DOI: 10.17805^ри.2016.1.17
Межрегиональное сотрудничество как фактор интенсификации сотрудничества современных государств (на примере отношений между Российской Федерацией и Казахстаном)
Т. Б. Владиславлева (Московский государственный лингвистический университет)
Характерной особенностью системы международных отношений современных государств является многообразие ее факторов, а также форм их взаимодействия. Регионы все активнее становятся субъектами международной деятельности в условиях глобализации мирового хозяйства. Вместе с тем этот процесс не свободен от противоречий. Очень показательны современное состояние и перспективы развития регионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан — нашего главного партнера в Евразии.
К настоящему времени сложились два типа международных связей регионов: приграничное и межтерриториальное сотрудничество. Основными отраслями приграничного сотрудничества являются инфраструктура, связь, промышленная, сельскохозяйственная и логистическая кооперация, охрана окружающей среды, приграничный туризм, борьба с преступностью и т. п. Формы приграничного сотрудничества различаются в зависимости от отношений между странами. Существует три модели приграничного сотрудничества: преференциальная (предоставление преференций приграничным регионам, в том числе особый налоговой и таможенный приграничный режим), партнерская (основана на принципах экономической и политической децентрализации, т. е. более высокая степень самостоятельности регионов), традиционная (ограничивается обслуживание внешнеэкономических связей и внешней торговли).
Приграничное сотрудничество России и Казахстана осуществляется в рамках традиционной модели. Межтерриториальное сотрудничество (между территориями, не имеющими общих границ) развивается в рамках побратимских связей городов России и Казахстана. Создание Таможенного союза и ЕЭП России, Казахстана и Белоруссии заставляет по-новому взглянуть на вопросы приграничного сотрудничества. Приграничные регионы как бы сдвигаются к периметру Единого экономического пространства. Наряду с потенциальным позитивным экономическим эффектом это открывает возможности для различных злоупотреблений, а также требует оперативной гармонизации налоговых режимов стран-участниц. Таким образом, межрегиональные отношения являются производными как от типа и характера социально-экономических режимов соседних стран, так и от уровня их взаимодействия.
Ключевые слова: Россия; Казахстан; межрегиональное сотрудничество; приграничное сотрудничество
ВВЕДЕНИЕ
Характерной особенностью системы международных отношений современных государств является в первую очередь многообразие ее субъектов, а также форм их взаимодействия. В ней участвуют государства, международные организации, нации, народы и регионы, которые становятся полноценными участниками международных связей. Данная работа посвящена анализу форм межрегионального сотрудничества России и Казахстана, их особенностям, проблемам и перспективам развития.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ На сегодняшний день при описании международных связей регионов используются понятия «транснациональные связи» и «децентрализованное сотрудничество» (см.: Плотникова, 2005: 10-15). Под транснациональными связями понимают связи,
охватывающие внешние связи сообществ уровня ниже государства, которые не регулируются нормами международного права (L'Europe des r égions, 1995). Термин «децентрализованное сотрудничество» охватывает только внешние связи так называемых децентрализованных сообществ, т. е. сообществ, принадлежащих к унитарным государствам, которые не имеют ни законодательной власти, ни полномочий в международной сфере. Поэтому, говоря о регионах государств, представляется правильным употребить термин «международные и внешнеэкономические связи».
Международные связи регионов, как правило, не включают в себя политические, дипломатические, консульские, военные связи, которые являются прерогативой государства. Они осуществляются в области экономики, науки, техники, экологии, культуры, образования. Партнерами регионов на международной арене могут быть государства, международные организации, регионы зарубежных стран, зарубежные юридические и физические лица. Вступать в международные связи регионы могут только с разрешения государства, которое наделяет их полномочиями в международных сферах.
Различают два типа международных связей регионов — «приграничное сотрудничество» и «межтерриториальное сотрудничество». Приграничное сотрудничество — это сотрудничество регионов сопредельных государств. Если регионы сотрудничают с несопредельными зарубежными регионами, то употребляется термин «межтерриториальное сотрудничество».
