных направлений российско-казахстанского приграничного сотрудничества на современном этапе. С учетом сформулированной цели в статье рассматриваются следующие аспекты проблемы:

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.

характер деятельности акторов российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества, их приоритеты при выборе форм и направлений сотрудничества, оценка результатов взаимодействия.

С помощью системного подхода и сравнительного, исторического, статистического методов проанализировано состояние российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях. Раскрыто содержание главных направлений его развития на современном этапе, к которым в статье отнесены экономика, решение социально-гуманитарных проблем, вопросы борьбы с нелегальной миграцией, международной преступностью, сотрудничество в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Сделан вывод, что ключевым из них является экономическое сотрудничество, в рамках которого особое значение страны отводят промышленной кооперации предприятий приграничных территорий и внутренних регионов России и Казахстана. Она рассматривается в качестве важной задачи процесса экономической интег-

рации двух стран, а также существенного фактора повышения конкурентоспособности национального бизнеса на глобальных рынках.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, приграничное и межрегиональное сотрудничество, формы сотрудничества, форум, внешняя торговля, промышленная кооперация, сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах, пограничная служба, правоохранительные органы

Межрегиональное и приграничное сотрудничество является важной составной частью межгосударственных отношений России и Казахстана. Оно выступает частью общего интеграционного процесса между двумя странами и в целом в СНГ [3, 4, 16]. В настоящее время в нем участвуют 76 республик и областей Российской Федерации1. На содержание этого вида сотрудничества существенно влияют не только интересы его участников, включая высшие органы власти двух стран, но и качественные изменения в отношениях государств — членов СНГ, которые произошли после создания Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Все это нашло определенное отражение в работах авторов [1, 2, 5-7, 11, 13, 17-19, 21]. Однако характер деятельности акторов российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества, их приоритеты в выборе его форм и ключевых направлений в силу динамично меняющихся условий все еще относятся к числу малоизученных проблем, представляющих как научный, так и практический интерес. Данная статья является попыткой рассмотреть ряд названных вопросов и наметить пути решения имеющихся проблем.

Сегодня субъектами российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества являются органы государственной и муниципальной властей, бизнес, общественные организации и простые граждане обеих стран. В практике их взаимодействия сложились основные формы сотрудничества. К ним можно отнести:

• разработку и реализацию странами совместных планов и программ действий по основным направлениям сотрудничества;

• взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления двух стран на базе соглашений о сотрудничестве

1 X Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана: стеногр. отчет. URL: http://news.kremlin.ru/news/19597.

(межгосударственных, межрегиональных и межмуниципальных);

• сотрудничество предприятий, учреждений и организаций на основе двухсторонних договоров;

• формирование и использование координирующих органов для развития сотрудничества;

• организация форумов и встреч участников сотрудничества двух государств.

Анализ практики их использования позволяет определить характер деятельности и степень активности основных акторов сотрудничества.

На современном этапе можно говорить о значительной роли, которую играют в сотрудничестве органы государственной власти различных уровней. Прежде всего, правительства России и Казахстана, которые принимают и реализуют соглашения и программы по развитию межрегионального и приграничного сотрудничества. В качестве главных из них можно назвать межправительственные соглашения, подписанные в 1995, 1999 и 2010 гг.2. Для их практического осуществления были разработаны 3 программы сотрудничества, охватывающие, соответственно, периоды 1999-2007 гг.; 2008-2011 гг. и 2012-2017 гг., последняя из программ успешно реализуется в настоящее время3.

2 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан (Омск, 26.01.1995) // Информационно-правовая система «Гарант». URL: http://garant.ru.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 гг. (Астана, 24.09.1999) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 11.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве (Усть-Каменогорск, 07.09.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.09.2010 № 37.

3 Программа приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 гг. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 11.

Программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 гг. // Информационно-правовая система «Консультант-плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base =INT;n=42343;dst=0;ts=36ADE618BEFE021BD44646D7DE1B 2E60;rnd=0.42458.

Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 гг. // Министерство регионального развития РФ. URL: http://minregion.ru/upload/documents/2012/08/150812-10-2.pdf.

Основным инструментом для выполнения договоренностей и координации действий в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества двух стран выступает Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, образованная в Алма-Ате 4 октября 1997 г. Ее структура состоит из 7 подкомиссий, включая специальную подкомиссию по вопросам приграничного и межрегионального сотрудничества. Осуществление программ в этой сфере сотрудничества входит в число ее ключевых задач. Работа подкомиссии осуществляется в формате ежегодных заседаний.

На региональном и местном уровнях, где происходит реализация конкретных проектов, взаимодействие участников сотрудничества осуществляется на базе широкого круга различных видов правовых актов, а именно:

1) соглашений, меморандумов и протоколов между областными администрациями;

2) договоров, заключаемых органами местного самоуправления;

3) договоров и контрактов между предприятиями, организациями и учреждениями регионов.

Объективная оценка сотрудничества в регионах затруднена отсутствием официальных статистических данных по его ключевым направлениям. Однако его общее состояние на сегодняшний день позволяют охарактеризовать данные о соглашениях, заключенных субъектами РФ с областями Казахстана, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Всего по состоянию на конец октября 2014 г. министерством было зафиксировано 45 соглашений между администрациями регионов двух стран. Основная часть из них, 33 соглашения, были подписаны приграничными областями России и Казахстана, и 12 соглашений — с регионами, которые не входят в разряд приграничных территорий4.

По своему содержанию заключенные межрегиональные соглашения однотипны и имеют комплексный характер. Они регулируют вопросы сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, культурной сферах. Эти документы создают правовую основу и условия для сотрудничества всех акторов, действующих на региональном и местном уровнях.

4 Реестр соглашений субъектов Российской Федерации, зарегистрированных в Минюсте России // Министерство юстиции РФ. URL: http://zakon.sdi.ru/ru/analytics_statistics/report_forms/ agreement_registry_report

- 7 (292)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

В целом данные о соглашениях, заключенных субъектами РФ с их партнерами из Казахстана, приведенные выше, позволяют констатировать, что в сотрудничестве российских и казахстанских регионов доминируют приграничные области.

