стей, направленных на его разностороннее развитие и воспитание.
В таких условиях все большую актуальность приобретает психологическое сопровождение ребенка, которое осуществляется в течение всего периода обучения. Оно включает в себя:
♦ консультирование по различным вопросам, связанным с учебным процессом;
♦ отслеживание развития и изменения психического состояния ребенка, а также оперативное реагирование на любые негативные отклонения в развитии ребенка;
♦ взаимодействие со всеми участниками учебного процесса: учащимися, их родителями, учителями;
♦ помощь в решении проблем и противоречий, возникающих между всеми сторонами учебного процесса.
2. Должна быть создана система психологического сопровождения этих элементов, способная обеспечить дополнительную оценку, накопление информации, прогностическую деятельность, а также обеспечивать успешное существование этих элементов.
Дополнительная оценка должна быть построена на унифицированных описаниях: методики массовые, индивидуальные, наблюдения, результаты консультаций с разными сторонами учебного процесса.
Накопление информации проводится по отдельным учащимся и существующим группам.
Прогноз должен быть рациональным и опираться на накопленные данные.
3. Отдельная работа психологом должна проводиться с учителями:
• кадровый менеджмент (кадровая психодиагностика, создание кураторских команд, повышение эффективности взаимодействия учителей, психологическое консультирование педагогов и кураторов,супервизия);
• информационный менеджмент (создание системы эффективного обмена информацией между всеми сторонами учебного процесса);
• психологическая помощь в формировании и ведении учителем углубленных, профильных и базовых групп учащихся, подготовка учителей к инновациям в образовательном процессе. Психологическое сопровождение необходимо
не только для учащегося (адаптация, выбор уровня и т. д.). Психологического обеспечения требует сам учебный процесс, поэтому необходимо построение целостной модели психологической службы, охватывающей психологическое сопровождение учащихся, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, педагогической деятельности, организационно-управленческой деятельности, определение функционала и компетенций школьного психолога по всем позициям.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения: пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 384 с.
2. Юдина Ю.Г. Система условий для организации творческой деятельности учащихся основной школы // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». — 2003. — № 11. — 172 с.
3. Загвоздкин В.К. Финская система образования: модель эффективных реформ. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
УДК 378. 14:62 (574)
Н.А. Абуова, канд. пед. наук
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата А.А. Абдикадырова
Казахский Национальный технический университет имени К.И. Сатпаева
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ
По результатам проведенных анализов отечественными и зарубежными экспертами, место, занимаемое каждым государством в мировом сообществе XXI в., характеризуется его интеллектуальным потенциалом, уровнем квалифицированного и творческого мастерства специалистов, получивших техническое образование в вузах. Из этого делается вывод, что познавательное, профессиональное и творческое развитие каждого члена общества,
а в особенности инженеров различных отраслей, безусловно, влияет на общее развитие государства. Разносторонние перемены, происходящие в экономических, политических и социальных отношениях Республики Казахстан, требуют основательной перестройки образовательной системы. Президент Н.А. Назарбаев в 2012 г. в своем Послании народу Казахстана отметил: «Учитывая новый курс «Ка-захстан—2050», поручаю Правительству обеспечить
развитие Инженерного образования и системы современных технических специальностей путем выдачи свидетельств международного образца» [1].
При этом международная комиссия по образованию XXI в. заключает, что будущее развитие человечества характеризуется не только экономическим ростом страны, но и уровнем развития отдельной личности. А ЮНЕСКО предлагает перейти с классического понятия «человеческие ресурсы» на концепцию, называемую «человеческая компетентность». Эта концепция нацелена на обеспечение самых важных качественных характеристик как образованность, энергичность, освоение техники и новых технологий, здравоохранение и развитие культуры, охрана окружающей среды, конкурентоспособность на рынке труда, соответствие всем требованиям технического мастерства, а также освоение профессиональной компетентности [2]. Для этого образовательная система нашей страны должна готовить не человека, умеющего проживать в гражданском обществе и правовом государстве, а образованное, всесторонне технически, творчески развитое поколение, которое готово строить и развивать это самое общество и государство.
Наряду с этим, в государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан отмечено, что главная цель высшего образования национального уровня — повлиять на формирование компетентной личности, готовой участвовать в социальной, экономической и политической жизни нашей страны [3]. Если вышеназванное предложение ЮНЕСКО о переходе с классического понятия «человеческие ресурсы» на концепцию, называемую «человеческая компетентность» осуществить на основе подобной документации, то появится большая возможность для выполнения всех требований общества, касающихся образовательной сферы.
