МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ
Т. Н. Сайтимова (Волгоградский государственный педагогический
университет)
Статья освещает современное состояние общего среднего образования в Республике Казахстан. Рассматриваются основные направления развития общего среднего образования в Казахстане в контексте создания единого образовательного пространства.
Ключевыге слова: модернизация образования; общее среднее образование; государственная программа; интеграция; единое образовательное пространство.
Большинство современных стран мира признали необходимость модернизации образования в качестве одной из приоритетных задач, которую им предстоит решить для дальнейшего социально-экономического прогресса. В это число входит и Республика Казахстан, признанная в настоящее время мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан, определив перспективы социальноэкономического развития страны, сделал прорыв в экономике. Сегодня страна интегрируется в мировую цивилизацию, активно использует новые прогрессивные технологии.
Произошедшие в Казахстане перемены обусловили процесс проектирования и внедрения новой модели образования на основе современных информационных и педагогических технологий. Особое место в решении этой задачи принадлежит системе общего среднего образования, модернизация которой составляет одну из приоритетных целей реформирования национального образования, так как эффективность общеобразовательной школы является важным показателем степени развития любой страны, ее социально-технического потенциала и международного авторитета.
В истории модернизации казахстанского общего среднего образования конца XX — начала XXI в. можно выделить три основных периода:
1) 1992—1999 гг. — становление законодательной и нормативно-правовой базы;
2) 2000—2004 гг. — собственно модернизация системы, обновление содержания образования;
3) 2005—2010 гг. — стратегическое развитие.
Модернизация системы образования с последующей ее интеграцией в мировое образовательное пространство началась в республике с обеспечения законодательной и нормативно-правовой базы этого процесса. Правовой основой ее реализации стал первый закон «Об образовании», послуживший базой для разработки закона «О высшем образовании» и всех типовых положений образовательного процесса в республике в тот период.
Принятым в 1999 г. единым Законом РК «Об образовании» была определена главная задача образования — создание необходимых условий для получения образования, обеспечивающих формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [6, с. 23].
В период с 1992 по 1999 г. в стране реализовывался ряд программ модернизации общего среднего образования:
— Государственная программа «Да-рын» («Дар»), в рамках которой в 1997 г. был создан Республиканский научнопрактический центр (РНПЦ) «Дарын» при Министерстве образования и науки, ставший системообразующим звеном в работе с одаренными детьми;
— Государственная программа функционирования и развития языков, разработанная в соответствии с Законом «О языках в Республике Казахстан»;
— Государственная программа по информатизации системы среднего образования.
РНПЦ «Дарын» — это многофункциональное научно-образовательное учреж-© Сайтимова Т. Н., 2010
дение, деятельность которого направлена на совершенствование методов выявления и развития одаренности детей. Его основные цели и задачи — содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан; создание системы выявления, отбора, поддержки, развития и обучения одаренных детей; расширение международного сотрудничества в области инновационных технологий развития одаренности личности; обеспечение социальной и правовой защиты одаренных детей и молодежи.
РНПЦ включает в себя 4 республиканские и 34 областные специализированные школы-интерната для одаренных детей, 23 казахско-турецких лицея, 3 региональных центра, 6 экспериментальных школ и площадок. В его состав входят следующие лаборатории: интеллектуальных соревнований, инновационных педагогических технологий, психологического диагностирования и развития личности одаренных детей, организационно-педагогической деятельности. В рамках центра постоянно функционируют республиканская школа олимпийского резерва, республиканская заочная школа по общеобразовательным предметам, научная школа «Жас галым» («Молодой ученый»), школы дополнительного образования, профильная сменная школа «Дарын» с 6 направлениями: олимпийским, гуманитарным, естественно-математическим, культурно-познавательным, творческим и летним.
Одной из эффективных форм выявления и развития способных детей и повышения интереса учащихся к научным знаниям стали республиканские олимпиады школьников. Они проходят ежегодно по 15 общеобразовательным предметам; за последние пять лет в них приняли участие более полумиллиона учащихся. С 2004 г. РНПЦ «Дарын» начал проводить Международную олимпиаду школьников по казахскому языку и литературе, в которой кроме школьников Казахстана участвуют и представители Китая, России, Монголии и Ирана.
