Научная статья на тему 'Совершенствование межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области и Республики Казахстан'

Совершенствование межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области и Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
571
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERREGIONAL COOPERATION / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / OMSK REGION / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕГИОНЫ / REGIONS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / KAZAKHSTAN / AGREEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волох Олег Владимирович, Питраков Владимир Юрьевич

Статья посвящена развитию межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области с приграничными территориями Казахстана, выявлению проблемных моментов по совершенствованию сотрудничества и предложению путей их решения. Большое внимание уделяется таким приоритетным направлениям приграничного сотрудничества на современном этапе, как образование и развитие транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волох Олег Владимирович, Питраков Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INTER-REGIONAL AND BORDER COOPERATION OF THE OMSK REGION AND REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article analyzes the development of inter-regional and cross-border cooperation of Omsk region with neighboring territories of Kazakhstan, identifies problems to improve cooperation and offers solutions. Highlights priorities for cross-border cooperation at the present stage the formation and education of transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Совершенствование межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области и Республики Казахстан»

РАЗДЕЛ 4 ПОЛИТОЛОГИЯ

PART 4 POLITICAL SCIENCES

УДК 32(57)14

О. В. Волох,

Омский государственный педагогический университет,

В. Ю. Питраков, Омская гуманитарная академия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья посвящена развитию межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области с приграничными территориями Казахстана, выявлению проблемных моментов по совершенствованию сотрудничества и предложению путей их решения. Большое внимание уделяется таким приоритетным направлениям приграничного сотрудничества на современном этапе, как образование и развитие транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, приграничное сотрудничество, Омская область, транспортная инфраструктура, образование, регионы, экономическая интеграция.

В современных условиях приграничное сотрудничество между соседними регионами стран, граничащих друг с другом, является насущной и актуальной проблемой. Межрегиональное и приграничное сотрудничество регионов России и государств - участников СНГ включает торговлю товарами и услугами, взаимные инвестиции, производственное взаимодействие, транспорт, экологию, науку и культуру, подготовку кадров, борьбу с трансграничной преступностью.

Россия успешно развивает такое сотрудничество со всеми приграничными государствами, но в настоящее время одними из наиболее значимых являются торгово-экономические связи с Казахстаном. В наследство от общей экономической системы СССР Казахстану осталась часть единой производственной инфраструктуры, которая в девяностых годах стала еще более актуальной для экономического и политического взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан [1, с. 6]. На содержание этого вида сотрудничества существенно влияют не только интересы его участников, включая высшие

органы власти двух стран, но и качественные изменения в отношениях государств - членов СНГ, которые произошли после создания Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Евразийского экономического союза [2, с. 27].

Однако характер деятельности акторов российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества, их приоритеты в выборе его форм и ключевых направлений в силу динамично меняющихся условий все еще относятся к числу малоизученных проблем, представляющих как научный, так и практический интерес. Сегодня субъектами российско-казахстанского межрегионального и приграничного сотрудничества являются органы государственной и муниципальной властей, бизнес, общественные организации и простые граждане обеих стран. В практике их взаимодействия сложились основные формы сотрудничества. К ним можно отнести [3, с. 80]:

• разработку и реализацию странами совместных планов и программ действий по основным направлениям сотрудничества;

• взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления двух стран на базе соглашений о сотрудничестве;

• сотрудничество предприятий, учреждений и организаций на основе двухсторонних договоров;

• формирование и использование координирующих органов для развития сотрудничества;

• организацию форумов и встреч участников сотрудничества двух государств.

На протяжении длительного времени развивается сотрудничество между Казахстаном и Омской областью, что послужило основой проведения форумов приграничных областей данных стран. Участок российско-казахстанской границы на территории Омской области является самым протяженным и составляет примерно 15 % (1019,8 км) от общей протяженности границы (более 7000 км через 12 регионов РФ) с Республикой Казахстан. Из 32 муниципальных районов Омской области 9 граничат с Республикой Казахстан: Исилькуль-ский, Называевский, Нововаршавский, Одесский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Щербакульский и Черлакский муниципальные районы. Поэтому Казахстан является стратегическим партнером Омской области, что обусловлено исторически сложившейся взаимосвязью экономик России и Казахстана, а также внешними факторами - жесткой конкуренцией на внутригосударственном и мировом рынках и необходимостью расширения рынков сбыта [4, с. 93].