С начала 1990-х годов, когда в стране начались перестройки и перемены, социально-экономические перевороты, изменился внутренний мир, культура и образцовые качества простого народа, изменилось их отношение к труду, образованию и профессионализму. Подверглась большому изменению и структура учебных заведений, которые готовили специалистов с техническим образованием, из-за снижения спроса на своих выпускников, некоторые специальности чуть ли не закрылись. В этих учебных заведениях, которые функционировали по системе, сформировавшейся до получения независимости, после 90-х годов резко снизилось количество поступающих студентов. Причиной этому послужило то, что сократилось финансирование учебных заведений со стороны государства. Если в 1991 г. финансирование инженерных специальностей сократилось на 7,8 %, то в 1997 г. этот показатель снизился на 8,2 %. За этот период инженерным
учебным заведениям не поступало никакой помощи со стороны государства. Материально-техническая база совсем устарела, базы не обновлялись и не оборудовались. В те времена специальностями с высоким статусом были экономика, финансовая отрасль и юридические специальности, и поэтому все выпускники школ проявляли интерес к этим специальностям [4].
Лишь в конце 1990-х и в начале 2000-х годов начали уделять внимание этим учебным заведениям и инженерным специальностям. А в нынешнее время основными задачами высшего инженерного образования в Республике Казахстан считаются обновление структуры образования, учитывая спросы индустриально-инновационного развития экономики и развитие инфраструктуры подготовки кадров, путем повышения статуса инженерного образования. Для реализации этих задач в первую очередь нужно обновить государственные стандарты высшего технического образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта, разработать образовательные программы, модульные программы и т. д.
Тем не менее, Казахстан на пути своего независимого развития достиг значительных успехов в реформировании социальной сферы и экономики. Одно из наиболее важных достижений — создание новых концептуальных подходов для систематизирования высшего инженерного образования, охватывающего все направления и уровни вышеназванной отрасли общества. Все происходящие изменения направлены на либерализацию высшего технического образования, которое обеспечит формирование демократического развития государства. Главной задачей реформы повышения качества образования является формирование адаптивности и приспособленности к современному вектору развития экономики страны. В качестве главного составляющего расширения и укрепления партнерства Казахстана на мировой арене выходит вопрос интеграции в мировом образовательном пространстве. Так как долговременная конкурентоспособность государства на этапе глобализации напрямую связана с качеством высшего технического образования, это направление образования считается приоритетным направлением современного экономического развития страны. Реформа высшего образования в первую очередь ставит задачи разработки международной модели аккредитации вузов, новой системы оценки качества образования и образовательных учреждений нового типа (новые технические школы, инновационные университеты, инновационно-образовательные консорциумы).
Для достижения поставленных целей и в целях вступления в мировое образовательное пространство и обеспечения конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда Республика Казахстан
первым из стран СНГ дала свое согласие на Болон-скую конвенцию. Если учитывать, что будущее Казахстана и его экономическое развитие напрямую зависят от конкурентоспособности высокообразованных инженеров на рынке труда, то главным решением этого вопроса является то, что Болонская конвенция в качестве важнейшего требования выдвигает высокую общественность отдельной личности и ее социальную адаптивность к рыночным отношениям. Кредитная система обучения Болон-ской конвенции готовит специалистов в соответствии с образовательным стандартом [5]. Кредитная система обучения, которая с 2005 г. была введена в качестве эксперимента, показывает свою жизнеспособность и актуальность в соответствии с современными требованиями.
В нынешнее время в Казахстане обозначены приоритетные направления подготовки кадров через государственные образовательные гранты. Повышен спрос на технические и инженерные специалисты, которые необходимы для обеспечения экономического роста страны в светлом будущем и повышены уровни требования, предъявляемые на учебные заведения, которые готовят этих кадров. Например, согласно указу Президента РК за № 648 от 5 июля 2001 г. нескольким университетам в Казахстане присвоен статус Национального Университета. Среди этих университетов, которые работают с целью повышения качества высшего образования на уровень мирового стандарта, есть Казахский Национальный Технический Университет имени К.И. Сатпаева и Казахский Национальный Аграрный университет.
Эти университеты, будучи методическими базовыми центрами для других высших учебных заведений Казахстана, готовящих инженеров, обеспечивают их актуальными образовательными программами, альтернативными технологиями обучения, инновационными концепциями, основанными на формировании знаний и навыков будущих кадров. Сегодня вузы, которые готовят инженерных специалистов для различных отраслей нашей страны, для реализации задач индустриально-инновационного развития экономики Казахстана широко используют инновационные методы и технологии обучения и полностью используют возможности виртуальных лабораторий в учебном процессе. Казахстан направляет свою международную деятельность на мировой арене высшего технического образования на установление взаимно выгодных контактов с ведущими вузами стран с разных регионов мира как США, Западная и Восточная Европа, Азия, страны СНГ. Сегодня большинство технических университетов нашей страны добилось контактов развития через международные организации, основанных на деятельности в сфере образования, культуры и науки, таких как Ко-
миссия образовательной деятельности Европейского Союза, Британский Союз Северной Ирландии и Объединенного Королевства Великобритании, Союз Америки, Германская служба Академического обмена, Французский центр университетских программ. Результатом этого достижения является возможность признания на международном уровне дипломов высокообразованных инженеров, подготовленных в нашей стране.
