Научная статья на тему 'Многоуровневая система университетского образования во Франции'

Многоуровневая система университетского образования во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СТЕПЕНИ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITY EDUCATION IN FRANCE / UNIVERSITY DEGREES / MULTI-LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM / EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заблоцкая Оксана Александровна

В статье представлена современная система университетского образования Франции, описаны различные учреждения, уровни, степени и дипломы этой системы. Показаны изменения в системе французского университетского образования, связанные с интеграцией в Европейское пространство высшего образования и исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION IN FRANCE

The article presents modern French university education system. Different institutions, levels, degrees and diplomas of this system are described. Changes in French university education system related to the integration into the European Higher Education Area are shown.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система университетского образования во Франции»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Заблоцкая Оксана Александровна

кандидат педагогических наук, преподаватель иностранных языков, Южный федеральный университет, РФ, г. Таганрог

E-mail: ozablotskaya@yandex. ru

MULTI-LEVEL SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION IN FRANCE

Zablotskaya Oksana

candidate of pedagogical sciences, teacher of foreign languages, Southern Federal University, Russia, Taganrog

АННОТАЦИЯ

В статье представлена современная система университетского образования Франции, описаны различные учреждения, уровни, степени и дипломы этой системы. Показаны изменения в системе французского университетского образования, связанные с интеграцией в Европейское пространство высшего образования и исследований.

ABSTRACT

The article presents modem French university education system. Different institutions, levels, degrees and diplomas of this system are described. Changes in French university education system related to the integration into the European Higher Education Area are shown.

Ключевые слова: университетское образование во Франции,

университетские степени, многоуровневая система образования, Европейское пространство высшего образования.

Заблоцкая О.А. Многоуровневая система университетского образования во Франции // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 5-6(6) .

URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1372

Keywords: university education in France, university degrees, multi-level educational system, European Higher Education Area.

На сегодняшний день в университетах Франции действует уровневая система подготовки специалистов, одной из особенностей которой является наличие двух разных образовательных траекторий: профессиональный,

или короткий цикл (Formations courtes a vocation professionnelle) и классический, или длинный цикл (рис. 1).

Рисунок 1. Образовательные траектории в университетах Франции

Длинный цикл университетского образования реализуется в соответствии с рекомендациями Болонского процесса. С 2002 года в соответствии с декретом французского правительства № 2002-482 от 08.04.2002 г. «Об изменении архитектуры высшего образования Франции в связи с формированием Европейского пространства высшего образования» длинный цикл делится на три уровня:

• лиценциатура (Licence) (эквивалент бакалавриата в России),

• магистратура (Master),

• докторантура (Doctorat).

Продолжительность обучения в лиценциатуре составляет три года и подразумевает 180 кредитов ECTS. Обучение в магистратуре длится 2 года (120 кредитов ECTS), в докторантуре — 3 года (180 кредитов ECTS). В таб. 1

отражены изменения в системе университетского образования Франции после реформы 2002 года.

Таблица 1.

Сопоставление степеней и периодов обучения по длинному циклу, актуальных для системы высшего образования Франции до и после начала Болонского процесса

Французский вариант трехуровневой системы, рекомендованной Болонской Декларацией Система образования, существовавшая во Франции до начала Болонского процесса

Докторантура (Doctorat) +8 лет Докторантура +8 лет

Диплом об углубленном высшем

Магистратура (Master) +2 года 120 кредитов ECTS образовании/Диплом о специальном высшем образовании

(DEA — DESS) +5 лет

Диплом магистра (Maitrise) +4 года

Лиценциатура профессиональная (Licence prof.) +3 года

Лиценциатура (Licence) + 3 года 180 кредитов ECTS Диплом об общем университетском образовании (DEUG) +2 года

Данные, представленные в таб. 1, наглядно демонстрируют изменения в системе высшего образования Франции, связанные с Болонским процессом.

Остановимся подробно на организационных особенностях обучения на трех уровнях университетского образования длинного цикла.

