Научная статья на тему 'Двустороннее сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в экономической сфере'

Двустороннее сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в экономической сфере Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1147
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIA-KAZAKHSTAN RELATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / FREE TRADE / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / CROSS-BORDER TRADE / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сагиндиков Рустем Елеусинович

В статье рассматриваются основные направления двустороннего российско-казахстанского сотрудничества после распада СССР и создания Содружества Независимых Государств, которые базируются на совместном Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а также ряде других договоров и соглашений. В статье особое внимание уделяется анализу подготовки и проведения форумов межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, которые проводятся ежегодно начиная с 2003 г., в рамках которых обсуждаются и решаются многие проблемы торгово-экономического сотрудничества, вносятся предложения и проекты, рассчитанные на перспективу двустороннего взаимодействия двух государств. В результате Россия и Казахстан заложили прочный фундамент двусторонних отношений в духе стратегического партнерства и союзничества на основе политических и экономических контактов и договорно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BILATERAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN ECONOMIC SPHERE

The article discusses the main directions of the bilateral Russia-Kazakhstan cooperation after the collapse of the Soviet Union and the creation of the Commonwealth of Independent States, which are based on the joint agreement “on Friendship, Cooperation and Mutual Assistance” between the Republic of Kazakhstanand the Russian Federation, as well as a number of other treaties and agreements. Special attention is paid to the analysis of the preparation and holding of the forum of interregional cooperationof the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, which have been held annually since 2003. Within them there are discussed and resolved many problems of trade and economic cooperation, and there are made proposals and projects designed for the prospects of the bilateral cooperation between the two countries. As a result, as it is shown in the article on the specific facts, Russia and Kazakhstan have laid a solid foundation of bilateral relations in the spirit of strategic partnership on the basis of political and economic contacts and legal framework.

Текст научной работы на тему «Двустороннее сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в экономической сфере»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Р.Е. Сагиндиков

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные направления двустороннего российско-казахстанского сотрудничества после распада СССР и создания Содружества Независимых Государств, которые базируются на совместном Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а также ряде других договоров и соглашений.

В статье особое внимание уделяется анализу подготовки и проведения форумов межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, ко -торые проводятся ежегодно начиная с 2003 г., в рамках которых обсуждаются и решаются многие проблемы торгово-экономического сотрудничества, вносятся предложения и проекты, рассчитанные на перспективу двустороннего взаимодействия двух государств. В результате Россия и Казахстан заложили прочный фундамент двусторонних отношений в духе стратегического партнерства и союзничества на основе политических и экономических контактов и договорно-правовой базы.

Ключевые слова: российско-казахстанские отношения, экономическое сотрудничество, внешнеэкономическая деятельность, свободная торговля, Таможенный союз, приграничная торговля, Единое экономическое пространство.

Введение

Обоснование темы. Прошло более 20 лет со времени распада СССР и создания Содружества Независимых Государств. В этот период получило широкое развитие двустороннее экономическое сотрудничество между Россий-

ской Федерацией и Республикой Казахстан. Обращение к теме дает возможность проанализировать особенности этого сотрудничества, показать его сильные и слабые стороны в новых исторических условиях. Это особенно важно в настоящее время, когда между странами Содружества Независимых Государств имеются некоторые разногласия, в частности в сфере экономического взаимодействия. В этом отношении позитивный пример российско-казахстанского сотрудничества может служить для них положительным примером.

Обзор литературы. В настоящее время проблема двустороннего российско-казахстанского экономического сотрудничества продолжает оставаться в центре внимания российских и зарубежных исследователей, публикующих большой объем научной и беллетристической литературы. При этом особое внимание уделяется формированию экономической безопасности двух ведущих стран СНГ - Российской Федерации и Республики Казахстан. Вместе с тем некоторые вопросы этой проблемы остаются недостаточно исследуемыми, что делает обращение к данной теме особенно актуальным.

Цель и задачи. В статье предполагается осветить основные направления двустороннего экономического сотрудничества в сравнительном плане: в начальный период 1990-х гг. и в настоящее время, показать его исторические особенности, характер и перспективу.

Исследование проблемы

Как известно, Российская Федерация и Республика Казахстан начали поиск оптимальной и взаимоприемлемой модели политического и экономического сотрудничества. Конечно, на первых порах возникли большие трудности. В частности, с трудом решалась проблема взаимных платежей, что практически парализовало всю хозяйственную деятельность в отношениях двух стран - кроме поставок, обеспеченных межгосударственными договорами. До середины 1990-х гг. 60% товаров Казахстан получал из России и туда же отправлял 70% своей продукции, затем эта динамика стала снижаться ввиду того, что крупнейшие производственные объекты в Казахстане были отданы под иностранное управление. Однако российско-казахстанские отношения продолжали крепнуть. Для Казахстана Россия во все времена была главным транзитом по перевозке своих товаров. В свою очередь, и Россия получала существенные выгоды от такого сотрудничества (1).

