Научная статья на тему 'Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций'

Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
930
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Казахстан / наука / образование / инновации / сотруд-ничество / СНГ / Russia / Kazakhstan / science / education / innovation / cooperation / CIS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макенова Асия Базаровна

За 27 лет, прошедших со времени установления двусторонних от-ношений, Казахстан и Россия прошли плодотворный путь развития добрососед-ских взаимоотношений через налажива-ние партнерства и взаимовыгодного со-трудничества. В рамках международного сотрудни-чества большая работа выполняется в сфере образования, что и стало предме-том исследования в данной статье. Мы попытаемся отследить основные тенден-ции и проанализировать их значения. Обозначая круг проблем, следует отме-тить, что задачи международного со-трудничества выражаются: – в подготовке квалифицированных специалистов для страны за рубежом; – в подготовке специалистов из числа иностранных студентов для зарубежных государств; – в гармонизации образования с ми-ровыми направлениями развития. Вхождение Казахстана и России в мировое образовательное пространство ставит обе страны перед необходимостью разработки стратегического плана разви-тия сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования. Это связа-но с переходом на новую модель нацио-нальных систем образования, которые учитывают богатый опыт и достижения советской системы высшего профессио-нального образования, а также общеми-ровые тенденции его развития. По этому поводу не раз высказывались руководи-тели двух государств – Республики Ка-захстан и Российской Федерации. Совместные казахстанско-российские фундаментальные исследования и при-кладные разработки осуществлялись в соответствии с приоритетами научно-технического развития обоих государств в рамках Программы казахстанско-российского сотрудничества в области науки и техники, одобренной протоколом 5-го заседания Казахстанско-Российской Межправительственной комиссией по сотрудничеству от 15 февраля 2001 г. Ежегодно, начиная с 2003 г., Прави-тельством РФ выделяется квота для граждан Казахстана на обучение за счет федерального бюджета в высших учеб-ных заведениях РФ и научных учрежде-ниях системы РАН по приоритетным для казахстанской экономики специально-стям и направлениям подготовки. По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ, казахстанские студенты ока-зались на первом месте по количеству среди иностранных студентов в России. Их в 2016-2017 академическом году, по данным Росстата, было уже 73455 чело-век. Также, согласно данным ведомства, наибольшее количество казахстанских студентов, получивших российские ди-пломы, трудоустроены по техническим и медицинским специальностям. В ходе подготовки данного исследо-вания автор пришел к выводу, что с уче-том особенностей и основных направле-ний российско-казахстанского сотрудни-чества в области науки данный вид со-трудничества развивался достаточно плодотворно, хотя и с определенными недоработками и упущениями. Из всех стран Содружества Независимых Госу-дарств только РК и РФ после развала СССР сохранили научный потенциал, ко-торый в новых исторических условиях развивался по многим приоритетным направлениям. И одним из важных направлений, являлось совместное науч-ное сотрудничество вузов Казахстана и России, которое позитивно сочеталось с совершенствованием высшего образова-ния в дружественных странах с учетом использования накопленного опыта в лучших университетах как РФ, так и РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION, SCIENCE AND INNOVATIONS