Одной из основных целей осуществления международных связей регионов является расширение пространственного влияния государств, реализация их национальных интересов. Международные связи регионов, а именно приграничное и межтерриториальное сотрудничество, также способствуют развитию интеграции современных государств. Одним из наиболее важных аспектов современной евразийской интеграции является именно развитие приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном. Можно сказать, что эволюция российско-казахстанского приграничного сотрудничества является показателем динамики интенсивности развития евразийской интеграции.
Это вполне объяснимо, так как люди на приграничных территориях веками жили в соприкосновении друг с другом, лучше знают друг друга, между ними сложились тесные родственные и дружеские связи. Приграничные регионы двух государств всегда заинтересованы во взаимном сотрудничестве, так как приграничное положение — фактор геополитический, его нельзя изменить, но всегда следует учитывать в выработке стратегии отношений с соседом по другую сторону границы.
Для приграничного региона основным фактором развития международного сотрудничества является территориально-географический. Его специфика состоит, во-первых, в том, что из-за особого отношения государства к своим границам стратегия развития этих регионов является фактором геополитической и геоэкономической безопасности государства. Любая нестабильность в приграничных регионах негативным образом сказывается на геополитических интересах всего государства. Во-вторых, большинство приграничных регионов находится на стыке цивилизаций. Это, с одной стороны, диктует необходимость соответствовать более высоким правовым, политическим стандартам, что является необходимым условием интеграции государства в миросистему (Грандберг, 2004: 329-330). С другой стороны, это приводит к обостренному восприятию в них проблем идентичности.
Третья, очень важная, особенность приграничных территорий состоит в том, что именно с их участием внедряются в практику новые модели международного взаимо-
действия. Приграничные регионы обладают самым сильным инновационным потенциалом с точки зрения «обкатки» и экспериментального нахождения нетрадиционных форм кооперации с соседними территориями, поскольку «именно с их участием внедряются в практику новые модели международного взаимодействия» (Прозрачные границы ... , 2002: 33). В связи с этим на Западе получила широкое распространение концепция «изобретения» (invention) новых форм регионализма (там же).
Специфика хозяйственной деятельности приграничных территорий состоит в том, что они в большинстве случаев удалены от национального рынка и приближены к рынкам соседних стран. Но гарантией возможности максимально использовать свой ресурс для них являются добрососедские и стабильные отношения сопредельных государств(Грандберг, 2004: 330-331).
Главным условием приграничного сотрудничества является общность регионов, расположенных по разные стороны государственной границы. Эта общность связана с тем, что границы разделяют единые в природном соотношении территории, что предопределяет необходимость сотрудничества в использовании природных (водных, биологических, минеральных, земельных и др.) ресурсов и их охране. Границы зачастую разделяют единые и близкие в этнокультурном отношении народы, что создает предпосылки для культурного сотрудничества (Дергачев, Вардомский, 2004: 329). Приграничные регионы обеспечивают взаимные торгово-экономические и социальные связи своих государств.
Предметом приграничного сотрудничества могут быть самые разные аспекты: инфраструктура (чаще всего транспортная), связь (почта и телекоммуникации), проблемы электро-, газо- и водоснабжения на региональном уровне; промышленное сотрудничество, сельское хозяйство, торговля и услуги, финансовое и банковское дело, строительство, охрана окружающей среды и использование пригородных ресурсов, образование, наука, культура, здравоохранение (в том числе взаимное использование медицинских учреждений), туризм, борьба с преступностью, информация и помощь в случае экологических и стихийных бедствий и т. д. Таким образом, речь идет об областях, являющихся предметом взаимной заинтересованности государств.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Основными видами приграничного сотрудничества являются:
— проведение встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;
— создание уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;
— заключение в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве между государствами, приграничными регионами сопредельных государств либо между приграничными регионами одного государства с органами власти другого государства;
— заключение органами местного самоуправления, юридическими лицами с зарубежными партнерами (муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, юридическими лицами соответствующих иностранных государств) гражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;
— создание рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Концепция приграничного ... : Электронный ресурс).