Взаимодействие муниципальных образований приграничных районов менее развито, чем на уровне органов государственной власти регионов. Во многом это объясняется тем, что институт местного самоуправления в России и Казахстане находится на стадии становления, еще не определен окончательно объем его властных полномочий, у муниципальных образований существует дефицит финансовых средств и квалифицированных кадров.

Если обратиться к практике приграничного сотрудничества стран Европейского союза, то здесь на местном уровне главную роль играют еврорегионы. Они представляют собой часть приграничных территорий сопредельных государств, которая включает ряд их административно-территориальных единиц, взаимодействующих на основе взаимных интересов в различных сферах. Членами еврорегионов, как правило, являются муницпиаль-ные образования, значительно реже — регионы. В рамках еврорегионов происходит объединение ресурсов приграничных областей для решения широкого круга вопросов, затрагивающих интересы местных сообществ.

Ряд российских регионов, имеющих границу со странами Европейского союза, участвуют в евроре-гионах «Карелия», «Неман», «Балтика», «Псков-Ливония» и «Сауле». Деятельность большинства из них акцентирована на обустройстве пограничных переходов, развитии туризма, защите окружающей среды, а также решении проблем территориального планирования и местного самоуправления [4, с. 19]. У казахстанских регионов такого опыта сотрудничества пока нет.

Попытка ликвидировать этот пробел была предпринята в рамках осуществления Программы приграничного сотрудничества регионов на 20082011 гг.5 Сторонами было решено сформировать рабочую группу по разработке и реализации проекта образования первого Евроазиатского региона с участием Астраханской и Атырауской областей. В

5 Программа приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2011 гг. // Информационно-правовая система «Консультант-плюс». URL: http://basexonsultantru/cons/cgi/onHnexgi?req=doc;base =INT;n=42343;dst=0;ts=36ADE618BEFE021BD44646D7DE1B 2E60;rnd=0.42458.

- 2015 -

случае успеха проекта предусматривалось широко внедрить эту форму в практику сотрудничества. К сожалению, решение не было реализовано.

Причины неудачи сторонами официально не названы. Однако можно предположить, что наряду с проблемами местного самоуправления, которые были перечислены выше, свою негативную роль сыграл еще ряд обстоятельств. В частности, разный государственно-правовой статус областей, участвующих в проекте (Астраханская область является субъектом РФ, в то время как Атырауская область относится к административно-территориальным единицам унитарного государства), что предусматривает различный объем их властных полномочий. На практике это требует либо постоянного участия центральных органов государственной власти в функционировании таких евразрегионов, либо передачи областям — участникам дополнительных равных полномочий в сфере международной деятельности, необходимых для функционирования таких интеграционных структур.

Следует учитывать и такие факторы, как неразвитость транспортной инфраструктуры между регионами, значительная протяженность границы с большими расстояниями между населенными пунктами, отсутствие необходимого количества обустроенных пограничных переходов, разное правовое регулирование экономической и хозяйственной деятельности на сопредельных территориях двух стран. Поэтому, на взгляд авторов, внедрение положительного опыта еврорегионов в практику российско-казахстанского приграничного сотрудничества возможно и целесообразно, но потребует последовательного решения обозначенных проблем.

Особое место среди форм межрегионального и приграничного сотрудничества занимают ежегодные форумы межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В них участвуют представители всех субъектов сотрудничества и президенты двух государств. Форумы осуществляют ряд важных функций:

• являются дискуссионной площадкой по различным вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества;

• обе спечивают принятие межправительственных программных документов, в которых определяются стратегия и тактика сотрудничества;

• выступают местом презентации перспективных проектов;

• предоставляют возможность заключать соглашения между регионами двух стран, а также

договоры между предприятиями и организациями России и Казахстана.

Деятельность форумов исследована в научной литературе [16, с. 49-57]. Всего с 2003 г. прошло 11 форумов, причем каждый из них сопровождался определенным экономическим и политическим эффектом. Например, на IX форуме в Павлодаре (18-19 сентября 2012 г.) было заключено 27 соглашений и проектов на сумму около 2 млрд долл.6. Местом подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI в. стал X форум (г. Екатеринбург, 9-11 ноября 2013 г.). Последний, XI форум (Атырау, 30 сентября 2014 г.) завершился принятием 16 документов о сотрудничестве между органами государственной власти различного уровня, бизнес-структурами, общественными организациями двух стран. На выставке, проводимой в рамках указанного форума, Министерством энергетики России были представлены 30 наиболее перспективных инновационных проектов компаний нефтегазового сектора7.

Сотрудничество российских и казахстанских регионов охватывает различные стороны, его приоритеты определяются остротой тех проблем, в решении которых особенно заинтересованы его участники. В настоящее время к ним можно отнести экономику, решение социально-гуманитарных проблем, вопросы борьбы с нелегальной миграцией, международной преступностью, сотрудничество в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В экономической сфере сторонами сотрудничества акцент сделан на развитие торговли, промышленной кооперации и политики взаимных инвестиций. Анализ этого направления взаимодействия позволяет говорить, что сегодня наиболее активно и динамично развиваются внешнеторговые связи приграничных регионов. Доля приграничных областей во внешнеторговом обороте России и Казахстана в последние годы возросла до 70%, в том числе более 40% приходится на 12 субъектов РФ и 7 приграничных областей Казахстана8. При этом роль отдельных регионов во внешней торговле напрямую зависит от их экспортного потенциала. Поэтому здесь доминируют Тюменская область России и

6 IX Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. URL: http://news.kremlin.ru/news/16502.

7 XI Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана: стеногр. отчет. URL: http://news.kremlin.ru/news/46.

8 Там же.