Первый уровень французского университетского образования длинного цикла — лиценциатура (la licence). Обучение в лиценциатуре продолжается 3 года (соответственно, обозначим их Л1, Л2, Л3). Для получения степени лиценциата студент должен набрать 180 кредитов ECTS. В 2007 году был разработан план реформирования первого трехлетнего университетского образовательного уровня. Необходимость этой реформы была продиктована большим процентом неуспевающих студентов. Только 64 % студентов

университетов успешно заканчивают обучение и получают диплом (по высшему образованию в целом эта цифра составляет 80 %). Всего 48 % студентов университетов переходят на второй курс, из 52% неуспевающих студентов 30 % проходят повторно первый год обучения, 16 % меняют направление подготовки, 6 % бросают учебу. Данный факт негативно сказывается на социально-экономической обстановке в стране: демотивация, страх перед будущим, отставание от выполнения программы, низкий уровень образования, безработица. План реформирования лиценциатуры был рассчитан на три года (2008—2011) и включал следующие пункты:

• обновление содержания учебных программ лиценциатуры;

• помощь студентам в профориентации;

• профессионально-ориентированные дипломы короткого университетского цикла, интегрированные в трехуровневую университетскую систему подготовки, как один из способов сократить количество студентов, не получивших диплом.

Цели, которые ставили перед собой разработчики реформы:

• за пять лет вдвое сократить количество неуспевающих студентов на первом курсе;

• сделать диплом лиценциата государственным дипломом, дающим необходимую квалификацию для успешной профессиональной деятельности и достаточную теоретическую подготовку для продолжения обучения в магистратуре;

• 50 % возрастной группы должны иметь диплом лиценциата.

Для достижения этих целей было решено:

• усилить педагогическое сопровождение студентов (тьюторство, кураторство);

• создать в университетах бюро помощи студентам в профориентации и трудоустройстве;

• диверсифицировать образовательные траектории;

• установить минимальное количество учебных часов в размере 1500 за три года (20 часов в неделю); до этого количество учебных часов было разным

в разных областях: 1745 часов для области «Естественные науки, технологии и здоровье» и 1432 часа для области «Искусство, литература, языки»;

• предоставить каждому студенту возможность производственной практики по специальности.

С 2011 года обучение в лиценциатуре регламентируется постановлением Министерства высшего образования и научных исследований Франции от 01.08.2011 г. «Об организации обучения в лиценциатуре».

Первый год лиценциатуры (Л1) — год фундаментальной подготовки. Учебные программы для Л1 носят полидисциплинарный характер, призваны расширить диапазон знаний студентов. Особое внимание уделяется обучению иностранным языкам, владению информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), методам работы с литературой, документацией, критическому чтению, методам самостоятельной работы. Усиливается педагогическое сопровождение студентов, которое реализуется в том, что:

• для студентов, поступивших на первый курс, до начала семестра выделяются дни, когда они могут познакомиться со структурой и принципами функционирования университета, сотрудниками, требованиями и т. д.; это помогает быстрее адаптироваться к новым условиям;

• студенты заключают с университетом «контракт успеха» (Contrat de reussite); студенты обязуются посещать занятия, соблюдать дисциплину, прилагать все усилия для успешного окончания обучения; университет обязуется обеспечить индивидуальный подход к студенту;

• обязательная помощь тьютора для студентов, испытывающих трудности в обучении;

• сокращение количества лекционных занятий в пользу семинарских и практических;

• контроль выполнения плана личностного и профессионального развития студента (Le Projet Personnel et Professionnel).

План личностного и профессионального развития составляется студентом с учетом его личных способностей, потребностей, предпочтений. Студент собирает

и фиксирует информацию о выбранном направлении подготовки, о возможных траекториях обучения, ведущих к получению желаемой специальности, о возможных вариантах трудоустройства, о требованиях, предъявляемых работодателями к представителям выбранной профессии, о деятельности предприятий и организаций, которые являются потенциальными работодателями. Работа над составлением плана личностного и профессионального развития учитывается в учебной программе специальности в рамках специального учебного модуля, объем данного вида деятельности в среднем составляет 2 кредита ECTS в семестр.

На втором году обучения в лиценциатуре вводятся специальные дисциплины, происходит знакомство с профессиональной средой (участие в семинарах, форумах, посещение предприятий), продолжается изучение иностранного языка.

Третий год обучения предполагает более глубокое изучение специальных дисциплин, обязательную практику, активизацию сотрудничества студентов с университетскими бюро помощи в профориентации и трудоустройстве.