Over the 27 years that have passed since the establishment of bilateral relations, Kazakhstan and Russia have gone through a fruitful way of developing goodneighborly relations through the establishment of partnership and mutually beneficial cooperation. Within the framework of international cooperation, a lot of work is being done in the field of education, which became the subject of research in this article. We will try to track the main trends and analyze their values. Designating a range of problems, it should be noted that the tasks of international cooperation are introduced: in the preparation of qualified specialists for the country abroad; in the training of specialists from among foreign students for foreign countries; in the harmonization of education with the world development directions. The entry of Kazakhstan and Russia into the world educational space confronts both countries with the need to develop a strategic plan for the development of cooperation in the field of higher and postgraduate education. This is due to the transition to a new model of national education systems, which take into account the rich experience and achievements of the Soviet system of higher professional education, as well as global trends in its development. On this occasion, the leaders of two states, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, have repeatedly spoken out. Joint Kazakhstan-Russian fundamental research and applied development were carried out in accordance with the priorities of the scientific and technological development of both countries in the framework of the Kazakhstan-Russian cooperation in science and technology, approved by the protocol of the 5th meeting of the Kazakhstan-Russian Intergovernmental Commission on Cooperation of 15 February 2001. Every year, starting in 2003, the Government of the Russian Federation allocates a quota for citizens of Kazakhstan to study at the expense of the federal budget in higher educational institutions of the Russian Federation and scientific institutions of the RAS system in the specialties and areas of training that are priority for the Kazakhstani economy. According to the Center for Sociological Research of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Kazakhstani students turned out to be in the first place in terms of the number of foreign students in Russia. In the 2016-2017 academic year, according to Rosstat, they were already 73,455 people. Also, according to the department, the largest number of Kazakhstan students who have received Russian diplomas are employed in technical and medical specialties. Working on this study, the author came to the conclusion that, taking into account the peculiarities and main directions of the Russian-Kazakhstan cooperation in the field of science, this type of cooperation developed quite fruitfully, although with certain shortcomings and omissions. Of all the countries of the Commonwealth of Independent States, only Kazakhstan and the Russian Federation after the collapse of the USSR retained the scientific potential, which in new historical conditions developed in many priority areas. And one of the important directions was the joint scientific cooperation of universities of Kazakhstan and Russia, which was positively combined with the improvement of higher education in friendly countries, taking into account the use of accumulated experience in the best universities of both the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций»

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

А.Б. Макенова

Российский университет дружбы народов Москва, Россия

Аннотация. За 27 лет, прошедших со времени установления двусторонних отношений, Казахстан и Россия прошли плодотворный путь развития добрососедских взаимоотношений через налаживание партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках международного сотрудничества большая работа выполняется в сфере образования, что и стало предметом исследования в данной статье. Мы попытаемся отследить основные тенденции и проанализировать их значения. Обозначая круг проблем, следует отметить, что задачи международного сотрудничества выражаются:

- в подготовке квалифицированных специалистов для страны за рубежом;

- в подготовке специалистов из числа иностранных студентов для зарубежных государств;

- в гармонизации образования с мировыми направлениями развития.

Вхождение Казахстана и России в мировое образовательное пространство ставит обе страны перед необходимостью разработки стратегического плана развития сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования. Это связано с переходом на новую модель национальных систем образования, которые учитывают богатый опыт и достижения советской системы высшего профессионального образования, а также общемировые тенденции его развития. По этому поводу не раз высказывались руководители двух государств - Республики Казахстан и Российской Федерации.

Совместные казахстанско-российские фундаментальные исследования и прикладные разработки осуществлялись в соответствии с приоритетами научно-технического развития обоих государств

в рамках Программы казахстанско-российского сотрудничества в области науки и техники, одобренной протоколом 5-го заседания Казахстанско-Российской Межправительственной комиссией по сотрудничеству от 15 февраля 2001 г.

Ежегодно, начиная с 2003 г., Правительством РФ выделяется квота для граждан Казахстана на обучение за счет федерального бюджета в высших учебных заведениях РФ и научных учреждениях системы РАН по приоритетным для казахстанской экономики специальностям и направлениям подготовки.

По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ, казахстанские студенты оказались на первом месте по количеству среди иностранных студентов в России. Их в 2016-2017 академическом году, по данным Росстата, было уже 73455 человек. Также, согласно данным ведомства, наибольшее количество казахстанских студентов, получивших российские дипломы, трудоустроены по техническим и медицинским специальностям.