Уже в начале «постсоветской эры» Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. Позднее были подписаны также договоры и соглашения в ходе первого официального визита в Россию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в марте 1994 г. и его рабочей встречи с Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в январе 1995 г. Подписанный 15 мая 1992 г. договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между двумя государствами до настоящего времени служит основой двусторонних отно-

шений, поскольку охватывает все основные сферы взаимодействия этих стран. Это фундаментальный документ (2). Президент Н.А. Назарбаев еще в начале 1992 г. договорился с Б.Н. Ельциным о подготовке масштабного договора. С этой целью в Казахстане была создана большая межведомственная группа, подготовившая первый вариант его проекта, позднее начались переговоры с аналогичной российской группой.

28 марта 1994 г. был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе четыре на уровне глав государств. Прежде всего - это Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран.

20 января 1995 г. Президенты двух стран Н.А. Назарбаев и Б.Н. Ельцин подписали Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ», а также Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданам РФ, прибывающим для постоянного проживания в РК и гражданами РК, прибывающими, для постоянного проживания в РФ.

Одновременно в Кремле были подписаны Соглашение между двумя правительствами о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений при объединении таможенных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации, целый ряд двусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфере, и, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью (3).

Еще 28 января 1995 г. на встрече глав правительств наших государств был подписан ряд трехсторонних документов, прежде всего Программа действий правительств Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении взаимного сотрудничества, предусматривающая не только конкретные мероприятия и сроки их реализации по созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры по гармонизации законодательства, развитию производств и предпринимательства, а также в области финансов и платежных отношений между тремя странами. Такие шаги хорошо согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках СНГ. Этим самым было положено начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве начал функционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Одновременно наши страны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованную пограничную политику (4).

В настоящее время можно особо отметить, что, несмотря на определенную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в первую половину 1990-х гг. как в России, так и в Казахстане, между двумя государствами характер двухсторонних отношения неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. В этот период продолжалось последовательное и планомерное наращивание между ними двустороннего сотрудничества.

В 1997 г. президенты двух стран, отметив большое значение договора 1992 г., приняли решение о подготовке нового масштабного документа, определяющего принципы сотрудничества в наступающем XXI в. Надо отметить, что к этому времени характер двусторонних связей коренным образом изменился, советские стереотипы мышления уступили место понимаю необходимости строительства отношений нового типа. Другими словами, Казахстан и Россия за пять лет проделали такой большой объем работы в договорно-правовой сфере, что не осталось никаких сомнений в дальнейшем развитии равноправного сотрудничества (5).

Убедительным подтверждением углубления казахстанско-российского сотрудничества по всему спектру двусторонних отношений, которые мы сегодня характеризуем как отношения вечной дружбы, являются достигнутые соглашения в области экономической безопасности. Важным фактором этого являются межрегиональные связи. Между регионами Российской Федерации и областями Республики Казахстан было заключено более двухсот соглашений в области торгово-экономического, гуманитарного сотрудничества, а также сотрудничества в области охраны окружающей среды. В настоящее время практически все регионы Российской Федерации имеют торгово-экономические отношения с Республикой Казахстан. При этом межрегиональные и приграничные связи существенно возросли в условиях деятельности Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, в 2012 г. более пятисот российских компаний приняли участие в более чем сорока выставках, ярмарках, конференциях, круглые столах, семинарах, бизнес-миссиях и презентациях в Республике Казахстан (6). В этом же году были запланированы и реализованы во-первых, инновационный форум по приграничному межрегиональному сотрудничеству в г. Павлодаре с участием президентов двух стран; во-вторых, бизнес-миссии из Кировской, Свердловской и Саратовской областей, Республики Башкортостан и Алтайского края; в-третьих, подписаны соглашения между Союзом малого и среднего бизнеса Свердловской области с аналогичной ассоциацией в Республике Казахстан; в-четвертых, Петербургский международный форум, Астанин-ский экономический форум, Алматинский экономический форум и выставка.