С целью дальнейшего развития и совершенствования нормативно-правовой базы сотрудничества правительством Омской области заключены Соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Кустанайской, Алматинской и Акмолинской областями Казахстана [5].

Вместе с тем, несмотря на нарастающую положительную динамику взаимодействия в различных сферах и увеличивающийся товарооборот, существует комплекс экономических проблем, которые необходимо решить для эффективного развития приграничного сотрудничества Омской области и Казахстана. Очевидна разная степень заинтересованности партнеров в расширении и углублении приграничных контактов. Рекомендуется учитывать и такие факторы, как неразвитость транспортной инфраструктуры между регионами, значительная протяженность границы с большими расстояниями между населенными пунктами, отсутствие необходимого количества обустроенных пограничных переходов, разное правовое регулирование экономической и хозяйственной деятельности на сопредельных территориях двух государств.

Состояние транспортной инфраструктуры следует выделить особенно, потому как оно оказывает несомненное влияние на развитие экономического сотрудничества двух стран. В торговле между сопредельными регионами России и Казахстана доминирует небольшое число крупных предприятий, поставляющих свою продукцию по железной дороге

и трубопроводам, в то время как предприятия малого или среднего бизнеса предпочитают осуществлять свои поставки через границу автомобильным транспортом.

Следует согласиться с мнением Л. Л. Божко, что наиболее перспективным направлением экономической интеграции для Казахстана является дальнейшее укрепление общего рынка и взаимодействия с Россией [7, с. 105]. Среди проблем макроэкономического плана отмечается принципиально разный уровень и масштаб национальных хозяйств, что отражает, в частности, удельный вес приграничных областей во внешнеторговом обороте своих стран. На сегодня очевидно, что для развития связей между малым и средним бизнесом требуется целевая программа развития сети автомобильного и железнодорожного сообщения в российско-казахстанском приграничье. Программой межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 гг. предусмотрен только один проект совместного сотрудничества в сфере транспорта, а именно «Координация действий по развитию автомобильных дорог проекта создания международного автомобильного маршрута "Западная Европа-Западный Китай"». А это означает, что вопрос развития автомобильных дорог непосредственно между приграничными регионами пока не рассматривается. Как результат, не используется в полном объеме двусторонний потенциал взаимодействия малого и среднего бизнеса.

Через территорию Омской области проходят участки МТК «Транссиб» и ТАЖМ, а также есть перспектива продления МТК Европа-Азия через территории России и Казахстана с выходом на Китай. Сообщение между регионами осуществляется при помощи автомобильного, железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта. Планы регионов по развитию объектов логистической инфраструктуры отражены в транспортно-логистической стратегии Казахстана и Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г. [5].

Вопросы приграничного сотрудничества закреплены на федеральном и региональном уровнях. Суммарный грузопоток между рассматриваемыми регионами Казахстана и Омской областью, по оценкам экспертов, превышает 10 млн т в год, транзитный грузопоток, по оценкам экспертов, также превышает 10 млн т в год. Грузообразующие центры - крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности - расположены в Омске (например, ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ»), Павлодаре (предприятия по добыче угля, щебня), Астане и Петропавловске. Таким образом, транспортно-логистический кластер можно обозначить как наиболее рациональную форму взаимодействия для рассматриваемых регионов.

Одной из приоритетных общих задач в развитии транспортной инфраструктуры может стать формирование транспортно-логистического узла Омск-Павлодар. Строительство железнодорожных веток между Павлодарской и Омской областями, а также между Павлодарской областью и Китайской Народной Республикой позволило бы значительно расширить географию внешнеэкономической деятельности, связав два ключевых направления евразийского континента: запад-восток и север-юг.

С целью дальнейшего развития и совершенствования нормативно-правовой базы сотрудничества правительством Омской области заключены Соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Кустанайской, Алматинской и Акмолинской областями Казахстана [5].

