5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© С. В. Сулима, О. Л. Чернобай DOI: 10.15293/2226-3365.1405
УДК 339.9
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
(НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
С. В. Сулима (Актобе, Казахстан), О. Л. Чернобай (Новосибирск, Россия)
Международные связи Новосибирской области в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической, культурно-образовательной и иных сферах ежегодно расширяются. Высокий уровень развития внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области способствует формированию региональных конкурентных преимуществ, а также созданию положительного имиджа Новосибирской области как региона с благоприятными условиями для проживания, отдыха, ведения бизнеса и инвестирования. Новосибирская область за последние годы приобрела значительный опыт в содействии предприятиям по реализации экспортных возможностей. Промышленная и инвестиционная политика в регионе направлена на формирование инновационной среды, отличающейся значительным экспортным потенциалом.
Все виды международных связей регионов можно разделить на две крупные группы: приграничное и межтерриториальное сотрудничество. Приграничное сотрудничество осуществляется сопредельными регионами государств; межтерриториальное сотрудничество осуществляется несопредельными регионами государств. Приграничное сотрудничество - это согласованные действия, направленные на укрепление отношений между соседними регионами, находящимися под юрисдикцией разных государств.
Ключевые слова: международные связи регионов, приграничное сотрудничество, межтерриториальное сотрудничество, внешнеэкономическая деятельность, субъекты Сибирского федерального округа.
Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа, граничит с Алтайским краем, Республикой Казахстан, Омской, Томской и Кемеровской областями. Площадь территории региона - 177,8 тыс.
км2 (1,1 % территории России). Административный центр - город Новосибирск - самое крупное муниципальное образование Российской Федерации. Численность населения Новосибирска - свыше 1,523 млн человек,
Сулима Сергей Владимирович- кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и сервиса, Казахско-Русский Международный университет.
E-mail: sulima@rambler.ru
Чернобай Ольга Леонидовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных дисциплин, Сибирский институт международных отношений и регионоведения.
E-mail: olgachernobaj@yandex.ru
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
численность населения области - 2,709 млн человек1.
В области интенсивно формируется инфраструктура внешнеэкономической деятельности, создан финансовый межрегиональный рынок, совершенствуется и расширяется выставочно-ярмарочная деятельность, работают зарубежные центры и представительства. В ближайшие годы планируется организовать выпуск новых видов продукции, востребованных на внешних рынках.
Важную роль в развитии торговоэкономических связей играет Новосибирская городская торгово-промышленная палата, объединяющая ведущие предприятия столицы Сибири. Внешнеторговые операции осуществляются с партнёрами из 110 стран дальнего и ближнего зарубежья [4, с. 133], при этом 73,7 % стоимостного объёма внешнеторгового оборота приходится на торговлю с Германией, Болгарией, США, Китаем, Украиной, Казахстаном2. На всех мероприятиях с участием представителей органов исполнительной власти Новосибирской области, будь то выставка или торговоэкономическая миссия, большое внимание уделяется позиционированию нашей области как инвестиционно привлекательной. Как результат: сегодня Новосибирская область - это известный во всём мире регион Российской Федерации [7, с. 12]. Среди зарубежных
1 Х Форум межрегионального сотрудничества
Казахстана и России: Россия - Казахстан. Пути сотрудничества. 2013 год.
2 Меморандум о сотрудничестве между Прави-
тельством Новосибирской области и Акима-том Павлодарской области от 6 июня 2012 года.
Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Новосибирской области и управлением здравоохранения Павлодарской области от июня 2012 года.
© 2011-2014 Вестник НГПУ
партнёров Новосибирской области Казахстан занимает одно из первых мест по товарообороту (с 1999 года товарооборот вырос почти в три раза).
Все виды международных связей регионов можно разделить на две крупные группы: приграничное и межтерриториальное сотрудничество [5, с. 57]. Приграничное сотрудничество осуществляется сопредельными регионами государств; межтерриториальное сотрудничество осуществляется несопредельными регионами государств. Приграничное сотрудничество - это согласованные действия, направленные на укрепление отношений между соседними регионами, находящимися под юрисдикцией разных государств [5, с. 58]. Приграничное сотрудничество включает в себя также заключение международных соглашений. При осуществлении приграничных связей сотрудничество охватывает только те области, которые находятся в компетенции заинтересованных сообществ или властей. Основной целью приграничного сотрудничества является налаживание связей между приграничными территориями, поиск совместных решений схожих проблем [6, с. 16-17].
Приграничное сотрудничество Новосибирской области с Республикой Казахстан служит созданию благоприятных условий для развития сотрудничества в различных сферах деятельности между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления приграничных территорий сопредельных областей, способствующих улучшению региональной экономики, ускорению интеграционных процессов и безопасности [3, с. 136].