Второй уровень французского высшего образования — магистратура (le master). Лиценциатура (соответствующий российский уровень — бакалавриат), хотя и является высшим образованием, в некоторой мере ограничивает свободу трудоустройства человека, поэтому большинство студентов продолжают обучение для получения более высокой степени «магистра». Продолжительность обучения в магистратуре составляет два года (120 кредитов ECTS). Во Франции существует две разновидности степени магистра — «магистр-исследователь» (le master recherche) и «магистр по профессии» (le master professionnel). «Магистр-исследователь» будет сориентирован на дальнейшую научно-исследовательскую работу и обучение в докторантуре. «Магистр по профессии» получает конкретную специальность и после окончания магистратуры начинает профессиональную деятельность. Разделение на исследовательскую и профессиональную траектории обычно происходит на втором году обучения в магистратуре.

Третий уровень — докторантура (le doctorat). Обучение на этом уровне длится три года. Этот уровень подразумевает исследовательскую деятельность, докторская степень присваивается после защиты диссертации.

Начиная с 2009 года, при поступлении в докторантуру (Ecoles doctorales) докторанты заключают контракт с университетом или другим государственным учреждением, предоставляющим образование данного уровня. Этот контракт дает такие же социальные гарантии, как и трудовой контракт, устанавливает минимальную сумму вознаграждения. Обучение в докторантуре по такому контракту засчитывается в трудовой стаж. Контракт предусматривает как полную занятость научно-исследовательской работой, так и совмещение с другими видами деятельности: преподавание, участие в работе экспертных комиссий по оценке качества научных исследований, деятельности предприятий и т. п.

Во Франции существует университетское образование «короткого» цикла (Formations courtes a vocation professionnelle). Имеются следующие виды дипломов «короткого» цикла (рис. 2):

Рисунок 2. Типы дипломов «короткого цикла» университетского образования

• университетский технологический диплом (diplome universitaire de technologie (D.U.T.));

• государственный технологический специализированный диплом (diplome national de technologie specialisee (D.N.T.S.));

• диплом о научно-техническом университетском образовании (diplome d'etudes universitaires scientifiques et techniques (D.E.U.S.T.));

• профессиональная лицензия (licence professionnelle).

Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за 2—3 года. Цель данного обучения — в кратчайшие сроки начать профессиональную деятельность. Образование в данном случае — специализированное.

Университетский технологический диплом и профессиональную лицензию выдают университетские технологические институты. Университетские технологические институты входят в состав университетов. Они существуют с 1966 года. На сегодняшний день (2014) во Франции насчитывается 115 университетских технологических институтов. Сочетание университетских традиций и тесного сотрудничества с предприятиями делает университетский технологический диплом востребованным и среди работодателей и среди студентов. По данным Французского института общественного мнения (Institut franfais d'opinion publique (IFOP)), 96 % руководителей предприятий оценивают уровень образования, которое предлагают университетские технологические институты, как хороший; 75 % выпускников этих институтов, решивших начать профессиональную деятельность, находят работу по специальности в течение шести месяцев.

Обучение для получения университетского технологического диплома продолжается два года и включает от 1620 до 1800 часов теоретических и практических занятий. Индивидуальная работа студентов подразумевает работу над проектами под руководством преподавателей. На данный вид работы отводится в среднем 5 часов в неделю. Университетские технологические институты предлагают обучение по двадцати пяти специальностям,

востребованным во вторичном (16 специальностей) и третичном (9 специальностей) секторах экономики. Содержание учебных программ по каждой специальности определяется Г осударственной педагогической комиссией (Commissions Pedagogiques Nationales (CPN)), в состав которой входят руководители и работники предприятий, преподаватели, представители министерства. Для обеспечения интеграции с региональными экономическими пространствами, 20 % учебной программы специальности может составлять региональный компонент.