Необходимо подчеркнуть, что форумы межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан проводятся ежегодно с 2003 г., в рамках которых обсуждаются и решаются как текущие вопросы торгово-экономического взаимодействия, так и новые предложения, инициа-

тивы и проекты двустороннего сотрудничества. Уже состоялись восемь форумов. Так, например, место проведения очередного IX Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации -Павлодарская область - выбрано не случайно. Этот регион отличается высоким промышленным потенциалом, у него сложились тесные деловые и торговые связи с предприятиями, компаниями и научно-исследовательским сообществом приграничных Новосибирской, Омской областей и Алтайского края.

Выступая на IX Форуме 19 сентября 2012 г. в казахстанском г. Павлодаре Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «В этом году мы отмечаем 20-летие установления дипломатических отношения между нашими странами. За эти годы мы заложили прочный фундамент двусторонних отношений в духе стратегического партнерства и союзничества. Создана и постоянно совершенствуется договорно-правовая база, на всех уровнях установлены и развиваются политические контакты. Важным направлением двустороннего партнерства является инновационное сотрудничество. Это наше стратегическое направление. Если мы объединяемся для реализации таких проектов, то работа становится более эффективной. На это нацелены и Таможенный союз и Единое экономическое пространство» (7).

Одним из таких совместных проектов станет создание в Восточно-Казахстанской области автосборочного предприятия, где ежегодно планируется выпускать до 120 тыс. российских автомобилей. Объем инвестиций в него оценивается в 400 млн долларов.

Как заявил в ходе Форума президент ОАО «АвтоВАЗ» И. Комаров, этот проект стал возможен благодаря условиям, которые создает скоординированная промышленная, таможенная и инвестиционная политика двух государств. По его словам, проект создания нового завода по сборке автомобилей LADA, а также машин других брендов является крупнейшей частной инициативой в области казахстанского машиностроения.

Еще одним совместным проектом может стать производство в Казахстане гражданских вертолетов. В. Путин отметил: «Приоритетным, с точки зрения новых технологий, является машиностроение. В ближайшие годы мы планируем построить в Казахстане автомобильный завод полного цикла, и заинтересованы в совместном производстве по сборке гражданских вертолетов К-226. Реализация этих программ позволит охватить новые производственные цепочки, повысить качество и масштаб промышленной кооперации между странами» (8).

Еще на II форуме руководителей приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, состоявшемся в Челябинске 15-17 мая 2005 г. отмечалось, что в результате активизации торгово-экономических отношений между двумя государствами объем товарооборота составил 9,5 млрд дол. -прирост составил по сравнению с 2004 г. 24,4%. При этом доля России в общем объеме экспорта Казахстана составляла 11%, в общем объеме импорта -

38%. Одновременно Челябинская, Оренбургская, Омская, Тюменская, Новосибирская и другие регионы активные - российские участники внешней торговли с Казахстаном также увеличили свой товарооборот с этой страной (9).

Успех форума был предопределен тем фактом, что активизация интеграционных процессов, в которые были вовлечены приграничные регионы Казахстана и России, создание совместных производств и представительств отвечают долгосрочным интересам двух стран. В результате было продолжено развитие таких перспективных проектов, как сотрудничество между ОАО «КамАЗ» и АО «НК Казахстан Инжиниринг» в сфере организации производства автомобильных агрегатов и узлов, а также спецтехники на базе Семипалатинского машиностроительного завода.

Одновременно ОАО «Алттрак» (Алтайский край) создало СП с ОАО «Казахстан-трактор» (Павлодар, РК), развивалось сотрудничество Костанай-ского дизельного и Алтайского моторного заводов. Саратовский учебный центр «Трайтек» и Карагандинская ТПП создали СП по подготовке и переподготовке специалистов по информационным технологиям с выдачей сертификатов международного образца. Успешно функционировали крупные межгосударственные объединения, такие как «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗа (Миасс, РФ) и Костанайского дизельного завода (РК).

В первой половине ноября 2013 г. в Екатеринбурге состоялся X Межрегиональный Российско-Казахстанский форум, на котором Президенты двух стран подписали договор о добрососедстве и союзничестве, который определил характер межгосударственных отношений в области экономической безопасности на несколько десятков лет (10).

На III Форуме руководителей приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, состоявшемся 3-4 октября 2006 г. в г. Уральске Республики Казахстан, было отмечено, что на тот период товарооборот между Россией и Казахстаном составлял 11 млрд долл. По предварительным данным, почти 7 млрд его обеспечили приграничные регионы. В этой связи Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «Россия приветствует любые вложения из Казахстана. Деньги всегда ищут области наилучшего их применения. И если такими областями станут сектора экономики России, мы будем этому только рады» (11).