Новосибирскую область и Республику Казахстан связывают многолетние дружественные отношения. Сотрудничество развивается в самых разных направлениях - в экономике, науке, образовании, культуре. И Казахстан, и Новосибирская область заинтере-
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
сованы, в первую очередь, в развитии экономических отношений: расширении торговли, укреплении производственных кооперационных связей между промышленными предприятиями. На решении этих задач сосредоточены основные усилия органов государственной власти, предпринимательские инициативы.
В настоящее время действуют следующие соглашения:
• о торгово-экономическом, научнотехническом, социальном и культурном сотрудничестве - между администрацией Новосибирской области и акиматом Павлодарской области;
• социально-экономическом, научнотехническом и культурном сотрудничестве -между Новосибирской и Карагандинской областями;
• экономическом и культурном сотрудничестве - между Новосибирской областью и Северо-Казахстанской областью;
• торгово-экономическом, социальном, научно-техническом и культурном сотрудничестве - между правительством Новосибирской области и акиматом ВосточноКазахстанской области.
Установлению новых контактов с Республикой Казахстан способствует регулярное участие новосибирских предприятий при поддержке правительства области в деловых встречах, презентациях и выставках, проводимых в региональных центрах и крупных городах Казахстана - Астане, Алматы, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Караганде.
На территории Новосибирской области проживает 10705 казахов. Это шестой по численности этнос в регионе. Основная часть казахов проживает в приграничных с Казахстаном Купинском, Баганском и Карасукском районах.
Отдельно стоит отметить тесное сотрудничество Новосибирской области с приграничной Павлодарской областью Республики Казахстан: они соседствуют в месте прохождения российско-казахстанской государственной границы. На новосибирском участке границы функционируют федеральные пункты пропуска: многосторонний автомобильный «Павловка» (грузопассажирский), многосторонний железнодорожный «Кара-сук» (грузопассажирский), воздушный «Тол-мачёво» (грузопассажирский) - и определено шесть мест пересечения государственной границы [4, с. 133].
Руководство Новосибирской области ежегодно принимает участие в работе Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации с участием глав государств [5, с. 57]. 4 октября 2007 года форум проходил в Новосибирске с участием Президента Российской Федерации В. Путина и Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. В рамках мероприятия были подписаны: соглашение о казахстанско-российском сотрудничестве в области морского транспорта, программа экономического сотрудничества на 2008-2010 годы, программа сотрудничества в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, программа приграничного сотрудничества регионов Казахстана и России на 2008-2011 годы, протокол об основных направлениях сотрудничества таможенных служб на 2008 год, соглашение о сотрудничестве в приграничных регионах между «Внешэкономбанком» России, Банком развития Казахстана, администрацией Новосибирской области и акиматом Восточно- Казахстанской области [3, с. 135].
Новосибирская область принимает участие в мероприятиях по реализации Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федера-
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
цией и Республикой Казахстан на 20122017 гг. В целях обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию приграничного сотрудничества действует комиссия по развитию приграничного сотрудничества при правительстве Новосибирской области [5, с. 58]. Утверждена Концепция приграничного сотрудничества Новосибирской области до 2025 года3, целями которой являются развитие всесторонних процессов интеграции, улучшение социально-экономической обстановки, укрепление дружбы, добрососедства в приграничных районах и обеспечение безопасности на новосибирском участке российско-казахстанской границы.
Таким образом, рассмотрев международные связи Новосибирской области и Республики Казахстан в экономической сфере, можно прийти к выводу, что в целом структуру экспорта субъектов СФО определяют топливная промышленность, цветная и чёрная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако здесь возникают серьёзные проблемы: плохое финансовое положение предприятий, утрата технологий и кадров в результате приватизации. Одни предприятия превращены в городские рынки, другие раздроблены, третьи выпускают непрофильную продукцию, даже авиазаводы и предприятия военнопромышленного комплекса и атомной промышленности [2, с. 162].
Несмотря на увеличение объёма импорта и положительное сальдо торгового баланса
3 Утверждена распоряжением Губернатора Новосибирской области от 26 ноября 2009 года № 288-р. Более подробная информация на сайте: msp.nso.ru © 2011-2014 Вестник НГПУ
Новосибирской области во внешнеэкономических операциях с Казахстаном, сегодня существуют проблемы в развитии приграничного сотрудничества [3, с. 134]. Несогласованность национальных законодательств, сохраняющиеся таможенные и налоговые барьеры сдерживают взаимопоставки продукции. Снижение таможенных барьеров во взаимной торговле и выравнивание железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между сопредельными областями, сократить время прохождения грузов через границу. Недостаток инвестиций и низкий уровень инвестиционного сотрудничества оказывает негативное действие на экономическое и социальное развитие приграничных районов. В приграничных районах разработаны инвестиционные проекты, созданы условия для инвесторов. Реализация инвестиционных проектов с участием инвесторов сопредельных областей позволит привлечь в экономику районов свободные трудовые, природные ресурсы, недоиспользованные производственные мощности.
