Научная статья на тему 'Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области'

Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
425
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОГРАНИЧНЫЙ БАРЬЕР / ТАМОЖЕННЫЙ БАРЬЕР / НАЛОГОВЫЙ БАРЬЕР / INTER-REGIONAL COOPERATION / FRONTIER COOPERATION / A BOUNDARY BARRIER / A CUSTOMS BARRIER / A TAX BARRIER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Плихун О. Г., Киселева А. М.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество является инструментом развития экономики любого региона. Эффективность реализации данного сотрудничества способствует формированию положительного имиджа региона и обеспечивает качество жизни территориальных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Плихун О. Г., Киселева А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Omsk region: inter-regional and border cooperation

Any region economy employs inter-regional and border cooperating as a development tool. The community life standards can be upgraded and the region image more attractive provided the cooperation is effective.

Текст научной работы на тему «Вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области»

УДК 332.135

ВОПРОСЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

OMSK REGION: INTER-REGIONAL AND BORDER COOPERATION

О.Г. Плихун, А.М. Киселева

O.G. Plikhun, A.M. Kiseleva

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Межрегиональное и приграничное сотрудничество является инструментом развития экономики любого региона. Эффективность реализации данного сотрудничества способствует формированию положительного имиджа региона и обеспечивает качество жизни территориальных сообществ.

Any region economy employs inter-regional and border cooperating as a development tool. The community life standards can be upgraded and the region image more attractive provided the cooperation is effective.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, приграничное сотрудничество, пограничный барьер, таможенный барьер, налоговый барьер.

Keywords: inter-regional cooperation, frontier cooperation, a boundary barrier, a customs barrier, a tax barrier.

Формирование и развитие взаимовыгодных и равноправных экономических связей регионов представляет сегодня особую актуальность. В современной экономической среде политика хозяйственного обособления невыгодна ни одному региону: каждый из них заинтересован в объединении усилий смежных и соседних территорий для более эффективного использования взаимодополняющих ресурсов. В этих условиях велика роль межрегионального и приграничного экономического сотрудничества, задачами которого является расширение возможности для наращивания внутреннего потенциала и удовлетворение жизненно важных экономических, социальных и культурных потребностей собственных и приграничных территориальных сообществ.

В последнее десятилетие в России все более четко проявляется тенденция к усилению социально-экономических взаимосвязей между отдельными регионами на основе межрегионального и приграничного сотрудничества. Вовлечение регионов в данные процессы обусловлено объективной необходимостью эффективного социально-экономического развития территории, а также возможностью формирования единого экономического пространства, поскольку текущее состояние экономики регионов характеризуется высокой степенью открытости, усилением взаимосвязанности и взаимозависимости данных территорий. Экономическая открытость регионов, в свою очередь, зависит от механизмов аккумуляции товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализации конечной продукции отдельного региона, от территориального

размещения производства и потребления и сложившейся структуры межрегиональных связей в российском государстве. Как следствие, это способствует свободному движению человеческих ресурсов, капиталов, товаров, работ и услуг на основе межрегионального и приграничного сотрудничества.

Согласно Концепции приграничного сотрудничества в РФ под межрегиональным и приграничным сотрудничеством понимаются согласованные действия органов исполнительной власти, юридических лиц, общественных организаций, совершаемые в рамках действующего законодательства РФ и сопредельных государств, направленные на укрепление всесторонних отношений субъектов РФ и приграничных территорий в решении вопросов устойчивого развития регионов РФ и приграничных территорий, повышения благосостояния населения, охраны окружающей среды и оказание взаимопомощи [2]. Современный этап экономического развития России характеризуется диверсификацией межрегионального и приграничного экономического сотрудничества, появлением новых форм экономического взаимодействия регионов, которые охватывают не только экономику, но и культуру, образование, информационную и другие сферы. Большое внимание уделяется проблемам социально-экономической безопасности, связанным с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и т. д.