Протяженность российско-казахстанской сухопутной границы — самая длинная в мире, она составляет более 7,5 тыс. км. Вдоль этой границы расположено двенадцать российских и семь казахстанских регионов, которые и составляют российско-казахстанское приграничье. В нем проживают более 32 млн человек, а его валовый продукт превышает 300 млрд долл. За годы независимости приграничное сотрудничество двух стран получило значительное развитие. Активизировалось сотрудничество хозяйствующих субъектов по обе стороны границы.
Развитие сотрудничества регионов России и Казахстана осуществляется в рамках деятельности межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Основными областями этого сотрудничества являются топливно-энергетический комплекс (ТЭК), промышленность, атомная энергетика, транспорт, сельское хозяйство. В основе регионального сотрудничества между Российской Федерацией и Казахстаном лежали традиционно сложившиеся схемы производственной кооперации. Между регионами России и Казахстана заключено около 300 соглашений в различных отраслях экономики (Концепция IV Алма-Атинского ... , 2015: Электронный ресурс).
Что касается непосредственно приграничного российско-казахстанского сотрудничества, то следует отметить, что с целью укрепления приграничных отношений между Казахстаном и Россией в 1999 г. Россия и Казахстан подписали соглашение «Об основных принципах приграничного сотрудничества» и «О приграничном сотрудничестве регионов Республики Казахстан и Российской Федерации на 1999-2007 гг.» (Дер-гачев, Вардомский, 2004: 354).
Экономическое сотрудничество регионов России и Казахстана осуществляется на основе трансграничных экономических схем по поставкам из Казахстана экибастуз-ского угля на электростанции Урала и Сибири с отправкой в обратном направлении электроэнергии; минерального сырья на предприятия горной металлургии Южного Урала; нефти и газового конденсата на перерабатывающие предприятия Самары, Оренбургской области и Башкирии под встречные поступления нефтепродуктов и газа. Наибольшего объема взаимных поставок с Казахстаном за последние годы достигли Свердловская, Оренбургская, Челябинская области, товарооборот которых ежегодно составляет около 1 млрд долларов США (см., например: Товарооборот между Россией . , 2014: Электронный ресурс). Все более возрастающее значение для развития приграничного сотрудничества имеют традиционные форумы руководителей приграничных областей России и Казахстана с участием глав государств.
Важной вехой в развитии приграничного сотрудничества между Россией и Казахстаном стал форум, который состоялся в ноябре 2013 г. в Екатеринбурге. Открывая его, В. В. Путин отметил, что сегодня 76 из 83 субъектов Российской Федерации имеют экономические связи со всеми 14 казахстанскими областями, а также с городами Астана и Алма-Ата. Подписано более 200 межрегиональных соглашений о сотрудничестве в различных сферах. В свою очередь, Н. А. Назарбаев подчеркнул, что одним из важнейших направлений развития межрегионального и приграничного сотрудничества является промышленная кооперация, которая как раз стала ключевой темой этого форума (Форум межрегионального . , 2013: Электронный ресурс).
Формы приграничного сотрудничества сильно различаются от страны к стране и на разных участках межгосударственной границы. В. А. Дергачев и Л. Б. Вардом-ский выделяют три модели приграничного сотрудничества: преференциальную, партнерскую и традиционную (Дергачев, Вардомский, 2004: 341-345).
Преференциальная модель предполагает предоставление преференций приграничным регионам как на двусторонней, так и на односторонней основе. На двусторонней основе определенные преференции, в основном в части большой свободы трансграничного движения, предоставляют обе стороны. На односторонней основе страны предоставляют своим приграничным регионам особый налоговый, таможенный и приграничный режимы, дополнительные права и компетенции региональным властям в осуществлении приграничных связей. Эта модель была реализована, например, в Мексике в приграничной зоне вдоль границы с США в виде цепочки зон экспортного производства, в Китае и многих других странах в виде свободных экономических зон разного вида и т. д.