В соответствии с Правилами проведения республиканской олимпиады школьников, утвержденными приказом
Министерства образования и науки, выделяются пять этапов олимпиады: школьный; районный (городской); областной (олимпиады городов Алматы и Астаны, а также республиканских школ приравниваются по статусу к областной олимпиаде); отборочный; республиканский. С целью обеспечения единого уровня все задания районных, областных и республиканских этапов готовятся методической комиссией республиканской олимпиады. Все отчеты о деятельности центра по работе с одаренными детьми, включая задания республиканских олимпиад, публикуются в журнале «Дарын» и других научно-методических изданиях республики, посвященных отдельным предметам [1, с. 85].
Для эффективной реализации Закона «О языках в Республике Казахстан», Государственной программы функционирования и развития языков на 2001 — 2010 гг., определения приоритетных направлений по употреблению государственного языка и повышения качества его преподавания в системе образования РНПЦ проводит среди учащихся республиканскую дистанционную олимпиаду по казахскому языку «Язык — символ независимости государства». Цель олимпиады — выявление и поддержка школьников, заинтересованных в изучении казахского языка и обладающих лингвистическими способностями, выражающимися в свободном владении государственным языком как средством общения и духовного развития. Республиканская дистанционная олимпиада по казахскому языку проводится в два тура (дистанционный и очный), в олимпиаде могут принимать участие все желающие учащиеся 5—10 классов общеобразовательных школ неказахской национальности.
В соответствии с принятым в 1997 г. Законом «О языках в Республике Казахстан» государственным языком в стране является казахский, языком межнационального общения — русский. Конституция РК гарантирует сохранение сферы языков и заботу об их свободном развитии. Изучение государственного языка и хотя бы одного иностранного
законом обозначено в качестве важнейшей задачи; в нем предусмотрено также широкое использование родных языков этнических групп [6, с. 31].
Реализация основных положений указанного закона привела к определенным положительным изменениям в изучении языков, в расширении сферы применения родных языков в учебно-воспитательном процессе. Так, возросло число детей, обучающихся на казахском языке, функционируют школы с немецким, таджикским, турецким, узбекским, уйгурским, украинским языками обучения. Кроме указанных языков в отдельных школах республики как родные изучаются азербайджанский, белорусский, греческий, дунганский, корейский, курдский, польский, татарский, чеченский языки. Существуют смешанные школы, ведущие обучение на двух и более языках.
В 1997 г. была принята Государственная программа Президента Республики Казахстан по информатизации системы среднего образования, основные принципы которой заключаются в системности, плановости, обоснованности и этапности. В ходе реализации программы все школы страны были компьютеризированы, при этом обеспеченность составила 62 ученика на один компьютер. Однако компьютеры, поставленные в 1997—1999 гг., со временем морально и технически устарели, поэтому в рамках выполнения данной программы в настоящее время осуществляются обновление и повторное оснащение организаций образования современной компьютерной техникой. На данный момент переоснащение произведено в 1 024 школах. Изданы учебники для 7—9 классов, учебные программы для 10—11 классов профильных школ, а также учебные пособия для учителей информатики общеобразовательных школ. Банк электронных учебников РК в настоящее время представлен 93 наименованиями [3, с. 99].
Продолжается реализация межведомственной программы «Интернет — школам», в рамках которой к всемирной информационной сети подключены 1 411 школ, т. е. каждая шестая школа респуб-
лики, в том числе 602 сельские [3, с. 101].
В целях обеспечения доступности образования в отдаленных районах страны совместно с ЮНЕСКО реализуется пилотный проект «Проектирование учебно-воспитательного процесса на базе дистанционной технологии воспитания и обучения в городских и сельских дошкольных организациях и предшкольных классах». В данном проекте участвует более 1 269 школ трех больших регионов республики: Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областей [3, с. 98]. Проект направлен на повышение качества успеваемости сельских школьников, обеспечение их доступа в открытое информационно-образовательное пространство, овладение учителями и школьниками сельских школ технологией дистанционного обучения.
В настоящее время в учебный процесс организаций образования внедряется многофункциональное интерактивное оборудование в рамках пилотного проекта «Система онлайн обучения», включающее комплекс из пяти учебных кабинетов. Два из них — универсальные: в них могут проводиться уроки математики, истории, географии, астрономии, языков; три — предметные: по физике, химии, биологии [3, с. 100]. Проект обеспечит широкополосный нелимитирован-ный доступ школ к Интернету, что, в свою очередь, приведет к развитию самостоятельной работы учащихся, разгрузке педагогов и в целом к повышению качества образования.