В ходе подготовки данного исследования автор пришел к выводу, что с учетом особенностей и основных направлений российско-казахстанского сотрудничества в области науки данный вид сотрудничества развивался достаточно плодотворно, хотя и с определенными недоработками и упущениями. Из всех стран Содружества Независимых Государств только РК и РФ после развала СССР сохранили научный потенциал, который в новых исторических условиях развивался по многим приоритетным направлениям. И одним из важных направлений, являлось совместное научное сотрудничество вузов Казахстана и России, которое позитивно сочеталось с совершенствованием высшего образования в дружественных странах с учетом использования накопленного опыта в лучших университетах как РФ, так и РФ.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, наука, образование, инновации, сотрудничество, СНГ.

COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION, SCIENCE AND INNOVATIONS

A.B. Makenova

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. Over the 27 years that have passed since the establishment of bilateral relations, Kazakhstan and Russia have gone through a fruitful way of developing good-neighborly relations through the establishment of partnership and mutually beneficial cooperation.

Within the framework of international cooperation, a lot of work is being done in the field of education, which became the subject of research in this article. We will try to track the main trends and analyze their values. Designating a range of problems, it should be noted that the tasks of international cooperation are introduced:

- in the preparation of qualified specialists for the country abroad;

- in the training of specialists from among foreign students for foreign countries;

- in the harmonization of education with the world development directions.

The entry of Kazakhstan and Russia into the world educational space confronts both countries with the need to develop a strategic plan for the development of cooperation in the field of higher and postgraduate education. This is due to the transition to a new model of national education systems, which take into account the rich experience and achievements of the Soviet system of higher professional education, as well as global trends in its development. On this occasion, the leaders of two states, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, have repeatedly spoken out.

Joint Kazakhstan-Russian fundamental research and applied development were carried out in accordance with the priorities of the scientific and technological development of both countries in the framework of the Kazakhstan-Russian cooperation in science and technology, approved by the protocol of the 5th meeting of the Kazakhstan-Russian

Intergovernmental Commission on Cooperation of 15 February 2001.

Every year, starting in 2003, the Government of the Russian Federation allocates a quota for citizens of Kazakhstan to study at the expense of the federal budget in higher educational institutions of the Russian Federation and scientific institutions of the RAS system in the specialties and areas of training that are priority for the Kazakhstani economy.

According to the Center for Sociological Research of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Kazakh-stani students turned out to be in the first place in terms of the number of foreign students in Russia. In the 2016-2017 academic year, according to Rosstat, they were already 73,455 people. Also, according to the department, the largest number of Kazakhstan students who have received Russian diplomas are employed in technical and medical specialties.

Working on this study, the author came to the conclusion that, taking into account the peculiarities and main directions of the Russian-Kazakhstan cooperation in the field of science, this type of cooperation developed quite fruitfully, although with certain shortcomings and omissions. Of all the countries of the Commonwealth of Independent States, only Kazakhstan and the Russian Federation after the collapse of the USSR retained the scientific potential, which in new historical conditions developed in many priority areas. And one of the important directions was the joint scientific cooperation of universities of Kazakhstan and Russia, which was positively combined with the improvement of higher education in friendly countries, taking into account the use of accumulated experience in the best universities of both the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation.

Keywords. Russia, Kazakhstan, science, education, innovation, cooperation, CIS.

Сотрудничество в сфере образования и науки является важным достижением дипломатической деятельности Республики Казахстан в международных отношениях. Казахстан подписал более 140

соглашений и договоров о научном сотрудничестве. Двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере образования и науки заключены с Болгарией, Германией, Грецией, Францией, Польшей, Испанией и Великобританией. В этих соглашениях предусмотрены обмен студентами и преподавателями и совместные исследовательские мероприятия. Республика Казахстан традиционно тесно сотрудничает с ФРГ на основе двусторонних соглашений для участия в деятельности GTZ, BBZ и DAAD. Похожие проекты служат инструментом рамочных программ сотрудничества ЕС и Центральной Азии, в котором Казахстан проявляет большую активность.

Потенциал рамочных программ ЕС увеличился после принятия стратегии ЕС о новом партнерстве со странами Центральной Азии в 2007 г. Кроме Европейской инициативы сотрудничества в разных областях с регионом, в частности с Казахстаном, значительный вклад взаимодействия в сфере образования и науки закреплен в Расширенном Соглашении о сотрудничестве и партнёрстве подписанный в 2015 г.