Атерауская область Казахстана, которые располагают большими запасами углеводородов. Они дают больше половины совокупного экспорта всех приграничных областей двух стран. Региональная торговля относится к числу факторов, стимулирующих производственную кооперацию [10].

Сотрудничество двух стран в вопросах промышленной кооперации фокусируется на создании предприятий и организаций с участием российского и казахстанского капиталов. В настоящее время в России насчитывается 505 таких хозяйствующих субъектов. Основная часть из них (почти 70%) действует в приграничных с Казахстаном федеральных округах, а именно: в Приволжском ФО — 99 предприятий, в Уральском ФО — 31 и Сибирском ФО — 223 предприятия. Из российских приграничных регионов лидерами по этому показателю выступают Омская область — 89 предприятий, Новосибирская область — 85 и Оренбургская область — 56 предприятий9. Назвать приведенные данные оптимальными нельзя, поскольку доля Казахстана в общей численности предприятий с участием иностранного капитала, действующих в России, составляет чуть более 2%.

В числе основных причин, сдерживающих развитие промышленной кооперации, специалисты называют разницу в законодательной базе стран и наличие определенных торгово-политических барьеров. В этот же разряд, по мнению авторов, следует отнести также политику менеджмента крупных компаний, которая нацелена на получение максимальной прибыли, что само по себе логично. Однако при этом менеджмент руководствуется не национальными, а сугубо собственными интересами, причем ориентируется не только на партнеров из России или Казахстана, но и на активное сотрудничество с бизнесменами из дальнего зарубежья. Нужно отметить, что это общая тенденция для стран, входящих в СНГ. Рост интереса к третьим странам характерен сегодня для экономик большинства из них [9, с. 132].

Другим значимым направлением сотрудничества в экономике является реализация инвестиционных проектов. Здесь можно говорить о наличии многолетней устойчивой тенденции роста взаимных инвестиций. Так, за 2011 г. Казахстан и Россия инвестировали в экономики друг друга соответственно 2 млрд 409 млн долл. и 1 млрд 926 млн долл. В 2012 г. инвестиции Казахстана в рос-

9 Регионы России. Социально-экономические показатели, 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. С. 464.

сийскую экономику составили уже 3 млрд 11 млн долл. За этот же период из Российской Федерации в Казахстан поступило 2 млрд 409 млн долл.10. В целом эти данные и статистика за предыдущие годы показывают, что объем казахстанских инвестиций был всегда больше, чем российских.

Такая ситуация характерна и для инвестиций сторон в основные фонды предприятий с участием иностранного капитала, работающих в приграничье. В российских приграничных регионах они оказались значительно меньше, чем в других субъектах РФ, а в Казахстане, наоборот, инвестиции в такие организации достигают 60% от общих финансовых вложений республики. Все это свидетельствует о том, что бизнес Казахстана рассматривает Россию и приграничные с ней регионы как перспективный и стратегически важный для себя рынок инвестиций.

Сотрудничество в социально-гуманитарной сфере активно развивается по ряду важных направлений: здравоохранение, образование, культура и наука. Здесь приоритетным сегодня, с точки зрения спроса у населения приграничных областей, является взаимодействие сторон в сфере образования и здравоохранения.

Медицинская помощь населению российских и казахстанских регионов оказывается в рамках межправительственного соглашения «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи», заключенного 24 ноября 1998 г. В его рамках органы власти на местах проводят организацию процесса оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе и на междугородных трассах, связывающих сопредельные территории двух стран. Выполнение этой работы возлагается на медицинские учреждения областных центров, а функционирование травматологических пунктов, которые находятся у магистралей, обеспечивают больницы близлежащих городов. Например, в Челябинской области этим занимаются Центр медицины катастроф, областная детская клиническая больница и медицинские учреждения городов Троицка и Южноуральска, которые находятся у автотрассы М-36, связывающей г. Челябинск с Республикой Казахстан. Такая практика характерна и для других областей.

Неотложная медицинская помощь гражданам двух стран, которые оказались на территории друг

10 Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. С. 591.

- 7 (292) - 2015 -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

друга, является важным аспектом сотрудничества, но не главным. Существует большая потребность в качественных медицинских услугах (особенно в специализированных), которую испытывают широкие слои населения российских и казахстанских регионов. Исследование данной сферы сотрудничества регионов свидетельствует о том, что наблюдается тенденция постоянного роста числа обращения за услугами в российские медицинские учреждения граждан Казахстана из сопредельных приграничных районов. При этом особым спросом у них пользуются услуги специализированных медицинских центров и клиник, проводящих высокотехнологичные операции.

В качестве примера можно привести данные по Курганской и Оренбургской областям. В частности, лишь за первое полугодие 2012 г. было зарегистрировано 504 обращения граждан Казахстана за медицинской помощью в учреждения здравоохранения на территории Курганской области. В течение этого же года в Российском научном центре «Восстановительная травматология и ортопедия» им. академика Г.А. Илизарова прошли плановое ортопедическое лечение 68 казахстанцев. В Оренбургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» для граждан Казахстана ежегодно делается около 3 тыс. операций. Жители из приграничных районов Казахстана часто прибегают к помощи медицинских учреждений Оренбургской области для получении услуг при онкологических и кардиологических заболеваниях11. В сложных случаях казахстанцы направляются в центральные клиники России.

Обращение значительного числа жителей из приграничных регионов Казахстана в российские медицинские учреждения объясняется наличием ряда объективных причин, которые делают такой выбор предпочтительным, а именно: более высокий уровень материально-технической базы медицинских учреждений в российских регионах, позволяющий врачам делать сложные операции и качественную диагностику заболеваний, наличие опытных специалистов узкого профиля и сети специализированных лечебных учреждений.

К интенсивно развивающейся сфере российско-казахстанского сотрудничества относится

11 Информация о ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств: приложение к решению Экономического совета СНГ «О ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств» от 15.03.2013. М., 2013. С. 81, 82.