В декабре 2012 года в ходе визита в Омский регион официальной делегации СевероКазахстанской области было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Омской области и Управлением здравоохранения СевероКазахстанской области. В соответствии с этим Соглашением стороны обязуются взаимодействовать по таким направлениям, как наука и инновационные технологии в сфере здравоохранения; профилактика и контроль за инфекционными заболеваниями, безопасность и качество лекарственных средств и изделий медицинского назначения, информатизация в здравоохранении и телемедицина [6, с. 48].

В качестве приоритетного развития следует рассмотреть ряд важных вопросов сотрудничества в сфере здравоохранения. Граждане Казахстана, проживающие в Омской области, часто обращаются за помощью в лечебные учреждения. Необходимо заключение договора о сотрудничестве по оказанию плановой медпомощи между Омской областью и департаментом здравоохранения Казахстана.

К интенсивно развивающейся сфере российско-казахстанского сотрудничества относится образование. Здесь усилия сторон направлены на осуществление идеи формирования единого образовательного пространства, которую страны СНГ реализуют с 1997 г. [6, с. 42]. Ключевым документом по развитию приграничного сотрудничества России и Казахстана в настоящее время является Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 гг. [8]. В этом документе в списке приоритетных сфер сотрудничества российских и казахстанских регионов указаны среди прочего наука и образование.

Согласно Плану мероприятий этой Программы, органы исполнительной власти субъектов РФ, образовательные учреждения и Министерство образования и науки России совместно с акиматом города Алматы, акиматами областей и Министерством образования и науки Республики Казахстан на постоянной основе должны проводить сотрудничество и обмен опытом по вопросам совершенствования системы образования. В пер е-чень мероприятий входят организация обмена студентами, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, стажировка учителей, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, профессорско-преподавательского состава [8].

Два региона содействуют развитию гуманитарного сотрудничества путем разработки совместных программ в области образования, проведения научно-практических конференций и семинаров для преподавателей и студентов, повышения квалификации учителей общеобразовательных школ с преподаванием и обучением на русском и казахском языках и обеспечения методическими разработками на русском и казахском языках учреждений образования на территории Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.

Взаимодействие муниципальных образований приграничных районов менее развито, чем на уровне органов государственной власти регионов. Во многом это объясняется тем, что институт местного самоуправления в России и Казахстане находится на стадии становления, еще не определен окончательно объем его властных полномочий, у муниципальных образований существует дефицит финансовых средств и квалифицированных кадров.

Современные межрегиональные и приграничные взаимоотношения стран многогранны, многоаспектны, что позволяет говорить об охвате ими не только экономической, но и культурной, образовательной, информационной сфер и ряда других, более того, можно отметить их в некоторой степени полицентричный, многоуровневый характер [10, с. 71].

В содержании сотрудничества вузов акцент делается на совершенствовании учебного процесса. В настоящее время российские и казахстанские вузы перешли к двухуровневой системе подготовки кадров (бакалавриат и магистратура). В этой связи они активно взаимодействуют в вопросах обмена студентами и магистрантами в рамках совместной реализации отдельных магистерских программ, использования кадрового и научного потенциала друг друга.

Вузы России и Казахстана достаточно успешно сотрудничают в реализации программ академической мобильности, которая позволяет студентам, магистрантам и молодым ученым обучаться за рубежом или получить навыки научной работы путем участия в краткосрочной, среднесрочной образовательной или научно-исследовательской

программах. В 2011 г. в рамках таких программ Казахстаном были направлены в российские вузы 117 магистрантов. Эта практика активно используется и приграничными вузами. В 2013 г. Омский государственный педагогический университет заключил соглашения об академической мобильности с Павлодарским государственным педагогическим институтом и с Карагандинским государственным университетом им. Е.А. Бу-кетова, а уже в 2014 году университет принял для прохождения научных стажировок более 200 студентов и магистрантов из 24 вузов Казахстана. В свою очередь казахстанские вузы предоставляют своим российским партнерам базу практик для студентов, изучающих археологию, биологию и почвоведение [9, с. 42].

Между российскими и казахстанскими вузами осуществляется обмен не только обучающимися, но и специалистами. Следует отметить, что в последние годы здесь наблюдается определенный спад. Об этом свидетельствует динамика приглашения преподавателей, ученых и консультантов в казахстанские вузы за последние годы. В 2012 г. для работы в вузах Казахстана привлекались 604, в 2013 г. - 33, а в 2014 г. -155 российских специалистов [11]. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить тем, что Казахстан полностью перешел на европейские стандарты аттестации профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов, причем сделал ставку на использование собственных кадров.