С 1992 до 2015 г. казахстанские ученые участвовали в 280 проектах Евросоюза. В деятельности рамочных программ ЕС Казахстан является лидером по участию из Центральной Азии. Например, в седьмой рамочной программе Казахстан подал 80 заявок из которых 37 проектов были одобрены и профинансированы (29,6%). В то время показатели третьих стран Центральной Азии были 22,39%1 .

Всему этому служит внедрение европейского стандарта в систему образования. Казахстан является одним из первых стран из Центральной Азии, который стал членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования. 11 марта 2010 г. Казахстан подписал Болон-скую декларацию по решению Комитета министров образования стран-участниц

Болонского процесса (46 стран), став 47-ой страной-участницей Болонского процесса. Были проделаны пошаговые национальные реформы и приняты европейские образовательные программы в целях расширения доступа к европейскому образованию, получения академическую мобильность студентов и преподавателей, выдачи общеевропейского приложения к диплому в казахстанских вузах2.

Политика Болонского процесса направлена на совместимость и сопоставимость систем высшего образования ради привлечения иностранных студентов, а также расширение европейского стандарта образования и науки. Европейские эксперты считают, что академическая мобильность расширяет культурную интернационализацию европейского общества, увеличивает языкового плюрализма, способствует высокому потенциалу работы с другими культурным обществом и увеличивает конкурентоспособность на международном уровне [Болонский процесс 2009: 156- 162].

ТЕМПУС и ЭРАСМУС основные программы, взаимодействующие Европейского Союза со странами Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья.

Tempus IV был инициирован на период 2007-2013 гг. и стал результатом положительного исследования воздействия, в котором признается, что Tempus является важным инструментом поддержки реформ высшего образования в странах-партнерах.

1 incrEAST: international cooperation of Kazakhstan [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.increast.eu/en/164.php (дата обращения: 12.10.2018).

2 Официальный сайт ТЕМПУС в Казахстане [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://tempuskaz.belight.net/index.php/ru/bolonga.ht т1 (дата обращения: 20.10.2018).

Таблица 1.

Информационная статистика об этапах заключения договоров ЕС и Казахстан

Этапы Период Кол-во 32ЯВОК tön заявителя Кол-во заявок на« партнера Всего заявок Совместные проекты Структурные проекты Всего профинансир овано проектов Финансирование

Tempus II 11995-1999) 1995 0 3 3 1755123

1996 0 2 2 576 688

1998 0 2 2 1054 238

1999 0 3 3 1493197

Tempus III (2000-2006) 2001 0 3 3 873 567

2002 0 2 2 490 257

2003 0 2 2 841 613

2004 0 2 2 4 1 L98162

2005 0 2 2 4 1230 694

2006 0 3 6 9 1639 988

Tempus IV (2007 - 2013} 2008 1 52 53 7 3 10 11417 749

2009 0 38 33 3 3 2 684 859

2010 1 41 42 3 3 2 789 670

2011 3 74 77 7 2 9 9 534178

2012 2 72 74 5 3 8 7 816 749

2013 1 79 80 1 9 9 547108

33 9 42 43 790313

Total 1995-2015 0 57 19 76 54 943 840

Новая программа по-прежнему остается важным элементом внешней политики ЕС и поддерживается географический охват. Он по-прежнему поддерживает приоритетные инициативы в области многостороннего сотрудничества снизу вверх.

Основными открытиями Tempus IV являются то, что программа ищет проекты, которые будут иметь большее влияние на реформы высшего образования в странах-партнерах. Это включает в себя:

• Приоритеты структурированы вокруг основных компонентов программы модернизации высшего образования ЕС (реформа учебных планов, реформа управления, высшее образование и общество).

• Увеличение минимальных требований к партнерству.