С точки зрения эффективности реализации и управления межрегиональное и приграничное сотрудничество предполагает [1, с. 18]:

- создание благоприятных условий для широкого и взаимовыгодного сотрудничества между хозяйствующими субъектами сторон;

- скоординированность действий участников процесса межрегионального и приграничного сотрудничества;

- соблюдение законодательства всех участников процесса межрегионального и приграничного сотрудничества;

- взаимное уважение, мирное разрешение споров;

- создание обстановки доверия, взаимопонимания, добрососедства между регионами;

- учет особенностей российских территорий приграничного сотрудничества и приграничных территорий сопредельных государств, в том числе характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей, а также интересов национальной безопасности;

- ведение переговоров, заключение договоров, соглашений и их надлежащее выполнение;

- обмен визитами официальных лиц и делегаций;

- сотрудничество и обмен культурными ценностями.

В Омской области межрегиональное и приграничное сотрудничество выступает одним из важнейших инструментов развития экономики региона, позволяющего обеспечивать областные и городские предприятия сырьем и комплектующими материалами, необходимыми для производства, а также содействующего обеспечению устойчивых поставок на региональный рынок товаров, не производимых на территории Омской области. Данным процессам способствует географическое и геополитическое положение Омской области, которое обусловливает непосредственные взаимные контакты области с промышленно развитыми Челябинской и Свердловской областями, нефтегазоносными районами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, обладающими научным потенциалом Новосибирской и Томской областями. Основными торговыми партнерами Омской области, по данным Министерства экономики области, на сегодняшний день являются хозяйствующие субъекты пяти федеральных округов, на долю которых приходится 95 % совокупного товарооборота области: Сибирский (40 %), Уральский (28 %), Приволжский (11 %), Дальневосточный (6 %) и Центральный (7 %). В целях активизации межрегионального и приграничного сотрудничества в 2007-2008 гг. были подготовлены и проведены торгово-экономические миссии деловых кругов Омской области с предприятиями

и организациями Челябинской, Новосибирской областей, Республики Мордовия, городов Саранска, Перми, Тюмени, Кургана, Барнаула.

Граница с Казахстаном позволяет Омской области развивать в данном территориальном направлении приграничное сотрудничество. Участок российско-казахстанской границы на территории Омской области является самым протяженным и составляет примерно 15 % (1019,8 км) от общей протяженности границы (более 7000 км через 12 регионов РФ) с Республикой Казахстан. Из 32 муниципальных районов Омской области девять граничат с Республикой Казахстан: Исилькульский, На-зываевский, Нововаршавский, Одесский, Пав-лоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Щербакульский и Черлакский муниципальные районы. Поэтому Казахстан является стратегическим партнером Омской области, что обусловлено исторически сложившейся взаимосвязью экономик России и Казахстана, а также внешними факторами - жесткой конкуренцией на внутригосударственном и мировом рынках и необходимостью расширения рынков сбыта.

Экономическое сотрудничество Омской области и Республики Казахстан осуществляется на основе трансграничных схем по импортным поставкам топливно-энергетическим товаров, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, машин, оборудования и транспортных средств. Встречное (экспортное) поступление составляют как правило нефтепродукты, продукция химического комплекса, черные металлы и изделия из них, продовольствие. В настоящее время Омской областью заключены Соглашения об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с 5 областями Республики Казахстан: Северо-Казахстанской, Павлодарской, Кустанайской, Алма-Атинской, Акмолинской.

Текущее состояние межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области свидетельствует о постепенном повышении уровня активности торгово-экономических отношений с другими регионами. На 20092011 гг. намечены мероприятия по организации и проведении торгово-экономических миссий, выставки и ярмарки товаропроизводителей области. Согласно принятого в 2007 г. Плана мероприятий по реализации приграничного сотрудничества Омской области и Республики Казахстан на 2007-2009 гг. реализованы и предусмотрены мероприятия по повышению эффективности борьбы с международным терроризмом, незаконной миграцией и контрабан-

дой наркотиков, а также трансграничной преступностью.

Приграничное положение является геополитическим фактором, который нельзя изменить. Поэтому его необходимо учитывать при формировании стратегии социально-экономического сотрудничества со смежными территориями. Поэтому следует выделить факторы, существенно сдерживающие деятельность по налаживанию системной работы в решении стратегических вопросов расширения межрегионального и приграничного сотрудничества и обеспечения условий для создания совместных предприятий. В качестве проблемных точек выделен ряд административных барьеров, негативно влияющих на расширение межрегиональных и приграничных связей:

1. Пограничный барьер:

- в настоящее время на границе Омской области с Республикой Казахстан ни один из 10 пунктов-пропусков по своему уровню обустройства не отвечает типовым техническим требованиям Пограничной службы ФСБ России;

- слабая материально-техническая база не позволяет обеспечить соблюдение установленных временных регламентов на прохождение процедуры пограничного оформления.