Создан Спутниковый канал дистанционного обучения, к которому подключено 1 500 школ 7 областей республики (Алматинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кызылордин-ской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областей). Задачей спутникового канала является трансляция видеопродукции в отдаленные сельские районы. В настоящее время разработан пакет учебных телефильмов (около 300 наименований) [3, с. 98].
На протяжении второго периода модернизации общего среднего образова-
ния (2000—2004 гг.) в Казахстане реализовывалась Государственная программа «Образование», которая способствовала созданию условий для эффективного развития национальной модели системы образования, обеспечивала широкий доступ молодежи к качественному образованию, формировала государственную политику на ближайшие пять лет.
Программа «Образование», утвержденная Президентом РК 30 сентября 2000 г., ставит следующие основные задачи в области общего среднего образования: охват обучением всех детей школьного возраста; реализация государственных общеобязательных стандартов общего среднего образования; повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введение объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов; обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.
В программе определена цель совершенствования системы воспитания: формирование личностных качеств воспитанника на основе идей казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманизма и общечеловеческих ценностей. Сформулированы задачи в данной области:
— разработка и внедрение эффективной системы воспитания обучающихся в организациях с учетом их этнокультурных особенностей;
— поддержка развития массовых детских и молодежных общественных организаций;
— сохранение и дальнейшее развитие сети внешкольных организаций дополнительного образования;
— переподготовка педагогов дополнительного образования, классных руководителей, кураторов академических групп в организациях образования и работников органов управления образованием по проблемам воспитания;
— реализация комплекса мер по профилактике правонарушений, преступности и безнадзорности детей, подростков и молодежи.
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 128 от 4 февраля 2002 г. была утверждена Государственная программа «Ауыл мектеб1» («Сельская школа») на 2003—2005 гг. Цели данной программы — улучшение работы сельских организаций образования, повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами, обеспечение их устойчивого развития, укрепление учебно-материальной базы и кадрового потенциала сельских организаций образования.
Образовательный процесс 11-летней казахстанской школы организован в соответствии с позициями системы государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан, утвержденной в 2002 г.
При разработке государственных стандартов 2002 г. были достигнуты следующие важные результаты:
— появилась возможность отойти от традиционного сложившегося понимания организации стандартов «на входе», т. е. когда детально описывается содержание образования с соответствующими результатами обучения;
— уточнены основные ключевые понятия как научно-теоретические категории, позволяющие определить совокупность требований к составу и структуре базового содержания школьного образования и к уровням подготовки учащихся;
— установлены требования, регламентирующие рамки базового содержания школьного образования на каждой ступени общеобразовательного заведения;
— установлены требования, регламентирующие права и обязанности учащихся и образовательных учреждений;
— установлены требования, регламентирующие объем учебной нагрузки и ее распределение на инвариантную и вариативную части содержания образования;
— разработаны базисные учебные планы для начальной, основной, старшей ступеней школы.
Третий период модернизации общего среднего образования (2005—2010 гг.)
характеризуется реформированием, основные направления которого определены в Государственной программе развития образования на 2005—2010 гг. и в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г. В соответствии с данными документами в указанные сроки предполагается провести модернизацию национальной системы многоуровневого образования с учетом приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 г. для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества. В качестве основной цели, которую необходимо достичь в результате принимаемых мер по модернизации образования, названо «формирование национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство» [2, с. 38].
Главными направлениями модернизации общего среднего образования в Казахстане признаны переход на 12-летнее обучение; введение нового государственного стандарта общего образования, нацеливающего систему общего образования на формирование не только прочных знаний, но и ключевых компетенций учащихся; переход на новую модель образования — образование, ориентированное на результат.
В настоящее время в республике завершается подготовка к переходу на 12-летнее образование. Отработка международного опыта 12-летнего среднего образования проводится в элитной школе «Мирас» Фонда образования Н. А. Назарбаева, а также в 104 школах (45 сельских и 59 городских) в различных регионах страны. По итогам эксперимента в начальных классах обучающиеся показали успешное усвоение учебной программы, основанной на здоровьесберегающей, личностно ориентированной технологиях обучения. С 2007/08 учебного года эксперимент продолжается в 5 классах основной средней школы [4, с. 42].