Образовательный процесс в университетских технологических институтах имеет следующие особенности:

• упор на обучение в маленьких группах и на индивидуальную работу со студентами, что позволяет как развить индивидуальные способности студентов, так и научить их работать в команде;

• профессорско-преподавательский состав включает представителей предприятий;

• высокий уровень материально-технической базы, включающий новейшие информационные и коммуникационные технологии;

• разумное сочетание теории и практики (10 недель производственной практики для университетского технологического диплома и 14 недель для профессиональной лицензии), позволяющее каждому совершенствовать и знания, и профессиональные компетенции;

• активные методы обучения, ориентированные на формирование автономности студента в учебном процессе и в процессе практического применения полученных знаний и навыков;

• интеграция личных целей студента в образовательный процесс: программа подготовки подразумевает учебные модули, полностью посвященные работе студента над своим планом личностного и профессионального развития;

• образование, позволяющее как быстрое трудоустройство, так и успешное продолжение обучения.

Согласно статистическим данным, около 50 % обладателей университетского технологического диплома начинают профессиональную деятельность, другая половина принимает решение продолжить обучение. Университетский технологический диплом интегрирован в многоуровневую университетскую систему образования и подразумевает 120 кредитов ECTS. Этот факт дает возможность обладателям данного диплома продолжить обучение в университете, в частности, в профессиональной лиценциатуре.

Уровень профессиональной лиценциатуры существует с 1999 года (постановление от 19.11.1999 г. о введении профессиональной лиценциатуры). Цель создания данного университетского диплома — максимально обеспечить трудоустройство молодежи. Профессиональная лиценциатура отвечает спросу на нового специалиста, уровень квалификации которого находится между специалистом, окончившим двухлетний короткий цикл университетского образования, и высшими инженерными кадрами.

На уровень профессиональной лиценциатуры могут поступить студенты, закончившие второй год классической трехлетней лиценциатуры, студенты, получившие диплом об общем университетском образовании (2 года обучения) (DEUG), в том случае если они хотят как можно быстрее начать профессиональную деятельность. Данное образование также доступно для студентов, окончивших короткий цикл университетского образования (2 года) и получивших университетский технологический диплом (DUT) или свидетельство о высшем техническом образовании (BTS) (Свидетельство о высшем техническом образовании (brevet de techniciens superieurs (BTS) выдается после двух лет обучения в Секциях высших техников (Sections de techniciens superieurs (STS), действующих при лицеях). Для этих студентов профессиональная лиценциатура — способ получить более высокий уровень квалификации и, следовательно, более престижную работу. Студенты, получившие BTS, составляют около 45 %, а студенты с DUT около 40 % от общего количества поступающих в профессиональную лиценциатуру. При поступлении в профессиональную лиценциатуру студент должен

представить мотивационное письмо, план личностного и профессионального развития, сведения о профессиональной практике. При принятии решения о зачислении комиссия из преподавателей учитывает академическую успеваемость, результаты собеседования, иногда необходимо пройти дополнительное тестирование. Насколько строгим будет отбор, зависит от конкретного направления подготовки.

Обучение в профессиональной лиценциатуре длится один год (два семестра) и подразумевает теоретическую и практическую подготовку, профессиональную практику на предприятии от 12 до 16 недель, реализацию под руководством преподавателя курсового проекта, подготовку и защиту дипломной работы. Около 30 % дисциплин ведутся квалифицированными представителями профессии. График занятий напряженный. Студенты имеют около 35 часов аудиторных занятий в неделю. По ряду направлений подготовки возможно обучение, чередующееся с профессиональной деятельностью по специальности (en alternance). Для некоторых студентов крайне важно иметь возможность заработка во время обучения. Кроме того, молодые специалисты, обучающиеся по таким программам, являются боле конкурентоспособными на рынке труда, так как работодатели ценят наличие опыта.

Хотя программы профессиональной лиценциатуры предназначены для людей, желающих как можно быстрее начать профессиональную деятельность, некоторые студенты принимают решение продолжить обучение. Фактически профессиональная лиценциатура вписывается в трехуровневую европейскую модель высшего образования, рекомендованную для стран-участниц Болонского процесса. Эта ступень обучения эквивалентна бакалавриату, а выпускники получают степень, эквивалентную европейской степени бакалавра, как и выпускники классической лиценциатуры. Следовательно, выпускник профессиональной лиценциатуры может продолжить обучение на следующем уровне, т. е. в магистратуре.