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга / Сост. И. А. Василенко, Е. В. Василенко, В. Н. Ляпоров, А. Н. Люлько; под ред. И. А. Василенко. - М.: Экономика, 2012.
2. Плотникова О. В. Теория, система и практика международных связей регионов. - Новосибирск, 2004.- С. 162.
3. Плотникова О. В., Дубровина О. Ю. Глобализация и регионализация, их влияние на международное сотрудничество регионов государств // Общенациональный научнополитический журнал Власть. - № 2. - 2013. - С. 134.
4. Плотникова О. В. Регионализм: некоторые подходы к определению // Общенациональный научно-политический журнал Власть. - № 3. - 2012. - С. 132.
5. Дубровина О. Ю. Политический механизм регионального измерения внешней политики государств: понятие, структура, регулятивная составляющая политического механизма // Общенациональный научно-политический журнал Власть. - № 8. - 2014. - С. 57.
6. Плотникова О. В., Дубровина О. Ю. Международные связи регионов государств: теория и практика. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. - С. 11.
7. Чернобай О. Л. Исторический опыт международного сотрудничества регионов Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья в 1991-2000 годах (На примере Новосибирской области): автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - Новосибирск, 2010.
8. Чернобай О. Л. Состояние и перспективы международного сотрудничества Новосибирской области со странами ближнего и дальнего зарубежья в 1996-2000 гг. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 68-73.
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1405
Sulima Sergey Vladimirovich, Candidate of Economical Sciences,
Head of Department of Economy, Management and Service, Ka-zakh-Russian International University, Aktobe, Republic of Kazakhstan.
E-mail: sulima@rambler.ru Chernobay Olga Leonidovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences, Siberian Institute of International Relations and Regional Studies, Novosibirsk, Russian Federation.
E-mail: olgachernobaj@yandex.ru
INTERNATIONAL TIES OF THE SUBJECTS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT IN THE ECONOMIC SPHERE
(ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)
Abstract
International relations of the Novosibirsk region in trade and economic, investment, scientific and technical, cultural, educational and other spheres are annually extending. The high level of development offoreign economic and international relations of the Novosibirsk region contributes to the formation of regional competitive advantages and the creation of positive image of the Novosibirsk region with favorable conditions for residence, leisure, business and investment. In recent years, the Novosibirsk region has gained considerable experience in promoting export opportunities of enterprises. Industrial and investment policy in the region is directed at formation of the innovation environment, characterized by strong export potential. All kinds of international relations of the regions can be divided into two major groups: cross-border and inter-territorial cooperation. Cross-border cooperation is implemented by adjacent regions of states; inter-territorial co-operation - by noncontiguous state regions. Cross-border cooperation means coordinated actions aimed at strengthening relations between neighboring regions under the jurisdiction of different states.
Keywords
International relations of the regions, cross-border cooperation, inter-territorial cooperation, foreign economic activity, subjects of the Siberian Federal district
REFERENCES
1. The image of Russia: concept of national and regional branding. Comp. I. A.Vasilenko,
E. V. Vasilenko, V. N. Lyaporov, A. N. Lyulko. Moscow, Economics Publ., 2012. (In Russian)
2. Plotnikova O. V. Theory, system and practice of international relations of the regions. Novosibirsk, 2004, p. 162. (In Russian)
3. Plotnikova O. V., Dubrovina O. Y Globalization and regionalization, their impact on international cooperation of regions States. National scientific and political magazine of Power. no. 2, 2013,
p. 134. (In Russian)
4. Plotnikova O. V. Regionalism: some approaches to the definition. National scientific and political magazine of Power. no. 3, 2012, p. 132. (In Russian)
© 2011-2014 Bulletin NSPU
All rights reserved
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
5. Dubrovina O. Y. Political mechanism for regional dimension of foreign policy: the concept, structure, regulatory component of the political system. National scientific and political magazine of Power. no. 8, 2014, p. 57. (In Russian)
6. Plotnikova O. V., Dubrovina O. Y. International relations of the state regions: theory and practice. Novosibirsk, 2013, p. 11. (In Russian)
7. Chernobay O. L. Historical experience of the international cooperation of regions of the Russian Federation with the countries of near and far abroad in 1991-2000 (On the example of the Novosibirsk region). Novosibirsk, 2010. (In Russian)
8. Chernobay O.L. Status and perspectives of international collaboration of the Novosibirsk region with the neighboring foreign countries in 1996-2000. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 1, pp. 68-73. (In Russian)
© 2011-2014 Bulletin NSPU
All rights reserved