Партнерская модель родилась в Западной Европе и основывается на принципах экономической и политической децентрализации. Она обычно используется в странах с высоким уровнем дохода на душу населения, близкой структурой экономики и сходным уровнем цен на товары и услуги. Базовые параметры этой модели были закреплены в Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанной в 1980 г. В дальнейшем ЕС были приняты три программы «ИНТЕРРЕГ», призванные способствовать приграничному сотрудничеству и развитию приграничных регионов. Прямое финансирование территорий по разные стороны границы обеспечивается установлением таможенных и иных ограничений для движения товаров, капиталов и рабочей силы, а также благодаря унификации законодательства. Основным инструментом приграничного сотрудничества по партнерской модели стали еврорегионы, состоящие из нескольких территориальных объединений регионов и (или) коммун и создаваемые путем соглашений, заключаемых региональными и местными властями. Финансирование для реализации их совместных проектов поступает из ЕС (в частности, «ИНТЕРРЕГ»), государственных, региональных и местных бюджетов и от частных инвесторов.
Для отношений приграничных регионов России и Казахстана характерна традиционная модель приграничного сотрудничества, она основывается на обслуживании внешнеэкономических связей и приграничной торговле. Движущей силой последней служит разница цен на товары и услуги по обе стороны границы, а экономический эффект связан с расширением рынка сбыта для одних и получением более дешевых товаров для других потребителей. Эта модель чаще всего складывается в странах со скромным уровнем доходов на душу населения, а успех ее применения сильно зависит от соотношения контактности и барьерности государственных границ.
Традиционная модель, как правило, серьезно способствует оживлению экономики приграничных районов, что, несомненно, подтверждается результатами российско-казахстанского сотрудничества.
МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ И КАЗАХСТАНА
Достаточно интенсивно развивается и межтерриториальное сотрудничество между Россией и Казахстаном. Представляется очень показательным в этом отношении активное развитие побратимских связей между городами Казахстана и других стран Центральной Азии и городами Российской Федерации, которые принимают форму двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, заключаемых администрациями городов.
В настоящее время подписано 17 соглашений между 8 городами России и 11 городами стран Центральной Азии (см. таблицу).
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ГОРОДОВ-ПОБРАТИМОВ TWIN CITIES: A CONSOLIDATED TABLE
Города России Города стран Центральной Азии
Казань Астана (Казахстан), Алма-Ата (Казахстан)
Москва Астана (Казахстан), Алма-Ата (Казахстан), Бишкек (Кыргызстан), Душанбе (Таджикистан), Ош (Киргизия)
Санкт-Петербург Астана (Казахстан), Алма-Ата (Казахстан), Душанбе (Таджикистан), Ош (Киргизия)
Омск Павлодар (Казахстан), Петропавловск (Казахстан)
Оренбург Худжанд (Таджикистан)
Орехово-Зуево Кокшетау (Казахстан)
Ростов-на-Дону Уральск (Казахстан)
Челябинск Алма-Ата (Казахстан)
Основными условиями соглашений о сотрудничестве в области экономики являются: создание соответствующих государственных и коммерческих структур в различных отраслях народного хозяйства; проведение различных отраслевых и многопрофильных выставок и ярмарок; обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и для создания совместных предприятий; обмен экономической информацией, а также информацией по вопросам экономического управления; обмен перспективными технологиями; принятие мер для выполнения предприятиями и организациями обязательств по взаимным поставкам продукции.
Помимо сотрудничества в области экономики, соглашениями предусматривается: сотрудничество в сфере муниципального транспорта и развития дорожного хозяйства, коммунального хозяйства и развития инженерной инфраструктуры, в других сферах муниципальной деятельности; обмен опытом работы по вопросам приватизации собственности, антимонопольной и налоговой политики, ценообразования, социально-правовой защиты и занятости населения, защиты окружающей среды; оказывать помощь в разработке комплексной программы научно-технического сотрудничества и развитии прямых научных контактов между соответствующими учреждениями сторон, подготовке и переподготовке специалистов в высших учебных заведениях и научных центрах, проведении совместных научно-исследовательских работ, конференций и симпозиумов; сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями, университетами, институтами в области проектирования, перспективных технологий, организации совместных научно-исследовательских проектов; проведение совместных научных семинаров, конференций, рабочих встреч, обмен научно-технической информацией при выполнении совместных исследований и разработок; создание благоприятных условий для развития туризма и обмена опытом между специалистами в этой области, а также обмена спортивными делегациями; взаимодействие в области экологии; проведение форумов и деловых встреч специалистов по проблемам здравоохранения.