Преимуществом профессиональной лиценциатуры является также ее доступность для различных слоев населения. Дифференцированные

образовательные траектории позволяют привести молодых людей, получивших различное высшее образование короткого цикла (2 года), к одинаковой квалификации. Обладатели BTS (свидетельство о высшем техническом образовании) или DUT (университетского технологического диплома) могут получить более высокий уровень квалификации, продолжив свое обучение в профессиональной лиценциатуре. Студенты, успешно закончившие второй год классической трехлетней лиценциатуры или получившие DEUG (диплом об общем университетском образовании), могут поступить в профессиональную лиценциатуру и за 1 год получить диплом, гарантирующий трудоустройство. Профессиональная лиценциатура является частью системы обучения в течение жизни и позволяет уже работающим специалистам повысить свою квалификацию и продвинуться по карьерной лестнице.

Однако обучение в профессиональной лиценциатуре и в классической лиценциатуре очень отличается. В первом случае делается упор на практику, на обучение профессиональным компетенциям, во втором — обучение носит более теоретический характер, используются специфические методы работы со студентами. Данные различия создают сложности при адаптации к обучению в магистратуре. Таким образом, продолжение обучения для выпускников профессиональной лиценциатуры не является невозможным, но представляет определенную сложность. Студент, желающий продолжить обучение, должен представить личное дело с хорошими результатами обучения, мотивационное письмо, рекомендательные письма от преподавателей. План личностного и профессионального развития студента должен соответствовать выбранному направлению подготовки. Будучи принятым, студент должен работать намного больше, чем студент, окончивший классическую лиценциатуру. Чтобы иметь больше шансов на успешное обучение в магистратуре, некоторые студенты принимают решение повторно пройти третий год обучения,

но уже в классической лиценциатуре, или поступить в инженерную или коммерческую высшую школу, набирающую студентов, окончивших

короткий двухлетний цикл высшего образования. После окончания профессиональной лиценциатуры выпускники также могут продолжить обучение в институте подготовки учителей. В 2007 году 15 % студентов, окончивших профессиональную лиценциатуру, продолжили обучение.

За 15 лет своего существования данный диплом приобрел большую популярность среди студентов и работодателей [1].

Государственный технологический специализированный диплом (D .N.T.S.) — еще один вариант диплома «короткого цикла» университетского образования, который выдается университетскими технологическими институтами. Данный диплом был создан в 1995 году. Обладатели университетского технологического диплома (DUT) или свидетельства о высшем техническом образовании (BTS) могут продолжить обучение и через год получить государственный технологический специализированный диплом. Учебная программа включает 450 часов аудиторных занятий и производственную практику. В 2006 году только три университетских технологических института предлагали такое образование. Данный диплом не получил широкого распространения, так как является дипломом того же уровня, что и профессиональная лицензия, но в отличие от последней не дает возможности продолжить образования для получения, например, степени магистра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диплом о научно-техническом университетском образовании (Diplome d’etudes universitaires scientifiques et techniques (D.E.U.S.T.)) — диплом «короткого цикла», предлагаемый университетами. Каждая специальность создается с учетом спроса на специалистов со стороны местных предприятий. Обучение длится два года и включает 8-10 недель производственной практики. Содержание учебных программ разрабатывается совместно с региональными предприятиями и организациями. Основная цель данного образования — обеспечить трудоустройство выпускников, однако данный диплом интегрирован в многоуровневую систему университетского образования

и, соответствуя 120 кредитам ECTS, дает возможность продолжить обучение в классической или профессиональной лиценциатуре.

Университеты также имеют в своем составе университетские профессионализированные институты (les instituts universitaires professionalises (I.U.P.)). На сегодняшний день насчитывается 320 таких институтов. Основная цель профессионализированных институтов — подготовка специалистов, на которых существует реальный спрос на региональном рынке труда и чей уровень квалификации находится между обладателями дипломов «короткого цикла» и специалистами-магистрами. Поступить в профессионализированный институт можно проучившись один год в университете. Обладатели университетского технологического диплома (DUT) и свидетельства о высшем техническом образовании (BTS) могут поступить сразу на второй курс. Обучение в профессионализированных институтах длится три года и подразумевает от 1660 до 2000 аудиторных часов и 20 недель производственной практики. Некоторые курсы ведут

приглашенные представители профессиональной среды. Преимуществом данного образования заключается в сочетании фундаментальной теоретической подготовки с глубокой специализацией. Решение о переводе каждого студента на следующий курс принимает комиссия, в состав которой входят

преподаватели, преподаватели-исследователи, представители профессии.

