УДК 37:001.12/.8
Е.Н. Михайлова
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
Томский государственный педагогический университет
Изменения образовательной политики России, модернизация общего среднего образования и высшего образования, реализации целей формирования общего европейского пространства высшего образования определили новое понимание профессиональной компетентности педагога. Современный педагог - это исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию. Большую актуальность приобретает вопрос многоуровневой подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования.
Система непрерывного образования представляет собой единый комплекс, действующий на основе субординации дошкольного, школьного и послешкольного звеньев, взаимосвязи и координации основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и негосударственных, формальных и неформальных учреждений [1].
Новый подход ориентируется на перспективы развития общества и производства, сближение и взаимопроникновение сферы образования и сферы профессиональной деятельности, рассматривает в качестве важнейшего фактора и условия развития этой деятельности включенность в научно-исследовательскую деятельность.
Феномен непрерывного образования концептуально связывается с доктриной «обучающегося общества», что ведет к объединению всей образовательной деятельности с ресурсами общества и направлено в конечном счете на гармоничное развитие потенциальных способностей личности. И это особенно касается педагогической профессии, которой любой, посвятивший свою жизнь, по сути, должен учиться на протяжении всей практической деятельности. Процесс этот, который мы называем непрерывным образованием, должен включать в себя общенаучную и общекультурную подготовку, совершенствование собственно профессионального уровня каждого учителя [3].
Система педагогического образования России представляет собой:
- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования [2].
Российское непрерывное педагогическое образование - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Оно включает в себя ряд системных компонентов: содержание образования, формы, методы и технологии обучения и воспитания и, конечно, субъекты образовательного процесса. Состояние системы непрерывного педагогического образования России ХХ в. могло быть представлено следующим образом:
- допрофессиональная подготовка (школа: педагогический класс, педагогический лицей);
- базовое профессиональное образование (педагогическое училище, педагогический колледж, педагогический университет (институт), педагогический университет);
- профессиональное совершенствование (институт (факультет) повышения квалификации, факультет повышения квалификации, учебные заведения, стажировка, методическая работа, самообразование и т. д.);
- постдипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура).
Если ранее под субъектами непрерывного педагогического образования подразумевались только школьники, студенты педагогических колледжей, институтов и университетов, педагоги, аспиранты и докторанты, то теперь Перечне направлений подготовки бакалавров и магистров выделена группа «Педагогические науки», уточнены названия направлений подготовки бакалавров и увеличено их число, расширен список профилей подготовки бакалавров образования, возросло число магистерских программ в области педагогических наук.
Система непрерывного педагогического образования России ХХ1 в. пока находится в стадии становления.
В настоящее время серьезно нарушена сложившаяся в 1990-е годы допрофессиональная подготовка старшеклассников к учительской деятельности через систему педагогических классов. Не-
Е.Н. Михайлова. Развитие системы непрерывного педагогического образования России.
смотря на то, что опыт многих вузов России, в том числе и Томского педагогического университета периода 1990-2002 гг., доказал, что наиболее предпочтительная категория будущих учителей - выпускники педклассов - как профессионально сориентированные, имеющие по сравнению с абитуриентами общего набора самую высокую мотивацию к обучению именно в педвузе.
Базовое профессиональное образование (педагогическое училище, педагогический колледж, педагогический университет (институт), педагогический университет). Введение в 1992 г. многоуровневой системы высшего профессионального образования, принятой во многих странах мира, внесло сумятицу и неопределенность в российскую систему образования. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.
Ранее у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определенному «направлению» - квалификация (степень) «бакалавр», еще 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) «магистр». При этом остается возможность традиционного пятилетнего обучения с получением степени «специалист».
Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней «бакалавр» и «магистр» в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой ученой степени или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах ученая степень между бакалавром и доктором наук.
Обучение специалистов длится примерно пять лет, и как результат - диплом специалиста-практи-ка («учитель», «инженер», «экономист», «механик» и т. п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение еще двух лет. Набор в магистратуру конкурсный и составляет примерно 20 % от выпущенных бакалавров.
Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в нее можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для
профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.
В настоящий момент многие вузы Москвы и России полностью или частично перешли на европейскую систему подготовки квалифицированных кадров, предусматривающую три уровня: бакалавр, магистр и доктор (в традиционной российской практике - кандидат наук). Комментируя законопроект о повсеместном введении бакалавриата и магистратуры, министр образования и науки РФ Фурсенко утверждает, что «диплом бакалавра - это полноценное высшее образование». Правда, общественное мнение еще не до конца «осмыслило» этот факт. Выпускники с такими «корочками» - достаточно новое явление для российского рынка труда. Поэтому обучающихся по данной схеме, естественно, волнует вопрос: как запись в дипломе скажется на будущей карьере? Чтобы прояснить ситуацию, по заказу журнала «Обучение & карьера» независимая исследовательская группа «Рейтинги высшей школы» провела опрос с целью:
- оценить степень востребованности бакалавров на рынке труда;
- выявить специальности бакалавриата, наиболее перспективные с точки зрения трудоустройства;
- определить тенденции развития подготовки бакалавров и спроса на сотрудников с таким образованием [4].