Как показывает сложившиеся практика, после подписания соглашений о сотрудничестве торгово-экономические, научно-технические и культурные связи между го-
родами-побратимами существенно расширяются и приобретают устойчивый и долговременный характер.
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Несмотря в целом на позитивную картину развития региональных связей российских и казахстанских регионов, в приграничном сотрудничестве двух стран имеются и некоторые проблемы, которые возникли в результате создания Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. В частности, внешняя торговля приграничных регионов России и Казахстана (особенно экспорт) ведется главным образом с третьими странами, а не с сопредельной страной и регионами. Таким образом, объемы торговли между Россией и Казахстаном сильно зависимы от мировой конъюнктуры: если в Европе и Китае начинается спад производства, то это отражается на состоянии бизнеса в России и Казахстане. Это означает, что необходимо развивать собственные производства, основанные на национальных сырьевых ресурсах и полуфабрикатах.
Еще одна проблема заключается в том, что в связи с отменой 1 июля 2010 г. таможенного оформления товаров на российско-казахстанской границе в таможенных органах обеих стран теперь не учитывается взаимная торговля (как и должно быть на общей таможенной территории). Однако этим могут пользоваться нечистоплотные коммерсанты, пока не продуманы все детали защитных мер. Более того, открытым окном могут пользоваться и преступники для отмывания преступных доходов и достижения других противозаконных целей. Поэтому Центральный банк России издал Письмо от 19 июня 2013 г. №110-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», в котором рекомендовал коммерческим банкам обратить особое внимание на подобные операции клиентов (<Письмо> Банка России ... : Электронный ресурс).
Еще одна проблема в развитии российско-казахстанского приграничного сотрудничества состоит в том, что механизмы европейской интеграции пока недостаточно интенсифицируют развитие регионов. Данная ситуация отличается от региональной политики Европейского союза. В бюджете ЕС на 2013 г. почти треть средств идет как раз на цели повышения конкурентоспособности и выравнивание экономических уровней регионов. В этой связи специалисты Евразийского банка развития полагают, что институционно в рамках евразийского сообщества необходимо создание структурного фонда для реализации инфраструктурных проектов при ЕС.
Кроме того, в приграничных районах непосредственно сказывается разница в налогообложении бизнеса по обе стороны российско-казахстанской границы. В России налоги на предпринимательскую деятельность выше, и отечественный бизнес уходит в Казахстан, например, региональный бюджет Оренбургской области в результате этой границы испытывает заметный отток налогов (Зыкова, 2013: Электронный ресурс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представляется совершенно очевидным, что механизм межрегионального сотрудничества должен быть отрегулирован таким образом, чтобы способствовать росту благосостояния народов обоих государств. Вместе с тем данный механизм не может являться чем-то застывшим, зафиксированным раз и навсегда. Вектор изменений задается как внутренними, так и внешними факторами.
Под внутренними факторами понимается набор изменений социально-экономической стратегии и политики государств, под внешними — рост взаимозависимости государств (и, соответственно, регионов) под влиянием глобализации мирового хозяйства.
Соответственно, для адаптации форм, методов и практики межрегионального сотрудничества требуется непрерывная работа как на региональном, так и на государственном, а зачастую и на наднациональном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грандберг, А. Г. (2004) Основы региональной экономики : учеб. для вузов. 4-е изд. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ. 495 с.
Дергачев, В. А., Вардомский, Л. Б. (2004) Регионоведение : учеб. пос. для вузов. М. : Юнити-Дана. 463 с.
Зыкова, Т. (2013) Несуны на границе [Электронный ресурс] // Российская газета — Столичный выпуск №6070 (94). 30 апреля. URL: http://rg.ru/20l3/04/30/tamognia.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.10.2015).
