Научная статья на тему 'К вопросу формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в Донецкой Народной республике'

К вопросу формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в Донецкой Народной республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балко Елена Васильевна, Полякова Яна Викторовна

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, приводится анализ состояния системы непрерывного педагогического образования в Донецкой Народной Республике, отражаются его цели, задачи, принципы, сформулированы основные стратегические направления развития. Обоснована необходимость формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в ДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балко Елена Васильевна, Полякова Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical aspects of the development of the continuous education system, analyzes the state of system of continuous pedagogical education in the Donetsk People's Republic, reflects its goals, objectives, principles, and outlines the main strategic directions for development. The necessity of introducing the Concept of continuous pedagogical education in the conditions of modernization of the education system in the DPR is grounded.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в Донецкой Народной республике»

е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.

10. Татарникова Л.Г. Ноосферная парадигма педагогической науки // Новая наука: проблемы и перспективы. - СПб: СПбАППО, 2016. - С. 51-58.

11. Тюплина И. А. Ценности образования в дискурсе новой парадигмы // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 3. - С. 12-15.

12. Шарданов А.Н. Становление новой парадигмы образования как аспект современных цивилизационных процессов: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.11 / Анатолий Назирович Шарданов. - Нальчик, 2004. - 10 с.

13. Эмих Н.А. Специфика применения новой парадигмы в современном высшем Российском образовании // Научное обозрение. Философия. - 2014. - № 1. - С. 53.

Балко Елена Васильевна

кандидат экономических наук, доцент, Полякова Яна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.01/.09

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ON THE ISSUE OF DEVELOPING THE CONCEPT OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION IN THE DONETSK

PEOPLE'S REPUBLIC

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, приводится анализ состояния системы непрерывного педагогического образования в Донецкой Народной Республике, отражаются его цели, задачи, принципы, сформулированы основные стратегические направления развития. Обоснована необходимость формирования Концепции непрерывного педагогического образования в условиях модернизации системы образования в ДНР.

Ключевые слова: система непрерывного педагогического образования, концепция, модернизация, развитие.

The article deals with topical aspects of the development of the continuous education system, analyzes the state of system of continuous pedagogical education in the Donetsk People's Republic, reflects its goals, objectives, principles, and outlines the main strategic directions for development. The necessity of introducing the Concept of continuous pedagogical education in the conditions of modernization of the education system in the DPR is grounded.

Key words: system of continuous pedagogical education, concept, modernization, development.

Педагогическое образование относится к таким социокультурным феноменам, которые определяющим образом влияют на развитие всех сторон жизнедеятельности общества. Именно от педагогов зависит, какими людьми будет населена Республика сегодня и завтра, как они будут жить и работать, какие ценности и приоритеты выбирать.

В нынешних условиях модернизации общества социальный заказ педагогическому образованию представляется как подготовка нового поколения учителей, способных обеспечить инновационное развитие общества, обладающих высокой образованностью, духовно-нравственной культурой, активной гражданской позицией. В связи с этим, ведущей сферой социальной политики по обеспечению профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, становится непрерывное образование [2].

Состояние национальной системы непрерывного педагогического

образования

Система педагогического образования в Донецкой народной республике в настоящее время включает:

- допрофессиональное образование;

- среднее специальное педагогическое образование;

- высшее педагогическое образование;

- последипломное образование;

- дополнительное образование взрослых (переподготовка и повышение квалификации).

Допрофессиональная педагогическая подготовка на настоящий момент имеет фрагментарный характер, реализуется в основном на подготовительных курсах некоторых средних и высших профессиональных образовательных организаций, имеющих в списке реализуемых направлений подготовки педагогические специальности. Так, в Донецком педагогическом институте элементы педагогической и психолого-педагогической подготовки введены в программы подготовительных курсов, имеют профориентационный характер, помогают выпускникам определиться в выборе профессии и направлены на формирование у слушателей интереса к педагогической деятельности.

В структуре непрерывной подготовки педагогических кадров предусмотрена возможность получения среднего специального педагогического образования на базе колледжей (3-4 года обучения). Обучение в педагогическом колледже отличается практикоориентированностью приобретаемых знаний и умений, достаточной общепедагогической подготовкой. Выпускники педагогических колледжей могут работать в учреждениях дошкольного, общего среднего образования и дополнительного образования.

Подготовку педагогических кадров со средним специальным образованием осуществляют три образовательных учреждения: ГП ОУ «Донецкий педагогический колледж», «Макеевский педагогический колледж», «Шахтерский педагогический колледж».