Более 80 % экспертов считают бакалавриат неполным высшим образованием (НВО), хотя в Европе это полноценное высшее образование (ВО). Конечно, адаптация - дело времени, но доверие формируется медленно, тем более что организованную информационную кампанию в этой сфере не проводили. Специалисты по трудоустройству оценивают востребованнность бакалавров работодателями в целом как высокую (46 % прогнозируют 75-процентное трудоустройство). Однако 18 % респондентов придерживаются мнения, что только 10 % выпускников с таким дипломом смогут быстро найти место. На самом деле результат зависит от многих обстоятельств: профессионального опыта, полученного в годы учебы, личных качеств соискателя, специальности (редкой или массовой), личных связей и, конечно, имени вуза, доверие к которому очень часто служит решающим фактором.
Привлекательность вуза - это не только бренд, но и актуальность предлагаемых образовательных услуг. Привлекательность видов деятельности на уровне бакалавриата разнообразна. В таблице отражены 15 специальностей, соответствующих на-
иболее массовым профессиям. Степень их востребованности на рынке труда была оценена по десятибалльной шкале (в правой колонке - средний балл).
Из анализа данных следует, что наиболее востребованы бакалавры - инженеры и информатики (большинство специальностей данного типа получили наиболее высокие оценки), чуть менее - экономисты, дизайнеры и бакалавры в области туризма. Обращает на себя внимание тот факт, что представители таких популярных направлений образования, как менеджмент и юриспруденция, на уровне бакалавриата не слишком востребованы. Возможно, имеет место проблема перепроизводства кадров в этих областях, в то время как бака-лавров-экономистов поглощает развивающийся банковский сектор. К наименее престижным специальностям (согласно рейтингу) также относятся психология, педагогика и социальная работа. Это связано, с одной стороны, с тем, что данные виды деятельности (по крайне мере, первые два) требуют более высокой квалификации, а с другой - с низким уровнем оплаты труда сотрудников с начальным высшим образованием, поскольку основные места трудоустройства для них - средние школы или районные социальные службы.
Профессиональное совершенствование педагога (институт (факультет) повышения квалификации, факультет повышения квалификации, учебные заведения, стажировка, методическая работа, самообразование и т.д.) в целом пока осталось без изменения. Ближайшими перспективами в этой области называют создание служб методического сопровождения, в которых каждый учитель сможет повышать свою профессиональную компетентность в рамках
№ Название специальности Средний балл
1 Бакалавр техники и технологии 6.8
2 Бакалавр информационных систем 7.5
3 Бакалавр туризма 5.5
4 Бакалавр бизнес-информатики 5.0
5 Бакалавр прикладной информатики 6.0
6 Бакалавр статистики 5.0
7 Бакалавр менеджмента 4.8
8 Бакалавр коммерции 4.3
9 Бакалавр экономики 5.4
10 Бакалавр дизайна 5.8
11 Бакалавр педагогики 3.4
12 Бакалавр социальной работы 2.8
13 Бакалавр психологии 3.5
14 Бакалавр юриспруденции 3.2
15 Бакалавр прикладной математики и информатики 5.7
индивидуальной образовательной программы, разработанной с учетом его интересов и склонностей.
Постдипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура) регулируется в нашей стране пока нормативными документами временного действия. Нет четкой определенности, к сожалению, как отразится введение многоуровневого педагогического образования на начальных его ступенях на аспирантуре и, тем более, на докторантуре.
Таким образом, заканчивая обзор истории развития непрерывного педагогического образования на данном этапе, можно сказать, что система непрерывного педагогического образования в настоящее время развивается и видоизменяется, но по-прежнему направлена на решение задач профессионально-личностного становления педагога, что поможет ему адаптироваться к постоянно меняющемуся кругу функциональных обязанностей.
Поступила в редакцию 05.06.2008
Литература
1. Бекметов Е.П. О подготовке учителя новой формации. М., 2004.
2. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы / режим электронного доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_01/1818.html
3. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография. СПб.-Волгоград, 1997.
4. «Обучение & Карьера» № 27 (2005 г.) http://www.d-mir.ru/journal/oik/