- 7 (292)

образование. Здесь усилия сторон направлены на осуществление идеи формирования единого образовательного пространства, которую страны СНГ реализуют с 1997 г.

Взаимодействие в образовательной сфере регионов России и Казахстана наиболее активно осуществляется между высшими учебными заведениями. Его направления для российских вузов определены в ст. 105 Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федера-

12

ции»12 и сводятся к следующим мерам:

1) совместная разработка и реализация образовательных и научных программ в сфере образования;

2) обмен студентами, преподавателями и научными работниками;

3) проведение совместных фундаментальных и прикладных научных исследований;

4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;

5) участие в деятельности или самостоятельное проведение конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров.

Изучение практики сотрудничества вузов России и Казахстана в указанных выше параметрах показало, что оно строится как на основе двусторонних договоров, так и на многосторонней основе. Сегодня 34 вуза Казахстана тесно взаимодействуют с 89 вузами России, в том числе с 27 вузами приграничных российских районов. Ими заключено 324 межвузовских соглашения (договоров) о сотрудничестве в области высшего образования и науки13.

Договорные отношения со своими коллегами с сопредельных территорий имеет большая часть вузов российско-казахстанского приграничья. В частности, вузы Северо-Казахстанской области сотрудничают с партнерами из Омской, Курганской, Тюменской областей, а высшие учебные заведения Восточно-Казахстанской области — с вузами Алтайского края, Новосибирский, Томской областей и пр.

В последние годы сотрудничество приграничных вузов из сугубо двустороннего превратилось в многостороннее. С 2009 г. стали проводиться форумы российско-казахстанских вузов. Первый форум прошел 27-28 февраля 2009 г. в Петропавловске, а второй — в Омске (21-23 мая 2012 г.). Они

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

13 Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования и науки. Астана, 2014. 71 с.

- 2015 -

стали местом обсуждения проблем образования и науки, подписания договоров и соглашений о сотрудничестве между вузами. По итогам первого и второго форумов было заключено соответственно 45 и 15 двусторонних соглашений. В целях развития трансграничного образования в рамках второго форума была учреждена Ассоциация педагогических вузов.

Новый потенциал сотрудничества появился у российских и казахстанских вузов после создания в 2008 г. Университета Шанхайской организации сотрудничества. Он действует по сетевому принципу, объединяя ведущие университеты стран — членов ШОС, причем реализует такие направления подготовки кадров, как регионоведение, экология, энергетика, 1Т-технологии, педагогика и экономика. В рамках такого объединения резко повышается академическая мобильность студентов, которые с любого семестра могут продолжить обучение в любом головном вузе из входящих в Университет ШОС, который реализует избранную ими программу. В 2008-2011 гг. была проведена большая работа по организации и определению основных направлений и форм деятельности Университета ШОС, согласованию программ обучения, механизма совместной подготовки специалистов. В настоящее время можно говорить, что пока идет этап становления данной интеграционной структуры. В структуре университета Казахстан представлен 13 вузами, а Россия — 24, включая 9 вузов из федеральных округов, граничащих с Казахстаном14.

В содержании сотрудничества вузов акцент делается на совершенствовании учебного процесса. В настоящее время российские и казахстанские вузы перешли к двухуровневой системе подготовки кадров (бакалавриат и магистратура). В этой связи они активно взаимодействуют в вопросах обмена студентами и магистрантами в рамках совместной реализации отдельных магистерских программ, использования кадрового и научного потенциала друг друга.

Вузы России и Казахстана достаточно успешно сотрудничают в реализации программ академической мобильности, которая позволяет студентам, магистрантам и молодым ученым обучаться за рубежом или получить навыки научной работы путем участия в краткосрочной, среднесрочной образовательной или научно-исследовательской программе. В 2011 г. в рамках таких программ

Казахстаном были направлены в российские вузы 117 магистрантов15. Эта практика активно используется и приграничными вузами. В 2013 г. Омский государственный педагогический университет заключил соглашения об академической мобильности с Павлодарским государственным педагогическим институтом и с Карагандинским государственным университетом им. Е.А. Букетова, а Алтайским государственным университетом разработаны образовательные магистерские программы для совместной реализации с Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова и Восточно-Казахстанским государственным университетом им. С. Аманжолова. В свою очередь казахстанские вузы предоставляют своим российским партнерам базу практик для студентов, изучающих археологию, биологию и почвоведение.

Между российскими и казахстанскими вузами осуществляется обмен не только обучающимися, но и специалистами. Следует отметить, что в последние годы здесь наблюдается определенный спад. Об этом свидетельствует динамика приглашения преподавателей, ученых и консультантов в казахстанские вузы за последние годы. В 2011 г. для работы в вузах Казахстана привлекались 604, в 2012 г. — 33, а в 2013 г. — 155 российских специалистов16. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить тем, что Казахстан полностью перешел на европейские стандарты аттестации профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов, причем сделал ставку на использование собственных кадров.

К фактору, осложняющему сотрудничество вузов двух стран, относится определенная конкуренция между ними на рынке образовательных услуг Казахстана. Вузы Российской Федерации рассматривают этот рынок как очень перспективный в связи с тем, что у молодежи республики существует устойчивый спрос на российское образование, особенно в приграничных областях, где преобладает русское и русскоязычное население. Ряд российских вузов имеют свои филиалы на территории Казахстана, но основная часть ориентирована на набор абитуриентов для обучения в Российской Федерации.

Число студентов из Казахстана, обучающихся в вузах России, постоянно растет, о чем свидетельствует анализ статистических данных. На начало

14 Университет Шанхайской организации сотрудничества. URL: М1р://иш sco.rU/country/2/country_2.html.

15 Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования и науки. Астана, 2014. С. 42.

16 Там же.