• Оба типа проектов (совместные проекты) и структурные меры) переориентированы для удовлетворения потребностей стран-партнеров и демонстрируют четкое влияние на высшее образование на институциональном или системном уровне.

• Ассортимент подходящих организаций расширяется, чтобы охватить

больше заинтересованных лиц в сфере высшего образования. Высшие учебные заведения из стран-партнеров могут выступать в качестве претендентов и держателей грантов для совместных проектов и структурных мер.

• Усилены требования в отношении распространения информации и устойчивости.

• Увеличение размера индивидуального гранта до 500000 -1500,00 евро.

В Казахстане программа ТЕМПУС функционирует с 1995 года с 76 проектами на общую сумму 54 миллионов евро. С 2007 по 2013 года в рамках программы ТЕМПУС IV в Казахстане реализовано 42 региональных и национальных проектов в общей сумме свыше 43 миллионов евро. В этой программе участвуют 45 вузов из 14 регионов. Ниже предоставлены статистические данные об этапах заключения договоров двух сторон (Таблица 3)

Четвертый этап работы ТЕМПУС с 2007 г. до 2013 г. является самым важным для Казахстана. Как показывает таблица, со стороны Казахстана увеличилось количество заявок в европейские образовательные институты. В первый год четвёртого этапа было принято 10 заявок -высокий показатель по сравнению с первыми этапами, в котором за 5 лет было принято только 10 заявок, во втором этапе соответственно - 24 заявок. За 2008 г. увеличилось объём финансирования (Диаграмма 1) в 5 раз.

Диаграмма 1. Финансирование ЕС в Казахстан в рамках программы ТЕМПУС1

Программа Эрасмус Мундос так же является проектом сотрудничества в сфере высшего образования, в котором предусмотрены:

• Повышение сотрудничества между высшими учебными заведениями Европы и третьих стран;

• На основе мобильности студентов и преподавателей предоставление доступ к европейскому образованию;

• Развивать качество и привлекательность Европейского высшего образования в мире.

Данная программа функционирует с 2007 г., однако в 23 ноября 2011 г. Европейская Комиссия предложила изменение Совету Европы на 2014-2020 гг., в котором было предложено новое наименование «Эрасмус для всех» (Erasmus for All). В результате было пересмотрена на Erasmus+ до 2020 г. Данная программа начала работать в 2014 г., нацеленная на увеличение возможностей трудоустройства. Бюджет программы Erasmus+ составлен 14,7 млрд евро, который предусмотрен на 7 лет. Данные цифры показывают, что по сравнению с прошлым бюджетом на 40% больше. Таким образом Европейский Союз направлен инвестировать в сферу образования, обучения, мо-

1 Проекты ТЕМПУС: статистика за 1995-2013 [Электронный ресурс]. /Режим доступа: http://www.erasmusp1us.kz/index.php/ru/programs/te mpus/tempus-projects (дата обращения: 20.10.2018).

лодежи и спорта. В этой программе интегрированы 7 существующих программ: • Программа образования в Течение

всей жизни (Эрасмус, Леонардо да Винчи, Комениус и Грюндтвиг);

• Молодежь в действии;

• Пять международных программ сотрудничества (Эрасмус Мундус, Тем-пус, Альфа, Едюлинк, программа сотрудничества с промышленно развитыми странами).

Программа задействована в трёх действиях: мобильность с целью обучения; проекты по сотрудничеству; политическая поддержка. Бенефициарами данной программы являются порядка 150 стран-партнеров из соседних стран, Западных Балкан, Азии и Центральной Азии, Средний Восток и Южная Африка, Латнская Америка, Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона.

В отличии от ТЕМПУС в качестве участников могут принимать не только 28 стран ЕС, так же страны с национальным агентством - Турция и БЮРМ; и страны Исландия Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. К сведению, в качестве бенефициарий партнеров могут выступать отдельные организации и индивидуумы из любой страны мира.

Казахстан с программой Erasmus+ работает с периода его функционирования. Целый ряд процедуры заявок для получения грантов хоть является трудным, Казахстан присваивал их постепенно (Диаграммы 2,3) 2.