Концепция IV Алма-Атинского бизнес-форума «АБВ-2015» «Межрегиональное сотрудничество и кооперация предприятий АПК ЕАЭС и стран Центральной Азии» (2015) [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: http://central-asia.tpprf.ru/download.php?GET=6LPAY%2F81BmzOBln1RjXpCA%3D%3D [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 20.10.2015).
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. №196-Р) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/29.html [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 10.10.2015).
<Письмо> Банка России от 19.06.2013 г. №110-Т (с изм. от 07.08.2013) «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_law_147883/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.01.2016).
Плотникова, О. В. (2005) Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 356 с.
Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России (2002) : колл. монограф. / А. Ю. Быков, Л. Б. Вардомский, С. В. Го-лунов, А. М. Кирюхин и др. ; под ред. Л. Б. Вардомский, С. В. Голунов. М. ; Волгоград : Научно-образовательный форум по международным отношениям. 573 с.
Товарооборот между Россией и Казахстаном за 8 месяцев текущего года составил 14 млрд долларов (2014) [Электронный ресурс] // Kazinform. 5 ноября. URL: http://inform.kz/rus/arti-cle/2713514 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.01.2016).
Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана (2013) [Электронный ресурс] // Президент России. 11 ноября. URL: http://kremlin.ru/news/19597 [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 15.09.2015).
L'Europe des regions : de la collaboration franco-italo-suisse a la cooperation avec les pays de l'est (1995) / sous la dir. de C. Haegi. Geneve : Georg Editeur S. A. 125 p.
Дата поступления 12.01.2016 г.
INTERREGIONAL COOPERATION AS A FACTOR OF ENHANCING COOPERATION ON THE INTERSTATE LEVEL (THE CASE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN)
T. B. Vladislavleva (Moscow State Linguistic University)
The contemporary system of international relations is known for the variety of its factors, as well as forms of their interaction. Globalized economy helps regions get increasingly involved in interna-
tional cooperation as its subjects. At the same time, this brings about a number of contradictions. The current state and development of regional cooperation between the Russian Federation and Kazakhstan — its main partner in Eurasia — proves a good example in this respect.T
Two principal types of international relations between regions — cross-border and inter-territorial cooperation — have arisen so far. Cross-border cooperation mainly focuses on such factors as infrastructure, communications, industrial, agricultural and logistical cooperation, environmental protection, cross-border tourism, police and security affairs, etc. The particular forms cross-border cooperation takes depend on specific relations between the two states. All in all, there are 3 models of cross-border cooperation: the preferential model (granting preferences to border regions, including special customs and tax regimes); partnership (based on economic and political decentralization, it thus presupposes a more advanced stage of regional autonomy); and the traditional model (limitation of external economic relations and trade).
Cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan takes the traditional form. Inter-territorial collaboration between regions which do not have common borders) develops within the framework of twin cities.
The Customs Union and the Common Economic Space set up between Russia, Belorussia and Kazakhstan predetermines a new approach to cross-border cooperation issues. The border regions 'veer' towards the perimeter of the Eurasian Economic Space. Alongside with potential positive economic effect, it can lead to various abuses. Tax regimes in EEU member states require urgent harmonization. Thus we can conclude that inter-regional cooperation is determined both by socio-economic fundamentals of neighbor states and by the existing level of their interaction.
Keywords: Russia; Kazakhstan; interregional cooperation; cross-border cooperation
REFERENCES
Grandberg, A. G. (2004) Osnovy regional'noi ekonomiki [Foundations of regional economy] : A textbook for tertiary institutions. 4th edn. Moscow, Publ. House of the Higher School of Economics. 495 p. (In Russ.).
Dergachev, V. A. and Vardomskii, L. B. (2004) Regionovedenie [Regional studies] : A study guide. Moscow, Iuniti-Dana Publ. 463 p. (In Russ.).
Zykova, T. (2013) Nesuny na granitse [Cross-border smugglers]. Rossiiskaia gazeta, no. 6070 (94), April 30. [online] Available at: http://rg.ru/2013/04/30/tamognia.html [archived in WebCite] (accessed 10.10.2015). (In Russ.).