Подготовка педагогических кадров с высшим образованием ведется по ряду направлений подготовки в Горловском институте иностранных языков (готовит преподавателей иностранного языка и истории), Донецком

национальном университете (педагогические профили: «География и экономика», «Математика и информатика», «Физика и информатика», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»), Донецком педагогическом институте (профили: «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Музыкальное образование», «Педагог дополнительного образования», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»). Особенностью подготовки педагогических кадров стало открытие практико-ориентированной управленческой магистратуры «Менеджмент в образовании» в ДОНПИ; «Управление учебным заведением» и «Педагогика высшей школы» в ДонНУ, выпускники которой могут работать менеджерами в учреждениях образования.

Подготовка научных работников высшей педагогической квалификации осуществляется в рамках последипломного образования через аспирантуру, докторантуру и систему соискательства, которой на данный момент в Республике занимается кафедра педагогики Донецкого национального университета. Целью последипломного образования является своевременное и качественное воспроизводство высококвалифицированных преподавательских и научных кадров для высших учебных заведений, а также научных работников высшей квалификации.

Последипломное образование является средством углубления теоретической и специальной подготовки научно-педагогических кадров, овладения ими современными методами и средствами научных исследований, умением самостоятельно на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.

Базовыми образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации и переподготовкой педагогических кадров в республике являются Республиканский институт дополнительного педагогического образования и Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников.

Анализ современного состояния системы педагогического образования в Донецкой Народной Республике показывает, что проделана большая конструктивная работа и достигнуты значительные результаты: проводилось уточнение классификатора педагогических специальностей и направлений подготовки, обновлялось содержание педагогического образования, осуществлялся переход на реализацию компетентностного подхода, совершенствовалась информационно-образовательная среда и научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов сферы образования, усилено внимание к гуманитарному циклу подготовки, образовательные стандарты профессионального образования гармонизированы с российскими стандартами. Активно ведется работа по интеграции национальной системы педагогического образования в мировое образовательное пространство. Процесс осуществляется через установление и развитие эффективных взаимовыгодных партнерских связей с ведущими учебными заведениями РФ, участие в международных проектах и программах, развитие академической мобильности.

Вместе с тем, эти меры носят несистемный характер. Объективно обусловленная стремительность проводимых реформ привела к тому, что модернизация образования проводится без глубокого концептуально-философского, социально-экономического и психолого-педагогического анализа, что не позволило сформировать научную основу этого процесса.

Кроме того, продолжают производить тормозящий эффект такие факторы как: демографический спад, физический и моральный износ основных средств образовательной системы и ограниченность финансовых ресурсов для их обновления, отток научных работников высшей квалификации с территории ДНР, низкий престиж педагогической профессии, старение преподавательского состава, сокращение объема научно-исследовательских работ в области образования и др.

Таким образом, в связи с изменившейся социокультурной ситуацией в обществе и новыми целевыми ориентирами образовательного пространства, возникает острая необходимость в разработке стройной системы педагогического образования, направленной на обновление содержания подготовки педагогических кадров, усиление ее практикоориентированности, преемственности. В свою очередь, оптимизация процесса управления этой системой и обеспечение непрерывности педагогического образования призвано обеспечить наилучшие результаты в условиях дефицита ресурсов: финансовых, кадровых, временных.

Цель, задачи и принципы развития республиканской системы непрерывного педагогического образования

Система непрерывного педагогического образования должна быть многоуровневой, направленной на обеспечение многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали, ее фундаментальности и универсальности. Подготовка кадров в системе непрерывного педагогического образования призвана быть адресной, ориентированной на конкретные запросы образовательных организаций всех типов, субъектов рынка образовательных услуг при сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории, усилении практической направленности обучения [3].

Первым шагом в направлении совершенствования системы педагогического образования является разработка Концепции непрерывного педагогического образования, которая определит приоритетные направления совершенствования системы в современных социально-экономических условиях и позволит прогнозировать возможности повышения ее социальной эффективности. Создание такой Концепции должно быть научно и экономически обосновано с учетом опыта дружественных нам образовательных систем стран СНГ: России, Белоруссии, Казахстана и пр.

Целью непрерывного педагогического образования на разных его этапах является содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи на основе достижений психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики. Достижение этой цели возможно при решении следующих приоритетных задач развития системы непрерывного педагогического образования:

1. Развитие структуры и содержания непрерывного педагогического

образования с учетом социально- и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов в сфере образования.

2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса с учетом актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики.

3. Совершенствование ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования. Экономически обоснованная оптимизация процесса управления системой непрерывного педагогического образования.