2000/01учебного года в российских высших учебных заведениях обучалось 16,7 тыс. чел., в том числе 11,7 тыс. чел. были студентами дневного отделения. Эти показатели в 2005/06 учебном году составляли соответственно 17,2 и 12,6 тыс. чел., а в 2012/13 учебном году — 26,6 и 19,1 тыс. студентов17. Из них в вузах приграничных районов России обучаются около 3,5 тыс. чел. Если рассматривать данные об обучении российских граждан в вузах Казахстана, то в настоящее время здесь учатся всего 1 284 студента из РФ18. Таким образом, доминирование российских вузов в вопросах оказания образовательных услуг гражданам двух стран налицо.

При этом можно говорить о том, что сегодня образовательная миграция казахстанской молодежи направлена не только на получение образования, но и на дальнейшую профессиональную реализацию на территории России. Об этом свидетельствует число обучающихся на дневных отделениях российских вузов, которое составляет не менее 70% от числа всех студентов, поступивших из Казахстана.

Непосредственно на образовательном рынке Казахстана работают 7 филиалов российских вузов, из них 3 находятся в приграничных областях. Они имеют довольно значительный, по меркам филиала, контингент обучающихся. Например, в Казахстанском филиале МГУ им. М.В. Ломоносова сегодня обучаются 533 студента по программе бакалавриата, 39 — магистратуры. Студентами филиала «Восход» Московского авиационного института (государственного технического университета) в г. Байконуре являются 610 чел.19.

Основная часть филиалов готовит юристов, экономистов, менеджеров, психологов, филологов и пр. Исключение составляет филиал МАИ «Восход», где реализуются образовательные программы по техническим специальностям. Такая ситуация не может устроить Казахстан, который проводит масштабную программу модернизации экономики и остро нуждается в инженерно-технических кадрах. Специалистов гуманитарного профиля могут успешно готовить и сами казахстанские вузы. Поэтому в настоящее время завершается подготовка межправительственного соглашения о деятельности филиалов российских вузов на территории Казах-

17 Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. С. 222.

18 Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования и науки. Астана, 2014. С. 41.

19 Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования и науки. Астана, 2014. С. 42.

- 7 (292)

стана. Им будет предусмотрено, что в филиалах приоритетными станут технические, естественнонаучные и сельскохозяйственные направления подготовки специалистов. В этом случае следует ожидать снижения количества филиалов российских вузов и числа студентов, обучающихся в них.

Таким образом, для сотрудничества российских и казахстанских вузов характерно наличие общестратегической цели — создать единое образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество подготовки специалистов. При этом существует и определенная конкуренция между ними в вопросах оказания образовательных услуг, прежде всего для граждан Казахстана.

Взаимодействие силовых ведомств двух стран (пограничной, миграционной служб и правоохранительных органов) можно отнести к значимому и стабильно развивающемуся направлению российско-казахстанского приграничного сотрудничества. Оно имеет определенную специфику, которая обусловлена характером их деятельности [6, 13, 14, 21]. Сегодня пограничные службы двух стран уделяют особое внимание упрощению режима пересечения госграницы. Этого требует как внешнеэкономическая политика России и Казахстана, направленная на создание Евразийского экономического союза, что предполагает снижение барьерной функции границы для хозяйствующих субъектов, так и рост масштабов гуманитарных контактов населения.

Если первая проблема успешно преодолевается в рамках созданного единого таможенного пространства, то для решения последней задачи используется набор адресных мер. В частности, создаются пункты упрощенного пропуска через границу. Например, на участке регионального управления «Солтустик» пограничной службы Казахстана (взаимодействует с региональными пограничными управлениями ФСБ России в Приволжском, Сибирском и Уральском федеральных округах) в 2009 г. было открыто 102 пункта упрощенного пропуска. В 52 из них был установлен особый режим работы пограничников, а именно: организована совместная служба казахстанских и российских пограничников, упрощающая процедуру пересечения границы20. Одновременно были оптимизированы сроки пребывания россиян и казахстанцев на территории друг друга. Теперь они могут это делать без официальной регистрации в органах власти сроком до 30 дней,

20 Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств — участников СНГ: информационно-аналит. доклад // Исполнительный комитет СНГ. М.: ВИНИТИ, 2009. С. 64.

- 2015 -

NATIONAL INTERESTS: priorites and security

что дало значительный социальный эффект в виде массовой поддержки решения властей со стороны граждан двух стран.

Упрощение режима пересечения границы имеет и негативные последствия. Так, оно позволяет активно взаимодействовать криминальным структурам двух стран. Это требует ответного постоянного взаимодействия российских и казахстанских правоохранительных органов. Они сотрудничают в вопросах розыска преступников, осуществляют обмен информацией о преступных сообществах, проводят на приграничных территориях совместные профилактические операции. Только за 2009 г. в МВД Казахстана в порядке содействия в раскрытии уголовных дел поступило 226 международных поручений из Российской Федерации. Казахстанская сторона направила своим российским коллегам 42 международных поручения21. Позитивные результаты дала межгосударственная комплексная профилактическая операция «Розыск», которая регулярно проводилась в 2009, 2010 и 2011 гг. органами внутренних дел России и Казахстана при участии других государств СНГ. В итоге ее реализации было задержано соответственно 163, 329 и 337 преступников, находящихся в розыске22. Россия и Казахстан постоянно взаимодействуют, активно противодействуя наркоторговле [14].

Активно сотрудничают органы власти России и Казахстана по регулированию миграционных потоков, пересекающих совместную границу двух стран. Неуправляемая миграция имеет политический, экономический и социальный эффекты. По оценке Президента России В.В. Путина, она деформирует структуру занятости, вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку23. В принимающих странах формируются общины с большой культурной и этно-конфессиональной дистанцией по отношению к местному населению [8, с. 142]. Добавим к этому то, что неуправляемая миграция подрывает действие механизма безвизового режима, негативно влияя на интеграционные процессы между государствами. Для противодействия ей использует-

21 Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах — участниках СНГ: информационно-аналит. записка / Исполнительный комитет СНГ. М.: ВИНИТИ, 2010. С. 48.