Kontseptsiia IV Alma-Atinskogo biznes-foruma «ABV-2015» «Mezhregional'noe sotrudnichestvo i kooperatsiia predpriiatii APK EAES i stran Tsentral'noi Azii» [The concept of the 4th Almaty Business Forum "ABV-2015" "Inter-Regional Cooperation and Collaboration of Agricultural Enterprises in the EAEU and Central Asia"]. (2015) Torgovo-promyshlennaia palata Rossiiskoi Federatsii [Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation] [online] Available at: http://central-asia.tpprf.ru/download.php?GET=6LPAY%2F81BmzOBln1RjXpCA%3D%3D [archived in WebCite] (accessed 20.10.2015). (In Russ.).
Kontseptsiia prigranichnogo sotrudnichestva v Rossiiskoi Federatsii (utverzhdena Rasporiazhe-niem Pravitel'stva RF ot 9 fevralia 2001 g. №196-R) [The concept of cross-border cooperation in the Russian Federation (Approved by the Order of the Government of the Russian Federation, February 9, 2001, No. 196-R]. Sovet Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Security Council of the Russian Federation] [online] Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/29.html [archived in WebCite] (accessed 10.10.2015). (In Russ.).
<Pis'mo> Banka Rossii ot 19.06.2013 g. №110-T (s izmeneniiami ot 07.08.2013) «O povyshe-nii vnimaniia kreditnykh organizatsii k otdel'nym operatsiiam klientov» [Letter of the Bank of Russia No. 110-T of June 19, 2013 (as amended on August 7, 2013) "On Increasing Lending Institutions' Awareness of Particular Client Operations"]. Konsul'tantPlius [online] Available at: http:// consultant.ru/document/cons_doc_law_147883/ [archived in WebCite] (accessed 10.01.2016). (In Russ.).
Plotnikova, O. V. (2005) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo regionov: kontseptual'nye podkhody [International regional cooperation: Conceptual approaches]. Novosibirsk, Publ. House of the Siberian Branch of the RAS. 356 p. (In Russ.).
Prozrachnye granitsy. Bezopasnost' i transgranichnoe sotrudnichestvo v zone novykh pogranich-nykh territorii Rossii [Transparent borders. Security and transborder cooperation in the zone of Russia's new frontier territories] (2002) : A multi-authored monograph / A. Yu. Bykov, L. B. Vardom-skii, S. V. Golunov, A. M. Kiriukhin et al. ; ed. by L. B. Vardomskii and S. V. Golunov. Moscow ; Volgograd, Nauchno-obrazovatel'nyi forum po mezhdunarodnym otnosheniiam [Research and Educational Forum in International Relations]. 573 p. (In Russ.).
Tovarooborot mezhdu Rossiei i Kazakhstanom za 8 mesiatsev tekushchego goda sostavil 14 mlrd dollarov [Goods exchange between Russia and Kazakhstan has reached 14 billion dollars during 8 months of the year] (2014) Kazinform, November 5. [online] Available at: http://inform.kz/rus/ar-ticle/2713514 [archived in WebCite] (accessed 10.01.2016).
Forum mezhregional'nogo sotrudnichestva Rossii i Kazakhstana [Russia-Kazakhstan Interregional Cooperation Forum]. (2013) Prezident Rossii [The President of Russia], November 11. [online] Available at: http://kremlin.ru/news/19597 [archived in WebCite] (accessed 15.09.2015). (In Russ.).
L'Europe des régions : de la collaboration franco-italo-suisse à la coopération avec les pays de l'est [Europe of regions : French-Italian-Swiss collaboration in cooperation with Eastern countries] (1995) / ed. by C. Haegi. Geneve, Georg Éditeur S. A. 125 p. (In Fr.).
Submission date: 12.01.2016.
Владиславлева Татьяна Борисовна — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета. Адрес: 119034 Россия, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38. Тел.: +7 (499) 246-20-89. Эл. адрес: [email protected]
Vladislavleva Tatiana Borisovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of the Theory of Regional Studies, Moscow State Linguistic University. Postal address: 38 Ostozhenka St., 119034 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 246-20-89. E-mail: [email protected]