Принципы развития системы непрерывного педагогического образования

[1]:

- соответствие основным направлениям государственной образовательной политики;

- гуманизм и социокультурная направленность (реализация непрерывного педагогического образования как ресурса устойчивого развития общества; обращенность образования к человеку, обеспечивающая свободу выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования);

- интеграция потенциалов образования, психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики для перехода системы непрерывного педагогического образования на качественно новый уровень;

- социальное партнёрство работодателей, различных учреждений образования, органов государственного управления и общественных организаций;

- практикоорентированность (обеспечение единства фундаментальной и практической подготовленности выпускников, подготовка их к эффективной профессиональной деятельности в современных условиях);

- оптимизация всех процессов в системе непрерывного педагогического образования с целью повышения их эффективности при сокращении финансовых расходов;

- взаимодополнение традиций и инноваций (проектирование изменений в системе непрерывного педагогического образования на основе достижений педагогической науки и практики);

- непрерывность педагогического образования (формирование системы согласованных и дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, обеспечивающих профессиональное развитие на протяжении всей профессиональной карьеры);

- преемственность общего, предпрофессионального, среднего специального, высшего педагогического образования, последипломного и дополнительного образования взрослых;

- принцип опережения (опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности) [2].

Стратегические направления развития национальной системы непрерывного педагогического образования

1. Развитие структуры и содержания непрерывного педагогического

образования с учетом социально- и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования.

На наш взгляд, система непрерывного педагогического образования в Донецкой Народной Республике должна включать пять ступеней образования: профильное (допрофессиональное) образование на третьей ступени общего среднего образования; среднее специальное педагогическое образование; высшее педагогическое образование; последипломное образование; дополнительное образование взрослых.

Допрофессиональное образование может включать не только курсы подготовки абитуриентов, но и специализированные классы в профильных школах (лицеях); элементы психолого-педагогической подготовки в общеобразовательных школах, применение методик предварительной профдиагностики; практикоориентированные уроки педагогического мастерства при изучении дисциплины «технологии»; развитие волонтерских движений, связанных с системой дополнительного образования и т.д.

Важным направлением модернизации системы непрерывного образования является разработка преемственных, согласованных образовательных программ в сети взаимодействующих между собой учебных заведений среднего, высшего и последипломного образования, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, позволяющих обеспечить плавный переход на следующую ступень образования, обеспечивающий мобильность и демократизм в выборе системы и места получения образования в рамках концепции «образование через всю жизнь». При развитии идеи ступенчатости непрерывного педагогического образования необходима работа по включению колледжей, высших профессиональных образовательных учреждений и баз практик в учебно-научно-практические комплексы, что позволит рассматривать педагогические колледжи как начальную ступень высшего педагогического образования и обеспечит эффективную практическую подготовку. Система должна строиться по принципу опережения, который позволяет, с одной стороны, быстро и гибко реагировать на требования времени, а с другой - планировать программы стажировок и повышения педагогической квалификации с точки зрения осознанной необходимости в самосовершенствовании, а не навязываемых «текущих мероприятий». Высшая профессиональная и последипломная подготовка учителя должна предусматривать возможность получения дополнительной специальности и осуществляться на базе высших учебных заведений, специализированных центров и учреждений.

2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса с учетом актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики.

Структурирование содержания педагогического образования предполагает обновление организационных форм и методов образовательного процесса. Переход от парадигмы преподавания к парадигме учения требует нахождения баланса в учебных планах между аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работой обучающихся. Пагубной может быть тенденция к тотальному переходу на исключительно самостоятельную работу: сначала необходимо дать базовые знания и научить учиться, что возможно только в присутствии преподавателя, а

затем переходить на самостоятельное обучение. При этом требуется решить трудную задачу формирования готовности преподавателей перейти в режим индивидуальной поддержки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся с эффективными способами сопровождения и контроля данного процесса.

Коренным образом должна быть модернизирована учебная и педагогическая практика. Она должна начинаться с первого курса, носить перманентный и продуктивный характер на протяжении всего обучения в высшем образовательном учреждении. При этом студенты должны быть включены в реальные образовательные и воспитательные мероприятия школы, учреждения дошкольного, дополнительного образования и других учреждений, выступающих базами практик. Одним из эффективных механизмов практической профессиональной деятельности является волонтерство. Волонтерская деятельность в учреждениях образования, на наш взгляд, может рассматриваться как один из видов педагогической практики [1].

Важнейшей тенденцией формирования учителя является развивающая направленность подготовки, которая предполагает создание условий для самовоспитания у педагога патриотизма, высокой нравственности, гражданского долга и ответственности, педагогического такта и требовательности к себе и будущей профессиональной деятельности. Системным эффектом воспитывающего обучения предполагается становление педагога как субъекта культуры, в том числе профессионально-педагогической, носителя ее высших достижений и подлинной человечности - возрождение интеллигенции новой формации.