Наряду с этим, для того, чтобы квалификация, присуждаемая специалистам с высшим образованием, достигла международного уровня, Казахстан подписал Лиссабонскую конвенцию, и она фактически функционирует в соответствии с поставленной целью. В свою очередь Казахстанско-Британ-ский технический университет является лидером среди совместно сформированных университетов в Казахстане по созданию модели учебных программ нового типа для других вузов, которые готовят технических специалистов.
Сделав отступление, проанализируем проделанную работу по повышению качества технического образования Казахстана. На основе Меморандума «О формировании Фонда поддержки технического и профессионального образования» между Министерствами образования, энергетики и минеральных ресурсов и Казахстанской Национальной экономической палатой «Атамекен», подписанного в ноябре 2009 г., была запланирована реализация важных проектов совместно со следующими международными организациями, сегодня этот меморандум дает свои положительные результаты:
♦ совместно с Германской организацией технической помощи были разработаны важные модульные программы для учебного процесса;
♦ совместно с Норвежским центром повышения знаний и квалификации была осуществлена подготовка и переподготовка кадров;
♦ совместно с Европейским образовательным фондом была введена методика разработки программ для повышения полномочий профессионального образования в Казахстане, были разработаны стандарты;
♦ совместно с Германским центром ИнВент повышение квалификации преподавателей системы технического образования и производственных учебных мастеров в инновационном плане;
♦ совместно с Британским Советом обеспечение трудоустройства выпускников системы технического образования.
Между Министерством образования и науки РК и Конкорд Консалтинговой группой UCPMI (Франция), GEMCO INTERNATЮNAL BV и Университетом прикладных наук FONTYS были подписаны 2 протокола о сотрудничестве в сфере технического образования, сегодня эти документы
значительно влияют на инновационное развитие технических вузов страны. А также после того, как с 1 января 2011 г. вступил в силу указ Президента «Об утверждении государственной программы развития образования в РК в 2011—2020 годах» всесторонне проводились мероприятия по модернизации технического и профессионального образования в соответствии с общественным спросом и индустриально-экономическим развитием экономики. По итогам международного опыта инвестиции в человеческий капитал, а также в образование дают обществу и экономике определенные вещи, сделанные человеческим трудом. Инвестиции в человеческий капитал нуждаются в техническом плане активной продуктивной рабочей силе и квалифицированных инженерах, умеющих быстро адаптироваться к требованиям нынешнего, быстро меняющегося времени. Время доказывает, что прибыльную экономику обеспечивают лишь специалисты, особенно выпускники технического образования, одновременно сформировавшие знания и квалификацию, деловитость и навыки. Сама жизнь доказывает, что Казахстан сможет показать себя в качестве государства с прибыльной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой благодаря конкурентоспособности выпускников на рынке труда, обеспечивая их инновационным образовательным уровнем в учебных заведениях технического образования.
При исследовании уровня спроса на каждый кадр во время планирования государственной программы динамического индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010—2014 гг. совместно с Министерством Труда Республики Казахстан, в 2011 г. спрос на специалисты с техническим образованием составил 58,2 тысяч человек [6]. Согласно планам вышеназванной программы планируется, что технические учебные заведения обеспечат подготовку кадров с техническим образованием до 2014 г., выпустив 224,6 тысяч выпускников. Об этом сотни лет тому назад немец-
кий ученый педагог Адольф Дистервег писал: «...образование не измеряется количеством знания, образование измеряется полным пониманием своего знания и умением использовать его, поэтому знания и навыки всегда должны быть тесно взаимосвязаны» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что мы не сможем обеспечить качество, разъединив знания от навыков в быстро меняющемся обществе.
Поэтому принимая во внимание то, что индустриально-инновационное развитие нашей страны напрямую связано с квалифицированностью инженерных кадров, подготовленных в технических учебных заведениях, можно сделать выводы о том, что этот вопрос на сегодняшнее время является актуальным и важным в развитии народа Казахстана и укрепления государства.
Список литературы
1. Стратегия «Казахстан—2050»: новый политический курс состоявшегося государства // Послание Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kaz akhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742
2. Интернет-ресурс «Деятельность — Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. unesco.org/new/ru/media-services/single-vi
3. Государственный общеобязательный стандарт образования РК высшее образование. Бакалавриат // Основные положения. ГОСО РК 5.04.019-2011. — Астана, 2011.
4. Абуова Н.А. История развития индустриально-педагогических колледжов в Казахстане (1991-2005 гг.): дис. ... канд. пед. наук. — Алматы, 2005. — 142 с.
5. Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. М., 2004.
6. Программа динамического индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kaztrk.kz/.../Udemeli_ industrialdi-innovacijalik_ damu_memlekettik
7. Дистервег Ф.А. О природосообразности и культу-росообразности в обучении // Народное образование. — 1998. — № 7.
УДК 371.11
Т.П. Утешева, канд. пед. наук Академия социального управления
ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
последнее десятилетие мировая система об- жение дел в данной социальной сфере. В связи разования существенно изменилась. Вопросы с этим государственная политика отличается ин-модернизации российского образования исклю- новационностью подходов к процессам обучения, чительно актуальны и отражают непростое поло- воспитания, развития и социализации подрастаю- 41