По окончании каждого курса выдается государственный диплом:

• после окончания первого курса — диплом об общем университетском образовании (le diplome d'etudes universitaires generales (DEUG)) или диплом об окончании второго курса лиценциатуры;

• после окончания второго курса — диплом лиценциата;

• после окончания третьего курса — диплом об окончании первого курса магистратуры.

Выпускники профессионализированных институтов могут начать

профессиональную деятельность или продолжить обучение в магистратуре.

Университетские институты подготовки учителей (Les instituts universitaires de formation des maitres (IUFM)) занимаются подготовкой педагогических кадров для средней школы. Они были созданы в 1990 году и с 2006 года входят в состав университетов. Институт подготовки учителей есть в каждой академии (академия — административно-территориальная единица, в состав которой входят все образовательные учреждения всех уровней, находящиеся в данном регионе, Франция разделена на 30 академий). Поступить в это учебное заведение можно после трех лет обучения в университете, то есть закончив классическую или профессиональную лиценциатуру. Обучение продолжается два года, после его окончания выдается диплом магистра в сфере образования. Институты подготовки учителей также предлагают курсы повышения квалификации или дополнительную специализацию (например, работа с детьми с отклонениями в развитии) для учителей средней школы.

Региональные институты политических исследований также входят в состав университетов. Задача институтов политических исследований — распространять знания и развивать исследования в области современных политических, экономических, социальных проблем, международных

отношений. Отличительной чертой этих институтов является тот факт, что они не готовят к конкретной профессии, а предлагают фундаментальное, полидисциплинарное образование с обязательным изучением права, экономики, истории, политологии, социологии, географии и иностранных языков. Приоритетным направлением деятельности институтов политических

исследований является международное сотрудничество. Для студентов некоторых из этих институтов год обучения в зарубежном вузе-партнере — обязательное условие. Обучение обычно длится 5 лет (три года лиценциатуры и два года магистратуры), но при желании студент может продолжить обучение в докторантуре. Выпускники институтов политических исследований могут работать в таких сферах, как государственное управление, юриспруденция, журналистика и т. п.

В состав университетов также могут входить высшие государственные инженерные школы. В эти школы принимаются студенты, проучившиеся два года в университете. Обучение длится три года и по окончании школы выдается диплом инженера. Также предусмотрен переход на магистерскую программу и получение степени магистра.

Рисунок 3. Структура университетского образования Франции

На рис. 3 представлена обобщенная схема различных уровней, траекторий и возможности получения дипломов в системе многоуровневого университетского образования Франции.

На основании анализа системы университетского образования Франции можно выделить следующие особенности данной системы:

• социальное измерение университетского образования;

• стремление к демократичности системы государственного высшего образования;

• диверсифицированность учреждений, входящих в состав университетов, и выдаваемых ими дипломов;

• применение концепции обучения в течение всей жизни на всех образовательных уровнях;

• учет региональных социально-экономических особенностей при составлении учебных программ;

• сотрудничество с предприятиями;

• практическая направленность обучения;

• интеграция в Европейское пространство высшего образования и исследований;

• педагогическое сопровождение.

Таким образом, интеграция различных вариантов университетского образования в единую многоуровневую систему подготовки специалистов, использование системы кредитов ECTS как одного из инструментов такой интеграции позволяет каждому студенту создать собственную образовательную траекторию, обеспечивает равный доступ к образованию любого уровня для всех желающих.

Список литературы:

1. Заблоцкая О.А. Специфика профессиональной лиценциатуры во Франции // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Педагогика и психология». — 2011. — № 10 (123). — С. 97—102.

2. Официальный сайт министерства высшего образования и исследований Франции/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/ (дата обращения:20.05.2014).

3. Les etablissements d’enseignement superieur. Structure et fonctionnement:

Guide pratique. Edition Novembre 2006/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.univ-paris-diderot.fr/DGRH/index.htm (дата

обращения: 15.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.