2. Таможенный барьер:

- монополизация околотаможенных услуг: в Омской области на границе с Республикой Казахстан (протяженность составляет 1200 км) действуют только два таможенных брокера. Околотаможенные услуги представляют собой комплекс действий, связанных с деятельностью таможенных брокеров, перевозчиков и владельцев складов временного хранения. Деятельность таможенных брокеров связана с оформлением документов и уплатой пошлин [3];

- значительная удаленность складов и зон контроля от пропускных пунктов.

3. Налоговый барьер: усложнение схемы налогообложения по экспортным операциям.

Сегодня общественно-политическая стабильность и безопасность территорий и их населения должны быть обеспечены совместными действиями всех органов власти соответствующих регионов. Их консолидированные усилия должны быть направлены на упрощение административных процедур, связанных с приобретением и вывозом товаров (таможенное оформление, сертификация, ветеринарный, фитосанитарный контроль), унификацию хозяйственного законодательства, создание необходимой пограничной инфраструктуры и сокращение финансовых затрат, в том числе транспортных издержек. Поэтому согласно выделен-

ным организационно-административным проблемам перед Омской областью и приграничными территориями стоит ряд перспективных задач, решение которых будет определенным образом влиять на экономическую ситуацию всех участников процесса межрегионального и приграничного сотрудничества:

1) создание новых условий для обеспечения эффективного пограничного режима:

- развитие таможенной инфраструктуры, включающей в себя и техническое обустройство пунктов пропуска;

- создание упрощенных пунктов перехода границы (вследствие проживания близких родственников на сопредельной территории);

2) организация временного хранения товаров, таможенного оформления и контроля в непосредственной близости от пунктов пропуска на границе Омской области с Республикой Казахстан;

3) упрощение процедуры налогообложения: сокращение сроков проверки, уменьшения объема запрашиваемой документации.

Интенсивность межрегиональных и приграничных процессов двухсторонней интеграции все еще имеет слабую форму выражения, что требует применения мер по актуализации различных вариантов сотрудничества. С точки зрения необходимости реформирования государственного управления межрегиональным и приграничным сотрудничеством Омской области следует выделять приоритетные направления. В первую очередь это касается выделения стратегических партнеров в осуществлении долгосрочных взаимовыгодных экономических связей (с возможностью выхода на все среднеазиатские государства). Следующим направлением является дальнейшее совершенствование процесса информационной поддержки межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области с использованием передовых Интернет-технологий, что отвечает современным требованиям модели электронного правительства. Эффективность расширения межрегиональных и приграничных связей Омской области должна быть обеспечена посредством формирования единого информационного пространства. Основными задачами создания такого информационного поля является информирование деловых партнеров об основных товаропроизводителях области, о текущей социально-экономической ситуации, о достижениях и успехах региона, а также о перспективах сотрудничества. В рамках данного пространства может быть оптимизирован единый электронный каталог продукции и предпри-

ятий Омской области, обеспечивающий удобство поиска и доступа к необходимой информации (о конкретном предприятии, продукции или отрасли), наличие дополнительных тематических разделов, а также возможность формирования государственного заказа в режиме «on-line». Наконец, в качестве одного из основных направлений должно рассматриваться расширение системы участия хозяйствующих субъектов различной формы собственности и деловых партнеров Омской области в рекламновыставочных мероприятиях, проводимых не только на ее территории, но и в других субъектах РФ и государствах ближнего зарубежья.

Таким образом, при своей эффективной реализации межрегиональное и приграничное сотрудничество обеспечивает повышение темпов социально-экономического развития участвующих в нем регионов за счет актуализации

использования межрегиональных и приграничных связей для расширения рынков сбыта продукции, повышения качества жизнедеятельности территориальных сообществ, формирования и поддержания позитивного имиджа региона.

1. Буров М.П. Система регулирования экономического взаимодействия регионов: монография. - М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 320 с.

2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» от 9 февраля 2001 г. № 196-Р // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. Таможенный кодекс Российской Федерации (ред. от 30 декабря 2008 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.