В результате в 2006 г. успешно развивался целый ряд совместных проектов в базовых отраслях промышленности. В их числе - трансграничные схемы поставок угля из казахстанского Экибастуза на электростанции российского Урала и Сибири и обратного перетока электроэнергии. ТОО «Аксесс Энерго Петропавловская ТЭЦ-2» стабильно поставляло электроэнергию в Омскую область в объеме 20 МВт в сутки. Из Казахстана завозилось сырье для Новосибирского электродного завода, который готовую продукцию отправлял металлургическим предприятиям Павлодара. ОАО «Ульбинский ме-

таллургический завод» (Усть-Каменогорск, РК) поставляло продукты неорганический химии для нужд Новосибирского завода химконцентратов.

В этой связи необходимо отметить, что на казахстанском рынке успешно работают астраханские предприятия: ООО «ЭЛКО», ООО «Карон ТМ», ОАО «Бассоль», ООО «ПКФ «Негус», поставляя в Казахстан строительные материалы и конструкции, мебель, кондитерскую и макаронную продукцию, соль рыбные и овощные консервы.

Астраханские фирмы ООО «Астраханьстройтрансгаз», ООО «Строитель» до сих пор ведут в Казахстане подрядные строительные работы. В свою очередь, российские корабелы выполняют заказы крупных нефтяных компаний, действующих на шельфе Каспийского моря, принадлежащим Казахстану, по сооружению буровой платформы «Сункар» (КЮ-257), строительству сооружений ледовой защиты плавучих буровых установок, жилых блок-модулей для нефтяников Каспия. В России был впервые выполнен крупный заказ казахстанской компании «Казмортрансфлот» и построены баржи-площадки для работы на шельфе Каспия (12).

Основой двустороннего развития казахстанско-российского взаимодействия являются программы экономического сотрудничества, принимаемые на среднесрочную перспективу, а также планы совместных действий Казахстана и России. Одним из таких документов является принятая в прошлом году на XIII Форуме в городе Астрахань Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на 2012-2017 гг. Основными направлениями развития партнерства являются:

- создание благоприятных условий для проживания населения и экономического роста на сопредельных территориях Республики Казахстан и Российской Федерации;

- реализация межрегиональных программ и совместных проектов, имеющих приоритетное значение с точки зрения социально-экономического развития регионов обеих стран, в том числе здравоохранения, образования, науки, культуры;

- установление и развитие взаимовыгодных прямых связей хозяйствующих субъектов Республики Казахстан и Российской Федерации, развитие экономической кооперации, в первую очередь в производственной сфере;

- развитие товарных рынков и торгового сотрудничества;

- решение вопросов, связанных с экологическими угрозами трансграничного характера в результате деятельности хозяйствующих субъектов приграничных регионов обеих стран и природных катаклизмов;

- создание совместных конкурентоспособных предприятий, в том числе по выпуску высокотехнологичных видов продукции в приоритетных сферах сотрудничества административно-территориальных образований Республики Казахстан и субъектов Российской Федерации;

- реализация совместных проектов в сфере малого и среднего бизнеса, прежде всего на сопредельных территориях;

- функционирование систем информационного и другого взаимодействия;

- повышение эффективности и оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе трансграничного характера (13).

Кроме того, для достижения конкретных результатов этой Программы в текущем году утвержден и реализуется совместный план действий, предусматривающий проведение мероприятий по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества, в том числе в гуманитарной и социальной областях, в сферах промышленности и торговли, науки и культуры, здравоохранения, транспорта, образования, туризма и т. д.

Выводы

Как видим, межрегиональные двусторонние связи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан явились важным фактором их экономической безопасности. Об этом свидетельствует тот факт, что три региона России имеют свои представительства в Республике Казахстан. Кроме того, 15 сентября 2011 г. подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 гг. В этой связи разработан план мероприятий по реализации данной программы, что будет способствовать активизации межрегионального сотрудничества.

Поэтому не случайно, выступая перед студентами Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, глава Республики Казахстан Н. Назарбаев подчеркнул, что Казахстану нужно стремиться к интеграции с Россией - богом данным соседом. Мы всегда доверяли друг другу, были рядом, развивались вместе, выработали общий менталитет, шли по одному стратегическому пути, имели общую связывающую нас культуру и великое богатство - способность понимать друг друга (14). И с этим мнением Президента Казахстана нельзя не согласиться.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Ермеков Т. Казахстан на пороге XXI века // Караван. 2005. № 3. С. 2.