22 Межрегиональное и приграничное сотрудничество в государствах — членах СНГ: аналит. записка // Исполнительный комитет СНГ. М.: ВИНИТИ, 2011. С. 50.

23 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Соб-

ранию РФ от 12.12.2013 // Российская газета, 2013, 13.12.

ся комплекс мер, в том числе двусторонние встречи представителей миграционных служб приграничных регионов, профилактические мероприятия, депортация нелегальных мигрантов [20].

Процесс миграции между Россией и Казахстаном в настоящее время имеет устойчивую тенденцию к снижению. За последние годы из Казахстана в Российскую Федерацию прибыло: в 2000 г. — 124 903 чел.; в 2005 г. — 51 945; в 2012 г. — 45 506 чел. А из России в Казахстан выбыло соответственно: 17 913 чел.; 12 437 и 8 843 чел. Одновременно на российско-казахстанскую границу постоянно увеличивается нагрузка транзитных потоков мигрантов, которые следуют в Россию из других государств. За последние годы на российскую территорию приходилось 80-90% всех миграционных потоков в границах СНГ [15, с. 23]. Через Казахстан следуют граждане Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Только из Узбекистана число въехавших в Россию возросло с 40 810 чел. в 2000 г. до 87 902 чел. в 2012 г. Этот показатель для Таджикистана был соответственно 11 043 и 41 674 чел., а для Киргизии — 15 536 и 34 597 чел.24. Значительная часть из них прибыла в Россию сухопутным путем через Казахстан.

Таким образом, регулирование миграционных потоков между Россией и Казахстаном трудностей не представляет, а вот решение вопроса контроля за транзитом мигрантов из других стран становится все более актуальным.

Особым направлением российско-казахстанского приграничного сотрудничества является взаимодействие органов власти при возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, происходящих в приграничье. Оно осуществляется региональными подразделениями министерств по чрезвычайным ситуациям двух стран. Это департаменты по чрезвычайным ситуациям областей Казахстана (ДЧС) и главные управления МЧС в российских регионах (ГУ МЧС). Как показало изучение практики их взаимодействия, оно направлено на реализацию комплекса защитных мер в паводковый период, недопущение лесных и степных пожаров, ликвидацию аварий на промышленных объектах, а также последствий пусков космических ракет.

Конкретные приоритеты сотрудничества территориальных ДЧС Казахстана и ГУ МЧС России определяются ими с учетом таких факторов, как специфика экономики, характер транспортной инфраструктуры, особенности природного ландшафта

24 Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. С. 104, 105.

регионов. В частности, сеть магистральных газопроводов, таких как Бухара — Урал, «Союз», Средняя Азия — Центр, Оренбург — Новопсков, проходят по Западно-Казахстанской области и сопредельным ей российским Самарской, Саратовской и Оренбургской областям. За безопасную эксплуатацию этих сложных технических коммуникаций отвечают соответствующие региональные управления по ЧС двух стран. Поэтому ДЧС Западно-Казахстанской области и ГУ МЧС названных выше российских областей в рамках планов совместной подготовки добиваются высокой слаженности действий, регулярно проводя совместные учения по ликвидации аварий на объектах нефтегазового комплекса, входящих в зону их ответственности.

В ряде регионов областные ДЧС Казахстана и ГУ МЧС России взаимодействуют в вопросах устранения негативных последствий использования ракетной техники гражданского и военного назначения. Это касается обслуживания ДЧС Актюбинс-кой области совместно с ГУ МЧС по Оренбургской области пусков ракет из военной базы «Ясный» Оренбургской области25. Активно взаимодействуют в этой сфере российские органы власти и управление космодрома «Байконур», и ДЧС Актюбинской, и Кызылординской областей Казахстана26. Названные факты свидетельствуют о том, что в выборе форм взаимодействия региональных органов МЧС двух стран акцент сделан на планировании совместных мероприятий и учениях по достижению эффективной координации действий, а также практической работе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В целом можно утверждать, что в настоящее время значительную роль в развитии межрегионального и приграничного сотрудничества играют правительства двух стран в лице специальной подкомиссии Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Менее активны в этом направлении работы региональные органы государственной власти и муниципальные образования.

25 Информация о ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств: приложение к решению Экономического Совета СНГ «О ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств» от 15.03.2013. М., 2013. С. 100.

26 Межрегиональное и приграничное сотрудничество государств — участников СНГ: информационно-аналит. доклад // Исполнительный комитет СНГ. М.: ВИНИТИ, 2009. С. 99.

Данный факт свидетельствует о том, что назрела необходимость усилить роль последних, расширив их полномочия в вопросах международной деятельности и создав для этого необходимые условия.

Оценка отношений российских и казахстанских регионов позволяет говорить, что они сегодня сконцентрированы на ряде направлений, из которых ключевым является экономическое сотрудничество. Торговые отношения регионов адаптируются к новым условиям — снятию барьеров в границах Таможенного союза и необходимости поисков разрешения противоречий, возникающих в связи с этим. Особое значение страны отводят промышленной кооперации предприятий приграничных территорий и внутренних регионов России и Казахстана, что рассматривается в качестве важной задачи процесса экономической интеграции двух стран и существенным фактором повышения конкурентоспособности национального бизнеса на глобальных рынках.

Приоритетными направлениями сотрудничества регионов в социально-гуманитарной сфере остаются образование и медицина. Здесь сохраняется доминирование российских организаций и учреждений, услугами которых активно пользуются граждане Казахстана, особенно из числа проживающих на приграничных с Россией территориях.

Взаимодействие пограничных служб, правоохранительных органов и управлений МЧС в приграничных территориях входит в число специфических направлений российско-казахстанского межрегионального сотрудничества. В настоящее время, как показало изучение фактов, на его содержание оказывают влияние задачи и объем полномочий этих органов государственной власти, их центральное подчинение, наличие конкретной зоны ответственности и характерные особенности регионов. Названные факторы во многом предопределили обособленность и ведомственный характер сотрудничества этих служб.