2 Эразмус Мундос в Казахстане: статистика за 2009-2016 [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

http://www.erasmusp1us.kz/attachments/artic1e/203/

12 оооооо Финансирование

10 ООО ООО

1995 1995 199S 1999 2001 2002 2003 2004 2005 2006 200Й 2009 2010 2011 2012 2013

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

В программе Эрасмус+ Казахстан как в программе ТЕМПУС проявляет активные действия. Количество заявок на магистерские и докторские степени интенсивно увеличивались с каждым годом, однако количество присвоения грантов увеличились с 2015 года.

Казахстан активно участвует в инновационных программах Европейского Союза. Партнерская программа Ньютона-Аль-Фараби - это пятилетняя совместная программа на сумму 20 миллионов фунтов стерлингов, начатая в 2014 году правительством Великобритании и Правительством Республики Казахстан. Каждая сторона будет обеспечивать равное финансирование.

Эта программа является частью фонда Ньютона, семилетнего фонда в размере 735 млн. фунтов стерлингов, управляемого Департаментом бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании, который продлится до 2021 года. Фонд Ньютона является частью

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D 1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20% D0%AD%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D 1%83%D1%81%20%D0%9C%D1%83%D0%BD% D0%B4%D1%83%D1%81.pdf (дата обращения: 20.10.2018).

официальной помощи Великобритании в области развития (ОПР). Через Фонд Великобритания будет использовать свои силы в исследованиях и инновациях для содействия экономическому развитию и социальному обеспечению стран-партнеров. Совместно работая над двусторонними и многосторонними программами, Великобритания и Казахстан надеются наладить существующие контакты и создать прочные, устойчивые, системные отношения в области исследований и инноваций.

Первоначально программа будет поддерживать наращивание потенциала, обмен людьми и совместные центры с упором на шесть приоритетных областей:

• Энергии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Здоровье и благополучие;

• Сельскохозяйственные технологии;

• Устойчивость и стихийные бедствия;

• Экология и окружающая среда;

• Продукты питания и вода.

В последующие годы предполагается, что Программа будет все чаще поддерживать сотрудничество Великобритании и Казахстана в этих областях и перевод инноваций в коммерческую и социальную ценность1.

Следующая программа в области инноваций - Рамочная Программа Европейского Союза по исследованиям и инновациям «Горизонт-2020» ориентирована на поддержку бизнеса в науке, то есть направить исследовательскую продукцию на рыночную значимость. По этим же принципам Президент Казахстана поручил правительству совместно с АО «Са-мрук-Казна» разработать программу «Дорожная карта «Бизнес и Наука-2020».

Научно-техническая политика Казахстана ориентирована на долгосрочную и среднесрочную перспективу ради важнейших национальных задач, как продовольственная безопасность, защита окружающей среды, качественное здравоохранение, стимулирование занятости

1 Руан Кеннеди. Партнерская программа «Нью-тон-Аль-Фараби» [Электронная версия] // British Council. - 2014. - Режим доступа: http://www.ehef.asia/images/Kazakhstan/fair-presentations/UK.pdf (дата обращения: 20.10.2018).

населения, развитие инфраструктуры, разработка и внедрение прорывных технологии для повышения конкурентоспособности экономики. В целях достижения этих задач были выявлены следующие тенденции в политике Казахстана: энергоэффективность, рост несырьевого сектора, агропромышленный комплекс, поддержка малого и среднего бизнеса, рост производительности труда.

По данным Комитета по статистике Республики Казахстан, государство выделил из бюджета 182,563 млн евро в 2015 г. на научные исследования и разработки новых технологии (1% от ВВП). В рамках индустриально-инновационной стратегии Казахстан ставит цели увеличения финансирования 2,0% от ВВП до 2020 года. Международный академический совет отмечет, что в настоящее время доля финансирования на науку развивающихся стран составляет 1-1,5%. В этом случае, Казахстан от развитых стран отстает в 10 раз.