Переход на 12-летнее обучение требует обновления содержания общего среднего образования в соответствии с
запросами современной жизни. В новой модели полностью сохраняется существующая предметная система на всех ступенях школы. Снижение общего числа обязательных базовых учебных дисциплин достигается за счет интеграции содержания двух или нескольких предметов в один. Перераспределение учебного материала между уровнями образования позволяет решить проблему, связанную с расширением учебного курса.
Содержание образования будет строиться следующим образом: 1—8 классы — воспитание и развитие школьников, 9—10 — профессиональная ориентация для определения дальнейшего направления обучения, 11—12 — профильное обучение по индивидуальным образовательным маршрутам [4, с. 37].
В сложившихся условиях основными направлениями обновления содержания среднего общего образования становятся:
— определение ценностей, которые способствуют развитию как личности, так и общества в целом;
— приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психофизиологического развития детей;
— обеспечение соответствия содержания образования современным требованиям к формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности;
— ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;
— обеспечение гуманизации содержания образования, его вариативности, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы образования;
11111111111* № 4,
— мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции и услуг;
— формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту международного сотрудничества;
— ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.
В 2004 г. был принят проект Министерства образования и науки РК «Стратегия перспективной модернизации государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан и перехода на модель образования, ориентированного на результат». Рабочая группа, трудившаяся над проектом, пришла к выводу, что для построения современной системы обеспечения качества образования необходимо конкретизировать общие цели в виде компетенций и навыков широкого спектра [5, с. 19].
С 2004 г. в республике проводится общая диагностика обученности в форме единого национального тестирования (ЕНТ) для выпускников школ. Результаты ЕНТ засчитываются в качестве оценок итоговой аттестации и в качестве оценок вступительных испытаний при поступлении в вузы республики. ЕНТ в форме комплексного тестирования охватывает 4 предмета, из них три обязательных: математика, казахский (русский) язык, история Казахстана; четвертый — по выбору. В состав тестов включены задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа, на выполнение которых отводится 3 ч. Результаты ЕНТ оцениваются по 120-балльной системе. В стране для проведения ЕНТ открыты 134 пункта тестирования, которые оснащены необходимым компьютерным и телекоммуникационным оборудованием [3, с. 99].
В результате трехлетней работы представителей педагогической обще-
ственности всей страны в 2008 г. увидел свет Государственный общеобязательный стандарт среднего образования в условиях 12-летнего обучения [5, с. 29]. По структуре и содержанию новой модели результаты среднего образования представлены тремя видами компетенций: базовыми, ключевыми и предметными.
Таким образом, можно констатировать, что за годы реформ в республике было многое сделано для создания законодательной и нормативно-правовой базы образования. Были приняты законы об образовании, о высшем образовании, утверждены концепции государственной политики в области образования, концепция развития среднего образования, государственные стандарты образования. Однако в этой сфере все еще остались проблемы, требующие качественного разрешения. На современном этапе развития общего среднего образования можно говорить не о реформировании, а о модернизации, что предполагает проектирование и внедрение новой модели образования с последующей ее интеграцией в мировое образовательное пространство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекишев, К. Б. Работа с одаренными школьниками в Республике Казахстан / К. Б. Бекишев // Педагогика. — 2008. — № 2. — С. 83—89.
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005—2010 годы. — Астана : РАУАН, 2004. — 47 с.
3. Курманалина, Ш. М. Информатизация системы образования Республики Казахстан / Ш. X. Курманалина // Педагогика. — 2002. — № 9. — С. 98—101.
4. Садыков, Т. С. Методология 12-летнего образования / Т. С. Садыков. — Алматы : РОНД, 2003. — 58 с.
5. Самотокина, Г М. Стратегия перспективной модернизации государственных общеобязательных стандартов в среднем образовании Республики Казахстан и переход на модель образования, ориентированного на результат / Г. М. Самотокина, М. Ж. Жадрина и др. — Астана : Гылым, 2003. — 50 с.
6. Сборник законодательных актов «Образование в Республике Казахстан». — Алматы : РОНД, 2003. — 109 с.
Поступила 05.03.10.