3. Совершенствование ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования. Экономически обоснованная оптимизация процесса управления системой непрерывного педагогического образования.

Необходимость разработки путей и механизмов оптимизации всей системы педагогического образования, направленных на достижение максимального эффекта при ограниченности материальных и кадровых ресурсов, диктуется сложной социально-экономической ситуацией в стране. Первоочередными направлениями здесь являются:

- усовершенствование правовой базы, регламентирующей образовательный процесс, систематизация и устранение противоречий в нормативной документации, обеспечение ее своевременности и доступности;

- предоставление большей свободы и самостоятельности образовательным учреждениям в выборе программ обучения, в кадровых и финансовых вопросах;

- совершенствование научно-методического обеспечения педагогического образования, доработка и синхронизация образовательных стандартов, унификация базовых дисциплин, разработка собственных учебных и учебно-методических пособий;

- управляемое развитие информационного обеспечения образовательного процесса, включающее централизованную разработку систем управления базами данных, обеспечивающих работу образовательных учреждений и разработку комплекса инновационных образовательных технологий на основе

телекоммуникационных (сетевых, Интернет) систем, позволяющих внедрять элементы дистанционного обучения;

- совершенствование кадрового обеспечения педагогического образования путем оптимизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом заказа общества и системы образования;

- совершенствование материально-технического и финансового обеспечения национальной системы непрерывного педагогического образования: совместное использование учебных площадей, учебно-методического обеспечения и социально-культурной инфраструктуры; разработка механизмов привлечения бизнес-сообщества к финансированию проектов развития педагогического образования; развитие механизмов привлечения внебюджетных средств (организация дополнительных платных образовательных, консультационных, спортивных, развлекательных и иных услуг); привлечение инвестиционных средств банков, международных организаций, грантов для подготовки педагогических кадров [1].

Формирование научно-обоснованной, согласованной Концепции непрерывного педагогического образования является важнейшим условием вхождения Донецкой Народной Республики в мировое образовательное пространство с системой подготовки учителя новой формации, творчески реализующего профессиональные задачи в условиях модернизации системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы, утвержденная приказом Министерства образования республики Беларусь от 25.02.2015 № 156. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.mspu.by/dok/mo/koncepciya.pdf (дата обращения: 29.04.2017).

2. Оспанова А.Н. Развитие непрерывного образования в открытой среде высшего учебного заведения // Архив научных конференций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/29_DWS_2009/Pedagogica/53792.doc.htm (дата обращения: 29.04.2017).

3. Чукаев Р.Б. Учитель профессионального образования новой формации [Электронный ресурс] // Р.Б. Чукаев, Н.М. Шефер. - Усть-Каменогорск: Вестник КАСУ №1. - 2007. -Режим доступа: http://www.vestшk-kafu.mfo/joumal/9/340/ (дата обращения: 29.04.2017).

Бегидова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет »,

(Майкоп, РФ)

УДК 378.013

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА

КАК ДЕТЕРМИНАНТ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

PROFESSIONALLY-PERSONAL POSITION OF THE TEACHER AS DETERMINANT OF QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF A

SPECIALIST

В статье раскрываются основные требования к профессиональной компетенции педагога, особое внимание уделяется профессиональной личностной позиции педагога, выделяются доминирующие педагогические функции, которые педагог должен реализовывать в своей профессиональной деятельности, обосновывается сущность концепта «профессиональная деятельность», подчеркивается необходимость реализации акмеологического, андрагогического, личностно-ориентированного подходов в процессе подготовки будущих специалистов в вузе.

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, профессиональная компетентность, акмеологическая направленность личности, андрагогический, личностно ориентированный подходы.

The article deals with the main requirements to professional competence of a teacher, special attention is dedicated to the personal position of the teacher, there are highlighted the dominant pedagogical functions that the teacher must implement in professional activities. The author justified the nature of the concept "professional activity", stresses the need to implement acmeological, andragogical, student-centered approaches in the process of training of future specialists in the University.

Key words: personal and professional position, professional competence, acmeological orientation of the person, andragogical, person-oriented approaches.

Подготовка высококвалифицированных специалистов всегда являлась приоритетной задачей высшей школы. Современный специалист должен обладать не только актуальными теоретическими знаниями и практическими умения, но и быть востребованным на профессиональном рынке труда, т.е. быть конкурентоспособным. Именно такого специалиста должна сегодня готовить высшая школа.

Профессионализация обучения предполагает не только овладение будущим специалистом ключевыми профессиональными компетенциями, но и создание условий для профессионального развития личности, воспитания гражданина, патриота своего государства, своей профессии. Профессиональное образование, прежде всего, должно быть направлено на повышение качества личности будущего специалиста, а для этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.