Таблица 2.

Научно-технические показатели на 2015 год

Расходы на исследования и разработки в % от ВВП Количество научных учреждений Количество исследователей

0,17% 390 24735

В 390 государственных и частных научно-исследовательских учреждениях 24735 человек занимаются исследованием, из них 18454 исследователи (1832 доктора наук, 5165 кандидаты, 566 доктора по профилю). Рост публикационной активности наблюдается в 2015 году, когда было опубликовано 1995 статьей в ведущих мировых журналов мира Scopus (Elsevier) - 976, Web of Core Collection (Thomson Reuters) - 327, и одновременно в обеих базах - 692. Для увеличения научного потенциала страны Казахстан стремится привлечения инвестиций в науку от частного бизнеса, как это глубоко внедрено в Западных странах.

В рамках научно-исследовательских реформ в Казахстане функционируют ряд научных центров и регулируются соответствующими законодательными нор-

мами и международными соглашениями. Среди центров в области науки и техники существует Координационный центр Рамочных программ (НКЦ), который работает с 1993 г., с 2002 г. работает Независимый экспертно-консультативный совет по поддержке научных исследований в Казахстане. В функции Независимого экспертно-консультативного совета входят координирование и управление участия в конкурсах и других мероприятий Рамочных Программ ЕС. С 2013 г. в рамках конкурсов 7РП, Горизонт-2020, Эрасмус-Мундус, Ньютон - Аль-Фараби было профинансировано 34 проекта с участием казахстанских исследователей и университетов.

Казахстан и ЕС проводят совместные научные и инновационные семинары, крупных научных стейкхолдеровских мероприятии, бенчмаркинг и другие. В рамках совместных программ Казахстан получил доступ к европейскому технологическому рынку, на базе которого Казахстан получает от частных научных предпринимателей нужные оборудования. В поддержку сбыта инновационных технологии ЕС и оснащения ими Казахстан были запущены специальные сессии и конференции «ЕС-Казахстан: сотрудничество через инновации» в 2013 г., в котором проводятся выставки европейской технологии. Значительный вклад в научно-инновационное сотрудничество отразился в проведении семинара в Лондоне «Сотрудничество ЕС и Республики Казахстан в области исследований, инноваций и новых технологии» в феврале 2015 г. В повестке дня стоял обсуждение расширения двустороннего диалога в области научных исследований и инвестиции в инновационное развитие индустрии Казахстана. В конференции участвовали представили министерств, ведомств, агентств, инвестиционных компаний, международных организаций, банков, национальных компаний, научных учреждений, университетов, среднего и малого бизнеса 14 Западных стран и Казахстана. Конференция была финансирована полностью из средств Независимой Экс-

пертно-Консультативным Советом по поддержке научных исследований в Казахстане. Дальнейшие действия рамочных программ были задействованы в Астане 2 октября 2015 г., в котором обсуждались вопросы о вхождения Казахстана в Европейскую предпринимательскую сеть. Данная платформа принадлежит для продвижения казахстанскую продукцию на европейский рынок. [Казахстан: 2016: 38].

Резюмируя отношений ЕС и Казахстан в области науки и инноваций выделяем следующие факты:

• ЕС проводит аналитические и консультативные поддержки инновационных процессов в Казахстане;

• ЕС участвует в реализации технологических программ Казахстана;

• ЕС предоставляет свои технологии в Казахстан в рамках конкретных проектов и или национальных заказов;

• Казахстан участвует в программе ЕС «Горизонт-2020»;

• Казахстан вступил в Европейскую предпринимательскую сеть;

• Проводят совместные научные и инновационные конкурсы среди исследователей и научных учреждений;

• Проводят ряд научных и инновационных программ ради поддержки национальной экономики.