К фактору, осложняющему сотрудничество вузов двух стран, относится определенная конкуренция между ними на рынке образовательных услуг Казахстана. Вузы Российской Федерации рассматривают этот рынок как очень перспективный в связи с тем, что у молодежи республики существует устойчивый спрос на российское образование, особенно в приграничных областях, где преобладает русское и русскоязычное население. Ряд российских вузов имеет свои филиалы на территории Казахстана, но основная часть ориентирована на набор абитуриентов для обучения в Российской Федерации [7, с. 105].

Для сотрудничества российских и казахстанских вузов характерно наличие общестратегической цели — создать единое образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество подготовки специалистов.

Таким образом, приоритетными направлениями сотрудничества Омской области в социально-гуманитарной сфере остаются образование, здравоохранение и транспортная инфраструктура. Здесь сохраняется доминирование российских организаций и учреждений, услугами которых активно пользуются граждане Казахстана, особенно из числа проживающих на приграничных с Омской областью территориях.

Можно сделать вывод, что для совершенствования межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области и Казахстана, по мнению авторов, необходимо развитие транспортной системы, а конкретно - создание транспортно-логистического узла между Омском и Павлодаром, развитие системы здравоохранения в виде заключения договоров об оказании плановой медицинской помощи между Омской областью и департаментом здравоохранения Казахстана, а также создание единого образовательного пространства, обеспечивающего высокое качество подготовки специалистов и др.

Библиографический список

1. Питраков, В. Ю. Межрегиональные торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и Республики Казахстан / В. Ю. Питраков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 3. - С. 5-9.

2. Кашбразиев, Р. В. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана: перспективы использования зарубежного опыта региональной интеграции / Р. В. Кашбразиев, Ю. М. Кукушкина // Финансы и кредит. -2013. - № 45. - С. 25-36.

3. Сулима, С. В. Международные экономические отношения регионов и государств (на примере России и Казахстана) / С. В. Сулима, О. Л. Чернобай // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 77-83.

4. Мочалин, С. М. Выбор формы макрологистического взаимодействия в рамках приграничного сотрудничества на примере Омской области и регионов Казахстана / С. М. Мочалин, В. А. Миляева // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2014. - Т. 1. - С. 92-98.

5. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.04.2015).

6. Иванов, В. Н. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты / В. Н. Иванов, М. К. Жундубаев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. -№ 7. - С. 38-51.

7. Божко, Л. Л. Российско-Казахстанское приграничье: современное состояние и проблемы развития / Л. Л. Божко // Вопросы управления. - 2014. - № 3. - С. 103-109.

8. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. № 1565 -р «О подписании Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2011 г., № 37, ст. 5310.

9. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области образования и науки. - Астана, 2014. - С. 42.

10. Питраков, В. Ю. Особенности формирования межрегиональных и приграничных связей в субъектах Российской Федерации / В. Ю. Питраков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. - № 3. - С. 69-71.

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / ФСГС. - Режим доступа: http://www.gks.ru

O. V. Voloh, Omsk State Pedagogical University V. Yu. Pitrakov Omsk Academy of the Humanities

IMPROVEMENT OF INTER-REGIONAL AND BORDER COOPERATION OF THE OMSK REGION AND REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article analyzes the development of inter-regional and cross-border cooperation of Omsk region with neighboring territories of Kazakhstan, identifies problems to improve cooperation and offers solutions. Highlights priorities for cross-border cooperation at the present stage - the formation and education of transport infrastructure.

Keyword: interregional cooperation, cross-border cooperation, Omsk region, Kazakhstan; agreement; transport infrastructure; education; regions; economic integration.

1. Pitrakov V. Ju. Mezhregional'nye torgovo-jekonomicheskie vzaimootnoshenija Rossijskoj Federacii i Respubliki Kazahstan / V. Ju. Pitrakov // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. - 2013. - № 3 . - pp. 5-9.

2. Kashbraziev R. V., Kukushkina Ju. M. Tamozhennyj sojuz Rossii, Belarusi i Kazahstana: perspektivy ispol'zovanija zarubezhnogo opyta regional'noj integracii / R. V. Kashbraziev, Ju. M. Kukushkina // Finansy i kredit. -2013. - № 45. - pp. 25-36.