Список литературы

1. Афонцев С., ЗубаревичН. Пространственное развитие как механизм модернизации Республики Казахстан // Вопросы экономики. 2012. № 5. С.53-58.

2. Бекетов Н.В. Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана: виртуальная и вероятная экономическая модель // Финансы и кредит. 2008. № 7. С. 52-56.

3. Божко Л.Л. Концептуальные подходы к определению приграничных территорий // Регио-

нальная экономика: теория и практика. 2010. № 4. С.47-54.

4. Вардомский Л.Б. Приграничное и трансграничное сотрудничество в программах сотрудничества ЕС и стран СНГ // Аналитические записки: приложение к журналу «Международная жизнь». Спец. выпуск. 2008. 132 с.

5. Васильева М.В., Кутырев Е.А. Институциональные преобразования таможенных органов и их влияние на экономику России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 26. С. 23-31.

6. Глазьев С., Ткачук С. Перспективы развития евразийской экономической интеграции: от ТС — ЕЭП к ЕЭС (концептуальный аспект) // Российский экономический журнал. 2012. № 4. С. 3-12.

7. Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С. Центральные банки стран Таможенного союза: оценка и направления повышения прозрачности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 40. С. 2-11.

8. Гонтмахер Е. Мировые миграционные процессы: необходимость глобального регулирования // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 136-146.

9. Гурова И. О теоретической модели торговой интеграции на пространстве СНГ // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 130-143.

10. Гурова И., ЕфремоваМ. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации // Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 110-126.

11. Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 31. С.20-27.

12. Ибрагимов С.Т. Модернизация экономик Казахстана и России в условиях инфляции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2008. № 12. С. 66-73.

13. Кашбразиев Р.В., Кукушкина Ю.М. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана: перспективы использования зарубежного опыта региональной интеграции // Финансы и кредит. 2013. № 45. С. 25-36.

14. Ким Е.К. Россия, Содружество Независимых Государств и международные проблемы обеспечения наркобезопасности в различных регионах мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 34. С. 29-35.

15. Кондратов Д. Современное состояние и перспектива углубления экономической интеграции стран СНГ// Общество и экономика. 2013. № 3. С. 3-58.

16. Николаев С. Россия — Казахстан: приграничное и межрегиональное сотрудничество // Международная жизнь. 2010. № 11. С. 49-57.

17. Нижегородцев Р.М., Горидько Н.П. Россия в мировой системе координат: опыт кластеризации национальных экономик и выбор траектории развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24. С. 32-37.

18. Сидоренко О.В. Развитие зернопродуктово-го подкомплекса стран Евразийского экономического союза в формате обеспечения коллективной продовольственной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 1. С.21-30.

19. Стародубцева Е.Б. Банковский сектор стран Единого экономического пространства: возможности интеграции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 43. С. 2-7.

20. Шайкин Д.Н. Особенности и возможные последствия миграционных процессов в приграничных регионах России и Казахстана (на примере Омской и Северо-Казахстанской областей) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 7. С.57-62.

21. Шумский Н. Региональные экономические объединения государств Содружества // Международная экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 52-58.

National interests: priorities and security Foreign economic activity

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

INTER-REGIONAL AND CROSS-BORDER COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN: MAIN PRIORITIES

Vitalii N. IVANOV, Marat K. ZHUNDUBAEV

Abstract

Importance The paper deals with the development of inter-regional and cross-border cooperation of the constituent entities of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan's regions as an integrated part of inter-State relations. The importance of the study of this problem arises from the fact that the current integration processes between Russia and Kazakhstan have reached a qualitatively new level. With the countries' participation, the Customs Union has been created and is actively functioning. The agreement on establishing the Eurasian Economic Union (EAEC), which entered into force in January 2015, has been signed. The regions of the two countries are aimed to play a significant role within these organizations.

Importance The paper reveals the content of the priorities of the Russia-Kazakhstan border cooperation at the present stage. Given the stated purpose, the article considers the following aspects of the problem: the nature of activities of actors of the Russia-Kazakhstan inter-regional and cross-border cooperation, their priorities while choosing the forms and areas of cooperation, and the evaluation of results of the interaction. Methods In our paper, we analyzed the Russia-Kazakhstan inter-regional and cross-border cooperation at the national, regional and local levels by using the systematic approach and comparative, historical, and statistical methods. The article describes the content of the main areas of its development at the present stage, including economy, solving social and humanitarian problems, challenges of combating illegal migration, international crime, cooperation in preventing emergency situations and mitigation of their consequences. Results We conclude that the economic cooperation is a key element. In this area, the countries give special importance to industrial cooperation between enterprises of the border areas and inland regions of Russia and Kazakhstan.

Conclusions and Relevance The economic cooperation is considered as an important task of the economic integration process between the two countries, and as

a significant factor of improving the national business competitiveness in the global markets.

Keywords: Russia, Kazakhstan, cross-border, interregional, cooperation, forms, forum, foreign trade, industrial, humanitarian, cultural spheres, border guard service, law enforcement agencies

Reference

1. Afontsev S., Zubarevich N. Prostranstvennoe razvitie kak mekhanizm modernizatsii Respubliki Kazakhstan [Spatial development as a mechanism of modernization of the Republic of Kazakhstan]. Voprosy Economiki, 2012, no. 5, pp. 53-58.

2. Beketov N.V. Edinoe ekonomicheskoe pros-transtvo Rossii, Ukrainy, Belorussii i Kazakhstana: virtual'naya i veroyatnaya ekonomicheskaya model' [The Common Economic Space of Russia, Ukraine, Belarus and Kazakhstan: a virtual and probable economic model]. Finansy i kredit = Finance and credit, 2008, no. 7, pp. 52-56.

3. Bozhko L.L. Kontseptual'nye podkhody k opredeleniyu prigranichnykh territorii [Conceptual approaches to the definition of border areas]. Regional'nayaekonomika: teoriyaipraktika = Regional economics: theory and practice, 2010, no. 4, pp. 47-54.