Упоминая вышеперечисленные факты, следует кратко изложить, что в области образования, науки и инноваций Казахстан с Европейским Союзом сотрудничает на основе рамочных программ разработанные согласно СПРС и документов стратегического развития. В 2010 г. вступив в Болонский процесс, Казахстан внедрил европейские стандарты обучения и науки. Таким образом государство активно пользуется грантами европейских программ образования и науки ТЕМПУС и Эрасмус+. Настоящие программы запустились еще в 1990-х гг., и только с 2007 г. по статистическим данным ЕС количество заявок от Казахстана на гранты и одобрения со стороны образовательных институтов ЕС увеличилось. Целью ЕС являются повышение сотрудничества высших учебных заведений Ев-

ропы с третьими странами и развивать качество и привлекательность высшего образования Европы в мире. Казахстан выдвинул для себя задачи модернизировать образовательную область в экономике страны. Отношения в целях развития образования и науки постепенно перешли в другой характер: от развития образования и науки до перехода к инновациям и применения их в коммерческих и социальных целях. К примеру, двустороннее сотрудничество Казахстана с Великобританией по партнерской программе «Ньютон-Альфараби» в области науки и инновации и многостороннее сотрудничество с ЕС по Рамочной Программе по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020» затрагивают вопросы развития инновационной технологии в энергетической безопасности, здравоохранения, сельскохозяйственных отраслях, продовольствии и питьевой воды и другие.

В процессе изучения данного раздела выяснилось, что ЕС необходимо запускать образовательные гранты для развития мягкой силы в мировом сообществе. Исследователи ЕС считают, что привлечение международных студентов и учёных благоприятно отразится в развитии мультикультурных цивилизаций в ЕС.

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аржанова И.В. Международное образовательное сотрудничество - эволюция понятия и его содержательная сущность // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2011. № 4. С. 124-133.

2. Болонский процесс 2020: Пространство Европейского высшего образования в новом десятилетия (Коммюнике Конференции Европейских министров, ответственных за высшее образование, Левен, 28-29 апреля 2009 г.) // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 156-162.

3. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.

4. Информационный обмен в области науки и технологий между странами

Восточной Европы и Центральной Азии. Страновой доклад: Казахстан, июнь 2016 // Независимый Эксперт-но-Консультативный Совет по поддержке научных исследований в Казахстане (InExCB-KZ). - 2016. - 38 с.

5. Коваленко С.А., Смолик Н.Г. Участие РУДН в деятельности Сетевого университета СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 207-213.

6. Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. К вопросу об академической мобильности // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 214217.

Сведения об авторе: Макенова Асия Базаровна - магистр в области международных отношений, кафедра теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected]).

REFERENCES

1. Arzhanova I.V. Mezhdunarodnoe obra-zovatel'noe sotrudnichestvo - ehvolyu-ciya ponyatiya i ego soderzhatel'naya sushchnost' // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2011. № 4. S. 124-133.

2. Bolonskij process 2020: Prostran-stvo Evropejskogo vysshego obrazo-vaniya v novom desyatiletiya (Kom-myunike Konferencii Evropejskih ministrov, otvetstvennyh za vysshee obrazovanie, Leven, 28-29 aprelya 2009 g.) // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. - 2009.

- №7. - S. 156-162.

3. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Redsost. D. A. Degterev, K. P. Kurylev. -M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2017.

— 496 s.

4. Informacionnyj obmen v oblasti nauki i tekhnologij mezhdu stranami Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii. Stranovoj doklad: Kazahstan, iyun' 2016 // Nezavi-simyj EHkspert-no-Konsul'tativnyj So-vet po pod-derzhke nauchnyh issledo-vanij v Ka-zahstane (InExCB-KZ). -2016. - 38 s.

5. Kovalenko S.A., Smolik N.G. Uchastie RUDN v deyatel'nosti Setevogo uni-versiteta SNG // Vestnik Rossijsko-go universiteta druzhby narodov. Se-riya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 4. S. 207-213.

6. Krasnova G.A., Syul'kova N.V. K vo-prosu ob akademicheskoj mobil'nosti // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 4. S. 214217.

About the author: Makenova Assiya Bazarovna - Master of International Relations of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.