3. Sulima S. V., Chernobaj O. L. Mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija regionov i gosudarstv (na primere Rossii i Kazahstana) / S. V. Sulima, O. L. Chernobaj // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 5. - pp. 77-83.

4. Mochalin S. M., Miljaeva V. A. Vybor formy makrologisticheskogo vzaimodejstvija v ramkah prigranichnogo sotrudnichestva na primere Omskoj oblasti i regionov Kazahstana / S. M. Mochalin, V. A. Miljaeva // Transportnaja infrastruktura Sibirskogo regiona. - 2014. - T. 1. - pp. 92-98.

5. Ukaz Gubernatora Omskoj oblasti ot 24 ijunja 2013 g. № 93 «O Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Omskoj oblasti do 2025 goda» // SPS «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 26.04.2015).

6. Ivanov V. N., Zhundubaev M. K. Mezhregional'noe i prigranichnoe sotrudnichestvo Rossii i Kazahstana: osnovnye prioritety / V. N. Ivanov, M. K. Zhundubaev // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2015. - № 7. pp. 38-51.

7. Bozhko L. L. Rossijsko-Kazahstanskoe prigranich'e: sovremennoe sostojanie i problemy razvitija / L. L. Bozhko // Voprosy upravlenija. - 2014. - № 3. pp. 103-109.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 sentjabrja 2011 g. № 1565-r «O podpisanii Programmy mezhregional'nogo i prigranichnogo sotrudnichestva mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Kazahstan na 2012 -2017 gg.» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 sentjabrja 2011 g. № 37, 5310 p.

9. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Respubliki Kazahstan v oblasti obrazovanija i nauki. - Astana, 2014, 42 p.

10. Pitrakov V. Ju. Osobennosti formirovanija mezhregional'nyh i prigranichnyh svjazej v subektah Rossijskoj Federacii / V. Ju. Pitrakov // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. - 2012. - № 3. pp. 69-71.

11. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs] / FSGS. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru

© О. В. Волох, В. Ю. Питраков, 2015

Авторы статьи - Олег Владимирович Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]

Владимир Юрьевич Питраков, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Ризат Сансызбаевна Арын, доктор политических наук, профессор, Павлодарский инновационный многопрофильный колледж.

Арман Айтмухаметович Акишев, доктор политических наук, профессор, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова.

УДК 340.15

Е. Ю. Калинина,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ЧЕРНАЯ МИФОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ МИФА О ПЕДРО I КАСТИЛЬСКОМ)

Историко-правовое исследование направлено на изучение формирования политической мифологии, выявление ее целей, задач и методов на рубеже перехода от Средневековья к Новому времени. Автором исследуется одна из многих политических ситуаций, которая сложилась в Кастилии в XIV в. В ходе гражданской войны, осложненной международной интервенцией, победившая сторона успешно сформировала и использовала в качестве политического оружия «черный миф» о другой стороне. Этот миф имел отражение как в фольклоре, так и в нарративных и нормативных источниках. Отдельная особенность этого мифа в том, что он сохранился до наших дней. Следовательно, эта тема продолжает оставаться актуальной.

Ключевые слова: политический миф, «черный миф», политическая пропаганда, Кастилия, Средневековье, Педро I.

Основная научная проблема: формирование и распространение шаблонного политического мифа в эпоху Средневековья с использованием доступных средств массовой коммуникации. Для этого используется стандартная схема: Герой, Антигерой, борьба добра со злом как провиденциальная миссия. В рамках основной проблемы исследуются следующие вопросы:

1. Политическая мифология как средство пропаганды в период политических изменений (смена династии).

2. Политическая мифология как средство легитимизации политической власти (политический миф уб юридическая норма).

3. Формирование противоречивого мифологического образа в силу длящегося противостояния политических сил.

4. Зарубежное влияние или экстериоризация политического мифа.

5. Отражение мифологии в источниках различного уровня: хрониках, городских легендах, романсах и т. д.

Для исследования, очевидно, необходимо применить междисциплинарный подход, использовать методы из арсенала разных гуманитарных и общественных наук: аналитический, структурный, функциональный, сравнительный, исторический и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.