4. Vardomskii L.B. Prigranichnoe i transgranich-noe sotrudnichestvo v programmakh sotrudnichestva ES i stran SNG [Near-border and trans-border cooperation in the cooperation programs of the EU and the CIS countries]. Analiticheskie zapiski: prilozhenie k zhurnalu Mezhdunarodnaya zhizn'=Analytical notes: a supplement to International Affairs journal, special issue, 2008, 132 p.

5. Vasil'eva M.V., Kutyrev E.A. Institutsional'nye preobrazovaniya tamozhennykh organov i ikh vliyanie na ekonomiku Rossii [Institutional reforms of the customs bodies and their impact on the Russian economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2011, no. 26, pp.23-31.

6. Glaz'ev S., Tkachuk S. Perspektivy razvitiya evraziiskoi ekonomicheskoi integratsii: ot TS — EEP k EES (kontseptual'nyi aspekt) [Prospects for development of the Eurasian economic integration: from the Customs Union — Common Economic Space to the Eurasian Economic Union (a conceptual aspect)]. Ros-siiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2012, no. 4, pp. 3-12.

7. Golodova Zh.G., Ranchinskaya Yu.S. Tsentral'nye banki stran Tamozhennogo soyuza: otsenka i naprav-leniya povysheniya prozrachnosti [The central banks of the Customs Union's countries: an evaluation and the ways to improve transparency]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2014, no. 40, pp. 2-11.

8. Gontmakher E. Mirovye migratsionnye prot-sessy: neobkhodimost' global'nogo regulirovaniya [International migration processes: the need for global regulation]. Voprosy Economiki, 2013, no. 10, pp.136-146.

9. Gurova I. O teoreticheskoi modeli torgovoi integratsii na prostranstve SNG [About the theoretical model of trade integration in the CIS]. Voprosy Economiki, 2014, no. 1, pp. 130-143.

10. Gurova I., Efremova M. Regional'naya tor-govlya na prostranstve SNG: predposylki dlya proiz-vodstvennoi kooperatsii [Regional trade in the CIS: the preconditions for industrial cooperation]. Voprosy Economiki, 2012, no. 6, pp. 110-126.

11. Zozulya V.V., Zhuravlev P.D. Garmonizatsiya nalogovykh sistem kak sposob ogranicheniya nalogovoi konkurentsii v usloviyakh integratsii [Harmonization of tax systems as a way to limit tax competition under integration]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 31, pp. 20-27.

12. Ibragimov S.T. Modernizatsiya ekonomik Ka-zakhstana i Rossii v usloviyakh inflyatsii [Modernization of the economies of Kazakhstan and Russia under inflation conditions]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2008, no. 12, pp. 66-73.

13. Kashbraziev R.V., Kukushkina Yu.M. Tamozhennyi soyuz Rossii, Belarusi i Kazakhstana: perspektivy ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta regional'noi integratsii [The Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan: prospects for the use of foreign experience of regional integration]. Finansy i kredit = Finance and credit, 2013, no. 45, pp. 25-36.

14. Kim E.K. Rossiya, Sodruzhestvo Nezavi-simykh Gosudarstv i mezhdunarodnye problemy obespecheniya narkobezopasnosti v razlichnykh re-

gionakh mira [Russia, the Commonwealth of Independent States and international problems of drug security in different regions of the world]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2013, no. 34, pp. 29-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kondratov D. Sovremennoe sostoyanie i perspektiva uglubleniya ekonomicheskoi integratsii stran SNG [The current status and prospects for deepening economic integration in the CIS]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2013, no. 3, pp. 3-58.

16. Nikolaev S. Rossiya — Kazakhstan: prigran-ichnoe i mezhregional'noe sotrudnichestvo [Russia — Kazakhstan: the near-border and inter-regional cooperation]. Mezhdunarodnaya zhizn'=International Affairs, 2010, no. 11, pp. 49-57.

17. Nizhegorodtsev R.M., Gorid'ko N.P. Ros-siya v mirovoi sisteme koordinat: opyt klasterizatsii natsional'nykh ekonomik i vybor traektorii razvitiya [Russia in the global framework: the experience in clusterization of national economies and the choice of development path]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2013, no. 24, pp. 32-37.

18. Sidorenko O.V. Razvitie zernoproduktovogo podkompleksa stran Evraziiskogo ekonomichesko-go soyuza v formate obespecheniya kollektivnoi prodovol'stvennoi bezopasnosti [Development of the grain products sub-complex of the Eurasian Economic Union countries in the format of ensuring collective food security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National interests: priorities and security, 2015, no. 1, pp. 21-30.

19. Starodubtseva E.B. Bankovskii sektor stran Edinogo ekonomicheskogo prostranstva: vozmozh-nosti integratsii [The banking sector of the Common Economic Space countries: integration capabilities]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2014, no. 43, pp. 2-7.

20. Shaikin D.N. Osobennosti i vozmozhnye pos-ledstviya migratsionnykh protsessov v prigranichnykh regionakh Rossii i Kazakhstana (na primere Omskoi i Severo-Kazakhstanskoi oblastei) [The specific features and possible consequences of migration processes in the border regions of Russia and Kazakhstan (the Omsk and the North Kazakhstan regions case)]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 7, pp. 57-62.

21. Shumskii N. Regional'nye ekonomicheskie ob"edineniya gosudarstv Sodruzhestva [Regional

Foreign economic activity 51 -

Marat K. ZHUNDUBAEV

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation zhundubacv2011@mail.ru

economic unins of the CIS States]. Mezhdunarodnaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2012, no. 3, pp. 52-58.

Vitalii N. IVANOV

Ural Social Economic Institute (branch) of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russian Federation rfkbyf@yandex.ru

Acknowledgments

The article was provided by the Information Center of the Publishing House of "FINANCE AND CREDIT" in the Ural Social and Economic Institute (branch) of the Academy of Labor and Social Relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.