(2) Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерк о внешней политике Казахстана. Алматы, 1997. С. 593.

(3) Там же. С. 594.

(4) Лаумулин М. Казахстан в современных международных отношения: безопасность, геополитика, политология. Алматы, 1997. С. 402.

(5) Назарбаев Н. На пороге XXI века. Астана, 2001. С. 486.

(6) Шкурупий Ю. Казахстан в глобальных процессах. Алматы, 2012. С. 128-129.

(7) Международный деловой журнал KAZAKHSTAN. 2012. № 5. С. 31.

(8) Там же. С. 34.

(9) II форум руководителей приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан. Челябинск, 15-17 мая 2005 г. Челябинск, 2005. С. 32.

(10) Известия. 12 ноября 2013 г.

(11) III Форум руководителей приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, Уральск, 3-4 октября 2006 г. Уральск, 2006. С. 17.

(12) Национальный архив республики Казахстан (НАРК). Ф. 10. Ол. 1. Д. 822. Л. 28.

(13) Сагинтаев Ю.Б. Новый импульс в двустороннем диалоге. Астана, 2012. С. 4.

(14) НазарбаевН. Евразийский университет и мир Евразии. Астана, 2006. С. 13.

REFERENCES

(1) Ermekov T. Kazahstan na poroge XXI veka [Kazakhstanin the XXIcentury]. Karavan -[Caravan], 2005, no. 3, p. 2.

(2) Tokaev K.K. Pod stjagom nezavisimosti. Ocherk o vneshnejpolitike Kazahstana [Under the banner of independence. Ocherk o vneshnej politike Kazahstana]. Almaty, 1997, p. 593.

(3) Ibid., p. 594.

(4) Laumulin M. Kazahstan v sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenija: bezopasnost', geopolitika, рolitologija [Kazakhstanin modern internationalrelations: security, geopolitics, political science]. Almaty, 1997, p. 402.

(5) Nazarbaev N. Naporoge XXI veka [On the thresholdof the XXI century]. Astana, 2001, p. 486.

(6) Shkurupij Ju. Kazahstan v global'nyh processah [Kazakhstan in globalprocesses]. Almaty, 2012,pp. 128-129.

(7) Mezhdunarodnyj delovoj zhurnal KAZAKHSTAN - [International Business Magazine KAZAKHSTAN], 2012, no. 5, p. 31.

(8) Ibid., p. 34.

(9) II forum rukovoditelej prigranichnyh regionov Rossijskoj Federacii i Respubliki Kazahstan,^-17 maja 2005 goda [II Forum of heads of border regions of the Russian Federation andthe Republic of Kazakhstan, 15-17 May, 2005 year]. Cheljabinsk, 2005, p. 32

(10) Izvestija - [Tidings], 12 November, 2013.

(11) III Forum rukovoditelej prigranichnyh regionov Rossijskoj Federacii i Respubliki Ka-zahstan.Ural'sk, 3-4 oktjabrja 2006 goda [III Forum of heads of border regions of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Uralsk, 3-4 October, 2006]. Ural'sk, 2006, p. 17.

(12) Nacional'nyj arhiv respubliki Kazahstan (NARK), f. 10, op. 1, d. 822, ll. 28.

(13) Sagintaev Ju.B. Novyj impul's v dvustoronnem dialoge [New impetus in a bilateral dialogue]. Astana, 2012, p. 4.

(14) Nazarbaev N. Evrazijskij universitet i mir Evrazii [University of Eurasiaand the worldof Eurasia]. Astana, 2006, p. 13.

BILATERAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

IN ECONOMIC SPHERE

R.E. Sagindikov

Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article discusses the main directions of the bilateral Russia-Kazakhstan cooperation after the collapse of the Soviet Union and the creation of the Commonwealth of Independent States, which are based on the joint agreement "on Friendship, Cooperation and Mutual Assistance" between the Republic of Kazakhstanand the Russian Federation, as well as a number of other treaties and agreements. Special attention is paid to the analysis of the preparation and holding of the forum of interregional cooperationof the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, which have been held annually since 2003. Within them there are discussed and resolved many problems of trade and economic cooperation, and there are made proposals and projects designed for the prospects of the bilateral cooperation between the two countries. As a result, as it is shown in the article on the specific facts, Russia and Kazakhstan have laid a solid foundation of bilateral relations in the spirit of strategic partnership on the basis of political and economic contacts and legal framework.

Key words: Russia-Kazakhstan relations, economic cooperation, foreign trade activities, free trade, Customs Union, cross-border trade, Common Economic Space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.